Защита от трех остальных факторов
Человек автоматически действует под влиянием заложенных в нем внутренних факторов и под воздействием извне. Если человек желает выйти из-под такого управления природой, он должен подставить себя под управление избранной им окружающей среды. То есть, он должен выбрать учителя, группу, книги, которые диктовали бы ему, что он должен делать. Ведь человек всегда является производным четырех параметров, о которых говорилось выше.
Власть разума над телом
Разум человека является следствием анализа жизненных ситуаций, отражением событий и обстоятельств, с которыми он сталкивается. Правильное использование разума заключается в приближении к полезному и отдалении от вредного. Человек пользуется разумом так же, как глаза микроскопом: после того как с помощью микроскопа человек обнаруживает вредящие ему мельчайшие организмы, он защищается от них. Таким образом, микроскоп, а не ощущение, позволяет избежать вреда там, где вредитель (микроб, бактерия, вирус) не ощущается.
Мы видим, что там, где тело не в состоянии распознать вред или пользу, возникает необходимость в разуме, и он полностью властвует над телом человека, позволяя избегать плохого и приближаться к хорошему.
В мере понимания, что разум есть следствие жизненного опыта, человек готов принять как закон разум и мудрость другого человека, которому доверяет. Это похоже на то, как человек спрашивает совета у врача и выполняет этот совет. Несмотря на то что ничего не понимает в медицине, он доверяет разуму врача. Таким образом, он пользуется разумом других, что помогает не меньше, чем его собственный разум.
Два пути управления
Существуют два пути управления, которые гарантируют человеку достижение цели творения:
• путь страданий;
• путь каббалы.
Путь каббалы состоит в том, чтобы мы доверились разуму мудрецов, уже постигших цель творения, как своему собственному жизненному опыту. Но как я могу быть уверен, что разум, которому я сейчас готов довериться, действительно истинный? А с другой стороны, если я не использую разум мудреца, как совет врача, то обрекаю себя на долгий путь страданий, подобно больному, который отказывается от совета врача и начинает сам изучать медицину. Ведь он болен и может умереть от болезни, прежде чем успеет сам изучить эту науку. Таков путь страданий по сравнению с путем каббалы: тот, кто не принимает мудрости каббалы, может пытаться достичь этой мудрости сам, проходя страдания. Использование опыта каббалистов многократно ускоряет процесс, позволяющий ощутить зло и отдалиться от него к хорошему окружению, которое побуждает человека к правильным мыслям и делам.
Следовать за большинством
Всюду, где возникает разногласие между индивидуумом и большинством, мы обязаны принять решение в соответствии с желанием большинства. Но этот закон возвращает человечество назад, ведь большинство — неразвито, а развитые — всегда составляют малочисленное меньшинство.
Поскольку природа определила нам жить в обществе, мы обязаны выполнять все его законы. Иначе природа взыщет с нас, независимо от того, понимаем мы смысл ее законов, или нет. Закон следования правилам человеческого общежития — один из естественных законов природы, и мы обязаны его соблюдать со всей осторожностью, совершенно не принимая в расчет наше понимание.
Смысл этого закона в том, чтобы развить в нас осознание:
• любви к себе как зла;
• любви к другому как добра.
Это единственный способ перейти к любви к Творцу.
Но нет никакого права у большинства отменить мнение индивидуума в его отношениях с Творцом. Здесь каждый свободен поступать так, как считает правильным. В этом и есть его свобода личности. То есть отношения человека с Творцом регулируются самим человеком, в то время как остальные законы поведения регламентируются правилом «следовать за большинством».
В обществе действует закон «меньшинство подчиняется большинству»
Однако на каком основании большинство взяло на себя право подавлять свободу личности и лишать ее самого дорого, что есть у нее в жизни — ее свободы? Ведь на первый взгляд, нет тут ничего, кроме насилия?
Поскольку природа обязала нас жить в обществе, то само собой разумеется, что каждому члену общества вменяется в обязанность служить обществу, заботиться о его существовании и способствовать его процветанию. А это возможно лишь при исполнении закона «подчинения меньшинства большинству». То есть не может каждый человек действовать как захочет — он обязан подчиняться тому закону, который в данном обществе принят. Но совершенно ясно, что во всех тех случаях, когда не затрагиваются интересы материальной жизни общества, нет никакого права и оправдания у большинства ограничивать и ущемлять в какой бы то ни было степени и форме свободу индивидуума. Те, кто делает это, — преступники, ставящие силу выше справедливости. Ибо в данном случае природа не обязывает личность подчиняться желанию большинства.