Часть I. Мифы Некрономикона согласно Лавкрафту
Эта часть — краткое изложение некоторых основных идей автора «романов ужасов» Г. Ф. Лавкрафта, имеющих непосредственное отношение к Некрономикону и мифам, тесно с ним связанным. Некрономикон, возможно, является самой знаменитой (подлинная ли она или вымышленная) книгой, связанной с магией. И, пожалуйста, обратите внимание на то, что я вовсе не утверждаю, что информация, представленная в этой части, есть подтверждённый исторический факт. Скорее, я просто суммирую то, что Лавкрафт говорит в своих произведениях о Некрономиконе. Только после прочтения всех частей моей статьи, а также после проведения своих собственных исследований, вы сможете судить о том, что является, а что не является достоверным.
Скорее всего, лучше будет начать с цитаты из «Истории и хронологии Некрономикона» Лавкрафта:
«Первоначальное название книги — Аль-Азиф — происходит от тех странных ночных звуков, которые арабы принимали за вой демонов (в действительности же эти звуки издавались насекомыми)... Она была написана Абдулом аль-Хазредом, безумным поэтом из Саны, что в Йемене, расцвет творчества которого пришёлся, как говорят, на времена правления халифов Омейядов — это приблизительно VIII век н. э. Он посетил развалины Вавилона и катакомбы Мемфиса, он провёл в одиночестве десять лет в великой южной пустыне Аравии — древние арабы называли её Руб аль-Хали, что означает “Пустое пространство”, а современные — Дахна, т. е. “Красная пустыня”. Пустыня эта, по преданиям, населена злыми духами-хранителями и смертоносными чудовищами. Много странных и неправдоподобных историй о её чудесах рассказывались теми, кто, как утверждал, побывал там. Последние годы своей жизни аль-Хазред провёл в Дамаске, где и был написан Некрономикон (Аль-Азиф)... О его безумии также существует множество рассказов. В частности, он утверждал, что видел легендарный Ирем, или град столпов, и что в руинах некоего покинутого безымянного города он нашёл потрясающие летописи, повествующие о тайнах расы, которая намного древнее человечества».
Позднее Аль-Азиф был переведён на греческий язык, где он и получил название «Некрономикон» (название явно не латинское, как это довольно часто утверждается). Оно переводится как «Книга (или изображение, описание) обычаев мёртвых»: «Necro» по-гречески означает «мёртвый», а «Nomos» — «обычаи», «традиции» или (как и астрономический термин) «правила». Некрономикон ни в коем случае не переводится как «Книга Мёртвых Имён», как неоднократно ошибочно утверждал Колин Уилсон. Для того чтобы название означало «Имена Мёртвых», оно должно было бы быть греко-латинским гибридом (кроме того, Лавкрафт категорически настаивал на том, что именно первый вариант перевода правильный). Позднее (возможно, в начале XIII века) Некрономикон был переведён на латынь, но сохранил при этом своё греческое название. В XVI-XVII веке латинский текст попал в руки доктора Джона Ди. Доктор Ди и сделал единственный известный английский перевод Некрономикона.
Некрономикон содержит нечестивые тайны истинной природы земли и вселенной. Согласно Некрономикону, Земля некогда управлялась Древними, могущественными существами из других миров — или вообще из других измерений. В своей повести «Ужас в Данвиче» Лавкрафт определяет приведённую ниже цитату как взятую из Некрономикона:
«Да не помыслишь ты вовек, что человек суть старейший иль последний из хозяев земли, иль что множество тварей живых, ведомое ему, движется в мире сём одиноко, без сущностей иных. [Нет же:] Древние были, Древние есть, Древние будут вновь... не в просторах, ведомых человекам, но в углах меж ними, проходят они, безмолвные и первозданные, вне миров, незримые для нас... Йог-Сотот ведает врата, ибо Йог-Сотот есть врата. Йог-Сотот есть ключ и хранитель врат. Минувшее, настоящее и грядущее — всё едино в Йог-Сототе... Ведомо Йог-Сототу, где Древние являли себя во времена минувшие и где явятся они вновь, когда завершит колесо оборот свой... Ведомо Йог-Сототу, где ступала нога Древних на земле, и где ступит она вновь... Ведомо Ему, почему никто не может узреть их, когда проходят они... Порою могут человеки узнать о присутствии их вблизи по запаху их, диковинному для ноздрей и подобному таковому тварей первобытных; образ же их, неведомый для человеков, узнаётся порою в чертах тех, коих породили они средь рода Адамова. Таковых же великое множество, одни — подобные человеку, иные же — теням незримым и лишённым облика, и ужасны сии для взора, и трижды ужасны те, что породили их... Они проходят незримо, они проходят порочно в местах уединённых, где молвится слово и проревёт обряд в сезон свой кровавый, отличен коий от сезонов человеческих... Йог-Сотот суть ключ к вратам, чрез кои встречаются миры... Ныне царит человек там, где царили они; но дни человека преидут, и вновь воцарятся они вскорости там, где царит он ныне... За днём опустится ночь; лето станет зимою, и летом зима оборотится... И ожидают Древние, терпеливые и могучие... [ибо] вновь воцарятся они на земле».
Некрономикон довольно убедительно показывает, что существует определённый культ или даже целая система культов, приверженцы которых поклоняются Древним и пытаются помочь им захватить власть над Землёй. Одна из тактик, проводимых этим культом — выведение потомства от скрещивания людей и Древних, которое впоследствии умножится и будет вмешиваться в земную жизнь, — до тех пор, пока Древние не вернутся на предназначенные им места.
Некоторые разновидности упомянутого культа поклоняются божеству по имени Ктулху. Ктулху — драконоподобный бог с лицом, представляющим собой массу щупальцев. Ктулху мёртв (в смысле «бездействует»), но в то же время спит в бездне (в Тихом океане). Нельзя определённо сказать, является ли Ктулху Древним или нет. Согласно одной точке зрения, Ктулху лишь родственен Древним. По другой же божество определяется как верховный жрец Древних. Но, как видно, обе версии подразумевают, что Ктулху может и не быть совершенно равноправным с Древними. Культ же пытается пробудить Ктулху для того, чтобы возвестить день, когда Древние будут править миром. Когда Ктулху пробудится, человек станет свободным, диким — он будет «по ту сторону добра и зла». Если же Ктулху внезапно восстанет из океана — но необходимое время для этого ещё не настанет, — то тогда на Землю обрушатся ужасные безумия и бедствия. «Самое сердце тайного культа расположено посреди непроходимых пустынь Аравии, где, затаившись среди песков, на которые не бросал взгляд ни один смертный, грезит во сне Ирем, град столпов». Культ придаёт особое значение снам, которые, как утверждается, иногда могут содержать мысли божества.
В Некрономиконе упоминается и множество других важных богов. Одна группа этих божеств — Иные боги — представляются настоящими богами (не как Древние и Ктулху, которые являются лишь очень могущественными существами). Наиболее важные среди Иных богов — Йог-Сотот и Азатот. Йог-Сотот един со всем временем и пространством. В рассказе «Через Врата Серебряного Ключа» Лавкрафт (несмотря на то, что Э. Хоффман Прайс заявлен соавтором рассказа, почти каждое слово в нём написано самим Лавкрафтом) описывает Йог-Сотота следующим образом: «Безграничное бытие воплощало Всё-в-Одном и Одно-во-Всём... Оно заключало в себе не только время и пространство, но и всю вселенную с её безмерным размахом, не знающим пределов, и превосходящим любые фантазии и расчёты математиков и астрономов». Минувшее, настоящее и грядущее — всё едино в Йог-Сототе.
Равностепенной важностью, или даже ещё большей, обладает Азатот. Доказательством того, что Азатот по крайней мере равноправен с Йог-Сототом, служит то обстоятельство, что Азатот — «Властелин Всего», тогда как Йог-Сотот — «Всё-в-Одном и Одно-во-Всём». Азатот — это «первичный предельный ядерный Хаос», находящийся в «центре бесконечности». Именно из престола Азатота берут своё начало волны, распространяющиеся во всех направлениях, «чья случайность, смешиваясь, даёт каждому хрупкому космосу его вечный закон». В высшей степени заслуживает внимания тот факт, что концепция Азатота крайне близка новейшим моделям квантовой физики. Также можно говорить о явных параллелях лавкрафтовских идей Хаоса и новейшей математики Хаоса. Азатот — этот первичный ядерный Хаос, который испускает управляющие вселенной беспорядочные волны, представляется принципиальной противоположностью Йог-Сотота, который включает в себя бесконечные пространства. Таким образом, в то время как Йог-Сотот бесконечно огромен, Азатот бесконечно сжат (можно провести параллель, например, с центром кванта). Исследователь творчества Лавкрафта Филип А. Шреффер в своей работе «Собеседник Лавкрафта» утверждает, что действующие принципы Йог-Сотота и Азатота — соответственно «бесконечная экспансия (расширение) и бесконечная контрактура (сжатие)».
Сердце и душа Иных богов — Ньярлатхотеп, Всесильный Посланник. Ньярлатхотеп, в качестве Посланника Иных богов, делает их волю известной Земле. Именно через него должно произойти всё, что связано с Азатотом. Ньярлатхотеп имеет тысячу обликов. Он именуется также «Крадущимся Хаосом».
Шуб-Ниггурат, чёрная Козлица лесов, классифицируется как «божество извращённого плодородия». Шуб-Ниггурат также именуется Козлицей с тысячею младых. Она, несомненно, является очень важным божеством в мифах Некрономикона — судя по тому, как часто Она там упоминается. Скорее всего, существует какая-то связь между культом Шуб-Ниггурат и множеством козлиных культов античности.
Кроме Ктулху, Древних и Иных богов, в Некрономиконе фигурируют и многочисленные второстепенные расы созданий, такие как шогготы: «Это невообразимое чудовище — бесформенная масса пузырящейся протоплазмы». Шогготы были созданы Старцами в качестве слуг. Они могут принимать любую форму, какая им требуется для выполнения порученного задания. Они являются довольно непокорными слугами и со временем становятся более разумными, в конце концов приобретая свою собственную волю. Иногда шогготов, в соответствии с Лавкрафтом, можно видеть в вызванных наркотиками видениях.
Другая раса — Обитатели глубин, которые являются разновидностью амфибий, выглядящих как смесь рыбы, лягушки и человека. Обитатели глубин поклоняются богу по имени Дагон. В свою очередь Дагон — это божество, похожее на громадного Обитателя глубин. Дагон и Обитатели глубин являются в некоторой степени союзниками Ктулху.
Ещё одна второстепенная раса — гули. Гули — это питающиеся трупами чудовища, которые, в принципе, являются человекоподобными, за исключением их уродливых шакальих черт лица. При соответствующих условиях человек способен трансформироваться в гуля.
На этом я завершаю своё краткое изложение основных идей Лавкрафта о Некрономиконе и связанных с ним мифов. Конечно, я вовсе не подразумеваю, что тема исчерпана полностью, но изложенный материал предоставит вам достаточно информации, чтобы обратиться к оставшимся частям предлагаемого текста с должной компетенцией.