Кузьма, михайла, исиман
= Ляжить три листа, у тых листах трех апостылы(: у первым листу святога Кузьм±, у другом лист± святога Михайли, у третьим лист± святога Исимана: Смол. г., Добр., 170-171.
(1 упоминание.
(Исиманисцеляет:людей от лихорадки.
( Имя Исиман неизвестно месяцесловам.
ФИЛИПП
= Филипп, святитель (апостол) Христов: Арх. г., Ефим. 2, 166-168.
(1 упоминание.
( Защищает:скот от всех несчастий.
( Память св. апостола Филиппа 11 окт. и 14 нояб.
ПРАОТЦЫ И ПАТРИАРХИ
ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)
ИАКОВ ПАТРИАРХ
= Св. Иаков: Перм. г., Майк., 552; Яков (св.): Арх. г., Забыл., 366; Орл. г., Попов, 246; праотец Яков: Арх. г., Ефим. 2, 155.
( 4 упоминания.
( Помогает:испортить чужое охотничье ружье.
Защищает:людей от начальства.
Исцеляет:людей от зубной боли; людей от кровотечения из ран (мотив копий).
(Святый Яковзатыкает, замыкает копьями раны.
( Судя по контексту (иногда упоминается вместе с Авраамом® и Исааком®), имеется в виду ветхозаветный патриарх, родоначальник израильского народа (см.: Солярский 1881, т. 2, 128-131). Но праздновалось еще несколько Иаковов (13 янв., 9 авг., 9 и 23 окт., 26 и 27 нояб.), в том числе апостол Иаков.
( О молитвах в путь и на суд идущим с упоминанием Иакова см.: Яцимирский 1913, ч. 2, 80.
( Ср. "св. Яков ис сыном сы Саком" в белорусском заговоре (Роман., 18).
АВРААМ ПАТРИАРХ (СВ.)
= Св. Авраам: Арх. г., Ефим. 2, 201; св. отец праведный Абрам: Ворон. г., Майк., 519: б. м., Рыбн., 257-258 (ср. Авраамей св.®).
( 3 упоминания.
( Помогает: улучшить урожай целебных трав (пашет поле для трав).
Исцеляет: людей от зубной боли (функция преобладает, часто - мотив диалога с мертвецом).
( Ветхозаветный патриарх: дважды упомянут вместе с Исааком, однажды - с Яковом. Конечно, возможны контаминации представлений: только Российской православной церковью канонизировано 9 Авраамиев, в т. ч. широко известный преп. Авраамий Смоленский († во второй половине XII в., память 21 авг.). Но учтем, что формы Авраам, Авраамий и Аврамий в церковном употреблении строго дифференцированы, библейскому патриарху может принадлежать только первая (см.: Успенский 1969, 215). Авраамий праздновался 14 февр., 23 марта; Аврамий - 4 февр., 1 апреля и др.
( Ср. в украинских заговорах: св. Аврам и его сын Самсон - от 77 трясавиц (Еф., 10), св. Аврам и его сын Осакий - от 70 "змиивныx дочок", Авраамий и его сын Исаакий - от 77 пропасныць, Авраамий и его сын Михайла - от 77 лихорадок (Иванов 1885, 740); "св. Оврам на се зилля орав", из молний росу собирал, скотине молоко прибавлял (Милор., 40; аналогичный текст: Драг., 24). В белорусских заговорах от лихорадки встречаются св. Аврамий и св. Сак(ий): Роман., 100.
ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)
АДАМ
= Адам: Арх. г., Ефим. 2, 166-168; Майк., 553-555; Арх. о., Адоньева, 86; Волог. г., Иванов, 135; Попов, 235-237; Вятск. г., Майк., 503-504; Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 3633; ркп. из Костр. г., Вин. 2, 47; ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Новг. г., Майк., 429-430; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 486, 498, 499, 507; Олон. г., Майк., 429-430; Симб. г., Майк., 552; Яросл. г., Балов, 428; отец Адам: Арх. о., Ив., 21; Песк., 79; человек Адамий: Олон. г., Мансикка, 211; Адамова голова: Арх. о., Ив., 21; Песк., 78. Имя Адам может также присваиваться домовому (см.: Адамий®).
( 26 упоминаний, из них 6 вместе с Евой®.
( Защищает(ют):людей от врагов вообще; людей от начальства; людей от огнестрельного оружия.
Исцеляет(ют):людей от всех болезней; людей от жабы (ангина, скарлатина); людей от кровотечения из ран (мотив всадника); людей от пьянства; людей от зубной боли (мотив его мертвого тела); людей от ураза (ушиб, рана; мотив мертвой головы).
( Част мотив беседы с его мертвым телом (в целительных функциях, преимущественно при лечении зубов); мотив его мертвой головы на Сиянской® или Алянской®горе (смешение с Голгофой, под которой, по христианским представлениям, находится череп Адама). В заговоре от крови едет в чистом поле на коне, "везе вострую саблю, секе он мертвое тело": МГУ-59, ФЭ-03: 3633. Адам и Ева упоминаются как начало всего ("с Адама земленнои начал, со Еввы семена земленные": Срезн. 13, 486; "отныне и до веки от отца Адама, от матери его": Ив., 21), своего рода мировые координаты ("Начинаютс# сиї словеса ^ самог Icсa Хса и ^ нбсны# силы ^ востоку и до запада, ^ лhта и до сhвера, ^ Адама и ко Евве": Срезн. 13, 507), как первые умершие ("Адам умер, Ева умерла, всю болезнь унесла"). Упоминается "цвет и трава Адамов крест": Майк., 553-555; др. названия ее - Адамова голова, мандрагора, ею рыболовы и охотники окуривали в чистый четверг свои сети, силки и ружья; см.: Афанасьев 1868, т. 2, 411; Чулков 1786, 3.
( Ср. в украинских заговорах название месяца на небе Адам, Адавьевич (Ефименко 1874 = Еф., № 17, 6; № 10, 4), см. также: Чубинский 1872, 126 (Чубинський 1995, 130), а также обращение к св. Адаму (Чубинський 1995, 131); возможно, в связи с известным поверьем, что пятна на нем - это сын Адама Каин, поднявший на вилы своего брата Авеля (см. Каин и Авель®).
ЕВА
= Ева: Арх. г., Ефим. 2, 166-168; Волог. г., Иванов, 135; Попов, 237; Новг. г., Майк., 530-539; Арх. о., Адоньева, 86; бабка Ева: Арх. г., Забыл., 333; Евва: Новг. г., Майк., 429-430; Олон. г., Срезн. 13, 486, 507.
( Упомянута 10 раз, из них 6 с Адамом®.
( Форма с геминацией согласного Евва объясняется как результат ассимиляции из старого варианта Евга (Успенский 1969, 228).
( См. Адам®.
(См. Адам®.
( В белорусском заговоре Евой зовут змеиную царицу (Роман., 111).
АВЕЛЬ
Ни разу не упомянут самостоятельно. 9 раз вместе с Каином; см.: Каин и Авель®.
НОЙ
= Ной праведный: Арх. г., Забыл., 336-337; милостивый Ной: Волог. г., Шуст., 129-130.
( 2 упоминания.
( Появление его имени в зубном заговоре можно объяснить народной этимологией имени (или просто созвучием): зубы ноют.
( Защищает:охотничьи ловушки.
Исцеляет:людей от зубной боли.
(Известный ветхозаветный патриарх, спасшийся во время Потопа.
ИСААК ПАТРИАРХ
Исаак: Арх. г., Забыл., 366; б. м., Рыбн., 257-258.
(2 упоминания.
( Исцеляет:людей от зубной боли.
(Ветхозаветный патриарх, сын Авраама и Сарры.
( Ср.: Осакий, сын Оврама в украинском заговоре от лихорадок (Иванов, 740) и Исаакий, сын Авраамия (там же), а также (ы)Сак, сын Якова в белорусском тексте (Роман., 18).
ЕНОХ
= Енох: Тарск. окр., Майк., 501.
(1 упоминание.
( Исцеляет:людей от всех болезней.
( Мотивы отстреливания болезней и заключения неба и земли.
( Известны 2 Еноха - сын Каина и допотопный патриарх. Последний, согласно переводному апокрифу, был взят живым на небо (см.: СКДР, т. 1, 40-41). В "Беседе Епифания с Андреем" упоминается в одном контексте с Илией, с которым связаны в заговорах те же мотивы (см.: Щапов 1863, 15).
ИОВ
= Иов: Арх. о., Аст., 72.
(1 упоминание.
( Исцеляет:людей от зубной боли.
( Мотив мертвеца, у которого не болят зубы. Ср. Лазаря®, выступающего в том же мотиве аналогичного текста.
( Память св. Иова многострадального - известного ветхозаветного праведника - 6 мая.
ПРОРОКИ