И время всякой вещи под небом
Время рождаться, и время умирать;
время насаждать, и время вырывать посаженное.
Время убивать, и время врачевать;
время разрушать, и время строить;
время плакать, и время смеяться;
время сетовать, и время плясать;
время разбрасывать камни, и время собирать камни;
время обнимать, и время уклоняться от объятий;
время искать, и время терять;
время сберегать, и время бросать;
время раздирать, и время сшивать;
время молчать, и время говорить;
время любить, и время ненавидеть;
время войне, и время миру.
Соломон перечисляет двадцать восемь видов деятельности, составляющих четырнадцать пар противоположностей. В каждой паре противоположностей правильно делать одно дело в определенное время, а в другое время правильно делать противоположное. Мы никогда не можем сказать с абсолютной уверенностью, без уточнения, что всегда правильно делать что-то, и нельзя делать что-то другое. Что правильно, а что — нет, решается временем.
В этих парах антонимов многое относится к жизни и поклонению общины; как, например, насаждать или вырывать посаженное; убивать или лечить; разрушать или строить; плакать или смеяться; сетовать или танцевать; собирать или разбрасывать; молчать или говорить.
Ничто из этого не является абсолютно правильным или абсолютно неправильным. Все может быть правильным, если делается в нужное время, или неправильным, если делается в неподходящий момент.
Как же нам знать, что делать и когда? Ответ таков: в церкви это является суверенным служением Святого Духа. Он показывает, что делать, как и когда. Та община, которая водима Духом Святым, будет делать то, что нужно и в правильное время. В этом источник всякой истинной свободы, гармонии и единства. Без этого будет только рабство религии, несогласие и разобщенность в разных формах.
В следующей главе мы рассмотрим еще одну важную отличительную черту, характеризующую жизнь и поклонение общины, члены которой крещены в Духе Святом и имеют свободу в выражении этой силы.
УЧАСТИЕ ВСЕХ ЧЛЕНОВ
Рассмотрим теперь вторую отличительную черту исполненной Духом общины.
В обычных служениях большинства современных христианских церквей почти вся инициатива и деятельность сосредоточены на нескольких отдельных личностях. Вся община в целом может принимать участие в определенных, заранее подготовленных мероприятиях, таких как распевание псалмов из песенника, повторение установленных молитв и пр. Но в отношении всего остального в большинстве собраний вся действительная инициатива и деятельность сосредоточена в руках одного или двух человек, в то время как все собрание остается пассивным.
Один человек руководит пением; один молится; один проповедует. Иногда один человек может выполнять две или более функций. От остального собрания почти ничего не ожидается, кроме, как разве, сказать иногда «Аминь».
Однако если мы с открытым умом рассмотрим жизнь и поклонение ранней Церкви, изображенной в Новом Завете, мы обнаружим, что все члены активно участвовали в служении; и что это осуществлялось сверхъестественным присутствием и силой Святого Духа, действовавшего в верующих и через них.
Свеча на подсвечнике
Дальнейшее изучение примеров Нового Завета показывает, что сверхъестественные дары или проявления Духа Святого даются не отдельному верующему, но через сосуд отдельного верующего церкви или собранию в целом. Поэтому они не достигают своей истинной цели, пока не проявляются свободно в жизни собрания.
В 12-й главе 1-го Коринфянам Павел указывает, что дары отдельных верующих должны функционировать внутри совместной жизни всего собрания. Прежде всего в 7-11-м стихах он перечисляет девять специфических даров или проявлений Духа Святого и заканчивает такими словами:
Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
Эта последняя фраза вроде бы говорит, что эти дары или проявления, даются, в первую очередь, отдельным верующим. Однако дальше Павел продолжает свою мысль.
В последующих 16-ти стихах той же самой главы с 12-го по 27-й, он говорит, что Церковь Христова подобна одному телу со многими членами. Члены тела олицетворяют отдельных верующих. Завершает он свою мысль так: «И вы — тело Христово, а порознь — члены».
Урок для нас заключается в том, что хотя духовные дары даются отдельным верующим, они предназначены для того, чтобы эти верующие могли должным образом исполнить свои функции в Церкви — теле Христовом в целом. Итак, духовные дары предназначены не для пользы индивидуума, но для жизни и поклонения всего собрания.
Об этом же Павел говорит в в 1-м Коринфянам 12:28:
И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
Говоря здесь о различных служениях и сверхъестественных дарах Святого Духа, Павел подчеркивает, что все они предназначены Богом для Церкви. То есть их цель достигается не в личном поклонении Богу отдельного верующего, но в совместной жизни и поклонении Церкви — всего собрания народа Божьего.
Иисус говорит об этой же истине в короткой притче, в Евангелии от Матфея 5:15:
И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Символы этой притчи — свеча и подсвечник. Истолкование образа подсвечника мы находим в Откровении 1:20:
...семь светильников... суть семь церквей.
На протяжении всего Писания светильник (подсвечник) является образом церкви или собрания. Образ зажженной свечи можно истолковать, опираясь на Притчи 20:27:
Светильник Господень — дух человека...
Итак, зажженная лампа является символом крещенного в Духе верующего, который горит и сияет огнем обитающего внутри Духа Святого. Так же, как свеча должна стоять на подсвечнике, так и крещенный в Духе верующий должен занимать свое место в повседневном служении церкви.Тот крещенный в Духе верующий, который никогда не практикует применение духовных даров в служении собрания, подобен свече под сосудом. Он не употребляет должным образом данный ему Богом дар.
Из Писаний мы видим, что дары Святого Духа предназначены не просто для личного употребления или удовольствия отдельного верующего. Напротив, они предназначены для активной жизни и поклонения всего собрания.
Когда присутствие и сила Святого Духа проявляются через разных верующих, то вся жизнь и поклонение собрания полностью преображаются. Главная ответственность за служение и проведение собрания уже не ложится на одного или двух человек, при пассивности всех остальных. Напротив, каждый христианин начинает активно участвовать в служении, разные исполненные Духом верующие служат друг другу. Это то, что Павел подразумевает сравнением с телом и членами. Петр подтверждает мысль Павла в 1-м Петра 4:10-11:
...Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа...
Петр называет Божью благодать «многоразличной». Божья благодать настолько богата — имеет так много сторон — что каждый ее аспект может проявляться через всех верующих в общем служении и поклонении Богу. Таким образом, у каждого члена тела Христова может быть свое особое проявление, и он может чем-то послужить всем остальным. Петр подчеркивает, что учтены все без исключения; никто не обойден ни дарованием, ни служением. Он говорит: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил...» И снова в следующем стихе: «Говорит ли кто... служит ли кто...» В Новом Завете нет и намека на церковь с одним или несколькими «профессионалами», «освобожденными служителями», в то время как все остальные большей частью пассивны. В Божью программу сверхъестественного служения в церкви включены все члены тела Христова; каждый может иметь дар; каждый может говорить; каждый может служить.
Павел подтверждает эту картину церкви с активным участием каждого члена в Послании к Римлянам 12:3-8:
По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, —увещавай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
В этих стихах Павел снова сравнивает христианскую Церковь с телом, отдельным членом которого является каждый верующий. Он сильно подчеркивает активное участие каждого члена, обратите внимание на повторение таких фраз, как: «всякий», «каждый», «все».
Павел учит, что Бог уделил каждому члену особую функцию, особое служение. В связи с этим Бог особо, вдвойне, обеспечил эффективное проявление этого служения; во-первых, мерой веры и, во-вторых, особыми дарованиями, которые нужны для служения. Таким образом, каждый член полностью оснащен для своей задачи.
Так, Новый Завет изображает Церковь как жизнедеятельное, активное тело, в котором каждый верующий, каждый отдельный член должным образом исполняет свою особую функцию. Та церковь, в которой только один или два члена имеют активное служение, будет подобна, согласно Новому Завету, телу, в котором, скажем, одна рука и одна нога сильны и активны, а остальное тело парализовано и бесполезно. Явно, что такое тело, никогда не будет функционировать так, как нужно.
В 1-м Коринфянам 12:7 и 12:11 Павел особо подчеркивает сверхъестественное служение Духа Святого, переданное каждому члены в Новозаветной церкви:
Но каждому дается проявление Духа на пользу...
И снова, касательно девяти сверхъестественных даров Святого Духа:
Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
Обратите внимание на слова Павла: проявление Духа (т.е. явная, публичная демонстрация обитающего внутри нас Духа) дается каждому (т.е. каждому члену церкви). И снова: Дух Святой наделяет этими девятью сверхъестественными дарами каждого особо (т.е. каждого члена).
Проявление духовных даров
Эти слова явно говорят о желании Божьем, чтобы каждый член тела Христова проявлял духовные дары — т.е. чтобы обитающий внутри верующих Святой Дух проявлялся открыто, публично, сверхъестественно. Если же на самом деле духовные дары не действуют через всех верующих, то не потому, что Бог удерживает их, а просто потому, что такие верующие из-за невежества, небрежности или неведения не стремятся к полноте воплощения откровения воли Божьей для Его народа.
Такие верующие непослушны наставлению, данному через апостола Павла в 1-м Коринфянам 12:31:
Ревнуйте о дарах больших...
И снова, в 1-м Коринфянам 14:1:
Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
Павел особо уточняет три дара: языки, истолкование и пророчество. В 1-м Коринфянам 14:5 он говорит:
Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали...
Так как Павел написал слова о том, чтобы все говорили языками и пророчествовали, будучи вдохновленным Духом Святым, то в них содержится откровение воли Божьей о том, чтобы весь Его верующий народ говорил языками и пророчествовал. Если есть такие верующие, которые не проявляют эти дары, то это происходит не потому, что Бог удерживает их, но просто потому, что эти верующие не вошли в полноту своего наследия во Христе.
В Книге Иисуса Навина 13:1 Господь так обратился к Иисусу Навину и Своему народу времен Ветхого Завета:
...а земли брать в наследие остается еще очень много.
Точно так же обстоит дело и с народом Божьим Нового Завета: «земли брать в наследие остается еще очень много».
В 1-м Коринфянам 14:13 Павел также говорит:
А потому говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкования.
Ясно, что Слово Божье не станет нас побуждать делать то, на что нет воли Божьей. Поэтому мы знаем, что есть воля Божья на то, чтобы говорящий на языках также и истолковывал. Так как Павел уже упомянул, что воля Божья для всех говорить языками, точно так же есть Его воля на то, чтобы все истолковывали.
Снова, в 1-м Коринфянам 14:31 Павел говорит:
Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
Что может быть яснее? Бог явно желает, чтобы все члены церкви пророчествовали. Павел накладывает только два ограничения на это. В этом стихе он говорит: «один за другим» — т.е. верующие должны проявлять этот дар по очереди. Цель этого ясна, и о ней говорится несколькими стихами ниже: чтобы избежать неустройства, беспорядка. Еще об одном ограничении Павел говорит немного ранее, в 1-м Коринфянам 14:29:
И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают...
Павел ограничивает количество людей, которые могут проявить дар пророчества в любом служении. Он говорит: «двое или трое». Это с той целью, чтобы не было монополии только одного дара в служении. Проявление дара пророчества занимает свое место в служении, но не составляет все служение. Служение Духа Святого гораздо многообразнее. Полноценное служение включает в себя многие другие формы служения.
В этом стихе Павел также говорит, что проявление дара пророчества должно также проверяться: «а прочие пусть рассуждают». Под «прочими» подразумеваются остальные крещенные в Духе верующие, которые способны опознать истинное проявление дара пророчества. Даже в этом необходимо участие всех членов. Он не называет одного профессионального служителя, которому нужно рассуждать, но возлагает ответственность за это на всех верующих.
Это согласовывается с тем, что Павел говорит в 1-м Фессалоникийцам 5:19-21:
Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь.
Эти три стиха адресованы верующим в целом, и их нужно рассматривать как одно целое. Верующие не должны угашать Духа Святого — т.е. отбрасывать проявление Святого Духа в своей среде. Нельзя также уничижать пророчества — т.е. занимать позицию критики, презрения или неверия по отношению к проявлению дара пророчества.
С другой стороны, когда дар пророчества проявляется, то верующие ответственны за то, чтобы проверить его согласно стандартам Писания — и затем удержать, принять и крепко держаться только того, что хорошо — только того, что соответствует стандартам и образцам Писания.
Мы видим, что Павел предостерегает нас от всего, что является поддельным или беспорядочным в проявлении духовных даров. Однако, указывая на это, он неоднократно и сильно подчеркивает, что все верующие в церкви могут и должны наслаждаться и открыто являть духовные дарования. В связи с этим он особо увязывает три дара: языки, истолкование и пророчество.
Каковы же результаты в церкви, когда все ее члены свободно и публично проявляют духовные дарования?
В 1-м Коринфянам 14:26 Павел описывает форму такого служения:
Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию.
Фраза «у каждого из вас» устанавливает для нас образец. Она подразумевает участие всех членов.
Вообще говоря, когда сегодня христиане сходятся вместе, они делают это прежде всего с целью получить, а не дать. Они приходят, чтобы получить благословение, исцеление, услышать проповедника.
Но не так было ранее. В новозаветной церкви, верующие собирались с главной целью — отдать, а не принять. У каждого из них было что-то особое, данное ему лично Духом Святым, что он, в свою очередь, мог сделать взносом в общее служение церкви.
Павел упоминает разные формы. Псалом говорит о музыкальном даре. Это может быть результатом либо природного таланта, либо сверхъестественного наделения Духом Святым. Поучение означает способность изложить какую-либо истину при изучении Слова Божьего. Язык и истолкование могут означать все три дара сверхъестественного говорения — языки, истолкование и пророчество. Откровение может означать любой из трех основных даров откровения — слово мудрости, слово знания и различение духов.
Так, главным образом через действие сверхъестественных духовных даров, у всех членов есть нечто свое для взноса в общее служение и поклонение в церкви. Они могут, таким образом, исполнить предписание, данное Петром в 1-м Петра 4:10:
...Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил...
Петр подчеркивает то же самое, что и Павел. Христиане могли плодотворно свидетельствовать друг другу, в основном потому, что у них были эти сверхъестественные дарования. Они поднимались, таким образом, над ограниченностью своего образования или природных способностей, на более высокий уровень духовной свободы.
Если бы их способность служить друг другу зависела только от образования или природных качеств, то многим из них нечего было бы и дать. Был бы такой результат, который мы видим в большинстве церквей сегодня. Основное бремя служения упало бы только на нескольких людей, в то время как остальные оставались бы пассивными соглядатаями, без реальных возможностей для духовного выражения или развития.