Г) Ведантистское созерцание
Погрузитесь в глубины своего сердца, отрешаясь от объектов чувственного восприятия. Убейте иллюзорное крошечное «я» и осознайте: «Сохам», «Я есть Он». Падая в море, капля сливается с ним, теряет форму и название. Точно так же расстается с именем и формой джива (душа), растворяющаяся в Высшей Душе.
При большой рабочей нагрузке или частых поездках не обязательно отводить медитациям особое помещение и место. Занимайтесь сохам-джапой и дхьяной прямо в процессе дыхания. Это очень просто. С дыханием можно сочетать и рама-мантру. При этом каждый вдох и выдох становится молитвой, медитацией. Не забывайте о «сохам» и «рама». Старайтесь всюду ощущать Его присутствие. Этого будет вполне достаточно.
Когда разум постоянно занят объектами чувственного восприятия, ложное представление о реальности мира усиливается. Когда разум непрестанно думает об Атмане, мир начинает казаться сном. Освободитесь от низменных мыслей и бесполезных санкальп (впечатлений, плодов воображения). Постоянно размышляйте об Атмане. Обратите внимание: постоянно! Это очень важно. Только тогда займется заря духовного знания.
В веданте, на пути джняны, часто встречаются понятия манана (размышление) и нидидхьясана. Манана — это виджатийя вритти-тираскара (возвышение над мыслями о земном) и сваджатийя вритти-праваха (равномерное течение мыслей о Боге, Брахмане). Нидидхьясана — это глубокое созерцание. Это анатма-вритти-ниродха (обуздание мыслей, не связанных с Атманом) и атмакара-вритти-стхити (укрепление мыслей об Атмане). Разум полностью утверждается в Абсолюте, ему не мешают никакие мысли о земном. Созерцание подобно ровному потоку масла, тайла-дхарават.
В первое время, когда новичок еще слаб, он может прикрывать глаза, чтобы мысли не отвлекались, но потом ему следует медитировать с открытыми глазами, даже при ходьбе. Нужно научиться постоянно сохранять уравновешенность разума, иначе нет никаких надежд на достижение совершенства. Постоянно размышляйте о том, что мир явлений в действительности не существует. Есть только Атман.
Всё зримое — майя. Майя исчезает благодаря джняне и медитации на Атмане. Нужно изо всех сил стараться избавиться от майи. Ее разрушительное воздействие проявляется через разум. Уничтожить разум — значит уничтожить майю. Покорить майю можно только медитацией.
Деятельность ума справедливо называют кармой. Подлинное освобождение приходит после низвержения разума с престола. Тот, кто избавился от колебаний разума, обретает высшую пиштху. Если очистить разум от всех загрязнений, он станет совершенно спокойным, а после исчезнут и все заблуждения, связанные с перерождениями.
Если поставить перед собакой большое зеркало и, миску с едой, пес тут же примется лаять на свое отражение, принимая его за другую собаку. Сходным образом, человек видит в зеркале ума только свои отражения, но полагает, будто все окружающие отличаются от него; подгоняемый ненавистью и завистью, он пускается в борьбу с другими людьми.
«Мира нет. Нет ни тела, ни разума. Есть только Единственное Чайтанья (чистое Сознание), и я — это Оно». Вот одна из форм ниргуна-медитации.
В нидидхьясане (медитации) следует развивать сваджатийя вритти-праваху. Пусть в разум наводнением хлынут мысли о Брахмане, Божественном присутствии. Воспитывайте в себе виджатийя вритти-тираскару, отказывайтесь от мыслей о предметах. Прогоняйте их кнутом вивеки и вичары. Вначале придется бороться, и это настоящее испытание, но со временем, когда становишься сильнее, чище и погружаешься в брахма-чинтану (мысли о Брахмане), садхана протекает все легче. Жизнь в единении приносит радость. Атман придает силу. Внутренние силы, растут по мере того, как вишайя-вритти редеют, а разум становится экагра (сосредоточенным на одном).
Старайтесь отождествиться с вечным, бессмертным, чистым Атманом в тайниках сердца. Постоянно ощущайте и думайте: «Я — извечно чистый Атман». Одной только этой мысли достаточно, чтобы избавить от всех тревог и причудливых желаний. Разум пытается вводить нас в заблуждение. Создайте противонаправленный поток мыслей — и разум убежит, словно вор.
Д) Медитация на ОМ
ОМ, пранава, — это спасательная лодка для тех, кто тонет в бескрайнем океане повседневности. Многие уже пересекли на этой лодке океан сансары. Это по силам каждому, кто постоянно, с бхавой и значением, медитирует на ОМ и познает Себя.
ОМ — единственный символ Бессмертного, Вездесущего Я, Атмана. Не думайте ни о чем, кроме ОМ. Гоните прочь мысли о повседневном. Они будут возвращаться, и потому следует вновь и вновь вызывать у себя мысли о чистом Высшем Я. Связывайте с ОМ идеи чистоты, совершенства, свободы, знания, бессмертия, вечности, бесконечности и так далее. Повторяйте ОМ мысленно.
ОМ — это всё. Это имя и символ Бога, Ишвары, Брахмана. Это наше настоящее имя. ОМ вмещает все три формы человеческого восприятия. Он обозначает весь мир явлений. Вся ощущаемая вселенная зародилась в ОМ. В ОМ мир существует и в ОМ (АУМ) он растворяется. Звук «А» олицетворяет материальный мир; «У» — миры астральный и ментальный, мир духов, небеса; «М» — состояние глубокого сна, всё, что неведомо в бодрствующем состоянии и пребывает вне досягаемости рассудка. ОМ символизирует всё. Это основа жизни, мышления и разумности.
В ОМ берут начало все слова, используемые для обозначения предметов. Это значит, что любое слово зарождается, пребывает и гибнет в ОМ.
ОМ — это символ Брахмана, Высшей Сущности. Медитируйте на ОМ. Когда думаешь об ОМ, медитируешь на ОМ, думаешь о Брахмане — содержании, кроющемся за этим символом.
Соединиться с ОМ — значит слиться с тем, что он обозначает. «Тад-джапас-тадартха-бхаванам» («Что произносишь, тем становишься»). Произнося ОМ, медитируя на ОМ, старайтесь отождествиться со Всеблаженным Я и отбросить пять кош — сотворенные майей иллюзорные придатки. Символ ОМ следует воспринимать как Сат-Чит-Ананду, Брахмана, или Атмана. Таково его содержание. В медитации следует ощущать, что вы — это чистота, свет, вездесущее бытие. Ежедневно медитируйте на своем Высшем Я. Помните, что вы — не разум и не тело. Ощущайте: «Я — Сат-Чит-Ананда Атман», всепроникающее сознание. Это ведантистская медитация.
Медитируйте на ОМ, пока не достигнете самадхи. Когда раджас и тамас отвлекают разум, снова и снова занимайтесь дхараной (концентрацией) и дхьяной (медитацией).
«Сделав свое тело нижней арани [дощечкой для добывания огня], а пранаву [ОМ] — верхней арани, усердным трением размышления (человек) увидит Бога [Атман], подобного скрытому (огню)» («Шветашватара-упанишада», 1:14).
О, Рама, ныне ты живешь в Гималаях. Будь в гармонии с Богом Природы. Высокие вершины нашептывают тебе секреты вечной жизни. Журчащие ручьи поют тебе омкару. Сосредоточься на пранава-дхвани (звучании ОМ) и вступи в возвышенное общение с природой. Она откроет тебе свои сокровенные тайны. Учись у нее. Ощути свое единство с заснеженными вершинами, ледниками, освежающими гималайскими ветрами, лучами солнца, голубым небом, сверкающими звездами и так далее.
Желаю всем вам найти покой в недвойственном Брахмане и напиться нектара бессмертия. Желаю всем достичь четвертого состояния (турийя), состояния блаженства, благодаря постижению состояний бодрствования, сновидения и глубокого сна. Желаю вам во всей полноте постичь аматру (неизмеримость) и омкару (пранаву). Пусть каждый погрузится в беззвучный АУМ, перешагнув границы А, У и М. Медитируйте на ОМ и достигайте конечной цели жизни, окончательной Действительности — Сат-Чит-Ананды Брахмана. Пусть ОМ направляет вас! Пусть он станет центром, идеалом и целью. Да озарят вас тайны и истины «Мандукья-упанишады». ОМ, ОМ, ОМ