Деяние согласно этому знанию
Плодом знания должно быть деяние. Одним их первых, кем возгорится адский огонь, будет обладатель знания, который не поступал в соответствии с ним. Да упасет нас Аллах от такой участи! Сказано:
وعالم بعلمه لم يعملن ** معذب من قبل عباد الوثن
«Знающий, не поступающий в соответствии со знанием, будет подвергнут наказанию прежде идолопоклонников».
Предшественники говорили: «Знание зовет деяние, и если оно откликается и приходит, знание остается, а если деяние не является на зов, то знание уходит».
7. ПРИЗЫВ К ЭТОМУ.
Здесь автор направляет нас к призыву людей к тому, к чему призывал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Потому что если человек, во-первых, познал истину, во-вторых, претворил узнанное в деяния, то он обязательно должен сообщить об этой истине людям, указать им на верный путь. Приведем доходчивый пример: если мы увидим человека, идущего по дороге и не замечающего имеющейся впереди ямы, в которую может упасть, должны ли мы предупредить его об опасности или нет? Конечно, должны! Если мы не сделаем этого и он упадет в яму, на нас ляжет ответственность за его падение. В данном примере речь идет об опасности, связанной всего лишь с этой, земной жизнью. Что тогда говорить об опасностях, относящихся к вечному миру?! Когда ты видишь, что люди находятся на краю адской пропасти, ты обязан их предостеречь, как это делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах сказал:
قل هذه سبيلي أدعو إلى الله على بصيرة أنا ومن اتبعني وسبحان الله وما أنا من المشركين
«Скажи это мой путь – я призываю к Аллаху на основе знания и те, кто последовал за мной. Пресвят Аллах, я – не из многобожников» (12:108).
Кто относится к настоящим последователям Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, тот обязан призывать к тому, к чему призывал он, а первое, к чему он призывал – тавхид.
Призыв имеет пять условий:
1. Искренность (ихляс);
2. Знание состояния призываемого;
3. Обладание необходимым религиозным знанием;
4. Мудрость;
5. Терпение.
8. ТЕРПЕНИЕ ПЕРЕД ТРУДНОСТЯМИ, ВОЗНИКАЮЩИМИ НА ЭТОМ ПУТИ.
По этому пути шли пророки, мир им и благословение Аллаха, и их постигали гонения и лишения, им причиняли обиды и страдания. И всякий, кто идет этим путем, непременно подвергается испытаниям, а значит обязательно нуждается в терпении. Терпении на поприще чего? На поприще:
- приобретения знания,
- деяния,
- призыва.
Ученые делят терпение (сабр) на 3 вида:
1). Терпение в отношении приказанного Аллахом, чтобы выполнять это.
2). Терпение в отношении грехов и запрещенного Аллахом, чтобы не делать запретное и отстраняться от него (самое главное, от чего необходимо удерживаться, – это ширк).
3). Терпение в отношении предопределенных неприятностей (болезни, бедность).
ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЭТОГО ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО:
Одна из лучших особенностей книг автора – то, что в них он обязательно приводит довод (далиль). Для чего? Во-первых, чтобы приучить учеников (читателей) к следованию за шариатскими доводами. Во-вторых, для подготовки их к тому, чтобы стать когда-нибудь учеными и приобрести способность выводить законоположения (хукмы) из доводов. В-третьих, чтобы научить их, как опровергать заблуждения оппонентов, потому что истинные доводы находятся в Книге Аллаха и Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
«С ИМЕНЕМ АЛЛАХА ВСЕМИЛОСТИВОГО, ЯВЛЯЮЩЕГО МИЛОСТЬ! КЛЯНУСЬ ПРЕДВЕЧЕРНИМ ВРЕМЕНЕМ, ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК В УБЫТКЕ, КРОМЕ ТЕХ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ, И ТВОРИЛИ ПРАВЕДНЫЕ ДЕЛА, И ЗАПОВЕДАЛИ МЕЖДУ СОБОЙ ИСТИНУ, И ЗАПОВЕДАЛИ МЕЖДУ СОБОЙ ТЕРПЕНИЕ!» (Аль-‘Аср 103:1-3).
Аллах клянется временем, и Он может клясться чем хочет, ибо Его не спрашивают о том, что Он делает, но Он спрашивает с рабов. Мы же не имеем права клясться кем-то, кроме Аллаха, ибо тот, кто клянется не Аллахом, тем самым совершает куфр (деяние неверия) или ширк, как об этом сказано в хадисе.
Спроси любого человека на земле – верующего или неверного – о том, чего он хочет: убытка или прибыли. Он, не колеблясь, ответит: прибыль. Сура гласит, что каждый человек окажется в убытке. Исключением Аллах назвал лишь тех, которые веровали (обладали иманом), совершали праведные деяния, призывали друг друга к истине и заповедовали друг другу терпение. Вера (иман) – это убежденное знание, слово и деяние, она увеличивается и уменьшается.
Вот почему этой суры достаточно как довода против людей, уведомляющего их, что они обязаны получить знание, совершать деяния, призывать и терпеть. Вот почему ИМАМ АШ-ШАФИ’И, ДА СМИЛОСТИВИТСЯ НАД НИМ ВСЕВЫШНИЙ АЛЛАХ, СКАЗАЛ:
"ЕСЛИ БЫ АЛЛАХ НЕ НИСПОСЫЛАЛ ЛЮДЯМ ДРУГОГО ДОВОДА, КРОМЕ ЭТОЙ СУРЫ, ТО ЕЕ БЫЛО БЫ ДЛЯ НИХ ДОСТАТОЧНО".
Слова имама не означают, что сура «Аль-Аср» заменяет собой все ниспосланное. Нет! Ученый подразумевал, что ее одной достаточно для того, чтобы у человека не осталось оправданий в отношении упомянутых четырех вопросов. Все в Коране является доводом. Посредством только одной суры «Аль-Аср» творения получили неопровержимый довод и лишились оправдания, не говоря уже обо всех сурах.
Другой особенностью книг автора является то, что он часто приводит слова имамов и ученых Ахлю-с-сунна, и хотя их слова и не считаются доводом, однако подкрепляют и разъясняют сказанное в этих книгах.
ИМАМ АЛЬ-БУХАРИ, ДА СМИЛОСТИВИТСЯ НАД НИМ ВСЕВЫШНИЙ АЛЛАХ, В СВОЕМ «АС-САХИХЕ» СКАЗАЛ: «ГЛАВА О ТОМ, ЧТО ЗНАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕЖДЕ СЛОВ И ДЕЯНИЙ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЧЕМУ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: "ЗНАЙ ЖЕ, ЧТО НЕТ БОЖЕСТВА, ДОСТОЙНОГО ПОКЛОНЕНИЯ, КРОМЕ АЛЛАХА, И ПРОСИ ПРОЩЕНИЯ ЗА СВОЙ ГРЕХ" (Сура «Мухаммад», 47:19). КАК ВИДИМ, АЛЛАХ УПОМЯНУЛ ЗНАНИЕ ПРЕЖДЕ СЛОВ И ДЕЯНИЙ».
Мухаммад ибн Исмаиль аль-Бухари, автор «Ас-сахиха», назвал именно так одну из глав своей книги по той причине, что если человек совершает деяния без знания, то он похож на христиан, а если имеет знания, но не поступает в соответствии с ними, то похож на иудеев. Мусульманин должен иметь и знание, и деяние. Отсюда следует, что если человек хочет молиться, поститься, совершать умру или какое-либо другое поклонение, ему запрещено делать это, пока у него не будет на это довода. Поклонение (‘ибада) принимается только при соблюдении двух условий: искреннем его совершении только ради Аллаха (ихляс) и его соответствии тому, чему научил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует (мутаба’а). Аль-Бухари, следуя обыкновению ученых-предшественников, привел на свои слова довод – аят из суры «Мухаммад»:
فاعلم أنه لا إله إلا الله واستغفر لذنبك وللمؤمنين والمؤمنات
«Знай (ибо знание прежде всего), что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха (и что Мухаммад – раб Его и посланник) и проси прощения за свой грех, а также за верующих мужчин и женщин».
Аллах начал со знания, а затем приказал мольбу о прощении (истигфар).
Знание и исповедание тавхида – величайшая из человеческих добродетелей, но упоминая о ней, Всевышний вслед упоминает о необходимости просить прощения. Потому что человек, чтобы он ни делал, обязательно допускает упущения. Вот почему Всевышний приказал совершать истигфар после деяний поклонения (ибадат): намаза, хаджа и др.
Более того, когда подошла к концу великая миссия Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которую он выполнял наилучшим образом в течение двадцати трех лет, признаком ее окончания и скорой смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было ниспослание ему суры «Ан-Наср» («Победа») и содержащегося в ней повеления просить у Аллаха прощения.
Таким образом, аят, приведенный аль-Бухари, сочетает в себе тавхид и истигфар. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, много просил Создателя о прощении, и много каялся.
Вторая часть
Три вопроса
ЗНАЙ, ДА СМИЛОСТИВИТСЯ НАД ТОБОЙ АЛЛАХ, ЧТО КАЖДЫЙ МУСУЛЬМАНИН И КАЖДАЯ МУСУЛЬМАНКА ОБЯЗАНЫ ПОЗНАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ТРИ ВОПРОСА И ДЕЙСТВОВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С НИМИ.
Это вторая из пяти частей книги. Первая была посвящена четырем вопросам, эта – трем вопросам. Как говорилось ранее, нужно отличать три вопроса от трех основ. Три основы – это вопросы могилы, а три вопроса (если говорить кратко) – это: 1. Вера в единственность Аллаха в господстве (тавхид ар-рубубиййа) и Его единственность в божественных именах и атрибутах (тавхид аль-асма ва-сыфат). 2. Вера в единственность Аллаха в праве быть богом (тавхид аль-улухиййа). 3. Отречение от ширка и его последователей.
Здесь автор во второй раз молится за учеников и читателей, ибо желает им всех благ.
Говоря «каждый мусульманин и мусульманка», ученый подчеркивает, что данные вопросы касаются женщин точно так же, как и у мужчин.
В арабском языке слово «тавхид» – отглагольное существительное от глагола «ваххада», который означает «делать одним, единственным». Но главным для нас является не языковое, а шариатское определение, потому что мы поклоняемся Аллаху посредством Его шариата.
التوحيد شرعاً إفراد الله بما يختص به من الربوبية والإلوهية والأسماء والصفات.
Тавхид с точки зрения шариатской терминологии – это признание единственности Аллаха в том, что присуще только Ему, будь то господство, божественность (право на чье-либо поклонение) или имена и атрибуты. Таким образом, тавхид представлен тремя видами:
توحيد الربوبية هو إفراد الله بأفعاله، أو بالخلق والملك والتدبير
Тавхид ар-рубубиййа (единобожие, связанное с господством) – это признание единственности Аллаха в Его действиях, или, иначе говоря, в сотворении, власти, управлении мирозданием и его устроении.
توحيد الإلوهية هو إفراد الله بالعبادة أو بأفعال العباد.
Тавхид аль-улюхиййа (единобожие, связанное с божественностью, достопоклоняемостью) – это признание исключительного права Аллаха на чье-либо поклонение или, иначе говоря, религиозные действия рабов.
توحيد الأسماء والصفات هو إفراد الله بما سمى ووصف به نفسه في كتابه أو على لسان رسوله وذلك بإثبات ما أثبت لنفسه ونفي ما نفى عن نفسه من غير تحريف ولا تعطيل ومن غير تكيف ولا تمثيل.
Тавхид аль-асма уа-с-сыфат (единобожие, связанное с именами и атрибутами) – это убежденность в единоличном обладании Аллахом теми именами и атрибутами, которыми Он охарактеризовал Себя в Своей Книге и устами Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Эта убежденность выражается в подтверждении того, что Аллах подтвердил в отношении Самого Себя, и отрицании того, что Он отверг в отношении Самого Себя, без искажения, отрицания, придания определенного образа (вопроса «Как?») и уподобления.
Данное определение указывает на то, что имена и атрибуты Аллаха не относятся к вопросам, в которых можно основываться на заключениях разума. Напротив, они – тавкифиййа, то есть здесь нужно неукоснительно придерживаться того, что сказано в Коране и Сунне и не переходить за рамки аятов и хадисов, останавливаться строго у этой грани, как указывал имам Ахмад. Этот вид тавхида выражается в том, чтобы признавать и утверждать все то, что утверждает в отношении Себя Аллах и утверждает в отношении Аллаха Его посланник, и отрицать то, что отрицает Аллах в отношении Себя и отрицает в отношении Него Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Ахлю-с-Сунна в отношении отрицаемых атрибутов (ас-сыфат ас-сальбиййа) поступает так: отрицают в отношении Аллаха все то, что отрицает в отношении Себя Сам Аллах и отрицает Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, при этом обязательно подтверждая обладание Аллахом атрибута, противоположного отрицаемому, в его совершенной степени, ибо просто отрицание не является совершенством. Так, мы отрицаем в отношении Аллаха сон и дремоту, потому что их отрицает Сам Аллах, говоря: «Не овладевает Им ни дремота, ни сон» (2:256). При этом мы обязаны подтверждать обладание Аллахом атрибутами совершенства, противоположными сну и дремоте. Ими являются абсолютные и совершенные существование, жизнь, самодостаточность и вседержительство.
Согласно аята из суры «Женщины», ученик должен обращаться к ученым-раббаниййин, поэтому ему необходимо запоминать и учить те определения, которые дают они, не изменяя в них ничего, пока не укрепится в знании и сам не станет ученым. Например, если тебя спросят, что такое тагут, ты скажешь так, как сказал Ибн аль-Каййим (все, в отношении чего раб переходят установленные границы в поклонении, следовании, подчинении).
3. АЛЛАХ СОЗДАЛ НАС, ДАЛ НАМ СРЕДСТВА К СУЩЕСТВОВАНИЮ И НЕ ОСТАВИЛ НАС ПРЕДОСТАВЛЕННЫМИ САМИМ СЕБЕ. ОН ОТПРАВИЛ К НАМ ПОСЛАННИКА, И ТОТ, КТО ПОДЧИНИТСЯ ЕМУ, ВОЙДЁТ В РАЙ, А КТО ОСЛУШАЕТСЯ ЕГО, ПОПАДЕТ В ОГОНЬ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЭТОГО ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: "МЫ ПОСЛАЛИ К ВАМ ПОСЛАННИКА, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩЕГО О ВАС, КАК ПОСЛАЛИ К ФАРАОНУ ПОСЛАННИКА. И ОСЛУШАЛСЯ ФАРАОН ПОСЛАННИКА, И СХВАТИЛИ МЫ ЕГО ХВАТКОЙ МУЧИТЕЛЬНОЙ" (Аль-Муззаммиль 73:15-16).
Эти слова автора, если говорить кратко, заключают в себе первый из трех вопросов – единственность Аллаха в господстве (тавхид ар-рубубиййа) и Его единственность в божественных именах и атрибутах (тавхид аль-асма ва-сыфат).
Аллах – Создатель, Наделитель, Управитель, Устроитель, Оживляющий и Умерщвляющий. Если Он Творец, значит только Он заслуживает поклонения. В Коране очень часто Всевышний приводит неверующим, к которым был послан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в качестве довода и аргумента то, что если они признают единственность Аллаха как Господа (тавхид ар-рубубиййа), значит должны признать и Его единственность как Истинного Бога (тавхид аль-улухиййа).
Аллах по милости Своей не оставил нас без присмотра, предоставленными самим себе, не приказав нам ничего и не запретив. Нет! Он отправил к нам пророков, мир им и благословление. Кто подчинился посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тот войдет в Рай, а кто ослушался – тот отказался, а значит (да упасет нас Аллах от подобной участи) войдёт в Ад.
По своему обыкновению автор приводит довод. Это слова из Корана, в которых сообщается о том, что Аллах отправил к нам в качестве свидетеля над нами Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, так же, как к Фараону был направлен Муса. Муса, мир ему, предъявил ему довод Аллаха, но Фараон и его народ отвернулись, и тогда Аллах (после уведомления и предъявления довода!) подверг их мучительной каре. Всевышний сказал:
وما كنا معذبين حتى نبعث رسولا
«Мы никого не наказывали, пока не отправляли посланника» (Аль-Исра, 17:15).
А также сказал:
رسلا مبشرين ومنذرين لئلا يكون للناس على الله حجة بعد الرسل
«Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода (оправдания) против Аллаха» (4:165).
4. АЛЛАХ НЕДОВОЛЕН, КОГДА К НЕМУ ПРИОБЩАЮТ КОГО-ЛИБО В ПОКЛОНЕНИИ, БУДЬ ТО ПРИБЛИЖЕННЫЙ АНГЕЛ ИЛИ ПОСЛАННЫЙ ПРОРОК.
Аллах недоволен ширком – приобщением к Нему в поклонении чего-либо или кого-либо, кем бы и чем бы ни был объект поклонения.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЭТОГО ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: «ВСЕ МЕЧЕТИ (масаджид) ПРИНАДЛЕЖАТ АЛЛАХУ, ПОЭТОМУ НЕ ВЗЫВАЙТЕ НИ К КОМУ НАРЯДУ С АЛЛАХОМ» (Аль-Джинн, 72:18).
«Ни к кому»– поскольку слово«ахадан» («ни к кому»)имеет неопределенное состояние (по-арабски ан-накира) и находится в контексте запрета, значит оно приобретает значение всеохватности и охватывает собой все, чему поклоняются помимо Аллаха (ангелы, пророки, праведники, джинны и т.д.).
Слово «масаджид»в аяте представляет собой множественное число слова «масджид». Что такое «масаджид»?
1.Мечети, возведенные для поклонения в них. Для чего они построены? Для поклонения пророкам, ангелам, джинннам, святым угодникам, животным? НЕТ!!! Только для поклонения Аллаху.
2.Любые места, где человек совершает молитвенный поклон (суджуд) и намаз. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Земля сделана для меня мечетью и очищением». Где бы ты ни совершал молитвенный поклон (суджуд), ты делаешь это место твоим масджидом.
3.Органы, на которые осуществляется земной поклон. Кто их создал? Аллах! Поэтому нельзя их использовать для совершения поклона (суджуда) не Аллаху.
Второй из трех рассматриваемых в данном разделе вопросов представляет собой, если говорить кратко, разъяснение единственности Аллаха в праве быть богом, в праве на чье-либо поклонение (тавхид аль-улухиййа; тавхид аль-’ибада). Аллах не хочет, чтобы кого-то придавали Ему в сотоварищи в поклонении. Именно в этом вопросе неверные общины не соглашались с приходившими к ним пророками. Они признавали единственность Аллаха как Господа, то есть Творца, Управителя, Властелина, и даже совершали для Аллаха некоторые виды поклонения, но наряду с Аллахом они поклонялись другим богам, придавав Ему тем самым сотоварищей в поклонении. Многобожники принимали тавхид ар-рубубиййа, но не признавали тавхид аль-улухиййа, и поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сражался с ними.
3. КТО ПОДЧИНИЛСЯ ПОСЛАННИКУ И НЕ ПРИОБЩАЛ РАВНЫХ К АЛЛАХУ, НЕ ДОЛЖЕН С ЛЮБОВЬЮ ОТНОСИТЬСЯ К ТЕМ, КТО ПРОЯВЛЯЕТ ВРАЖДУ К АЛЛАХУ И ЕГО ПОСЛАННИКУ, БУДЬ ТОТ ДАЖЕ ЕГО САМЫМ БЛИЗКИМ РОДСТВЕННИКОМ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЭТОГО ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВСЕВЫШНЕГО: "СРЕДИ ТЕХ, КТО ВЕРУЕТ В АЛЛАХА И В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ, ТЫ НЕ НАЙДЕШЬ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЛЮБИЛИ БЫ ТЕХ, КТО ВРАЖДУЕТ С АЛЛАХОМ И ЕГО ПОСЛАННИКОМ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО БУДУТ ИХ ОТЦЫ, СЫНОВЬЯ, БРАТЬЯ ИЛИ РОДСТВЕННИКИ. АЛЛАХ НАЧЕРТАЛ В ИХ СЕРДЦАХ ВЕРУ И УКРЕПИЛ ИХ ДУХОМ ОТ НЕГО. ОН ВВЕДЕТ ИХ В РАЙСКИЕ САДЫ, В КОТОРЫХ ТЕКУТ РЕКИ, И ОНИ ПРЕБУДУТ ТАМ ВЕЧНО. АЛЛАХ ДОВОЛЕН ИМИ, И ОНИ ДОВОЛЬНЫ ИМ. ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ПАРТИЕЙ АЛЛАХА. ВОИСТИНУ, ПАРТИЯ АЛЛАХА – ЭТО ПРЕУСПЕВШИЕ" (Аль-Муджадала 58:22)..
Третий вопрос – об отречении от многобожия и людей многобожия. Богобоязненного верующего нужно любить ради Аллаха полной любовью, к неверующему питать любовь нельзя, а грешный мусульманин (фасик) должен быть любим нами за его веру и ненавидим за его грехи и нечестие.
Отречение бывает посредством сердца, языка и органов.
Сердце должно отречься от любви к врагам Всевышнего, питать ненависть к их празднествам, обрядам, проявлениям многобожия и ереси.
Язык объявляет: «Я отрекаюсь от того, чему вы поклоняетесь», «Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы».
Отречение органами заключается в том, чтобы не участвовать в праздниках и обрядах неверующих, не носить их одежду, не смотреть на них восторженно-очарованным взглядом. Ибрахим, имам единобожников и возлюбленный Всевышнего (халилю-Ллах), обращался к Аллаху с мольбой:
واجنبني وبني أن نعبد الأصنام
«Отдали меня и мое потомство от поклонения идолам» (14:35), то есть: сделай меня в одной стороне, а идолопоклонников – в другой, я не хочу даже лицезреть их, не говоря уже об участии в их обрядах и празднествах, надевании присущей только им одежды и т.д. Имам Ахмад говорил:: «Когда я вижу неверующего, то закрываю глаза, страшась увидеть врага Всевышнего», то есть: не хочу его видеть, потому что он враг самого Творца. Таково подлинное воплощение принципа отречения. Нужно отличать друг от друга два вопроса: вопрос призыва неверующих и вопрос тесного общения с ними, участия в празднествах, восхищении ими и их культурой и т.д. Безусловно, мусульманин обязан милосердно заботиться о спасении людей и призывать неверующих к прямому пути, делая это с добрым увещеванием и мудростью и ведя дискуссию, когда она необходима, самым благим образом. Мусульманин не имеет права попирать права немусульман, причинять им несправедливость или поступать с ними вероломно. Он должен быть образцом порядочности, надежности, справедливости, нравственности, помогать родственникам и делать добро соседям, даже если они неверующие. Всевышний сказал:
لا ينهاكم الله عن الذين لم يقاتلوكم في الدين ولم يخرجوكم من دياركم أن تبروهم وتقسطوا إليهم إن الله يحب المقسطين
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (60:8).
Однако это не дает оснований для нарушения принципа отречения. Удивляют люди, относящие себя к исламу, но развлекающиеся просмотров щоу, сериалов и чемпионатов и восторгающиеся западными (и не только) телеведущими, актерами, игроками и т.д. Если хочешь быть из счастливых, из партии Аллаха, из тех, кем доволен Аллах, то должен воплощать принцип отречения сердцем, органами и языком.
В приведенном автором аяте из суры «Аль-Муджадаля» – утверждение такого атрибута Аллаха как «довольство» (ар-рида) в соответствии с тем, как он подобает Всевышнему. Ахлю-с-Сунна подтверждают наличие у Аллаха этого атрибута в соответствии с Его величием, не уподобляя его одноименному атрибуту творений.
Третья часть