Нынешний век и будущее
Итак, мы увидели то место, которое крошечная чувствующая единица, используемая индивидуальным человеческим существом, занимает по отношению к Великому Целому. Мы отметили различные формы, которые принимает астральная эволюция. Мы также рассмотрели некоторые источники, из которых поступает астральная энергия. Мы обнаружили, что каждый из нас погружен в море чувствующих сил, которые на нас воздействуют, потому что – по Закону – мы присвоили для собственного употребления часть той вселенской энергии, посредством которой мы связаны с Целым. Один из видов астральной энергии, которого мы не касались, эманирует, как нам стало известно, из «Сердца Солнца». Я не могу, однако, детально его рассматривать вследствие неспособности человеческого мозга понять этот тип астральной энергии, а человеческого сердца – его усвоить до той поры, пока не откроется и не будет функционировать сердечный центр. Этот поток живительной энергии может, тем не менее, сильно ощущаться, хотя и не усваиваться пока в чистом виде. Мы называем его «любовью Бога». Это действительно та свободно текущая, изливающаяся, магнетически притягательная сила, что ведет каждого странника домой – в Дом Отца. Это та сила, что волнует сердце человечества и находит свое выражение через посредство мировых аватаров, в мистической тоске, присущей каждому человеческому существу, во всех движениях, имеющих целью благополучие человечества, в любого рода филантропических и образовательных начинаниях, а также (в так называемом мире природы) в охранительном инстинкте материнства. Но это, в сущности, групповая чувствительность, и только в наступающем Веке Водолея ее истинная природа найдет свое правильное понимание и правильное применение. Я говорю здесь о ней, поскольку это 322]один из факторов, требующих рассмотрения. Однако лишь те, чьи «сердца открыты и вознесены к Господу», знают, о чем я говорю.
Нет необходимости касаться того, что предстоит расе в отдаленном будущем. Насущные проблемы требуют внимания – проблемы личные или расовые, все проблемы, касающиеся контроля над астральным проводником. Появляется благоприятная возможность продемонстрировать в существующем хаосе потенции Эго, или души, ее способность к контролю и господству в своей малой сфере влияния. В этом заключается для всех стремящихся нынешнего времени особое напряжение наступающих дней, и мне бы хотелось – с целью помочь вам сориентироваться – дать некоторые советы, которым вы можете последовать или нет, как сочтете нужным.
Помните, что каждый стремящийся – это фокус энергии, и на своем месте он должен быть сознательным фокусом. Посреди шторма и вихря он должен сделать ощутимым свое присутствие. Здесь работает Закон действия и противодействия, и часто Великие (предвидя необходимость именно в таких точках внутреннего контакта в периоды мирового волнения, подобные нынешнему) собирают в определенных местностях тех, кто стремится к служению, чтобы они способствовали равновесию и продвигали общий План, в то же время сами усваивая многие необходимые уроки.
Усилие со стороны стремящихся должно заключаться не в сопротивлении давлению и отражении его, не в том, чтобы драться и защищаться. Подобный метод центрирует внимание на «не-Я», увеличивая хаос. Усилие должно заключаться в стремлении добиться контакта с высшим «Я», сохраняя его стабильным и устойчивым, и пребывать в таком выровненном состоянии, чтобы сила и могущество души могли изливаться на низшую троичную природу и через нее. Это излияние приведет к ровному излучению, которое будет воздействовать на окружение в точном соответствии с мерой внутреннего контакта и в прямой зависимости 323]от чистоты канала между физическим мозгом и каузальным телом. Стремящиеся должны также культивировать такое самозабвение, которое выражается в заботе о благе всех, с кем они соприкасаются. Самозабвение относится к низшему «я». Умение сосредоточиться внутри себя и самозабвение должны идти рука об руку.
Человек, поставивший себе целью стать точкой контакта между хаосом и Теми, Кто работает во имя конструктивных целей и порядка, должен также во всем, что делает, использовать и самый необходимый фактор – здравый смысл. Это всегда подразумевает следование Закону экономии силы благодаря различению и истинному чувству ценностей. Там, где они есть, экономится время, разумно расходуется сила, мудро распределяется энергия, не допускается чрезмерное рвение, и Великие могут положиться на благоразумие стремящегося, найдя в нем помощника.
Любая оккультная подготовка имеет в виду такое развитие стремящегося, чтобы он мог по-настоящему стать фокусом духовной энергии. Надлежит помнить, однако, что, согласно Закону, такая подготовка является циклической, имеет свои приливы и отливы, как и все в природе. Время активности следует за временем пралайи, и период регистрируемого контакта сменяется периодом очевидного безмолвия. Обратите внимание на подбор слов. Чередование объясняется Законом Периодичности, и если учащийся развивается с нужной скоростью, каждый период пралайи сменяется периодом еще большей активности, еще большего достижения. Ритм, прилив и отлив, мерное биение пульсирующей жизни всегда являлись Законом Вселенной, и обучаясь отзываться на вибрацию высоких Мест, следует всегда помнить о ритмической периодичности. Один и тот же Закон управляет человеческим существом, планетой, солнечной системой: все они – центры, или фокусы, энергии какой-либо большей Жизни. Если вы собираетесь преуспеть в работе (а именно в работе развития способности улавливать некоторые потоки с ментальных уровней – потоки, эманирующие от высшего «Я», от вашей эгоической 324]группы или от Учителя) вам следует обеспечить определенные запланированные условия. Должны быть обеспечены определенные факторы. Если их нет, потоки отклоняются (если можно так выразиться), и контакта не получается. Если нужно заниматься мирскими, земными делами, а такие периоды бывают в каждом жизненном цикле, внимание должно быть сосредоточено на этих деталях, и высший контакт может быть на время отложен. Внимание к делам физического плана –это не обязательно потеря времени, так как это может быть такой же частью Плана в данное конкретное время, как и любой другой вид служения. Полное выражение себя и раскрытие сознания на каждом плане – вот цель; помните, что каждый план с его различными состояниями сознания равным образом представляет собой часть божественной Жизни. Чего пока недостает большинству стремящихся, так это синтетического сознания и способности поддерживать и регистрировать целостность.
Если существует эмоциональный или ментальный хаос, потоки тоже отклоняются и мозг не регистрируетто, что может быть внутренне увидено и услышано. Если налицо усталость и физическое тело нуждается в отдыхе, внутренние впечатления также не удается зарегистрировать. Именно центры эфирного проводника оживляются и активизируются при достижении контакта и передачи энергии; поэтому, если жизненность понижена и пранические флюиды не ассимилируются, весь вибрационный контакт снижается и центру не удается зарегистрировать вибрацию и отозваться. Когда стимуляция опять становится достаточной и соблюдены все условия для достижения необходимого спокойствия, потоки снова могут быть восприняты, появляется отклик и следует новый цикл восприимчивости. Я вдаюсь в объяснения, поскольку предвижу множество вопросов и заинтересован в том, чтобы данный процесс для вас прояснился. Необходимо, чтобы все, кто 325]работает, имели ясное представление об этой работе и полностью осознавали каждый предпринимаемый шаг в тех направлениях, которые так сильно влияют на их способность служить.
Что касается проблем, занимающих внимание всех вас, живущих в нынешнее время мировых волнений и перемен, хочу вас ободрить. Хотя ситуация может казаться вам грозовой и горизонт – потемневшим от надвигающийся бури, помните, что если волнения и перемены всеобщие, как сейчас, и весь мир в них вовлечен, значит развязка близка. В природе сильная гроза, электрические разряды способствуют очищению атмосферы и ускоряют наступление солнечного сияния и более благодатных жизненных условий. Мы пережили электрические разряды мировой войны, пережили и период постепенного рассеяния туч с грохотанием грома и внезапными, резкими порывами ветра и дождя, убивающих надежду тех, кто жаждет солнечного сияния.Те, кто терпеливо продолжают работу, сохраняя внутреннее спокойствие и уверенность, кто потерял интерес к фасаду личности, помня только о бесформенных силах, которые работают во всех формах и во все времена, увидят порядок вместо хаоса, строительство вместо предшествующего разрушения и нынешнего урегулирования; они увидят высвобождение свежих жизненных сил, до сих пор запертых в возведенные человеком закристаллизовавшиеся скорлупы. Итак, неуклонно держитесь внутреннего видения и имейте то долготерпение, которое помогает выстоять в меньшем цикле, если твердо держишь ключ к большему циклу.
Будет полезно, если мы вкратце обсудим некоторые главные направления мышления, обозначившиеся в настоящее время и представляющие собой продукт прошлого и надежду будущего.
Человеческое мышление всегда было религиозным. Никогда не было такого периода, когда не было бы религии или мыслей у человека о Боге, о бесконечном или о Жизни, вызвавшей все к 326]бытию. Даже самые невежественные дикари признавали существование некоего Могущества и пытались выразить свое отношение к этому Могуществу в понятиях страха, жертвоприношения или умилостивления. Начав с поклонения природе, фетишизма и примитивного идолопоклонства первобытного человека, человечество выстроило структуру истины, которая, хотя еще несовершенна и неадекватна, но уже закладывает основание будущего Храма Истины, в котором увидится свет Господа и которое окажется достойным выражением Реальности.
Из тьмы времен возникли великие религии. Хотя эти религии и разные по своим теологиям и формам богослужения, хотя и с очевидными отличиями в организации и церемониале, хотя и различаются в методах приложения истины, их объединяют три базовых аспекта:
1. Учение о природе Бога и человека.
2. Символизм.
3. Некоторые основополагающие доктрины.
Когда люди это признают и научатся выделять ту внутреннюю сущностную структуру истины, которая одна и та же для всех стран и всех рас, тогда возникнет всемирная религия, Единая Церковь, и то общее, хотя и не единообразное отношение к Богу, которое продемонстрирует истину слов Св. Павла: «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». Теологии исчезнут в знании Бога; доктрины и догмы перестанут считаться необходимыми, так как вера будет основана на пережитом опыте и авторитет уступит место личной оценке Реальности. Власть церкви над группой будет вытеснена могуществом пробужденной души в человеке; эпохе чудес и дебатов относительно того, как и почему, 327]с последующими скептицизмом и агностицизмом придет на смену понимание законов природы, контролирующих сверхчеловеческую сферу и сверхъестественную стадию эволюционного процесса. Человек вступит в свое божественное наследие и узнает, что он – Сын Отца со всеми божественными качествами, силами и способностями, так как все они – его божественный дар. А что мы имеем пока? Разрыв со старой установившейся традицией, бунт против авторитета, авторитета церкви, догмы, доктрины или теологии; тенденцию к самоопределению и отбрасыванию старых норм, барьеров мышления и различий, существующих между расами и вероисповеданиями.
Таким образом, мы проходим через промежуточную стадию хаоса и сомнений, мятежа и вытекающей из этого явной распущенности. Научные методы, такие как исследование и анализ, сравнение и дедукция, применяются к религиозным верованиям. История религий, основания доктрин, происхождение идей и развитие идеи Бога подвергаются исследованию и изучению. Это приводит к многочисленным дискуссиям, к отказу от старых установившихся представлений о Боге, душе, человеке и его судьбе. Школы мысли, различные по своим идеям и методам, существовали всегда, и шесть школ индийской философии воплотили в себе практически все базовые представления человека относительно причин проявления. Мало что нового было добавлено Западом к этим шести спекулятивным школам, хотя западный ум с его гением по части научной техники и методики переработал эти идеи и разбил шесть теорий на множество меньших положений. Из мешанины идей, теорий, спекуляций, религий, церквей, культов, сект и организаций появляются два главных направления мышления: одно, которому, в конце концов, предстоит умереть, и другое, которому предстоит развитие и рост и которое, в свою 328]очередь, даст рождение тому максимальному (для нас) выражению истины, которое будет удовлетворять на протяжении следующего века и приведет человека к вершине Храма и Горе Посвящения. Эти два направления представлены следующими группами:
1. Теми, кто обращен назад к прошлому, кто привержен старым путям, древним теологиям и реакционным методам неприятия при поисках истины. Это люди, признающие авторитет: авторитет пророка, библии или теологии. Это те, кто предпочитает послушание навязанному авторитету – добровольному послушанию просветленной душе. Это сторонники церкви и правительства, отличающиеся чистой преданностью и любовью, но отказывающиеся признавать тот божественный интеллект, которым они одарены. Их преданность, их любовь к Богу, их требовательная, но отстаивающая заблуждения совесть, их нетерпимость делают из них всецело преданных людей, которые, однако, ослеплены собственной преданностью и ограничивают собственный рост своим фанатизмом. Они в большинстве своем принадлежат к старшему поколению, и надежда для них – в их преданности и в том, что сама эволюция приведет их во вторую группу.
Эта первая группа и выполняет работу кристаллизации, которая приведет к полному уничтожению старых форм; ее задача так конкретизировать старые истины, чтобы ум расы мог очиститься, чтобы стало очевидно, что существенно, а что не существенно, чтобы фундаментальные идеи так контрастировали с догмами, чтобы стало видно то, что лежит в основе, а вторичные, незначительные убеждения отвергались, так как только основополагающее и причинное будет цениться в грядущем веке.
2. Вторая группа представлена пока еще очень незначительным, но неуклонно возрастающим меньшинством. Это та внутренне связанная группа любящих Бога, интеллектуальных мистиков, знающих реальность, которые не принадлежат ни к какой религии или организации, но которые считают себя членами универсальной, единой Церкви и «членами друг друга». Они есть 329]в каждой нации, расе и народе; у них разного цвета кожа и разные школы мысли, но все же они говорят на одном и том же языке, учатся с помощью одних и тех же символов, прокладывают один и тот же путь, отвергли одни и те же несущественные вещи и выделили одну и ту же суть из существующих верований. Они узнают друг друга; они выражают одинаковую преданность духовным лидерам всех рас и одинаково свободно пользуются Священными Писаниями друг друга. Они образуют субъективную основу нового мира; они формируют духовное ядро грядущей мировой религии; они демонстрируют принцип братства, который, в конечном итоге, спасет мир.
В прошлом нам являлись мировые Спасители – Сыны Божьи, которые провозглашали мировое послание и несли свет народам. Теперь, когда пробил час и благодаря работе эволюции, появляется группа, которая должна принести спасение миру и которая, воплощая групповые идеи и демонстрируя групповую природу, проявляя в малом масштабе истинное значение тела Христова и являя миру картину истинной природы духовного организма, так стимулирует и энергетизирует мысли и души людей, что Новый Век начнется излиянием любви, знания и гармонии Самого Бога.
Религии прошлого основывались великими душами, Аватарами, выдающимися духовными личностями, и пример их жизней, слов и учений впечатлял расу и продолжал сказываться в течение многих столетий. Какое действие окажет послание группового Аватара? Какова будет мощь работы группы знающих Бога, провозглашающих истину и субъективно сплотившихся вместе для великой работы спасения мира? Какова будет эффективность миссии группы мировых Спасителей, не таких, как Христос, но всех, кто в какой-то мере знают Бога, дополняют работу друг друга, усиливают послания друг друга и образуют организм, через 330]который духовная энергия и принцип духовной жизни смогут сделать ощутимым свое присутствие в мире?
Представители этой группы существуют сейчас в каждой стране. Этих людей сравнительно мало, они редки, но их число неуклонно увеличивается, и их весть будет все ощутимее. В них воплощен конструктивный дух; они – строители Нового Века; им поручена работа сохранения духа истины и реорганизации мышления людей, чтобы раса научилась контролировать ум и поддерживать его в таком медитативном восприимчивом состоянии, которое позволило бы ей распознать предстоящее раскрытие божественности.
С обеими этими группами – реакционными доктринерами и субъективным сообществом мистиков – контактирует большая часть нового поколения молодых людей, которые не относятся ни к какой группе и чьи представления чрезвычайно запутаны из-за того, что они прислушиваются и к тем, и к другим. Это большинство не принадлежит прошлому и отказывается признавать авторитет этого прошлого. Оно не относится и к внутренней группе Знающих, чья работа – направлять мысли людей в правильные русла, поскольку большинство людей еще не достигло необходимой точки знания. Они сознают только два момента: потребность в свободе и сильную тягу к знанию. Они презирают традицию прошлого и отвергают старые формулировки истины, а поскольку они пока не стали на твердую почву, а являются еще только ищущими и вопрошающими, мы имеем нынешнее состояние мирового смятения, очевидной распущенности и разрушения. Не надо забывать, что данное состояние мира является результатом столкновения трех типов сил, доминирующих сегодня в мире:
1. Силы, исходящей от приверженцев старой традиции, которые, придавая особое значение форме и прошлому, вызывают разрушение этих форм.
331]2. Силы, исходящей от внутренней группы мистиков, которая под руководством Планетарной Иерархии выстраивает новую форму.
3. Силы, исходящей от масс, которые не принадлежат ни к какой группе и которые используют эту силу пока слепо и часто неразумно, – так будет до тех пор, пока они не увидят те конструктивные каналы, по которым эта сила может быть мудро направлена.
В этом проблема нынешнего переходного периода и отсюда необходимость распространения учения, которое поможет ищущему стремящемуся и искателю найти себя. Отсюда потребность пояснить законы души и правду об индивидуальном раскрытии тем, кто, отвергая старую традицию и отказывая в признании мистике, стремится все же познать себя как освобожденную душу. Это знание вызовет неуклонное возрастание числа Мистиков-Строителей, так как, когда человек нашел свою душу и признает ее связь с механизмом выражения – троичным низшим человеком, – он автоматически переходит в сознание субъективной жизни, начинает работать с причиной и более не теряется в мире следствий. После чего он становится плечом к плечу с мистиками и знающими всех времен. Такова направленность религиозного импульса в наше время, и такова слава грядущего века.
Если верно, что за фасадом нашего нынешнего мира собирается группа мистиков, обладающих знанием, видением и способностью работать на ментальных уровнях, не видимых и не признанных людьми, то можно отметить, что эта группа объединяет не только религиозных людей. Мужчины и женщины из всех областей человеческой мысли входят в эту группу, включая ученых и философов.
Как и всё остальное в наше время, сама наука находится в процессе преобразования, и как бы мало это ни осознавалось многими учеными, их работа с тем, что они называют материей и 332]их исследования атома вступают в новую фазу. В этой фазе старые методики и механизмы будут постепенно отвергнуты, и новый подход и другая фундаментальная концепция о природе материи ознаменуют Новый Век. В течение следующих двадцати пяти лет утвердится возникающее из двух внешне различных представлений о природе атома признание определенных энергетических импульсов, и основанием этому послужит открытие энергий, которые (воздействуя на атомы и атомные формы) производят осязаемые конкретные формы, которым мы даем названия в различных царствах природы. Будет продемонстрирована истинность некоторых базовых предпосылок Вневременной Мудрости, утверждающих что:
1. Душа – это формообразующий принцип, вызывающий притяжение и связность.
2. Душа представляет собой аспект, или тип энергии, отличающийся от типа самой материи.
3.Атом признан в качестве энергетической единицы, однако энергия, соединяющая атомы в совокупности, которые мы называем организмами и формами, пока не выделена. Мистики научного мира ее почувствуют и будут работать над тем, чтобы ее продемонстрировать в течение следующего поколения. Именно этот тип энергии – энергии формостроительного аспекта проявления – является источником любой магической работы; именно эта энергия в различных царствах природы создает формы, образы, виды, типы и различия, характеризующие и отличающие мириады форм, через которые проявляется сама жизнь. Именно качество этой энергии порождает все количество форм, именно свет привносит в сознание расы те разнородные образы, которые могут принимать совокупностиатомов.
4. Данный тип энергии, создающий образы, формы и связные организмы во всех царствах природы, не является жизненным 333]принципом. Жизненный принцип останется неоткрытым и непризнанным, пока душа, или определяющий качество принцип, строитель форм, не будет изучена, признана и, в свою очередь, исследована;
5. Это становится возможным только тогда, когда человек вступает в полное сознательное владение своим божественным наследиеми, работая как душа и контролируя свой механизм (физический, эмоциональный, ментальный), может работать сознательно в контакте с душой во всех формах.
Это станет возможным только когда раса примет данную гипотезу, признает ее как вероятную и постарается продемонстрировать присутствие души, скрытой за структурой, или телом проявления, или, равным образом, постарается ее опровергнуть. Все великие ученые и работники в сфере объективной природы работали как души, и все наиболее удивительные открытия в области физики и химии, также как и в прочих отраслях человеческого знания, делались, когда работающий в какой-то конкретной области начинал действовать, веря в свою гипотезу, проводил исследования и продвигался, стадия за стадией, в своей работе, пока не соприкасался с аспектом истины, еще не сформулированным человеком. Затем, войдя благодаря интуиции в новую сферу мышления, он формулировал открытое там знание в виде теории, принципа, эксперимента или механического приспособления, так что оно становилось достоянием группы и в свое время принималось и использовалось миром. Но при зарождении это была мистическая работа и основывалась она на мистической интуиции.
Отметим, что в ближайшем будущем предстоят три великих открытия, которые в течение следующих двух поколений революционизируют современное мышление и жизнь.
Одно уже нащупано и является предметом эксперимента и исследования – это освобождение энергии атома. Оно полностью изменит экономическую и политическую ситуацию в мире, так как последняя в большой мере зависит от первой. Наша механическая цивилизация упростится, и наступит эра, свободная от 334] бремени денег (от обладания или не обладания ими), и человеческое семейство повсеместно признает свой статус соединительного царства между тремя низшими царствами природы и пятым, или духовным, царством. Появится время и свобода для культуры души, которая придет на смену нашим современным методам образования, и раскрытие способностей души и развитие сверхчеловеческого сознания повсеместно овладеют вниманием педагогов и учащихся.
Второе открытие будет сделано в результате нынешних исследований в области света и цвета. Воздействие цвета на людей, животных и единицы растительного царства будет изучаться и результатом этого явится развитие эфирного зрения, или способности видеть следующий уровень материи физическими глазами. Все больше люди будут мыслить и изъясняться в понятиях света, и эффект дальнейшего развития в этой области человеческого мышления будет тройной:
а) люди станут обладать эфирным зрением;
б) жизненное, или эфирное, тело, являющееся внутренней структурой внешних форм, будет увидено, на него станут обращать внимание и будут изучать во всех царствах природы;
в) это сломает все барьеры расы и все разграничения по цвету кожи; будет доказано сущностное братство человечества. Мы увидим друг друга и все формы божественного проявления как световые единицы разной степени яркости, и все больше будем изъясняться и мыслить в понятиях электричества, электрического напряжения, интенсивности и энергии. Возраст и статус человека на лестнице эволюции будут определяться и станут объективно очевидными; отличия в возможностях старых и молодых душ будут признаны и тем самым на земле будет восстановлено правление просветленных.
Отметим здесь, что эти открытия станут результатом работы 335]ученых следующих двух поколений, результатом их усилий. Их работа с атомом субстанции, их исследования в области электричества, света и энергии неизбежно должны продемонстрировать связь между формами, которая является синонимом братства, а также факт существования души, внутреннего света и сияния всех форм.
Третье открытие, которое, скорее всего, произойдет последним, будет больше других относиться к сфере того, что оккультисты называют магией. Оно произойдет в результате изучения звука и его воздействия, и даст человеку мощнейший инструмент в мире творения. Благодаря применению звука ученый будущего будет достигать нужных результатов; благодаря звуку выявится новая область открытий; звук, издаваемый каждой формой во всех царствах природы, будет изучен и познан; благодаря нему будут осуществляться изменения и появятся новые формы. Только один намек я могу здесь дать: освобождение энергии атома будет связано с этой новой грядущей наукой о звуке.
Значение того, что произошло в мире за последнее столетие в сфере звука, пока не оценено и не понято. Однако ужасающие последствия вызываются невероятно возросшим шумом и звуками, исходящими в настоящее время от планеты. Рев машин, громыхание транспортных механизмов во всех частях мира – поездов, пароходов и аэропланов, концентрация человеческих звуков в таких местах скоплений, как большие города, и, в то же время, повсеместное использование радио, приносящего музыкальные звуки в каждый дом и на улицы, оказывают действие на тела людей и все формы жизни повсюду, что станет очевидным лишь со временем. Некоторые формы жизни животного царства, а в основном растительного царства, исчезнут, и отклик человеческого 336]механизма на мир звука, шума и музыки, в который он все больше погружается, окажется в высшей степени занимательным.
Развитие этих трех направлений науки возвестит Новый Век, произведет в настоящем переходном периоде необходимые изменения и откроет Новую эру, ключевой нотой которой будет братство, поскольку оно станет доказанным фактом природы. Это будет век, когда человек будет ходить в свете, ибо это будет мир признанного внутреннего сияния, когда работа в мире будет осуществляться посредством звука, а, в конце концов, благодаря использованию слов могущества и работе умелых магов. Эти опытные работники с субстанцией, понимающие природу материи, рассматривающие все в понятиях света и знающие цель применения звука, привнесут такие структурные изменения и материальные трансформации, которые приведут к появлению цивилизации, соответствующей работе грядущей расы. Эта работа будет заключаться в сознательном объединении души со своим проводником выражения. Родится такая культура, которая подвигнет неразвитых представителей расы к лучшему проявлению и более истинному выражению себя, – осуществление этого является привилегией будущего поколения научных исследователей.
Однако, выдающейся чертой грядущего цикла будет развитие психологии. Речь идет о возникновении нового фактора с точки зрения современного психолога материалистической школы – о признании существования души.
Механистическая школа психологов оказывала и оказывает бесценную помощь, и открытия бихевиористов, в сущности, логичны, хотя и ошибочны в выводах. Они служат необходимым тормозом для развития более спекулятивной мистической школы, именующей себя интроспективной. Как и многое другое в нынешнем мире, из двух больших направлений мышления, таких 337] как вышеупомянутые механистическое и интроспективное, или субъективное, образуется третье, которое воплотит в себе то, что истинно в обоих подходах, и должным образом адаптирует их друг к другу. В большом масштабе это осуществится в соединении Запада и Востока, мистицизма и оккультизма. У нас нет разногласий ни с тем, ни с другим, но в эволюции мышления основные направления идей в наше время быстро сближаются друг с другом и возникает синтез, который станет прочным основанием для приближающегося цикла.
Здесь полезно отметить тенденции трех основных направлений мышления в области психологии.
1. Механистическая, делающая акцент на материальной структуре, приписывающая реакции человеческого организма (ментальные, эмоциональные, физические) исключительно материальному аспекту и считающая материальную структуру дающей начало свойственным человеку тенденциям поведения и чертам, как ненормальным, так и нормальным.
2. Интроспективная школа, провозглашающая существование«Я», или того сознательного нечто, которое ответственно за состояния и, как иногда говорилось, «осознает сознание». Эта школа психологов признает материальную структуру, однако идет дальше и рассматривает некоторые аспекты поведения, некоторые реакции и проблемы как необъяснимые с помощью только механистического подхода. Она приближается к оккультной позиции, но не заходит так далеко.
3. Имеются еще те, кого можно назвать виталистами, или группа психологов, которые, признавая материальную структуру, все же считают ее подверженной влияниям энергий и сил, исходящих из внешней среды. Эти энергии характеризуются более универсальной природой, чем те, что возникают исключительно внутри собственного человеческого «я», и к ним относятся большие фундаментальные стремления, за которые ответственна сама природа и которые можно заметить и почувствовать не только в человеческих единицах органической жизни.
338] Каждая из этих трех школ хранит определенный аспект истины, и эти аспекты дополняют друг друга.
Имеется механизм, посредством которого функционирует реальный человек, и есть материальная структура, которую он выстроил в соответствии с законами природы и которую он может научиться использовать и контролировать. Однако в соответствии с более субъективной спекулятивной школой, он обязан научиться различать между собой как сознающим центром осведомленности, «Я» на троне ума, и аппаратом, через который он контактирует с внешним миром. Когда «Я», использующее механизм, в состоянии это сделать, оно осознает другой факт, а именно, что не только оно само производит и использует энергию и направляет свою собственную долю жизненности, но что имеются энергии и силы в природе, на планете, а также внепланетные, или космические, на которые оно тоже способно отзываться и которые оно может научиться использовать и адаптировать. Таким образом, три нынешние школы являются в зародыше хранителями этих трех факторов. В нынешних условиях раздоров и разделенности эти три школы заняты, в основном, опровержением теорий друг друга, однако все они точны в фактах, хотя и неверны в выводах. Все нуждаются друг в друге, и из соединения этих трех подходов возникнет четвертый, который будет ближе к истине, чем любой из трех.
Если рассмотреть другие базовые направления в мире современной мысли, станет очевидно, что одним из наиболее доминирующих является усиливающийся акцент на групповом сознании, или осведомленности о своем окружении. Обычный, средний человек знает ее как чувство ответственности, которое свидетельствует о появлении в индивидууме эгоической вибрации. Это один из первых признаков того, что душа начинает использовать свой механизм. Человек больше не живет интересами 339]только своего отдельного «я» и начинает сознавать потребность откликаться нанужду своего ближнего. Он признает своим долгом быть в самом реальном смысле хранителем своего собрата и понимает, что, в действительности, прогресс, удовлетворенность, спокойствие ума и процветание не существуют для него отдельно от окружающих. Такое понимание неуклонно распространяется от индивидуума на государство и нацию, от семейной единицы – на мир; поэтому возникают те большие организации, братства, клубы, лиги и движения, которые имеют своей целью повсеместный подъем благосостояния людей. Необходимость давать, вместо того чтобы брать, внедряется в расовое сознание, и признание некоторых связанных с братством базовых концепций неуклонно возрастает. Братство как факт природы – пока еще теория, но братство как идеал формируется сейчас в расовом сознании.
Одна из главных школ мысли, или одно из основных направлений идей, которому суждено исчезнуть, – это нынешние общепринятые известные нам школы философии. Философия в своем техническом смысле как любовь к мудрости будет распространяться по мере того, как люди все больше будут понимать значение мудрости и становиться мудрее, однако можно сказать, что нынешние школы философии почти выполнили свое предназначение, которое заключалось в формулировании представлений о Боге и Его связи с человеком, о божественности, эсхатологии и духовных взаимосвязях.
Свое последнее значительное влияние философским школам еще предстоит оказать. Затем, в последующие века их место займут те школы, которые глубоко и истинно будут развивать космологию, ибо как только Слово Человечества будет понято и постигнуто и значение индивидуума оценено, Слово Космоса получит должное, более глубокое внимание, и законы и природа той Великой Сущности, Которой мы живем и движемся и существуем, будут изучаться. Космический Христос не может быть познан никем, кроме как индивидуальным Христом.
Человек, как мы далее увидим, стоит на пороге получения доказательств своей божественности. Эволюция усовершенствовала 340]его механизм до такой степени, что он представляет собой сейчас скоординированный, интегрированный организм, полезную структуру, подготовленную для божественного пользователя. В ходе нескольких следующих десятилетий будет доказан факт существования души, и работа интроспективных мыслителей, мистиков и изучающих оккультизм продвинется настолько значительно, что сила души будет признана как расовая концепция, а законы души будут признаны как сменяющие, хотя и не отменяющие (так как большее всегда включает в себя меньшее) законы человека. Имеется в виду, что закон всегда соблюдает именно проявляющаяся душа, поскольку, если душа не склонна нарушить закон, то и у человека нет склонности его преступить.