Смирение, которому нельзя подражать
Если мы даем понять, что нам необходимо быть смиренными, то это не значит, что мы пытаемся вам внушить лишь действовать смиренно. Тот, кто хочет поступать таким образом, вскоре вынужден будет убедиться, что это самосфабрикованное смирение ничтожно. Нам следует понять раз, и навсегда, что всякое человеческое стремление подражать смирению бесцельно. Все должен производить Дух Святой, потому что Он один знает, что нам необходимо, и Он формирует наши обстоятельства так, что они приводят к сокрушению нашего внешнего человека.
Однако, нам необходимо просить у Бога света, чтобы мы могли распознать могучую руку Духа Святого, чтобы мы могли добровольно согласиться с ней, а также с благодарностью признать, что все, что Он совершает, действительно правильно. Не станем превращаться в лошадей и мулов, у которых нет разумения. Как только вы поручите себя Господу, вы сразу же узнаете, что Он уже начал Свое дело в нас пять или десять лет тому назад, хотя нам оно как будто не принесло никакого плода. Теперь все стало иначе. Теперь, наконец, вы можете молиться: "Господи, я был слеп, я не сознавал, что Ты ведешь меня. Теперь я понимаю, что Ты хотел сокрушить меня, а потому я поручаю себя Тебе". Отсюда начинается все, что в течение последних пяти или десяти лет оставалось бесплодным, теперь все это приносит плод. Мы сразу же узнаем, как искусно вторгается Господь, чтобы сокрушить многое, о чем мы не знали, что оно вообще существует. Он искусный Мастер, чтобы похитить у нас гордость, самолюбие и самопревозношение, чтобы освободить наш дух, и чтобы превратить его в пригодное орудие.
Два вопроса.
В этом смысле возникает два вопроса, о которых мы хотели бы порассуждать. Первый вопрос: езди всякое человеческое подражание является насмешкой над делом Духа Святого, Который стремится сокрушить внешнего человека, то следует ли нам пытаться связывать всякое плотское движение, которое обнаруживаем, и следует ли нам бездейственно ожидать, пока Дух Святой, Который вынужден совершить это дело, подаст нам больше света?
Бесспорно, правильно поставить преграду для всех. плотских действий, но нам следует знать, что все это даже в самой отдаленной степени не похоже на подражание действиям Духа Святого. Вот пример: хотя я горд, но мне следует отвергать свою гордость; однако, чтобы быть смиренным, мне не следует проявлять своих инициатив. Или я негодую на людей, но я могу все-таки овладеть собой, но тем не менее я не спокоен. Доколе отрицательное стремится проявлять себя, мне необходимо непрестанно противостоять ему. Тем не менее, я не должен проявлять притязаний на положительное. Гордость отрицательна, а потому мне следует восставать против нее; смирение положительно, но мне не следует подражать ему.
Хотя я вынужден поставить преграду плотским действиям, которые я сознаю, но не следует подражать положительным добродетелям. Все, что мне надлежит сделать - это поручить себя Господу и сказать: "Господи, нет оснований употреблять все свои силы для того, чтобы подражать чему-то. Я уповаю на Тебя, что Ты совершишь это дело".
Внешнее подражание является человеческим, а потому оно не от Бога. Всем ищущим Господа необходимо учиться во внутреннем человеке, а не внешне согласовываться.
Мы должны разрешить Богу закончить Свое дело в нас, до этого момента мы не можем ожидать, что оно проявится наружу. Все, что внешне фабрикуется, является поддельным, а потому, обречено на гибель. Человек, несознательно обладающий копией, обманывает как других, так и самого себя. Чем более проявляется подражающих усилий, тем более человек склоняется к тому, чтобы верить, что это его подлинное "я". Убедить такого человека, что его сущность ошибочна, часто трудно, потому что он не в состоянии отличить истинное от ложного. А потому, не станем и пытаться подражать внешне. Гораздо лучше быть естественным; так открывается Богу путь для действий в нас. Поэтому не станем хитрить и подражать, но уповать, что Сам Господь достигнет в нас Своих добродетелей.
А вот и второй вопрос: некоторые по природе вооружены добродетелями, например, кротостью; существует ли разница между этой естественной кротостью и тою, которая достигается посредством воспитания и наказания?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратить внимание на два момента.
Во-первых, все что естественно, не зависит от Духа, даже тогда как достигнутое посредством воспитания Духа Святого находится под водительством Духа и приходит в движение тогда, когда движется дух. Естественная кротость может оказаться для духа настоящим препятствием. Кто по привычке кроток, тот пребывает в себе, а не в Господе. Допустим, Господь хочет, чтобы он встал и произнес очень суровое слово, но вот его природная кротость воспрепятствует ему быть послушным Господу.
Вместо этого он скажет: "О, я не могу этого сделать. Я никогда в жизни не пользовался столь суровыми словами. Пусть это сделает кто-то другой. Я просто не могу этого сделать". Итак, вы видите, что его природная кротость не находится под контролем Духа. У всего плотского, естественно, имеется своя собственная вопя, которая не зависит от воли Божией. Сокрушением же достигнутая кротость может быть использована духом, потому что она не противится ему и не предлагает своих мнений.
Во-вторых, кроткий по природе человек кроток до тех пор, пока вы следуете его воле. Но если вы станете понуждать его к чему-то другому, что он не хочет выполнить с охотой, как тотчас же изменится его поведение. Так называемым человеческим добродетелям недостает элемента самоотверженности. У них неизменно одна цель - содействовать нашей личной жизни и осуществлять ее. Где только ранено это "я", там тотчас же исчезает всякая добродетель. С другой стороны, мы обладаем добродетелями, которые достигнуты наказанием и воспитанием. Но они все-таки доступны нам тогда, когда погибнет отвратительная личная жизнь. Чем более ранено наше собственное "я", тем лучистее сияет истинная кротость. Когда Бог сокрушит ваше "я", тогда обнаружатся истинные добродетели. Итак, природная кротость и духовный плод кротости - это в принципе различные добродетели.