Иудаизм и другие религии
Символы
В существенном смысле, символическое значение в иудаизме имеют молитва Шма и соблюдение шаббата и кашрута, ношение кипы (головного убора)[13].
Один из внешних символов иудаизма с XIX века — шестиконечная Звезда Давида[14]. Исследователь еврейских и иудейских символов Ури Офир выдвигает версию, что происхождение Звезды Давида связано с храмовой менорой. Под каждым из её семи светильников располагался цветок. Ури Офир считает, что это был цветок белой лилии, который по форме напоминает Маген Давид. В поддержку этой теории он приводит древний перевод Библии Онкелоса на арамейский язык, где слово פרח (цветок) переведено как «лилия». Офир ссылается на раввина Авраама ибн Эзру (1093—1167), который в комментарии кПесни песней пишет, что в этом произведении ароматная лилия с её шестью лепестками (лилия, ивр. שושן, на иврите имеет тот же корень, что и число 6 — ивр. שש) символизирует еврейский народ Более древним символом иудаизма является семисвечник (Менора), который, согласно Библии и традиции, стоял в Скинии и Иерусалимском храме. Две расположенные рядом прямоугольные скрижали с закруглённой верхней гранью также являются символом иудаизма, зачастую встречающимся в орнаменте и декорации синагог. Иногда на скрижалях выгравированы 10 заповедей, в полной либо сокращённой форме, либо 10 первых букв еврейского алфавита, служащих для символической нумерации заповедей.
Библия также описывает знамёна каждого из 12 колен. Поскольку традиционно считается, что современные евреи, в основном, происходят из колена Иуды и существовавшего на его территории Иудейского царства, лев — символ этого колена — также является одним из символов иудаизма. Иногда лев изображается с царским скипетром — символом царской власти, которой наделил это колено в своём пророчестве праотец Иаков (Быт. 49:10). Также встречаются изображения двух львов, по обе стороны от скрижалей — стоящих «на страже заповедей».
Основные черты
1. Иудаизм провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию — следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра.
2. Понятие о Боге как абсолютно Совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.
3. Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого».
4. Учение об абсолютной ценности Человека— как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном всестороннем духовном усовершенствовании.
5. Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.
6. При этом у еврейского народа есть особая, заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.
7. Иудаизм предлагает всем людям и народам принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на всё человечество: в то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов[17]. В то же время, иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму и является национальной религией еврейского народа.
8. Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;
9. Учение о приходе Машиаха (Мессии, «помазанник», то есть царь), когда (Машиах является царём, прямым потомком царя Давида, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией , который был взят на небо живым)
10. Учение о воскресении из мёртвых в конце дней , то есть вера в то, что в определённое время мёртвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. О воскресении из мёртвых говорили многие еврейские пророки, такие как Иезекииль (Йехезкель), Даниил (Даниель) и др. Так, пророк Даниил об этом говорит следующее: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление»
Святые места
Святой город — Иерусалим, в котором находился Храм. Храмовая гора, на которой возвышался Храм, — в иудаизме считается наиболее святым местом. Другие святые места иудаизма — Пещера Махпела в Хевроне, где похоронены библейские праотцы, Вифлеем (Бейт-Лехем) — город, на пути к которому похоронена праматерь Рахиль, Наблус (Шхем), где похоронен Иосиф, Цфат, в котором развилось мистическое учение Каббалы и Тверия, где долгое время заседал Синедрион.
Иудаизм и другие религии
Индуизм насчитывает более 30 млн. богов. Например, корова, которой они поклоняются. В иудаизме лишь 1 Бог. В индуизме есть такое понятие, как реинкорнация, то есть, каждый человек перерождается в последующих поколениях, пока не достигнет духовной чистоты. Здесь главным принципом является кастовая система. В еврейском же обществе считается, что любой человек может достигнуть нирваны, независимо от его происхождения. Индуизм считает мир иллюзией, а жизнь – злом, в отличие от иудаизма.
Буддизм и индуизм схожи между собой в понятии реинкорнации. Согласно буддизму, чтобы душа человека перестала перевоплощаться после смерти, он должен жить согласно 8 заповедям, подчинив все желания своей воле. Человек обязан контролировать разум, что в конечном счёте приведёт его к нирване. Буддист не обязан помогать ближнему, его целью является – саморазвитие. Иудеи же считают своим долгом заботиться не только о себе, но и о близких.
Иудаизм в отличии от ислама никогда не носил принудительного характера. За всю историю существования иудаизма, иудеи не только не заставляли людей принимать их религию, но и предостерегали от неискренности в своих намерениях.
Христианство предполагает бескорыстную любовь и помощь всем нуждающимся. Тора же устанавливает определённые рамки в проявлении доброты и любви. Тора утверждает, что человек достигнет лучшего мира, совершая конкретные позитивные дела.