Абсолютно авторитарный лидер. Его задачи не совпадают с реальными задачами отряда. (Антилидер)
Вступление №1
“О том как, зачем, к чему и почему”
(Только для взрослых)
Так случилось, что с тех времен, когда ушла в небытие Всесоюзная Пионерская организация имени В.И.Ленина, многие понятия, с ней связанные, стали теряться и уходить, многие разработки просто-напросто забылись, потому что не хватало сил у той небольшой группы людей, оставшихся верными Пионерии вести одновременно и методическую и кадровую и научную и другие работы в организации, не говоря уже о непосредственной работе с детьми.
Эта методичка – попытка вспомнить и не потерять одну из интереснейших методических наработок пионерской организации 80-х годов – понятие «Младший инструктор». Написана она, в общем-то, для детей, которые готовятся работать в этой позиции, но может быть адресована и старшим инструкторам, которые непосредственно работают с младшими. Подразумевается, что на позицию младшего инструктора в силу определенных условий своего психофизиологического развития ребенок может встать примерно к возрасту 14-15 лет, не раньше, поэтому данный курс писался в расчете именно на этот возраст.
Вступление №2
“О чем эта книжка ”
(Только для детей)
Ну вот, ты и становишься Младшим. Легко это или трудно? Скучно или интересно? Все зависит только от тебя самого. Любая работа может быть интересной, а может быть в тягость, и разница только в том, как ты ее будешь воспринимать.
В любом случае, разу хотим тебя предупредить – работа младшего инструктора – с нашей точки зрения непростая. И опять же с нашей точки зрения очень интересная. И уж несомненно, прежде чем за нее приниматься неплохо бы выяснить для себя, что придется делать, за что отвечать и чем заниматься. Поэтому этот курс будет построен в форме вопросов и ответов. Вопросов – тех, которые несомненно возникают у любого, кто впервые сталкивается с этой работой. Ответов – тех, которые на наш взгляд полностью помогают решить проблему.
Вопрос первый. Кто такой Младший инструктор и зачем он нужен?
Итак, Младший инструктор. Сначала конкретные положения. Обычно, младший инструктор – это ребенок, который уже достаточное время провел в коллективе, знает и умеет гораздо больше новичка и даже пионера среднего уровня. Обычно так получается, что это подросток 14-15 лет, реже более младший. В коллективе (для простоты и конкретности коллектив мы далее будем называть отрядом) он работает на позиции обычного пионера – у него нет никаких привилегий, никаких льгот, никаких прав. Есть, вероятно, какие-то обязанности, но об этих обязанностях в отряде разговор обычно не идет – отряд не выбирал младшего на эту должность, не отряду у младшего и спрашивать о выполнении его обязанностей.
Младшего никто не выбирает, обычно его назначают. Так кто же он такой? Помощник вожатого? Старшего инструктора? Нет. Не только. Он и штатный внутренний «психолог» отряда, помогающий разобраться в себе и своих делах и тревогах тем, кому это надо. Он и жесткий лидер и организатор, тогда, когда такое требуется. Он и умелый помощник, советчик каждому в отряде и лучший друг для большинства – такой, с которым и секретами поделиться не страшно. А еще он заводила и выдумщик, яркая звезда и несомненный кумир всего отряда. Он – высокий авторитет «на уровне», среди своих сверстников, ровесников.
Зачем нужен такой человек? Что он делает в отряде?
Сначала ответим на первый вопрос - зачем нужен такой человек.
Дело в том, что он не просто нужен. Он незаменим.
А чтобы ответить на вопрос почему это так, придется немного углубиться в психологию детского возраста.
Обычно, так уж устроена психология ребенка, что он гораздо больше доверяет своим сверстникам, нежели взрослым. Этот феномен легко объясним – к возрасту 10-12 лет ребенок уже очень много наполучал от взрослых различных отрицательных эмоций – его ругают родители, учителя, все взрослые постоянно пытаются его воспитывать. А поскольку большая часть взрослых в его жизни обычно делает это совершенно неграмотно, то в глазах ребенка они выглядят исключительно как надоедливые люди, и все их слова, действия, ребенок воспринимает как нечто утомительное, но неизбежное. Редки те семьи, в которых дети воспринимают своих родителей хорошо, не конфликтуют с ними, а уж детей, у которых нет никаких претензий к учителям по пальцам пересчитать можно. Детей, которые доверяют всем без исключения взрослым, и вовсе нет. Это, наверное, правильно с их стороны, вот только новому в жизни ребенка взрослому, который, может быть, является и неплохим педагогом, и хорошим человеком и сумеет найти с ребенком общий язык очень, зачастую, бывает сложно получить у ребенка доверие. На это, обычно, уходит много времени.
Да и после этого возникает проблема двойственности отношений – с одной стороны с ребенком зачастую надо работать жестко и строго, а с другой стороны сохранять его доверие. И пока ребенок не начинает понимать и оценивать свои собственные действия правильно, это практически невозможно.
Вот тут и выходит на арену младший инструктор. Его присутствие и помогает решить эту проблему – недоверие ребенка взрослому, нежелание обсуждать с ним свои внутренние проблемы и необходимость с ним работать.
Поскольку младший инструктор - тоже ребенок, то обычно дети гораздо легче идут на контакт с ним, нежели со старшим.
С другой стороны, поскольку младший инструктор – человек, который понимает все аспекты проблем, лежащих в области работы с детьми, то он, таким образом, может эти проблемы пытаться решать.
Кстати, говоря, являясь ребенком, младший обычно видит и знает гораздо больше о происходящем внутри коллектива, нежели старший. И это очень полезно – он может вовремя предотвратить конфликт, о котором старший узнает только когда он разразится или решить еще какие-то неотложные проблемы на стадии их зарождения.
Таким образом, младший инструктор – это нечто среднее между просто ребенком и взрослым – старшим.
Позиция ребенка дает ему доверие детей и возможность найти с ними легкий контакт. Знания, которые у него есть, дают ему возможность помогать взрослому справляться с теми проблемами в сфере работы с ребенком, с которыми взрослый или не может справиться или вынужден затратить на это много сил.
Подводя итог, можно сказать, что работа младшего должна строиться по следующей схеме:
1. Найти контакт (желательно максимально близкий) со всеми членами своего коллектива (отряда)
2. Имея этот контакт использовать его в интересах старшего, которые, на самом деле, являются задачами организации.
«Найти контакт» в данном контексте обозначает, что младший должен суметь сделать так, чтобы все члены коллектива максимально ему доверяли, чтобы при возникновении внутренних проблем считали его человеком, который может и сможет помочь, человеком, с которым можно поделиться этими проблемами. Чтобы в случае возникновения проблем в группе, да и не только тогда, мнение младшего было нужным и выслушанным, чтобы в группе знали, что младший – это человек, который всегда сможет прийти на помощь, что-то придумать, как-то решить проблему.
Теперь о том, что младший должен делать, когда контакт найден. Если речь идет о лагере, то, условно говоря, прошел оргпериод – те несколько дней, во время которых занимаются экологические ниши в группе и младший сумел (или не сумел) – будем надеяться, что сумел – занять нужное ему положение в коллективе. . Что он должен в этом положении делать? Какие вопросы должны лежать в сфере его внимания, что он должен отслеживать в группе? Какие проблемы должны его беспокоить и как он их должен решать?
Тут обычно возникает множество мнений даже в кругу тех людей, которые выросли и сами прошли через систему младшего инструкторства. Вот направления его работы, которые являются основными:
- Моральный климат в отряде.
- Помощь в подготовке творческих дел.
- Взаимодействие групп внутри отряда
- Ситуация успеха для отряда и пионера
- Работа с личностью.
Главная же задача младшего инструктора
СОЗДАТЬ ПИОНЕРАМ СИТУАЦИЮ УСПЕХА.
Для лучшего понимания стоит, наверное, пояснить некоторые задачи и их содержание.
Итак:
МОРАЛЬНЫЙ КЛИМАТ В ОТРЯДЕ :
· Налаживание межличностных отношений. Нет ссор, споров, все проблемы и несогласия решаются тактично, вежливо, спокойно. Нет вражды и противостояния.
· Пионерам нравится работать в отряде, делать то, что они делают.
· В отряде должен быть дух единства, при котором каждый из пионеров отряда в первую очередь ощущает себя не просто человеком, а частью коллектива
· Все проблемы, возникающие в отряде должны быть общими, решаться сообща, недопустимо позиция: «Это касается только нас»
· Коллектив мобилен, подвижен, у него есть собственная идеология и цель, к которой он стремится. Для пионеров цель их коллектива должна быть в то же время их личной целью (целями). Такое достигается в начале работы коллектива с помощью набора ОЗЦ.
· Для коллектива важны все его члены, нет нужных и полезных и нет ненужных и неполезных. Каждый умеет что-то свое, и различие может быть только в ответственности, которую каждый несет перед коллективом за свои действия.
ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ
· Все дела коллектива должны делаться сообща, коллектив должен уметь организовать работу так, чтобы не было перегруженных и не было незанятых.
· Достижение наилучшего результата в деле должно быть одной из главных целей, как коллектива, так и всех его членов.
· При подготовке к делу должны решаться, помимо, собственно самой подготовки, несколько других задач: Обучающая (дети учатся новой, незнакомой для них деятельности, которая пригодится им в дальнейшем), Развивающая (дети видят взаимопроникновение деятельностей друг в друга, осознают для чего им необходимо знать и уметь вещи, которым они учатся в ходе дела), Воспитывающая (дети учатся работать в коллективе, при этом добиваясь максимальной результативности, что возможно только при уважительном отношении друг к другу, взаимопомощи и поддержке, постоянному вниманию к другим и к самому себе, ответственности за собственные поступки)
· Творческое дело должно способствовать тому, что ребенок заинтересуется некоторой ведущей деятельностью творческого дела.
· Новичкам дело обязательно должно понравиться, независимо от результата.
· Обязательный анализ после творческого дела должен помочь осознать ошибки и в будущем подготовить дело на более высоком уровне.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРУПП ВНУТРИ ОТРЯДА
· Все микроколлективы, существующие внутри отряда не должны бороться за первенство и лидерство, а должны работать сообща, преследуя цель всего коллектива.
· Все микроколлективы, существующие внутри отряда должны быть мобильными, подвижными и легко видоизменяться, если это необходимо для достижения цели отряда.
· Дружеские связи ребят должны помогать достижению целей коллектива, а не мешать им.
· Цель коллектива должна быть выше целей микроколлективов
СИТУАЦИЯ УСПЕХА ДЛЯ ОТРЯДА И ПИОНЕРА
· Каждое дело, которое поручено или доверено члену коллектива должно быть для него возможно выполнимым
· Каждое дело, которое поручено или доверено члену коллектива должно быть для него не слишком легким, для его выполнения он должен приложить некоторые усилия, применить знания, умения, опыт.
· Каждое дело, которое поручено или доверено члену коллектива должно быть выполнено максимально удачно.
· Почти то же самое можно сказать и об отряде.
· Каждое дело отряда не должно быть легким, оно должно быть ступенькой вверх. Не слишком высокой, но и не слишком низкой.
· Каждое дело отряда должно быть выполнено, и все члены отряда должны получить от его выполнения моральное удовлетворение и желание делать аналогичные дела еще и еще, но уж лучше.
· Каждое последующее дело или поручение должно быть посложнее и посерьезнее предыдущего.
РАБОТА С ЛИЧНОСТЬЮ
· Мы стремимся воспитать вежливого, отзывчивого, готового прийти на помощь другим ребенка.
· В то же время мы стремимся подготовить ребенка к жизни в окружающем мире: научить его внимательно отслеживать свои интересы и интересы своего коллектива.
· Мы хотим, чтобы наш ребенок был честным, справедливым и умел отстаивать свою позицию перед кем бы то ни было.
· Мы хотим, чтобы наш ребенок умел думать, анализировать, находить наилучший выход из создавшегося положения самостоятельно.
· Мы хотим, чтобы наш ребенок мог принимать ответственные решения, умел брать на себя руководство и вести коллектив к цели, как в обычных, так и в экстремальных ситуациях.
· Мы хотим, чтобы наш ребенок был свободен в общении, умел легко найти общий язык со всеми.
В свете всего вышесказанного раскрываются широкие горизонты знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок, претендующий на должность младшего инструктора. Это и психология и методика работы с коллективом и многое, многое другое.
МЛАДШИЙ ИНСТРУКТОР ДОЛЖЕН:
1. ЗНАТЬ
· Игротеку
· Психологию детского возраста
· Особенности индивидуальной работы
· Свои плюсы и минусы
· Свои задачи
2. ПОМНИТЬ
· Об антилидерах
· О форме отряда
· О том, что я – флагман
· О том, что ночь для того, чтобы спать
· О нормах этики и общения
· Об ответственности
· О том, что вечером я встречусь со своим старшим инструктором.
3. ПРЕДУГАДАТЬ
· Реакцию на ситуацию или фразу
· Лидеров и антилидеров
· Возможные конфликты
4. УМЕТЬ
· Разрешать конфликты
· Правильно распределять свое время
· Найти общий язык со всеми
· Правильно вести и оформлять свою тетрадь
· Не показывать плохого настроения
· Правильно указать на минусы
5. ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО ТАКОЕ
· Пионер
· Московская Городская Пионерская Организация
· Пионерская дружина «Сигнальщики»
6. ОПАСАТЬСЯ
· Местных
· Непонимания
· Ревности
· Потери контакта с отрядом
· Потери места лидера
· Ощущения всесилия
7. ТЕРПЕТЬ.
Итак, человек, умеющий, знающий и владеющий всем вышесказанным является младшим инструктором. Как же этого всего достичь и научиться? Пойдем по порядку…
Вопрос второй. Как наладить “климат” в отряде?
· Над ним нужно работать всегда
Младший остается младшим всегда – и днем и ночью. Поэтому ни на минуту он не должен забывать о своих задачах и решать их везде – от сбора отряда до дискотеки. Младший один, а отряд большой – поэтому младший всегда должен быть с отрядом. Если младший инструктор бродит по лагерю один – значит он не работает как младший. Работа младшего инструктора в количестве – чем больше технологий, разговоров, методик он применит, тем лучше будет результат, поэтому минимальный порог работы младшего инструктора в день – 40 разговоров с пионерами своего отряда J. И при этом не забывая о своих задачах.
· Мы отличные ребята! И они тоже!
Для наилучшего достижения цели отряда часто используется соревновательность, видя, что другой коллектив тоже стремится к этой цели, ребята будут внимательнее к себе, собранее и настороженее. Но не стоит превращать соревнование в битву, в конкуренцию. Свои неудачи должны не огорчать, а указывать на минусы, неудачи соперника – не радовать, а побуждать к дружеской помощи. Помните, что и у всего лагеря тоже есть цель, она общая, и если мы будем стремиться к ней не все вместе, мы не сможем ее достичь.
· Мы победим честно, вежливо, уважительно.
В соревновательности отрядов ни в коем случае не может быть обмана, нечестности, так как это пагубно отзовется на жизненных ценностях ребят и победа, завоеванная ими не будет казаться радостной. В соревновательности нельзя допускать обидчивости, гонора,
· Отрядная тайна.
Ребятам в отряде станет жить интереснее, если у них в коллективе появится что-то, что их будет объединять, то, о чем не знают другие отряды. Это может быть намерение сделать какой-то сюрприз всему лагерю или что-то другое – в любом случае это объединяет. Этот прием часто используют различные преступные группировки – правда с другими целями.
· Отрядный сленг
Опять же – это объединяет. У нас есть что-то свое, особенное, непохожее – это заставляет гордиться. Как получить этот отрядный сленг – очень просто. Попробуйте назвать вещи, которые окружают вас не теми именами, которые они носят. Сначала это будет приживаться медленно, но затем сделает свое дело. В качестве примера можно привести отряд Штормовой, где не было дежурного командира, а был вахтенный, не было звеньев, а были отделения, или отряд Эдельвейс, где были связки вместо звеньев, или «Обвал», вместо «Тревоги».
· Отрядная атрибутика – «мы не как все!»
Еще один прием объединения – выделение элементом формы или общего дела. У вас может быть своя особенная песня, которую вы поете по дороге в столовую, может быть своя самая любимая игра, может быть свой традиционный номер в заключительном концерте, вы можете носить на парадной форме свой особый кантик. В качестве примера опять можно вспомнить отряд Эдельвейс с узелком на груди или Штормовой с гюйсами, «Тремя кораблями» и «Тельняшкой»
· Человек должен бывать и один (отдыхать от общества)
В связи с этим несколько указаний младшему инструктору – Во-первых младший не должен напрягать собой отряд, и если возникла ситуация, что отряду надо разбежаться, отдохнуть друг от друга – надо дать этому произойти – тогда ребята после такой паузы примутся за работу с большим рвением. Если же это не санкционировать так или иначе, может возникнуть неудовлетворение, усталость, напряжение. Если же такие проблемы возникли у самого младшего, то он может отдохнуть, раствориться только по предварительной договоренности со старшим, чтобы он либо предупредил второго младшего (если их два) или сам присмотрел за отрядом.
· Начни с себя
Золотое правило младшего – «Что-то не так в отряде - работай над собой». Это значит, что если в отряде произошел сбой, что-то выходит не так, как вы этого хотели, то не надо винить в этом ребят – вините себя. Это значит, что не ребята такие плохие и неумелые, а вы не смогли их зажечь или научить. Ищите новые пути или исправляйте ошибки в старых подходах. Путь в любом случае есть.
· Название, тайна, атрибуты и т.д. должны родиться сами. Задача инструктора -- поймать момент.
Есть определенные этапы роста коллектива, через которые он должен пройти – ну например по Лутошкину – песок, глина и т.д. (подробенее будет рассмотрено далее). На какой-то из этих ступеней у отряда самого появится потребность к объединению, ребята сами будут стремиться к друг другу и в качестве нового объединяющего элемента может возникнуть именно те самые вещи, о которых мы уже говорили ранее. Главное – не пропустить это, ведь это может произойти в любой момент – как на сборе отряда, так и вне него, например в ночном разговоре, в палате. Тут должен хорошо сработать младший, не проморгав и развив этот момент.
· Не нападать всем вместе на одного
· Ситуация успеха сплачивает
· Песни :
Настроение ко сну - начиная с спокойных, но веселых песен плавно переходить к грустным и тихим песням. Настроение на работу - начиная с веселых бодрых песен перейти к бодрым и серьезным.
Настроение к свечке - начиная со спокойных веселых песен перейти к серьезным, но не грустным песням. Общий принцип создания настроения песнями - начинать с тех песен, которые соответствуют настоящему настроению отряда, переходя к песням, соответствующим необходимому настроению отряда.
· Свечки
Один из важных моментов в свечке - это создание правильной атмосферы: спокойной, не агрессивной, когда можно говорить "умом, а не чувствами". Все обиды и претензии должны высказываться как пожелания, а не как упреки, этого можно достигнуть выступлением инструктора.
Инструктор говорит "в кругу" вместе со всеми, и подводит итог в конце свечки подводя итог. Что бы снять негатив по отношению к кому либо, он может попросить слова в начале и высказать пожелание данному человеку - этим он снижает вероятность нападок на него в последствии. Конечно лучше, если это возможно, сделать это когда до него дойдет очередь в кругу. Инструктор должен регулировать время свечки: если остается свободное - попеть или поговорить "за жизнь", если на свечку отведено мало времени - можно высказаться в начале, таким образом, что бы сказать по возможности все, что могут сказать ребята, и подвести итог дня - этим можно добиться, что выступления ребят будут короче. Также выступления ребят можно сделать короче несколько подняв эмоциональную атмосферу свечки, опять таки посредствам выступления. Одна из самых распространенных форм ведения свечки - это значок, передающийся по кругу.
"Расскажи мне о себе" - традиционная свечка, проводится в начале смены, на ней ребята рассказывают друг другу о себе, то что считают нужным. Рассказывающему можно задать вопрос, но отвечать на него или нет - это его право. Начинать эту свечку лучше с пары песен, далее идет рассказ инструктора о это свечке, проводится свечка, рассказывается о том как мы обычно заканчиваем свечки после чего свечка заканчивается.
"Расскажи мне обо мне" - традиционная свечка, проводится в конце смены, на ней каждый выбирает себе некоторое количество ребят (это зависит от времени, но обычно трех), которые говорят этому человеку свое мнение о нем, также могут высказаться и все желающие. Начинать эту свечку лучше, тоже с пары песен, которые создадут душевную атмосферу, далее идет рассказ инструктора о это свечке, проводится свечка, говориться о предстоящем дне, как правило дне отъезда, инструктор подводит итого смены: " Вот и закончилась эта смена...".
Экстренная свечка - собирается ДК или инструктором, по требованию любого человека из отряда в любое удобное время. Человек потребовавший свечу ставит перед отрядом какой либо вопрос, причем этот вопрос может касаться как всего отряда, так и его лично, и отряд решает поставленный вопрос. Не следует использовать эту свечку без веских причин, человек по инициативе которого созвали эту свечку несет ответственность за ее важность, обо всем этом следует рассказать ребятам в начале смены. Однако в случае необходимости инструктор может даже посоветовать ребенку созвать такую свечку. Эта свечка очень сложная и относиться к ней необходимо с особым вниманием.
Ежевечерняя свечка - на ней проводится рефлексия и анализ дня. Ведет ее как правило ДК. Также на ней решаются организационные вопросы: выборы ДК, предложения на общую свечку, оценка дня. Акцент на свечке следует делать на анализ, а не на рефлексию - это более содержательно. В начале смены скажите, что на такой свечке говорящий человек должен ответить на следующие вопросы: Что было хорошо и почему? , Что стоит изменить и почему?. Обращайте внимание ребят на аргументацию - без нее анализа не будет. Ежевечерняя свечка - действие у которого есть начало и конец, Заканчивать ее можно отрядной песней и коллективным гашением свечки, словами типа: "Путь завтрашний день будет хорошим" и т.д. Начинать стоит с песен для создания атмосферы, и со слов типа: "Вот прошел еще один день", это поможет ребятам вспомнить прошедший день, ощутить его завершающую стадию.
Динамика дня.
Утро
- Утро лучше начинать с бодрой и веселой музыки, улыбки и утренней зарядки.
- Не забудьте проветрить помещение!
- Не забудьте задать настрой на день, завести ребят
- Не стоит играть в "усыпляющие" и "сидячие" игры
- Окончательное пробуждение происходит часа через 2
- Утром человек очень чувствителен и восприимчив ко всему
День
Это очень плодотворное время для творческой деятельности, однако...
- После еды нужен небольшой ( 15-30 минут) отдых, также это время нельзя занимать активным движением, можно поиграть в сидячие игры
- После 1-1,5 часов стоит поменять вид деятельности, сделать физкультминутку и т.п.
- В душном помещении снижается мыслительная активность
- Обсуждение лучше разбить на несколько маленьких кусочков
- Чем разнообразнее деятельность, тем человек устает меньше
Вечер
- Наблюдается понижение активности
- На любой вид деятельности нужен хороший настрой
Подготовка ко сну
- Готовиться ко сну нужно начинать заранее, тогда отбой пройдет быстро и без проблем.
- Для создания спокойной атмосферы нужно примерно за 1 час ( если нет "свечки") закончить все спортивные игры, шумные развлечения и поиграть в спокойные игры, поговорить о чем-нибудь задушевном. На сборе эта атмосфера создается на вечерней свечке.
- На "свечке" не рекомендуется петь "кричащих" песен, громко разговаривать. Для нее подойдут спокойные песни.
- После окончания свечки надо попытаться сохранить спокойное настроение, не допускать беготни и криков.
- После отбоя лучше почитать книгу (сказки), попеть задушевные песни, не нужно вступать ни в какие дискуссии - все возникшие проблемы лучше решать утром на свежую голову. ( утро вечера мудреней!)
Вопрос третий. Как помогать отряду с творческими делами и как создать ситуацию успеха?
.
Ребята в отряде обладают разными потенциальными и реальными возможностями. Это обуславливается многими факторами: их возрастом, опытом, темпераментом, характером, воспитанием.
Условно, можно определить роли ребят по подготовке какого-либо дела следующим образом:
- участник,
- генератор идей,
- участник - организатор,
- организатор.
Участник творческого дела получает какое либо конкретное задание (к примеру: вырезать из бумаги цветочки для оформления, написать статью для газеты, выучить роль в сценке и сыграть ее, договориться с конкретным человеком об аренде магнитофона на спектакль и т.д.). Задания для участника необходимо формулировать очень четко, и так, что бы он реально мог его выполнить. После выполнения задания обязательно нужно похвалить участника. Это и есть ситуация успеха.
Генератор идей - это роль которую может выполнять, (а может быть и не способным к этому) и участник и организатор. Генератор идей выдвигает, предлагает идеи, но не обязательно способен их реализовать. Важно поддерживать генераторов идей и их предложения, особенно если он не способен на другие роли. Не все способны быть генераторами идей - поэтому неправомерно требовать выдвижение идей от всех, но спрашивать идеи и предлагать выдвигать их нужно.
Организатор- человек способный на организацию данного дела полностью. Организатор способен определить и сформулировать задачи, которые необходимо решить для данного дела (приведем для примера ряд задач: подготовка оформления, репетиции с актерами, договоренность по поводу магнитофона и т.д.). Организатор может выполнять часть задач сам, но обязан распределить часть задач между другими ребятами. Распределение задач должно осуществляться равномерно, по силам ребят и с учетом их роли в отряде: участник, участник-организатор и др.
Участник-организатор - такой человек, который не потерял интереса к практической деятельности (выполнения задач самому), но уже способен на определение некоторый задач самостоятельно. Участник-организатор, как правило не охватывает всего объема задач для подготовки данного дела.
При работе с отрядом инструктору важно определить для себя роли ребят: не требовать от них невозможного (участник не способен выполнять роль организатора), но подталкивать ребят к новой, более серьезной роли - предлагать сделать что-либо из другой роли, но при этом подстраховывая и подсказывая. Распределение ребят по ролям, очень часто связано с их возрастом: участник это, как правило младшие ребята (5-6 класс), а организатор - старшие (9-11 класс).
Работа над подготовкой творческого дела нужно помнить о некоторых возрастных и психологических особенностях ребят.
Младшие ребята (5-6 класс) нуждаются в двигательной активности, поэтому долго сидеть и заниматься продумыванием или изготовлением чего либо им трудно. Если предстоит долго работать - час и более, то запланируйте маленькую игровую переменку или дайте задание младшим ребятам сбегать куда-нибудь.
Любой человек нуждается в смене деятельности - распределяйте подготовку так, что бы не заниматься долго какой-нибудь постоянной деятельностью, чередуйте придумывание сценки с репетициями, изготовлением газеты и т.д. Подробнее это рассмотрено в главе «Технологии и методы, Психология ребенка»
Подготовку дел лучше проводить в таких местах, где ребята будут чувствовать себя уютно - это место должно быть привычным, в нем должно быть достаточно света, не холодно, свежий воздух, чисто и есть где сесть... или лечь.
Несколько быстрых мыслей о подготовке к делу.
Лучший экспромт тот, который заранее подготовлен!
- Оформление: плакаты, лозунги, значки, музыка.
- Информация: объявления, агит группы, листовки и т.д.
- Оборудование: помещение, мебель, декорации, еда- кто готовит и откуда она берется, кто убирает все в конце
- Источники материалов: книги, видео, аудио ...
- Оценка: кто ценит, по каким критериям
- Участники:
сколько их примерно будет
какие группы участников можно выделить
кто организует какую группу - Проведение
Какие этапы дела
Кто какой этап ведет
как этапы связаны
чем занята каждая группа участников на каждом этапе - Награждение: Грамоты, призы
- История: фото, видео ... Что бы остальным завидно стало!: фотогазета, газета, материалы для летописи ...
- Анализ:
когда обсуждаем,
кто участвует в оценке,
что и как прошло,
что могло быть лучше и как этого добиться,
что больше всего запомнилось. - Распределение работы: Кто за какую часть отвечает
При подготовке дела особенно важно активное участие младшего инструктора, потому что:
· Младший – это лидер
То есть он «заводит» ребят на дело, «ЗАЖИГАЕТ» отряд, причем делает это совершенно разнообразными способами, в зависимости от ситуации: от четкого разъяснения, зачем необходимо дело, до примитивного «взятия на «слабо». Когда отряд зажжен и хочет делать дело, то младший помогает отряду самоорганизоваться для выполнения дела. Если необходимо, он страхует и помогает командиру совета дела, генератору идей и прочим. При проведении дела младший заботится о том, чтобы у ребят не пропал интерес к делу при любом исходе ситуации, а по окончании помогает ребятам проанализировать дело. Далее будут подробно рассмотрены действия младшего на всех этапах подготовки дела.
· Младший четко понимает, что делает
При выполнении каждого своего шага младший четко понимает, зачем он его совершает, КАКОГО РЕЗУЛЬТАТА он хочет достичь. Это важно – зачастую нам кажется, что мы все делаем правильно, а чего мы хотим в результате получить – не знаем. На первых этапах деятельности может быть полезно проговаривать или даже записывать то, что хочешь получить от той или иной коррекции, тогда проще будет обсуждать ее результаты.
· Младший понимает и помогает ребятам понять мотивацию своих действий
Как уже было сказано, младший четко представляет зачем делается дело и все его элементы и его задача – добиться того, чтобы ребята не просто делали газету, ставили сценку и т.д., а ПОНИМАЛИ зачем они это делают. Тогда их действия станут более осознанными, а следовательно и более результативными.
· Если младший что-то придумает, то это и будет, иначе – ничего.
Зачастую ребята не могут и не умеют придумать что-то, что требуется по заданию дела. Это может возникнуть при написании заметки в газету, при придумывании сценария выступления и т.д. Обычно, это происходит по следующим причинам: Нежелание. Здесь широкое поле деятельности для младшего инструктора, целью которого является «ЗАЖЕЧЬ» отряд. Неумение. В данной ситуации ребята не делают ничего просто оттого, что не знают КАК это делается и КАК ЭТО ДОЛЖНО ВЫГЛЯДЕТЬ. В этом случае младший должен выступить в роли Генератора идей, а затем помочь исполнителям, выполняя функции Режиссера, если речь идет о постановке, или редактора, если о газете и т.д. В этом случае младшему не просто бывает ПОЛЕЗНО, а часто ПРОСТО НЕОБХОДИМО придумывать необходимые по заданию вещи ЗАРАНЕЕ, до выхода на ребят. То есть, после получения, например, задания поставить сказку «Курочка Ряба» в жанре вестерн, при слабом отряде, Младший просто ОБЯЗАН, до выхода на отрядное время придумать сценарий постановки, чтобы предъявить его ребятам ЕСЛИ У НИХ НЕ БУДЕТ ИНОГО, пусть даже худшего.
Последнее замечание очень важно. Если у отряда не возникло тупика, если идеи есть, пусть даже и не очень хорошие младший ОБЯЗАН поддержать эти идеи, а не выдвигать свои, потому что это и есть создание ситуации успеха для того ребенка, который что-то предложил. Если же у отряда нет никаких идей, то только тогда младший может познакомить их со своим вариантом дела, причем НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ РАССКАЗЫВАЯ, ЧТО ПРИДУМАЛ ЕГО ЗАРАНЕЕ, а сделав вид, что он пришел ему в голову только что. Почему? А потому, что видя, что у младшего есть варианты дел, отряд может привыкнуть, что младший выручает их всегда, и перестать стремиться делать что-то самостоятельно. В идеале, флагман, как актер, должен сыграть, что идея пришла к нему только что, а еще лучше будет, если он сам не будет высказывать эту идею, а завуалированными комментариями подтолкнет ребят к ней, чтобы им казалось, что эту идею придумали они. Это и есть создание ситуации успеха. Описанная выше технология – это большое искусство и овладеть им не так просто, достигается это только с помощью тренировок.
Вопрос четвертый. Как стать лидером, кто есть кто у меня в отряде и как с ними работать?
Быть лидером несложно. Первое, что нужно знать, это то, что нет определенных лидерских качеств. Многочисленные исследования показали, что нельзя выделить какие-то конкретные качества, но некоторые из них, несомненно, способствуют становлению человека как лидера. (Из этого следует, что каждый может стать лидером в определенной ситуации). Это происходит потому, что лидер "привязан" к деятельности, значимой для группы. То есть, что бы быть лидером надо:
· Быть успешным в деятельности, значимой и ценной для группы
· Убедить остальных, что ты являешься лидером
И, в общем, все!
Рассмотрим это подробнее:
1) Важно точно видеть, какая деятельность для группы будет ведущей. Совсем не обязательно, что эта деятельность занимает больше времени. Например, отряд идет в поход. Ее ведет инструктор, и с ней идет комиссар. Хотя большее время занимает именно походная деятельность, совсем не обязательно комиссару ее хорошо знать и быть профессионалом в туризме. Для группы более важными являются взаимоотношения. Поэтому комиссар останется лидером, если будет "на высоте" именно во взаимоотношениях, то есть не будет стонать, а будет поддерживать остальных, сам держаться и помогать остальным. В противоположность этому в туристической группе лидеру будут важны скорее не моральные и личные качества, а именно туристские навыки. Кроме того, лидер обязан обеспечить безопасность группы перед лицом внешней опасности. И если ему удается доказать, что его действия в решении внутренних и внешних задач будет более успешной, чем у других, то группа будет готова принять его, как лидера. Значит ли это, то что лидер никогда не ошибается? Нет. Важно не ошибаться в первый период, когда в группе идет образование структуры и выделение лидерства. Это - стадия "турнирных боев" за экологические ниши в группе (при