Нынешний век и будущее

Итак, мы увидели то место, которое крошечная чувству­ющая единица, используемая индивидуальным человече­ским существом, занимает по отношению к Великому Целому. Мы отметили различные формы, которые принимает астраль­ная эволюция. Мы также рассмотрели некоторые источники, из которых поступает астральная энергия. Мы обнаружили, что каждый из нас погружен в море чувствующих сил, которые на нас воздействуют, потому что – по Закону – мы присвоили для собственного употребления часть той вселенской энергии, посредством которой мы связаны с Целым. Один из видов астральной энергии, которого мы не касались, эманирует, как нам стало известно, из «Сердца Солнца». Я не могу, однако, детально его рассматривать вследствие неспособно­сти человеческого мозга понять этот тип астральной энергии, а человеческого сердца – его усвоить до той поры, пока не откроется и не будет функционировать сердечный центр. Этот поток живительной энергии может, тем не менее, сильно ощущаться, хотя и не усваиваться пока в чистом виде. Мы называем его «любо­вью Бога». Это действительно та свободно текущая, изли­вающаяся, магнетически притягательная сила, что ведет каждого странника домой – в Дом Отца. Это та сила, что волнует сердце человечества и находит свое выражение через посредство мировых аватаров, в мистической тоске, присущей каждому человеческому существу, во всех движениях, имею­щих целью благополучие человечества, в любого рода фи­лантропических и образовательных начинаниях, а также (в так называемом мире природы) в охранительном инстинкте ма­теринства. Но это, в сущности, групповая чувствительность, и только в наступающем Веке Водолея ее истинная природа найдет свое правильное понимание и правильное применение. Я говорю здесь о ней, поскольку это 322]один из факторов, требующих рас­смотрения. Однако лишь те, чьи «сердца открыты и вознесены к Господу», знают, о чем я говорю.

Нет необходимости касаться того, что предстоит расе в отдаленном будущем. Насущные проблемы требуют внимания – пробле­мы личные или расовые, все проблемы, касающиеся контроля над аст­ральным проводником. Появляется благоприятная возмож­ность продемонстрировать в существующем хаосе потенции Эго, или души, ее способность к контролю и господству в своей малой сфере влияния. В этом заключается для всех стремящихся нынешне­го времени особое напряжение наступающих дней, и мне бы хотелось – с целью помочь вам сориентироваться – дать некоторые советы, которым вы можете последовать или нет, как сочтете нужным.

Помните, что каждый стремящийся – это фокус энергии, и на своем месте он должен быть сознательным фокусом. По­среди шторма и вихря он должен сделать ощутимым свое присутст­вие. Здесь работает Закон действия и противодействия, и часто Вели­кие (предвидя необходимость именно в таких точках внутреннего кон­такта в периоды мирового волнения, подобные нынешнему) собирают в определенных местностях тех, кто стремится к служению, чтобы они способствовали равновесию и продвигали общий План, в то же время сами усваивая многие необходимые уроки.

Усилие со стороны стремящихся должно заключаться не в сопротивлении давлению и отражении его, не в том, чтобы драть­ся и защищаться. Подобный метод центрирует внимание на «не-Я», увеличивая хаос. Усилие должно заключаться в стрем­лении добиться контакта с высшим «Я», сохраняя его стабиль­ным и устойчивым, и пребывать в таком выровненном состо­янии, чтобы сила и могущество души могли изливаться на ни­зшую троичную природу и через нее. Это излияние приведет к ровному излучению, которое будет воздействовать на окружение в точном соответствии с мерой внутреннего контакта и в прямой зависимости 323]от чистоты канала между физическим мозгом и каузальным телом. Стремящиеся должны также культивировать такое самозабвение, которое выражается в заботе о благе всех, с кем они соприкасаются. Са­мозабвение относится к низшему «я». Умение сосредоточиться внутри себя и самозабвение должны идти рука об руку.

Человек, поставивший себе целью стать точкой контакта между хаосом и Теми, Кто работает во имя конструктивных целей и порядка, должен также во всем, что делает, использовать и самый необходимый фактор – здравый смысл. Это всегда подразумевает следование Закону экономии силы бла­годаря различению и истинному чувству ценностей. Там, где они есть, экономится время, разумно расходуется сила, мудро распределяется энергия, не допускается чрезмерное рвение, и Ве­ликие могут положиться на благоразумие стремящегося, найдя в нем помощника.

Любая оккультная подготовка имеет в виду такое развитие стре­мящегося, чтобы он мог по-настоящему стать фокусом ду­ховной энергии. Надлежит помнить, однако, что, согласно За­кону, такая подготовка является циклической, имеет свои приливы и отливы, как и все в природе. Время активности следует за временем пралайи, и период регистрируемого кон­такта сменяется периодом очевидного безмолвия. Обратите внимание на подбор слов. Чередование объясняется Законом Перио­дичности, и если учащийся развивается с нужной скоростью, каждый период пралайи сменяется периодом еще большей ак­тивности, еще большего достижения. Ритм, прилив и отлив, мерное биение пульсирующей жизни всегда являлись Зако­ном Вселенной, и обучаясь отзываться на вибрацию высоких Мест, следует всегда помнить о ритмической периодичности. Один и тот же Закон управляет человеческим существом, пла­нетой, солнечной системой: все они – центры, или фокусы, энергии какой-либо большей Жизни. Если вы собираетесь преуспеть в работе (а именно в работе развития способности улавливать некоторые потоки с ментальных уровней – потоки, эманирующие от высшего «Я», от вашей эгоической 324]группы или от Учителя) вам следует обеспечить определенные запланированные условия. Должны быть обеспечены определенные факторы. Если их нет, потоки отклоняются (если можно так выразиться), и контакта не получается. Если нужно занимать­ся мирскими, земными делами, а такие периоды бывают в каждом жизненном цикле, внимание должно быть сосредоточено на этих деталях, и высший контакт может быть на время отло­жен. Внимание к делам физического плана –это не обязательно потеря времени, так как это может быть такой же ча­стью Плана в данное конкретное время, как и любой другой вид служения. Полное выражение себя и раскрытие сознания на каждом плане – вот цель; помните, что каждый план с его раз­личными состояниями сознания равным образом представля­ет собой часть божественной Жизни. Чего пока недостает большинству стремящихся, так это синтетического сознания и способности поддерживать и регистрировать целостность.

Если существует эмоциональный или ментальный хаос, потоки тоже отклоняются и мозг не регистрируетто, что может быть внутренне увидено и услышано. Если налицо усталость и физическое тело нуждается в отдыхе, внутренние впечатления также не удается зарегистрировать. Именно центры эфирного про­водника оживляются и активизируются при достижении контакта и передачи энергии; поэтому, если жизненность понижена и пранические флюиды не ассимилируются, весь вибрационный контакт снижается и центру не удается зарегистрировать виб­рацию и отозваться. Когда стимуляция опять становится достаточной и соблюдены все условия для достижения необходимого спокойствия, потоки снова могут быть вос­приняты, появляется отклик и следует новый цикл восприим­чивости. Я вдаюсь в объяснения, поскольку предвижу множество вопросов и заинтересован в том, чтобы данный процесс для вас прояснился. Необходимо, чтобы все, кто 325]ра­ботает, имели ясное представление об этой работе и полно­стью осознавали каждый предпринимаемый шаг в тех направлениях, которые так сильно влияют на их способность служить.

Что касается проблем, занимающих внимание всех вас, живущих в нынешнее время мировых волнений и перемен, хочу вас ободрить. Хотя ситуация может казаться вам грозовой и го­ризонт – потемневшим от надвигающийся бури, помните, что если волнения и перемены все­общие, как сейчас, и весь мир в них вовлечен, значит развязка близка. В природе сильная гроза, электрические разряды способству­ют очищению атмосферы и ускоряют наступление солнечного сияния и более благодатных жизненных условий. Мы пережи­ли электрические разряды мировой войны, пережили и пери­од постепенного рассеяния туч с грохотанием грома и внезап­ными, резкими порывами ветра и дождя, убивающих надежду тех, кто жаждет солнечного сияния.Те, кто терпеливо про­должают работу, сохраняя внутреннее спокойствие и уверен­ность, кто потерял интерес к фасаду личности, помня только о бесформенных силах, которые работают во всех формах и во все времена, увидят порядок вместо хаоса, строительство вместо предшествующего разрушения и нынешнего урегулирова­ния; они увидят высвобождение свежих жизненных сил, до сих пор за­пертых в возведенные человеком закристаллизовавшиеся скорлупы. Итак, неуклонно держитесь внутреннего видения и имейте то долготерпение, которое помогает выстоять в меньшем цикле, если твердо держишь ключ к большему циклу.

Будет полезно, если мы вкратце обсудим некоторые главные направле­ния мышления, обозначившиеся в настоящее время и пред­ставляющие собой продукт прошлого и надежду будущего.

Человеческое мышление всегда было религиозным. Ни­когда не было такого периода, когда не было бы религии или мыслей у человека о Боге, о бесконечном или о Жизни, вызвавшей все к 326]бытию. Даже самые невежественные дикари признавали существование некоего Могущества и пытались выразить свое отношение к это­му Могуществу в понятиях страха, жертвоприношения или умилостивления. Начав с поклонения природе, фетишиз­ма и примитивного идолопоклонства первобытного человека, человечество выстроило структуру истины, которая, хотя еще несо­вершенна и неадекватна, но уже закладывает основа­ние будущего Храма Истины, в котором увидится свет Госпо­да и которое окажется достойным выражением Реальности.

Из тьмы времен возникли великие религии. Хотя эти религии и разные по своим теологиям и формам богослужения, хотя и с очевид­ными отличиями в организации и церемониале, хотя и различаются в методах приложения истины, их объединяют три базовых аспекта:

1. Учение о природе Бога и человека.

2. Символизм.

3. Некоторые основополагающие доктрины.

Когда люди это признают и научатся выделять ту внут­реннюю сущностную структуру истины, которая одна и та же для всех стран и всех рас, тогда возникнет всемирная религия, Единая Церковь, и то общее, хотя и не единообразное отно­шение к Богу, которое продемонстрирует истину слов Св. Павла: «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». Теологии исчезнут в знании Бога; доктрины и догмы переста­нут считаться необходимыми, так как вера будет основана на пережитом опыте и авторитет уступит место личной оценке Реаль­ности. Власть церкви над группой будет вытеснена могуществом пробужденной души в человеке; эпохе чудес и дебатов отно­сительно того, как и почему, 327]с последующими скептицизмом и агностицизмом придет на смену понимание законов природы, контролирующих сверхчеловеческую сферу и сверхъестест­венную стадию эволюционного процесса. Человек вступит в свое божественное наследие и узнает, что он – Сын Отца со всеми божественными качествами, силами и способностями, так как все они – его божественный дар. А что мы имеем пока? Разрыв со старой установившейся традицией, бунт против авторитета, авторитета церкви, догмы, доктрины или теологии; тенденцию к самоопределению и отбрасыванию старых норм, барьеров мышления и различий, существующих между расами и вероисповеданиями.

Таким образом, мы проходим через промежуточную ста­дию хаоса и сомнений, мятежа и вытекающей из этого явной рас­пущенности. Научные методы, такие как исследование и анализ, срав­нение и дедукция, применяются к религиозным верованиям. История религий, основания доктрин, происхождение идей и развитие идеи Бога подвергаются исследованию и изучению. Это приводит к многочисленным дискуссиям, к отказу от ста­рых установившихся представлений о Боге, душе, человеке и его судьбе. Школы мысли, различные по своим идеям и ме­тодам, существовали всегда, и шесть школ индийской фило­софии воплотили в себе практически все базовые представ­ления человека относительно причин проявления. Мало что нового бы­ло добавлено Западом к этим шести спекулятивным школам, хотя западный ум с его гением по части научной техники и методики переработал эти идеи и разбил шесть теорий на множество меньших положений. Из мешанины идей, теорий, спекуляций, религий, церквей, культов, сект и организаций появляются два главных направления мышления: одно, кото­рому, в конце концов, предстоит умереть, и другое, которому предстоит развитие и рост и которое, в свою 328]очередь, даст рождение тому максимальному (для нас) выражению истины, которое будет удовлетворять на протяжении следующего века и приведет человека к вершине Храма и Горе Посвящения. Эти два направления представлены следующими группами:

1. Теми, кто обращен назад к прошлому, кто привержен старым путям, древним теологиям и реакционным методам неприятия при поисках истины. Это люди, признающие ав­торитет: авторитет пророка, библии или теологии. Это те, кто предпочитает послушание навязанному авторитету – добро­вольному послушанию просветленной душе. Это сторонники церкви и правительства, отличающиеся чистой преданностью и любовью, но отказывающиеся признавать тот божествен­ный интеллект, которым они одарены. Их преданность, их любовь к Богу, их требовательная, но отстаивающая заблуждения совесть, их нетерпимость делают из них всецело преданных людей, которые, однако, ослеплены собственной преданностью и ограничивают собственный рост своим фанатизмом. Они в большинстве своем принадлежат к старшему поколению, и надежда для них – в их преданности и в том, что сама эволюция приведет их во вто­рую группу.

Эта первая группа и выполняет работу кристаллизации, которая приведет к полному уничтожению старых форм; ее задача так конкретизировать старые истины, что­бы ум расы мог очиститься, чтобы стало очевидно, что существенно, а что не существенно, чтобы фундаментальные идеи так контрастировали с догмами, чтобы стало видно то, что лежит в основе, а вторичные, незначительные убеждения отвер­гались, так как только основополагающее и причинное будет цениться в грядущем веке.

2. Вторая группа представлена пока еще очень незначи­тельным, но неуклонно возрастающим меньшинством. Это та внутренне связанная группа любящих Бога, интеллектуальных мисти­ков, знающих реальность, которые не принадлежат ни к какой религии или организации, но которые считают себя членами универсальной, единой Церкви и «членами друг друга». Они есть 329]в каждой нации, расе и народе; у них разного цвета кожа и разные школы мысли, но все же они говорят на одном и том же языке, учатся с помощью одних и тех же сим­волов, прокладывают один и тот же путь, отвергли одни и те же несу­щественные вещи и выделили одну и ту же суть из существующих верований. Они узнают друг друга; они выражают одинаковую преданность духовным лидерам всех рас и одинаково свободно пользуются Священными Писаниями друг друга. Они образуют субъективную основу нового мира; они формируют духовное ядро грядущей мировой религии; они демонстрируют прин­цип братства, который, в конечном итоге, спасет мир.

В прошлом нам являлись мировые Спасители – Сыны Божь­и, которые провозглашали мировое послание и несли свет народам. Теперь, когда пробил час и благодаря работе эво­люции, появляется группа, которая должна принести спа­сение миру и которая, воплощая групповые идеи и демон­стрируя групповую природу, проявляя в малом масштабе ис­тинное значение тела Христова и являя миру картину истинной природы духовного организма, так стимулирует и энергетизирует мысли и души людей, что Новый Век начнется изли­янием любви, знания и гармонии Самого Бога.

Религии прошлого основывались великими душами, Аватарами, выдающимися духовными личностями, и пример их жизней, слов и учений впечатлял расу и продолжал сказываться в течение многих столетий. Какое действие окажет послание группового Аватара? Какова будет мощь работы группы знающих Бога, провоз­глашающих истину и субъективно сплотившихся вместе для великой работы спасения мира? Какова будет эффективность миссии группы мировых Спасителей, не таких, как Христос, но всех, кто в какой-то мере знают Бога, дополняют работу друг друга, усиливают послания друг друга и образуют организм, через 330]который духовная энергия и принцип духовной жизни смогут сделать ощутимым свое присутствие в мире?

Представители этой группы существуют сейчас в каждой стране. Этих людей сравнительно мало, они редки, но их число неуклонно увеличивается, и их весть будет все ощутимее. В них воплощен конструктивный дух; они – строители Нового Века; им поручена работа сохранения духа исти­ны и реорганизации мышления людей, чтобы раса научилась контролировать ум и поддерживать его в таком медитативном вос­приимчивом состоянии, которое позволило бы ей распознать предстоящее раскрытие божественности.

С обеими этими группами – реакционными доктринерами и субъективным сообществом мистиков – контактирует большая часть нового поколения молодых людей, которые не относят­ся ни к какой группе и чьи представления чрезвычайно запу­таны из-за того, что они прислушиваются и к тем, и к другим. Это большинство не принадлежит прошлому и отказывается признавать авторитет этого прошлого. Оно не относится и к внутренней группе Знающих, чья работа – направлять мысли людей в правильные русла, поскольку большинство людей еще не достигло необходимой точки знания. Они со­знают только два момента: потребность в свободе и сильную тягу к знанию. Они презирают традицию прошлого и от­вергают старые формулировки истины, а поскольку они пока не стали на твердую почву, а являются еще только ищущими и вопрошающи­ми, мы имеем нынешнее состояние мирового смятения, оче­видной распущенности и разрушения. Не надо забывать, что данное состояние мира является результатом столкновения трех типов сил, доминирующих сегодня в мире:

1. Силы, исходящей от приверженцев старой традиции, ко­торые, придавая особое значение форме и прошлому, вызывают разрушение этих форм.

331]2. Силы, исходящей от внутренней группы мистиков, ко­торая под руководством Планетарной Иерархии выстраивает новую форму.

3. Силы, исходящей от масс, которые не принадлежат ни к какой группе и которые используют эту силу пока слепо и часто не­разумно, – так будет до тех пор, пока они не увидят те конст­руктивные каналы, по которым эта сила может быть мудро на­правлена.

В этом проблема нынешнего переходного периода и от­сюда необходимость распространения учения, которое поможет ищуще­му стремящемуся и искателю найти себя. Отсюда потребность пояснить законы души и правду об индивидуальном раскры­тии тем, кто, отвергая старую традицию и отказывая в при­знании мистике, стремится все же познать себя как освобож­денную душу. Это знание вызовет неуклонное возрастание числа Мистиков-Строителей, так как, когда человек нашел свою душу и признает ее связь с механизмом выражения – троичным низшим человеком, – он автоматически переходит в сознание субъективной жизни, начинает работать с причи­ной и более не теряется в мире следствий. После чего он ста­новится плечом к плечу с мистиками и знающими всех вре­мен. Такова направленность религиозного импульса в наше время, и такова слава грядущего века.

Если верно, что за фасадом нашего нынешнего мира со­бирается группа мистиков, обладающих знанием, видением и способностью работать на ментальных уровнях, не видимых и не признанных людьми, то можно отметить, что эта группа объединяет не только религиозных людей. Мужчины и женщины из всех областей человеческой мысли входят в эту группу, вклю­чая ученых и философов.

Как и всё остальное в наше время, сама наука находится в процессе преобразования, и как бы мало это ни осознавалось многими учеными, их работа с тем, что они называют материей и 332]их ис­следования атома вступают в новую фазу. В этой фазе старые мето­дики и механизмы будут постепенно отвергнуты, и новый подход и другая фундаментальная концепция о природе мате­рии ознаменуют Новый Век. В течение следующих двадцати пяти лет утвердится возникающее из двух внешне различных пред­ставлений о природе атома признание определен­ных энергетических импульсов, и основанием этому послужит открытие энергий, которые (воздействуя на атомы и атомные формы) производят осязаемые конкретные формы, которым мы даем названия в различных царствах при­роды. Будет продемонстрирована истинность некоторых базо­вых предпосылок Вневременной Мудрости, утверждающих что:

1. Душа – это формообразующий принцип, вызывающий притяжение и связность.

2. Душа представляет собой аспект, или тип энергии, от­личающийся от типа самой материи.

3.Атом признан в качестве энергетической единицы, однако энергия, соединяющая атомы в совокупности, которые мы называем организмами и формами, пока не выделена. Ми­стики научного мира ее почувствуют и будут работать над тем, чтобы ее продемонстрировать в течение следующего поколения. Именно этот тип энергии – энергии формостроительного аспекта про­явления – является источником любой магической работы; именно эта энергия в различных царствах природы создает формы, образы, виды, типы и различия, характери­зующие и отличающие мириады форм, через которые проявляется сама жизнь. Именно качество этой энергии порождает все коли­чество форм, именно свет привносит в сознание расы те раз­нородные образы, которые могут принимать совокупно­стиатомов.

4. Данный тип энергии, создающий образы, формы и связные организмы во всех царствах природы, не является жизненным 333]принципом. Жизненный принцип останется неоткрытым и непризнанным, пока душа, или определяющий качество принцип, строитель форм, не будет изучена, признана и, в свою очередь, исследована;

5. Это становится возможным только тогда, когда человек вступает в полное сознательное владение своим божественным наследи­еми, работая как душа и контролируя свой механизм (физический, эмоциональный, ментальный), может работать со­знательно в контакте с душой во всех формах.

Это станет возможным только когда раса примет данную гипотезу, признает ее как вероятную и постарается продемонстрировать присутствие души, скрытой за структурой, или телом проявления, или, равным образом, постарается ее опровергнуть. Все великие ученые и работники в сфере объективной природы работали как души, и все наиболее удиви­тельные открытия в области физики и химии, также как и в прочих отраслях человеческого знания, делались, когда рабо­тающий в какой-то конкретной области начинал действовать, веря в свою гипо­тезу, проводил исследования и продвигался, стадия за ста­дией, в своей работе, пока не соприкасался с аспектом истины, еще не сформулированным человеком. Затем, войдя бла­годаря интуиции в новую сферу мышления, он формулировал открытое там знание в виде теории, принципа, эксперимента или механического приспособления, так что оно становилось до­стоянием группы и в свое время принималось и использова­лось миром. Но при зарождении это была мистическая работа и основывалась она на мистической интуиции.

Отметим, что в ближайшем будущем предстоят три вели­ких открытия, которые в течение следующих двух поколений революционизируют современное мышление и жизнь.

Одно уже нащупано и является предметом эксперимента и исследования – это освобождение энергии атома. Оно полно­стью изменит экономическую и политическую ситуацию в ми­ре, так как последняя в большой мере зависит от первой. На­ша механическая цивилизация упростится, и наступит эра, свободная от 334] бремени денег (от обладания или не обладания ими), и человеческое семейство повсеместно признает свой статус соединительного царства между тремя низшими царства­ми природы и пятым, или духовным, царством. Появится время и свобода для культуры души, которая придет на смену нашим со­временным методам образования, и раскрытие способностей души и раз­витие сверхчеловеческого сознания повсеместно овладеют вниманием педагогов и учащихся.

Второе открытие будет сделано в результате нынешних исследований в области света и цвета. Воздействие цвета на людей, животных и единицы растительного царства будет изучаться и результатом этого явится развитие эфирного зрения, или способности видеть следующий уровень материи физическими глазами. Все больше люди будут мыслить и изъясняться в понятиях света, и эффект дальнейшего развития в этой области человеческого мышления будет тройной:

а) люди станут обладать эфирным зрением;

б) жизненное, или эфирное, тело, являющееся внутренней струк­турой внешних форм, будет увидено, на него станут обращать внимание и будут изучать во всех царствах природы;

в) это сломает все барьеры расы и все разграничения по цвету ко­жи; будет доказано сущностное братство человече­ства. Мы увидим друг друга и все формы божественного проявления как световые единицы разной степени яр­кости, и все больше будем изъясняться и мыслить в по­нятиях электричества, электрического напряжения, интенсивности и энергии. Возраст и статус человека на лестнице эволю­ции будут определяться и станут объективно очевидными; отличия в возможностях старых и молодых душ бу­дут признаны и тем самым на земле будет восстановлено правление просветленных.

Отметим здесь, что эти открытия станут результатом рабо­ты 335]ученых следующих двух поколений, результатом их усилий. Их работа с атомом субстанции, их исследования в области электричества, света и энергии неизбежно должны продемонстри­ровать связь между формами, которая является синонимом братства, а также факт существования души, внутреннего света и сияния всех форм.

Третье открытие, которое, скорее всего, произойдет послед­ним, будет больше других относиться к сфере того, что оккуль­тисты называют магией. Оно произойдет в результате изучения звука и его воздействия, и даст человеку мощнейший инструмент в мире творения. Благодаря применению звука ученый буду­щего будет достигать нужных результатов; благодаря звуку вы­явится новая область открытий; звук, издаваемый каждой формой во всех царствах природы, будет изучен и познан; благодаря нему будут осуществляться изменения и появятся но­вые формы. Только один намек я могу здесь дать: освобождение энергии атома будет связано с этой новой грядущей на­укой о звуке.

Значение того, что произошло в мире за последнее столетие в сфере звука, пока не оценено и не понято. Однако ужаса­ющие последствия вызываются невероятно возросшим шу­мом и звуками, исходящими в настоящее время от планеты. Рев машин, громыхание транспортных механизмов во всех частях мира – поездов, пароходов и аэропланов, концентрация человеческих звуков в таких местах скоплений, как большие города, и, в то же время, повсеместное использование радио, приносящего музыкальные звуки в каждый дом и на улицы, оказывают действие на тела людей и все формы жизни повсюду, что станет очевидным лишь со вре­менем. Некоторые формы жизни животного царства, а в основном растительного царства, исчезнут, и отклик чело­веческого 336]механизма на мир звука, шума и музыки, в который он все больше погружается, окажется в высшей степени занимательным.

Развитие этих трех направлений науки возвестит Новый Век, произведет в настоящем переходном периоде необходимые изме­нения и откроет Новую эру, ключевой нотой которой будет братство, поскольку оно станет доказанным фактом при­роды. Это будет век, когда человек будет ходить в свете, ибо это будет мир признанного внутреннего сияния, когда работа в мире будет осуществляться посредством звука, а, в конце кон­цов, благодаря использованию слов могущества и работе умелых магов. Эти опытные работники с субстан­цией, понимающие природу материи, рассматривающие все в по­нятиях света и знающие цель применения звука, привнесут такие струк­турные изменения и материальные трансформации, которые приведут к появлению цивилизации, соответствующей работе грядущей расы. Эта работа будет заключаться в сознательном объединении души со своим проводником выражения. Родится такая культура, которая подвигнет неразвитых представителей расы к лучшему проявлению и более истинному выражению себя, – осуществление этого является привилегией будущего поколения научных исследователей.

Однако, выдающейся чертой грядущего цикла будет разви­тие психологии. Речь идет о возникновении нового фактора с точки зрения современного психолога материалистической школы – о признании существования души.

Механистическая школа психологов оказывала и оказыва­ет бесценную помощь, и открытия бихевиористов, в сущно­сти, логичны, хотя и ошибочны в выводах. Они служат не­обходимым тормозом для развития более спекулятивной мистической шко­лы, именующей себя интроспективной. Как и многое другое в нынешнем мире, из двух больших направлений мышления, таких 337] как вышеупомянутые механистическое и интроспективное, или субъективное, образуется третье, которое воплотит в себе то, что истинно в обоих подходах, и должным образом адаптирует их друг к другу. В большом масштабе это осуществится в сое­динении Запада и Востока, мистицизма и оккультизма. У нас нет разногласий ни с тем, ни с другим, но в эволюции мыш­ления основные направления идей в наше время быстро сбли­жаются друг с другом и возникает синтез, который станет прочным основанием для приближающегося цикла.

Здесь полезно отметить тенденции трех основных направлений мышления в области психологии.

1. Механистическая, делающая акцент на материальной структуре, приписывающая реакции человеческого организма (ментальные, эмо­циональные, физические) исключительно материальному ас­пекту и считающая материальную структуру дающей начало свойствен­ным человеку тенденциям поведения и чертам, как ненормаль­ным, так и нормальным.

2. Интроспективная школа, провозглашающая существование«Я», или того сознательного нечто, которое ответственно за состо­яния и, как иногда говорилось, «осознает сознание». Эта школа психологов признает материальную структуру, однако идет дальше и рас­сматривает некоторые аспекты поведения, некоторые реак­ции и проблемы как необъяснимые с помощью только механистического подхода. Она приближается к оккультной позиции, но не захо­дит так далеко.

3. Имеются еще те, кого можно назвать виталистами, или группа психологов, которые, признавая материальную структуру, все же считают ее подверженной влияниям энергий и сил, исходящих из внешней среды. Эти энергии характеризуются более универсальной природой, чем те, что возникают исключительно внутри собственного чело­веческого «я», и к ним относятся большие фундаментальные стремления, за которые ответственна сама природа и которые можно заметить и почувствовать не только в человеческих единицах органической жизни.

338] Каждая из этих трех школ хранит определенный аспект истины, и эти аспекты дополняют друг друга.

Имеется механизм, посредством которого функционирует реальный человек, и есть материальная структура, которую он выстроил в соответствии с законами природы и которую он может научиться ис­пользовать и контролировать. Однако в соответствии с более субъективной спекулятивной школой, он обязан научиться различать между собой как сознающим центром осведом­ленности, «Я» на троне ума, и аппаратом, через кото­рый он контактирует с внешним миром. Когда «Я», использующее механизм, в состоянии это сделать, оно осознает другой факт, а именно, что не только оно само производи­т и использует энергию и направляет свою соб­ственную долю жизненности, но что имеются энергии и си­лы в природе, на планете, а также внепланетные, или косми­ческие, на которые оно тоже способно отзываться и которые оно может научиться использовать и адаптировать. Таким образом, три нынешние школы являются в зароды­ше хранителями этих трех факторов. В нынешних условиях раздоров и разделенности эти три школы заняты, в основном, опровержением теорий друг друга, однако все они точны в фактах, хотя и неверны в выводах. Все нужда­ются друг в друге, и из соединения этих трех подходов возникнет четвертый, который будет ближе к истине, чем любой из трех.

Если рассмотреть другие базовые направления в мире современной мысли, станет очевидно, что одним из наиболее доми­нирующих является усиливающийся акцент на групповом со­знании, или осведомленности о своем окружении. Обычный, средний человек знает ее как чувство ответственности, которое свидетель­ствует о появлении в индивидууме эгоической вибрации. Это один из первых признаков того, что душа начинает использовать свой механизм. Человек больше не живет интересами 339]только своего отдельно­го «я» и начинает сознавать потребность откликаться нанужду своего ближнего. Он признает своим долгом быть в самом реальном смысле хранителем своего собрата и понимает, что, в действительности, прогресс, удовлетворенность, спо­койствие ума и процветание не существуют для него отдельно от окружающих. Такое понимание неуклонно распрост­раняется от индивидуума на государство и нацию, от семей­ной единицы – на мир; поэтому возникают те большие организации, брат­ства, клубы, лиги и движения, которые имеют своей целью повсеместный подъем благосостояния людей. Необходимость давать, вместо того чтобы брать, внедряется в расовое созна­ние, и признание некоторых связанных с братством базовых концепций неуклонно возрастает. Братство как факт природы – пока еще теория, но братство как идеал формируется сейчас в расовом сознании.

Одна из главных школ мысли, или одно из основных направлений идей, ко­торому суждено исчезнуть, – это нынешние общепринятые извест­ные нам школы философии. Философия в своем техническом смыс­ле как любовь к мудрости будет распространяться по мере того, как люди все больше будут понимать значение мудрости и становиться мудрее, однако можно сказать, что нынешние школы философии почти выполнили свое предназначение, которое заключалось в формулировании представлений о Боге и Его связи с человеком, о божествен­ности, эсхатологии и духовных взаимосвязях.

Свое последнее значительное влияние философским шко­лам еще предстоит оказать. Затем, в последующие века их место займут те школы, которые глубоко и истинно будут развивать космоло­гию, ибо как только Слово Человечества будет понято и постигнуто и значение индивидуума оценено, Слово Космоса получит должное, более глубокое внимание, и законы и при­рода той Великой Сущности, Которой мы живем и движемся и существуем, будут изучаться. Космический Христос не может быть познан никем, кроме как индивидуальным Христом.

Человек, как мы далее увидим, стоит на пороге получения доказательств своей божественности. Эволюция усовершенствовала 340]его механизм до такой степени, что он представляет собой сейчас скоординированный, интегрированный организм, полезную структуру, подготовленную для божественного пользователя. В ходе нескольких следующих десятилетий будет доказан факт существования ду­ши, и работа интроспективных мыслителей, мистиков и изу­чающих оккультизм продвинется настолько значительно, что сила души будет признана как расовая концепция, а законы души будут призна­ны как сменяющие, хотя и не отменяющие (так как большее всегда включает в себя меньшее) законы человека. Имеется в виду, что закон всегда соблюдает именно проявляющаяся душа, по­скольку, если душа не склонна нарушить закон, то и у человека нет склонности его преступить.

Наши рекомендации