Доказательство на предопределение слова Всевышнего: «Воистину, каждую вещь сотворили Мы по предопределению»1. (45)
Поклонении Всевышнему Аллаху: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха».
(45) Доказательство на шестой столп из столпов Имана слова Всевышнего: «Воистину, каждую вещь сотворили Мы по предопределению». То есть каждая вещь, которую сотворил Аллах, является предопределённой в Его знании, в Его записи и в Его желании, Свят Он Всевышний, и она не возникла сама по себе или случайно. Но это дело уже существовало в знании Аллаха, и было записано в «Хранимой скрижали», и предшествовало ему желание и воля Всевышнего Аллаха.
Луна 49. 105
Третья степень: аль-Ихсан.
Определение Ихсана.
Третья степень – это аль-Ихсан, и он является одним столпом. А это, чтобы ты поклонялся Аллаху так, как будто ты видишь Его, но даже если ты не видишь Его, то поистине, Он видит тебя. (46)
(46)Аль-Ихсан в арабском языке – это совершенство чего-либо и его завершение. Оно произошло от слова аль-хусн, что означает красота, противоположность безобразию. Ихсан подразделяется на несколько частей:
Аль-Ихсан между рабом и его Господом, что и подразумевается тут.
Ихсан между рабом и людьми.
Ихсан в работе, то есть мастерство в этом. Когда человек делает какое-либо дело или выполняет какую-либо работу, он должен делать это мастерски и доводить это до конца.
Первый вид – это Ихсан между рабом и его Господом. Этот вид Ихсана разъяснил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, когда его спросил Джибриль, мир ему, в присутствии сподвижников, как это ещё придёт, и он сказал: «Ихсан – это, чтобы ты поклонялся Аллаху так, как будто ты видишь Его, но даже если ты не видишь Его, то поистине, Он видит тебя». Ихсан между рабом и его Господом – это совершенство в выполнении того, чем его обязал Аллах. А это, чтобы он выполнил это дело правильно, посвящая его только Лику Аллаха Всевышнего. Дела Ихсана между рабом и его Господом – это такие дела, в которых присутствуют: направление поклонения только к одному Аллаху; следование за посланником Аллаха, мир ему и благословения Аллаха. И разъяснил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, что у Ихсана две степени, одна из них выше другой.
Первая степень Ихсана: чтобы человек поклонялся Аллаху так, как будто он видит Его. И чтобы у него была твёрдая убеждённость и вера в Аллаха, как будто он видит Аллаха воочию. И чтобы у него не было колебаний или каких-либо сомнений, напротив, как будто Аллах перед ним, и он видит Его Всевышнего воочию. Тот из людей, кто достиг такой степени, достиг предела Ихсана. Он поклоняется Аллаху, как будто он видит Его, по причине полноты убеждённости и искренности, как будто он видит Аллаха воочию. Невозможно увидеть Аллаха Всевышнего в этой жизни, это возможно только в последней жизни. Однако, человек видит Его своим сердцем и это продолжается до тех пор, пока ему не начинает казаться, что он видит Его своими глазами. И поэтому Аллах вознаградит обладателей Ихсана тем, что они увидят Его Всевышнего в последней жизни. За то, что они поклонялись Аллаху таким образом, как будто они видят Его, Он вознаградит их тем, что даст им возможность увидеть Его своими глазами в обители блаженства.
Сказал Всевышний: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка»1. Добавка – это возможность взглянуть на Лик Аллаха. Причина того, что они творили добро в этой жизни и Аллах даровал им Наилучшее, а это Рай и добавил к этому возможность увидеть Его, это то, что они поклонялись Аллаху таким образом, как будто
Юнус 26. 106
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Они видят Его воочию. Они поклонялись Ему с любовью, тоскуя по встрече с Ним, а также наслаждаясь подчинением Ему, успокаиваясь при этом и стремясь к подчинению. Это и есть путь творящих добро.
Вторая степень Ихсана. Если человек не достиг этой великой степени1, то он должен поклоняться Аллаху, боясь того, что Он видит Его, знает его положение и знает то, что у него в душе. Поэтому не подобает человеку ослушаться Аллаха и нарушать Его приказы, в то время, как Он видит его и знает о нём. Это не плохая степень, но она меньше чем первая. И пока человек будет помнить, что Аллах видит его, он будет улучшать своё поклонение и совершенствовать его, потому что он знает, что Аллах видит его. Аллах Всевышний превыше всяких примеров, но, если бы человек находился перед кем-либо из творений, у которого высокое положение и он приказал бы ему совершить что-либо, то этот человек выполнил бы это дело прямо перед ним, в то время как тот смотрит на него. Разве допустимо, чтобы от этого человека исходило какое-либо нарушение в этом деле?
Заключение. Воистину, у Ихсана две степени:
Первая степень: степень видения сердцем, а это, чтобы человек поклонялся Аллаху так, как будто он видит Его. Это по причине силы убеждения и Веры, как будто он видит Аллаха воочию.
Вторая степень: она меньше чем первая, а это, чтобы человек поклонялся Аллаху, зная, что Он видит его и знает о нём. Так пусть же человек не ослушается Аллаха и не нарушает Его приказы.
Это сфера Ихсана, и она является наивысшей сферой религии. Тот, кто достиг её, достиг наивысшей сферы религии. Перед ней же находится сфера Имана, а перед сферой Имана находится сфера Ислама.
У религии несколько сфер:
Первая сфера – Ислам. Она очень обширна, что даже лицемеры входят в неё, на них говорят, что они мусульмане. И с ними обращаются как с мусульманами, потому что они подчинились Аллаху внешне, тем самым войдя в сферу Ислама. Также в неё входит человек со слабым Иманом, Иман которого только на вес горчичного зёрнышка.
Вторая сфера: она уже, чем первая и более ограничена – это Иман. В неё не входит лицемер, лицемерие которого проявляется в убеждениях. Он не войдёт в неё никогда. В неё входят только обладатели Имана, а они подразделяются на две части: те, у кого совершенный Иман; и те, у кого неполноценный Иман. Поэтому в неё входит как верующий грешник, так и верующий праведник.
Третья сфера: она уже, чем вторая. Сфера Ихсана такая, как нам это разъяснил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и в неё входят только обладатели совершенного Имана.