Священник Даниил Сысоев
Почему ты ещё не крещён?
Православная библиотека Золотой Корабль, 2012
Воля не знает на чем ей остановиться: хочет человек одного, думает о втором, а делает третье. Чувства искажены, и как пьяный, ты любишь то, что должно ненавидеть, а ненавидишь то, что надо любить. И ты кричишь: "Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня". Но никакой человек не может помочь тебе...
Засуха. Иссохшая земля покрыта трещинами. Последние уцелевшие веточки травы пожелтели, иссохли и вот-вот погибнут. Но яростное жжение солнца утихает. Небо заволакивают тучи и потоки воды заливают землю. Там, где минуту назад были лишь уродливые трещины, сейчас набухают ростки трав, и вот уже наутро пустыня покрыта пестрым ковром цветов. Как прекрасно пел древний поэт: "Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее; напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее; венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук, источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью; луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют" (Пс. 64, 10-14).
Так происходит в природе. Но то же случается и с сердцем человека, принимающего боготворящее Крещение. Без Бога душа похожа на пустыню. Суета заедает человека и сменяется она лишь тоской. Наслаждения, казавшиеся вечными, чрез минуту превращаются в муки похмелья. Люди, на которых ты полагался, предают, и предают именно в тот момент, когда они больше всего нужны. Деньги, на которых возлагалось все упование, обесцениваются в очередном дефолте. Да если они и есть, то наступают ситуации, когда не могут принести они никакой пользы. Те идеи, которые ты считал целью своей жизни, не могут помочь тебе ни в день бедствия, ни тем более в день смерти твоей. И оказывается бессмертная душа у разбитого корыта. Как в кошмарном сне, ты бежишь, а все двери закрываются перед тобой, все нити рвутся у тебя в руках, все то, что ты считал важным, - оно то и губит тебя. Покоя ищет человек, а находит лишь суету, заботу и морок, обольщающий его ложной надеждой, а расплачивающийся истинной скорбью. Грехи молодости вдруг ударяют в старости. Прошлое становиться беспощадным прокурором.
Но и все силы человеческого духа разболтаны. Ум беспокойно ищет непоколебимой основы, но видит, что остается ему лишь туман, знания, оказывающиеся ложью на следующий день. Воля не знает на чем ей остановиться хочет человек одного, думает о втором, а делает третье. Чувства искажены, и как пьяный, ты любишь то, что должно ненавидеть, а ненавидишь то, что надо любить. И ты кричишь: "Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня". Но никакой человек не может помочь тебе.
И тогда мудрый человек понимая, что только из-за пределов мира может прийти его спасение, восклицает: "Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище: ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь" (Пс. 62, 2-4).
Как замечательно бывает, когда человек понимает, что только в Боге может найти себе покой, еще не дойдя до дна и не испытав всех бед безбожного жития. Но лучше прийти к Богу хотя бы потеряв все, кроме жизни, чем уйти из нее без участия в вечном Бытии.
И вот, человек осознав свое бессилие перед лицом разъедающей его смерти, вдруг узнает, что есть выход в его метаниях. Животворящий поток бессмертия готов омыть его душу и дать ей вкус Вечного Бытия. Бог готов снять с глаз человека покрывало мрака и дать увидеть мир в его настоящем виде без одуряющей атмосферы субъективности. И многие действительно прибегают к водам святого Крещения, справедливо называемого боготворящим, потому что в нем, как в таинственной мастерской из человека получается сын Бога.
Оно, по словам свят. Григория Богослова "есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение с Словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы. Просвещение есть колесница, возносящая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершение ума, ключ царства небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава. Просвещение есть лучший и величественнейший из даров Божиих". Принявший его человек получает новые органы чувств души и у него все становиться на свои места. Ум получает силу к целостному мышлению. Сердце очищается от груза прошлого. Душа получает силу к неземному покою и вечной радости. Человек впервые слышит не осуждение, а одобрение совести.
Сбываются те мечты, о которых ты и не мог мечтать. Все, что касалось противоречивым, становиться понятным. Тьма невежества начинает рассеиваться и как при наступлении зари постепенно начинают проявляться очертания невидимых вещей. Дух чувствует переполняющие его запредельные силы и все искушения, которые, конечно, усиливаются после Крещения он встречает также как опытный шахматист красивую, хотя и сложную задачу. - Дело трудное, но выполнимое. Битва опасна, но победа за нами. Трубы прозвучали и войска выходят в бой, а впереди уже взметается салют триумфа. И это не удивительно! Ведь Христос воскрес и смерть уже погибла. Нам нужно только растоптать уже казненного врага.
И из сердца спасенного исторгается песнь:
"Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага, и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря. Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города; терпели голод и жажду, душа их истаивала в них. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их, и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.
Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих: ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.
Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего. Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих: ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои; от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; послал Слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.
Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!" (Пс. 106, 1-21).
Даже страшная старуха с косой теряет свой ужасный вид пред глазами христианина. Ведь он видит, что за черной завесой смертной тени разгорается безмерное сияние вечности. Он, по словам апостола Павла знает, какие блага уготовал Бог тем, кто любит Его, хотя и не видел того глаз, не слышало того ухо и на сердце человеку не приходило это, но нам Сам Отец открывает сие Духом Своим. И потому мы говорим, что "для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение... имею желание разрешится и быть со Христом" (Флп. 1, 21, 23). И это не удивительно. Ведь в Крещении мы умерли и воскресли со Христом, и с тех пор наша жизнь скрыта со Христом в Боге. "Когда же явится Христос, жизнь наша, и мы явимся с Ним во славе" (Кол. 3, 1-4), но только если будем искать не погибающего мира, а небесного царства.
Кажется, что может быть естественней, чем зная о таких великих дарах и наградах, получаемых в Крещении, как не прибежать к его спасительным водам? Тем более, что от тебя не требуется ничего, кроме православной веры и раскаяния в злых делах прошлой жизни. Ведь даже твои добрые дела (на самом деле чаще всего довольно скромные), которыми ты гордился, вовсе не исчезают, и не вменяются в ничто, а очищаются от шлаков тщеславия и корысти и входят прекрасную симфонию вечной жизни.
Но, удивительно (а с другой стороны и не очень), но многие отказываются от столь великого дара по совершенно абсурдным причинам. Не дивно это потому, что за всему этими возражениями стоит на самом деле исконный враг, древний дракон, не желающий лишиться своей добычи. А ему по авторскому праву принадлежат все некрещеные. Он изобрел грех и требует за него в качестве гонорара человеческую душу. Как же он будет допускать, чтобы грехи сгорали, люди освобождались из его коварных ловушек и переходили под могучую Руку Господа? Естественно он пытается запутать человека в своих коварных сетях.
Однако мы все же попробуем разобрать все возражения, которые выдвигают те люди, которые не желают принимать Крещение. Ведь православное христианство есть религия разума и облагодатствованный Духом Божиим ум легко разорвет как паутину все ухищрения врага.
Но давайте перейдем к самим аргументам, которыми испорченная воля, околдованная бесами, выдвигают против боготворящего Крещения.
Возражение 1: Я не верю ни в какого Бога и поэтому зачем мне ваше купание? Тем более, что наука доказала, что Бога нет!
Конечно, если ты не веришь в существование Бога, то не может быть и речи о Крещении. Любой честный священник обязан предотвратить это кощунство, если узнает, что крещаемый не веря в существование Творца, приходит к купели. А такое иногда встречается, когда невежественные родственники пытаются насильно заставить человека принять Крещение. Но само это действие и кощунственно, и бесполезно. По словам свт. Кирилла Иерусалимского "вода примет тебя, а Дух отвергнет".
Но почему ты убежден в том, что Бога нет? Ведь эта мысль совершенно глупа. Если нет Творца, то как мог появиться случайно столь сложный мир? Если тебе скажут, что тот компьютер, на котором я набираю этот текст, возник в результате московского урагана, когда молния попала в склад запчастей, то конечно ты скажешь, что это маразм. А если тебя будут уверять в этом со всей серьезностью, то вероятно ты решишь, что или над тобой издеваются, или перед тобой пациент психбольницы. Но тогда как можно искренне думать, будто Солнечная Система, а тем более человеческое тело возникло случайно, и это при том, что даже для простой расшифровки генетического кода человека потребовались несколько десятилетий работы сотен крупнейших ученых? А какая мудрость требуется для того, чтобы этот код записать, а ты говоришь, что это сделал случай! Как могли появиться законы природы без Законодателя? Ведь если бы верен был атеизм, тогда вообще не возможна была бы никакая наука. Ведь, если человек - есть продукт бессмысленной материи, подчиненной слепому случаю, тогда каждая его мысль (в том числе и сама теория эволюции, да и все виды атеизма) - только порождение случайного соединения элементарных частиц, имеющая нулевую ценность. Для нас тогда должно быть все равно что утверждать, ибо все слова и мысли одинаково ложны. Можно также спокойно говорить (с той же степенью доказательности), что мы порождение глубоких мыслей холодильника.
Атеизм не дает объяснения наблюдаемому факту единства законов мира, и даже не поясняет, почему он вообще познаваем. Эволюционизм, необходимый для атеиста, прямо противоречит второму началу термодинамики. (Айзек Азимов так определяет его без помощи математических формул: «По-другому второй закон можно сформулировать так: «Вселенная постоянно становится все более беспорядочной!» Рассматривая второй закон с такой точки зрения, мы видим, что это сказано о нас. Нам приходится усердно трудится, чтобы навести в комнате порядок, но в беспорядок она приходит сама, и куда быстрее и проще. Даже если мы не будем заходить туда, она станет грязной и пыльной. Как трудно содержать в порядке дом, даже наши собственные тела; как быстро все приходит в упадок. Даже если вообще ничего не делать, все будет приходить в упадок, ломаться, изнашиваться само собой - вот что означает второй закон»). Если же теория эволюции верна, тогда не верны и наши повседневные наблюдения, и расчеты инженеров. Более того, эволюционистам надо обратиться в суд на РАН, за то, что она не рассматривает проекты вечных двигателей со 100% КПД.
Атеизм совершенно невероятен с математической точки зрения. Так случайное появление нашего набора мировых постоянных равно 1 из 10^3000; случайное появление простейшей бактерии - 1 шанс из 10^40000; случайное изменение в нужном направлении 5 белков - 1 шанс из 10^275 и т.д.
Атеизм не имеет предсказательной способности, не дает возможности себя опровергнуть экспериментальным методом и поэтому даже с натяжкой не может быть отнесен к сфере науки.
Атеизм не может объяснить ряд фактов, (жук - бомбардир, эхолокация у летучих мышей, рождение китенка под водой, росянка), и поэтому не может быть научным. Так что твои слова, что "наука доказала, что Бога нет" глупы.
С другой стороны ты утверждаешь, что есть некий смысл жизни, есть разница между добром и злом. Но если ты прав, то все это совершено не так. У смертного куска бессмысленной материи нет никого ни смыла жизни, ни морали, ничего кроме одной могучей Смерти, твоей единственной богини.
Если ты согласен служить Ей, то это твое право. Ты сам выбрал вечную гибель. Но я должен предупредить тебя. Чтобы ты не считал, на самом деле есть и неуничтожимость души, и Бог, и воскресение плоти, и Суд, на котором каждый, в том числе и ты, даст ответ за дела свои. И тебе не помогут разглагольствования: "мол, я не верил, и потому Ты, Боже судить меня не можешь". Бог скажет тебе: "если бы ты не заткнул сам своих ушей и не замазал грязью своих глаз, то знал бы Меня. А так ты сам добровольно отверг Меня. И произошло это потому, что дела твои были злы, и свет Откровения стал для твоих больных глаз невыносим. Ты хотел жить так, как будто Меня нет, так живи и дальше. Иди от Меня прочь! Только помни, что Я Свет, а вне Меня тьма кромешная, Я Жизнь, а вне Меня вечная смерть, Я Любовь, а вне меня ненависть, Я Радость, а вне меня плачь и скрежет зубов. Ты сам выбрал это, так получи, что захотел".
Но если ты все же желаешь получить Жизнь вечную, то крестись и живи по Божьи.
Возражение 2: У меня Бог в душе и поэтому мне ваши обряды не нужны. Я и так делаю только добро. Неужели Бог меня отправит в ад за то, что я некрещеный? А как же быть с аборигенами Африки или Папуа Новой Гвинеи, которые ничего не слышали о Христе?
Возражение это встречается чаще всего. Но позволь спросить тебя: "Что ты понимаешь под словом "Бог"?" Если речь идет просто о совести, то, конечно, у любого человека этот голос Божий звучит в сердце. Тут нет никакого исключения. Ни Гитлер, ни Чикатило не являются исключением. Все они знали, что есть добро и зло, и голос Бога пытался остановить их от злодеяний. Но неужели уже потому, что они слышали этот голос, то они уже святые? Да и совесть - это не Бог, а лишь Его речь. Ведь если на магнитофоне или по радиоприемнику ты слышишь голос, к примеру, президента, то разве это значит, что он у тебя в квартире? Также и наличие совести не говорит о том, что Бог у тебя в душе.
Но если вдуматься в само это выражение, то давай подумаем. Кто такой Бог? Это Всемогущий, Бесконечный, Всеведущий, Праведный, Благой Дух, Творец вселенной, Которого не вмещает небо и небеса небес. Так как же может вместить Его твоя душа, Его, Лицо Которого боятся увидеть ангелы? Да и вправду ли ты считаешь, что эта Безмерная Сила с тобой? Покажи мне, в чем она проявляется. Можешь ли ты или сотворить чудо, например воскресить мертвого, или показать еще чудо любви, подставив другую щеку, тому, кто ударил тебя? Можешь ли ты любить врагов, как молился о них перед распятием Господь наш? Ведь, по настоящему сказать, что "Бог у меня в душе" может лишь только святой. А разве ты свят? Так покажи мне свою святость, а иначе это будет лишь ложь и самообман, пустая отговорка, которой ты закрываешься от Вечного Творца.
Ты говоришь: "я делаю только добро, неужели Бог меня пошлет в ад?" Но позволь мне усомниться в твоей праведности. Что считать критерием добра и зла, по которому можно определить, что ты или я делаем добро или зло? Если считать критерием самого себя, как часто говорят, что "я сам для себя определяю, что такое добро и зло", то изволь заметить, что тогда эти понятия просто лишаются какой либо ценности и смысла. Ведь и Берия, и Геббельс, и Пол Пот считали себя абсолютно правыми, так почему ты считаешь, что их дела заслуживают порицания? Если ты имеешь право сам определять для себя мерило добра и зла, так позволь это и всем убийцам, извращенцам и насильникам. Да, кстати, позволь также и Богу не согласиться с твоими критериями, и отправить тебя в ад не по твоим, а по Своим меркам. А то как-то несправедливо получается. - Ты сам себе выбираешь мерило, а Всемогущему и Свободному Богу запрещаешь тебя судить по Своим законам. И это при том, что ты-то права на законодательную деятельность не имеешь. Ведь ты не сделал себе ни тела, ни души, ни ума, ни воли, ни чувств. Все, что есть у тебя - это подарок (и даже не подарок, а временно вверенное на сохранение имущество), а ты почему то решаешь, что им можно безнаказанно распоряжаться по своей воле. А Тому, Кто тебя сотворил, ты отказываешь в праве потребовать отчета в том, как ты воспользовался Его даром. Не кажется ли тебе это немножко наглым требованием? Разве ты думаешь, что Господь Вселенной почему то пойдет у тебя на поводу. Нет! Не выйдет! Ты не выполнил Его прямой заповеди, "покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа" (Деян. 2, 38), и при этом считаешь, что Он тебе чем-то обязан? Не глупо ли это?
Вот что говорит по твоему поводу Библия: "Грешнику же говорит Бог: "что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои. Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, - и не будет избавляющего" (Пс. 49, 16-21).
Чаще всего и справедливо говорят, что мерилом добра и зла являются Десять Заповедей, (данные кстати не Христом, а полтора тысячелетия до Него Моисеем). Так давай посмотрим, попадаешь ли ты под эту минимальную мерку порядочности (я еще не говорю о святости). Думаю, что твоя уверенность в свой праведности основана на обычной неграмотности. Часто говорят, что первая заповедь "не убивай", но это не так. Я приведу тебе сейчас полный текст Десяти заповедей, а потом ты сможешь сказать исполнил ли ты их все. (А неполное исполнение Заповедей не может ничем тебе помочь на Суде. Ведь если даже на Земле вору не поможет утверждение: "да. Я угонял машины, но ведь я не убивал!" Тем более не поможет это на Божьем Суде. Как говорит Библия: "Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона." (Иак. 2, 10-11))
"На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою Синайской, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом...
И изрек Бог к Моисею все слова сии, говоря:
(1 заповедь - с.Д.) Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
(2 заповедь - с.Д.) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
(3 заповедь - с.Д.) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
(4 заповедь - с.Д.) Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
(5 заповедь - с.Д.) Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
(6 заповедь - с.Д.) Не убивай.
(7 заповедь - с.Д.) Не прелюбодействуй.
(8 заповедь - с.Д.) Не кради.
(9 заповедь - с.Д.) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
(10 заповедь - с.Д.) Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего" (Исх. 19, 16-19, 20, 1-17).
А теперь давай посмотрим, исполнил ли ты все Десять Заповедей? Если ты не крещен, если ты не желаешь выполнять прямое повеление Бога: "кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать осужден будет" (Мк. 16, 16), то как ты исполняешь первую заповедь? Ведь в другом месте Бог говорит: "Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей... Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и Его именем клянись" (Втор. 6, 4-6, 13). Разве признаком любви к Богу является отказ вступить с Ним вечный союз через Крещение? Разве не почитаешь ты других богов, когда ставишь свое мнение выше Откровения Бога? Сможешь ли ты победить Всемогущего, презирая Его повеление? Итак, самую первую заповедь ты не выполняешь.
Но посмотрим, выполнил ли ты Вторую Заповедь? Не думаю, что ошибусь, если скажу, что очень возможно, что ты имеешь явных истуканов. - это и гороскопы, которым ты веришь, и амулеты, которые, возможно, ты получил от колдунов (как бы их не называли: народные (и даже "православные") целители, экстрасенсы, биоэнергетики, астрологи, шаманы, ясновидящие, спириты, маги и подобные слуги сатаны. Обращение к ним смертный грех и величайшее преступление законов Бога). Да и отношение твое к деньгам вряд ли отличается от идолослужения, если ты считаешь, что "деньги могут все". А гордость и самолюбие, обычно называемое "чувством собственного достоинства", разве не классические кумиры? А разве не было такого, что ты поступил против совести потому что тебя так попросили друзья? А ведь это человекоугодие, делающее из творения идола. Я уже не говорю про массовое поклонение трупу вождя, и множеству его истуканов, которое иначе чем идолослужением нельзя назвать.
А Третья Заповедь вообще поголовно нарушается сейчас и божбой, и богохульством, и издевательством над Церковью, и кощунством, и матерной бранью. Неужели ты никогда не делал ничего подобного?
Про Четвертую Заповедь уже и говорить не приходиться. Когда это некрещеный посвящал Богу Седьмой День?
Скорее он посвящен дьяволу. В этот день люди напиваются, ругаются, распутничают. А только Создатель оказывается лишним в Его Собственный День. А разве Бог, давший нам все времена, не имеет права потребовать от нас нескольких часов, притом когда мы получаем от Него силы Вечности? Мы почитаем и субботу, но особое место занимает для нас день нашего спасения - воскресенье, когда каждый верующий должен, если он не тяжело болен, быть в храме и с вечера накануне, и утром в сам праздник. А ты разве каждое воскресенье приходишь в храм, этот дом Бога?
А ведь Библия говорит: "соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти" (Исх. 31, 14-15). А сколько нечестивцев - трудоголиков, которые говорят, будто "работать - не грех", хотя Бог прямо утверждает обратное. Так что и с Четвертой Заповедью у тебя не все в порядке, хотя нарушение ее наказывается Богом смертью.
Об других Заповедях может и не стоило бы говорить подробно, ведь формально их признают большинство и безбожников. Но на самом деле развращение безбожников достигло таких пределов, что надо сказать и об этом.
Итак, Пятая Заповедь требует уважения к родителям, вне зависимости от их поведения. Нужно слушаться их во всем, что не противоречит воле Бога. А оскорбление родителей, а тем более их избиение карается смертью (Исх. 21, 15, 17). Эта Заповедь также касается и почитания властей, об чем уже все забыли. Вот как говорит Бог: "судьи не злословь, и начальника в народе твоем не поноси" (Исх. 22, 28). А ведь мы знаем, что принцип власти установлен Создателем. А поэтому, кстати, с начальства на Суде будет больше спроса чем с обычного человека. Ведь Господь не смотрит на лица и воздаст каждому по делам его.
Шестая Заповедь запрещает не только убийство взрослого человека, но и аборт. Ведь человек становиться бессмертной личностью с момента зачатия! Представьте себе те, кто убивают своих детей (а в нем виноваты одинаково и жены и их мужья, давшие свое согласие) или начинают агитировать за это детоубийство, что вы ответите тем, кого убили тогда, когда встретитесь с ними. А вы обязательно встретитесь и они будут судиться с вами на Божьем Суде, где вам не помогут рассуждения типа "зачем плодить нищету"!
А теперь давай вспомним, что со времен Моисея произошло устрожение Закона и Господь сказал: "Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта" (Мф. 5, 21-26).
А неужели ты никогда не говорил своему ближнему "дурак"? А ведь за это полагается геенна огненная. Тебе это надо?
Но вернемся к самым простым Заповедям. Седьмая из них запрещает супружескую измену и добрачные половые отношения, причем не могут быть оправданием слова, что " если это по любви, то можно", или "душой я не изменял".
А Христос к этому добавляет: "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем... Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Мф. 5, 27-28, 31-32). Неужели ты и эту Заповедь исполнил так как этого хочет Бог? А ведь прелюбодея ожидает озеро огня!
Восьмая Заповедь часто нарушается сейчас тему, кто говорит: "я беру то, что плохо лежит". Воровство у государства вовсе не считается сейчас грехом. Но Бог не делает различия между видами кражи. Все это нарушает суверенную власть Творца над вселенной и мятеж против Него. В основе его лежит сребролюбие и зависть, которой часто пытаются оправдывать это беззаконие.
Девятую Заповедь нарушают сейчас поголовно. Ложь считают для себя позволительным чуть ли ни каждый. Часто выдумывают теорию, будто есть ложь во спасение. Но Господь ненавидит всех говорящих ложь и говорит: "Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Мф. 5, 33-37). Смотри, не нарушил ли ты эту Заповедь? Ведь отец лжи - дьявол (Ин. 8, 44).
И наконец, нарушать Десятую Заповедь считается сейчас чуть ли не добродетелью. То, что раньше все презирали как зависть, называется гордым именем "правдоискательства, поиском социальной справедливости". И все, кому не лень, возмущаются машинами, квартирами и коттеджами других. Главная тема разговоров многих: "а почему ему можно, а мне нельзя". А ведь это прямое нарушение воли Вседержителя!
Итак, посмотри себе в сердце. Разве ты исполнил эти заповеди? А ведь они только запрещают зло, а кроме этого надо еще и творить добродетели. Ведь слова "я никого не убивал, не воровал", может сказать и обычный пень. Но неужели он потому уже достоин Царства небесного? Чтобы показать что должно делать приведу тебе тот список добродетелей, в которых стараются упражняться православные, и который они читают готовясь к Покаянию.
"Восемь добродетелей, противоположных восьми главным страстям:
1. Воздержание.
Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Точное хранение постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, ее жизни и покоя.
2. Целомудрие
Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произнесения скверных, сладострастных, двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, а еще более осязания. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия - не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний ум; совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога.
3. Нестяжание
Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Беспопечительность. Мягкость сердца.
4. Кротость
Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.
5. Блаженный плач
Ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты душевной. Сетование о них. Плач ума. Болезненное сокрушение сердца. Прозябающие от них легкость совести, благодатное утешение и радование. Надежда на милосердие Божие. Благодарение Богу в скорбях, покорное их переношение от зрения множества грехов своих. Готовность терпеть их. Очищение ума. Облегчение от страстей. Желание молитвы, уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих.
6. Трезвение
Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и домашнего молитвенного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна, изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление ночных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Оставление дома не иначе, как по нужде. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.
7. Смирение
Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь исчезнуть и обратиться в ничто, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божии. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение воззрения на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Простодушие от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему. Умиление. Познание таинства, сокровенного во кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению или умыслу, или навыку притворяться. Восприятие нищеты духовной. Отвержение премудрости земной, как непотребной для неба. Презрение всего, что в человеках высоко, но мерзость пред Богом (Лк. 16, 15). Оставление самооправдания. Молчание пред обижающими, которому научает Евангелие. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Смиренномудрие, или духовное рассуждение. Сознательное во всем послушание Церкви.
8. Любовь
Изменение во время молитвы страха Божия на любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовью ко Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних и благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, беспристрастная, радостная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанное наслаждение радостью духовной. Упоение духовное. Бездействие телесных чувств при молитве. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление от всех страстей. Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме. Сладость и обилие утешений при скорбях. Зрение устроений человеческих. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения...
Конец бесконечен!"
Может ли человек сказать, что он исполнил все это своими силами, и потому достоин Царства? Нет, конечно. И потому мы знаем, что "делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех" (Рим. 3, 20). И не потому, что Бог дает несправедливые заповеди. Нет. Они и прекрасны, и справедливы. Думаю почти все согласятся с этим. Но мы знаем, что для оправдания перед Богом необходимо нечто большее чем просто добрые дела, тем более, даже их не исполнил ты все. Но спасения для человека не в простом избавлении от наказания, а восстановлении связи с Творцом. А разве человек сам способен прорвать пространство и время, вырваться за пределы небес и так добиться встречи с Господом? Нет. Нужно, чтобы Сам Бог вышел ему навстречу. Поэтому и сказано в Библии: "ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса" (Рим. 3, 21-26).