Iii. представление о человеке

  ХРИСТИАНСТВО ИСЛАМ
3.1. Какова цель сотворения человека? Бог создал человека для любви к Себе, общения с Собой. Бог хочет пребывать в человеке Своей благодатью, даруя человеку возможность обожения[1]. «Для того Он сотворил нас, чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности...” (св. Максим Исповедник) Бог создал человека для исполнения закона.
3.2. Создан ли человек по образу и подобию Божьему? Да [2] Человек создан по образу и подобию Божьему. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1. 26). «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 23.2) Нет Человек сотворен по его собственному виду и образу (Коран 64:3; 82:6-8).
3.3. Были ли прародители человечества созданы нетленными и бессмертными? Да Нет
3.4. Подверглись ли грехопадению прародители человечества (Адам и Ева)? Да Да
3.5. Что есть грех? Болезнь человеческой души вследствие ее расторжения связи с Богом чрез нарушение Божественной заповеди (3). Разрыв общения с Богом через противление Его воле. Проступок, выражающийся в неисполнении предписаний закона Аллаха.
3.6. Повлияло ли грехопадение прародителей на все происшедшее от них человечество? Да Греховная природа не может порождать природу святую и безгрешную, каждый человек от рождения получает природу, зараженную грехом. «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» (3Ездр. 7:118). Нет
3.7. Испортилась ли душевная природа человека вследствие грехопадения прародителей? Да Все силы души человека получили предрасположенность ко злу и страстям. Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели» (4). «От нарушения заповеди Божией человек сделался доступным всеванию в него зла со стороны дьявола» (5). Нет
3.8. Испортилась ли телесная природа человека вследствие греха прародителей? Да Человеческое тело стало подвержено болезням и смерти, «ибо возмездие за грех — смерть» (Рим 6:23). Чрез падение человека «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5. 12). Смерть и болезни не были созданы изначально всеблагим Богом. Нет
3.9. Исказился ли весь материальный мир после грехопадения прародителей? Да Через грех смерть и тление распространились во всем мире. Животные и природа перестали повиноваться человеку без труда. Нет
3.10. Нуждается ли человек в Спасителе от власти и силы греха? Да Человеку необходим Спаситель. «Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3. 22, 23) Нет
3.11. Обладает ли человек свободной волей в выборе добра и зла? Да Человек обладает свободной волей в выборе добра и зла. Бог все знает наперед, но не все предопределяет. Как и врач, Он неповинен в болезни греха, хотя и предвидит грехи людей. То, что «Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, - это мы почитаем безумием … Бог непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, у Него нет места лицеприятию» (6). Нет Человек лишен свободы выбора. Все его действия предопределены Аллахом "Поистине, Мы сотворили каждую вещь по предопределению" (54. 49). "Твой Господь создаёт, что пожелает, и избирает, что пожелает, а у них нет выбора" (28. 68).[7].
3.12. Творит ли человек свои поступки сам или все его действия творит Бог? Да Творит сам, используя свою богообразую и богоподобную свободную волю. Нет Аллах совершает за него все, в том числе добрые и греховные действия "Аллах сотворил вас и то, что вы делаете" (37. 6)[8].
3.13. Равны ли мужчина и женщина в своем духовном достоинстве перед Богом? Да Мужчина и женщина в равной мере сотворены по Образу Божьему [9]. Нет Женщина является низшим существом в сравнении с мужчиной [10].
3.14. Сколько жен может иметь мужчина? Одну До четырех жен, а кроме того, столько НАЛОЖНИЦ, сколько позволяют материальные средства. При этом к женам надо проявлять справедливость, выражающуюся в том, что нельзя определять наиболее любимую [11].
3.15. Заповедано ли мужчине бить провинившуюся жену? Нет Да. «Ударяйте их» (4. 38) [12]
                   

[1] По учению Отцов Восточной Церкви, обожение (гр.-theosis) есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением. Само спасение, по слову св. Дионисия Ареопагита, достижимо только через обожение. Возможность обожения раскрывается Боговоплощением. Об этом единогласно свидетельствуют Отцы. «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим», - св. Ириней Лионский. «Он вочеловечился, чтобы мы обожились» - св. Афанасий Великий. «Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческого есть вочеловечение Бога» - св. Максим Исповедник.

Обожение недостижимо человеческими усилиями. Как совершенный дар, исходящий от Отца светов (Иаков.1:17), оно установлено Богом, «желающим спасения и алчущим обожения людей»(св. Максим Исповедник). Дар обожения — дар нетварной божественной энергии благодати. «Не может быть тварным этот дар, — учит св. Марк Эфесский, — Если бы обожение было посевом естественного семени, то нам не нужно было бы ни возрождение (во св. Крещении), ни иных таинств, в которых действует божественная благодать».

Обожение совершается во Христе благодатью Святого Духа. Вочеловечившийся Господь в благодатных таинствах и дарах соединяется и совоплощается с верными Ему душами, вносит «душу в душу, ипостась в ипостась»(св. Макарий Великий). Через подобное соединение человек сопричащается Нетварной Божественной Жизни Святого Духа, делается «причастником Божественного естества» (2 Пет.1:4). Обоженный человек во всем уподобляется Христу, становится зеркалом Божественного Света. Через причастие божественной благодати он исполняет призыв апостола Павла: «в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе»(Флп.2:5).

На высших ступенях духовной жизни, непременно связанных со стяжанием высочайшего смирения, обоженный христианин получает особую благодать совершенства, выражающуюся в дарах чудотворений, исцелений, прозорливости. При этом его душа и ум совершенно соединяются с Богом. К такому человеку относятся слова апостола Павла «уже не я живу, но живет во мне Христос»(Гал.2:20). Его духовное возрастание достигает уровня «мужа совершенного», он приходит «в меру полного возраста Христова»(Еф.4:13). Не познавший Бога мир не может судить о таком человеке, но он может судить обо всем, поскольку «имеет ум Христов» (1 Кор.2:14).

[2] Человек создан по образу Божьему. Образ Божий заключается, прежде всего, в разуме и свободной воли человека. «Выражение: по образу – указывает на способность ума и свободы», - говорит св. Иоанн Дамаскин. Бог есть Существо высочайше разумное и человек, как образ Его, обладает разумом. Бог есть Существо высочайше свободное и человек, как образ Его, обладает свободной волей.

Человек создан по подобию Божьему. Подобие Божие заключается в возможности уподобляться своему Создателю через добродетельную жизнь. Сам Бог есть совершеннейшее и высочайшее Добро, и человек должен быть похожим на своего Создателя. «Выражение: по подобию – означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека», - говорит св. Иоанн Дамаскин.

Христианское учение, утверждающее образ и подобие Божие в человеке, ставит человека выше всех тварных созданий, провозглашает его венцом творения. Будучи образом и подобием Бога, человек находится в особых отношениях с Богом, как со своим Высшим Первообразом. Человеку открывается возможность познания Бога, возможность личного общения с Ним.

(3) VI Вселенский собор в 102-м правиле определяет грех как болезнь души.

(4) Преподобный Григорий Синаит . Творения. М., 1999. С. 25.

(5) Святитель Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т. 3. С. 332.

(6) Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. СТСЛ, 1995. — С. 151.

[7] Учение о предопределении не носит аллегорического характера. «Обязательным в сунне (таким, что если кто-нибудь не принимает, не практикует и не верует в это, то не считается суннитом) является вера в предопределение всего, и доброго и злого, и вера в хадисы о предопределении. Эти хадисы должны просто приниматься на веру без вопросов “почему” или “как”» (Имам Ахмед бен Мухаммед бен Ханбал. Акыда).
Предопределение Аллаха фактически отнимает у людей волю и свободу выбора: «Аллах Всевышний есть творец действий Своих рабов, связанных с неверием, верой, подчинением и ослушанием. И все они есть по Его воле, желанию, решению, установлению и предопределению» (Имам ан-Насафи. Акыда).
Учение о предопределении – неотъемлемая часть ислама. Это учение нельзя путать с учением о предвидении Божьем, принятом в христианстве. Всесвятой Бог предвидит свободные действия человеческой воли и допускает им свершаться, зная их наперед. Такое предвидение допущено Богом, поскольку Он Сам сотворил человека по Своему Образу и ожидает от человека свободного произволения в осуществлении Своей воли. Здесь исключен момент принуждения, насилия, предопределения человеческой воли со стороны Бога, Который позволяет свершиться свободному выбору человека, чтобы дать ему свою оценку в вечности

[8] Такое утверждение связано с теорией предопределения. «Тот, кто утверждает, что Аллах желает рабам своим неповинующимся добра и повиновения, а рабы его сами себе желают зла и неповиновения и поступают так, как хотят, утверждает этим, что желание рабов сильнее Аллаха. Какая клевета на Аллаха страшнее?» (Имам Ахмед бен Мухаммед бен Ханбал. Табакат 1, 25. Ибн Аби Йала). С точки зрения ислама, Аллах творит человеческие поступки (как и поступки всех созданий, а создания их лишь себе присваивают: «Аллах создал вас и то, что вы делаете» (Коран 37. 94). Это учение – не аллегория: «Действия людей сотворены Аллахом, но приобретены людьми» (§ 86. Акыда ат-тахавийя (изложение суннитского вероучения Имама ат-Тахави).

С точки зрения христианства, всемогущество Бога простирается гораздо дальше, чем подавление воли и исполнения за них их действий людей. Как могущий все и ничем не ограниченный, Он может не навязывать творениям Свою волю, ждет от них свободных действий. Христианство считает, что свобода воли у человека свидетельствует о том, что Бог не определяется своими творениями, существует вне них. Могущество Бога не в том, чтобы подавлять волю ограниченных созданий, а в том, чтобы предоставить им возможность прийти к Нему добровольно, по собственному желанию. Всемогущество Бога проявляется именно в даре свободы человеку.

[9] Важно заметить, что, следуя Православию, женщины не должны принимать священный сан в церковной иерархии. Однако сам сан не является преимуществом «мужчины над женщиной», а лишь формой служения лаикам (мирянам), которые также и женщины. Принадлежность к церковной иерархии не свидетельствует о большем духовном достоинстве и больших возможностях для спасения. О таком достоинстве свидетельствует лишь принадлежность к монашеству, позволяющему всецело сосредоточиться на спасении души и Богопознании. Монашество равно открыто мужчинам и женщинам. О таком достоинстве свидетельствует и личная святость христианина.

[10] Женщина в исламе утрачивает свое духовное равенство, она не равна с мужчиной в религии. Об этом говорит много хадисов: «Женщины спросили: “О посланник Аллаха, в чём же заключается наше несовершенство в (делах) религии и недостаток ума?” Он сказал: “Разве свидетельство женщины не (приравнивается к) половине свидетельства мужчины?” Они сказали: “Да”. Он сказал: “Это и (указывает) на недостаток её ума. А разве (женщине) не следует прекращать молиться и поститься, когда у неё начинаются месячные?” Они сказали: “Да”. Он сказал: “А это (указывает) на её несовершенство в (делах) религии”» («Сахих» Бухари). В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что во время проповеди, посвященной солнечному затмению, Мухаммед сказал: «Я увидел Огонь, и большинство его обитателей — женщины». В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Са‘ида аль-Худри о том, что Мухаммед сказал: «О женщины, раздавайте пожертвования, ибо я видел, что вы составите большинство обитателей Огня». В «Сахихе» Муслима приводится рассказ ‘Имрана бин Хусайна о том, что Мухаммед сказал: «Поистине, женщины составят меньшую часть обитателей рая». Все сказанное не противоречит тому, что у каждого мужчины в раю будет больше одной жены, так как женщины, которые составят большинство тех, кто попадет в ад, — люди, потомки Адама, а многочисленные жены обитателей рая будут черноокими гуриями. Следуя Корану и хадисам, мужчинам в раю будет предоставлена вся полнота удовлетворения низших сексуальных потребностей с гуриями, а женщины лишаются возможности сексуальных развлечений.

[11] Хадис со слов Умм Саламы, говорит, что Мухаммед, женившись на ней, провел с ней три ночи и сказал: «Я никогда не обижу тебя. Если хочешь, я проведу с тобой семь ночей, то в этом случае я должен буду провести по семь ночей с каждой из своих жен». Передают, что Аиша рассказывала: «Когда Посланник Аллаха собирался в поездку, он бросал жребий между своими женами и брал с собой ту, на которую выпадал жребий».

[12] Призыв к применению физической силы по отношению к женщине в Коране не является простой рекомендацией. Это воля Аллаха, переданная Джибрилом. Эта воля носит императивный и повелительный характер. «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины - благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их» (4. 38).

Достоверный хадис из сборника Муслима под номером 3506 (http://www.iium.edu.my/deed/hadith/muslim/009_smt.html) повествует о том, как сподвижники Мухаммеда решили развеселить его: "…Омар нашел "пророка", сидящего грустным и тихим с его женами вокруг него. Омар решил сказать кое-что, чтобы рассмешить "пророка", и сказал: "Посланник Аллаха, жаль, что ты не видел дочь Хариджи (речь о его жене), когда она просила у меня дополнительных денег, я встал и ударил ее по шее". Посланник Аллаха засмеялся и сказал: "Вот они – вокруг меня, как видишь, просят дополнительных денег". Абу Бакр тогда встал, подошел к Айше и ударил ее по шее, и Омар сделал то же самое с Хафсой…".
В другом же хадисе, из сборников Абу Дауда и Ибн Маджа, Мухаммед говорит, что после смерти во время суда "мужчину не будут спрашивать о том, почему он бил свою жену". Омар сообщил, что Пророк сказал: «Мужчину не следует спрашивать, почему он бьет свою жену». (Сунан Абу Дауд, 11.2142)

Также можно сравнить заповедь Христа «…кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует» (Мф. 19:8-10) с рекомендуемой Мухаммедом проституцией (Сахих Бухари 7.62.52, 8.3246, 3250, 3253. Sheikh al-Khudary. Nur al-Yaqin), правда называлась она по другому – «временный брак»: «Рассказал нам Абдаллах: рассказал мне отец: рассказал нам Ваки со слов Ибн Аби Халида со слов Кайса со слов Абдаллаха, сказавшего: "Как-то, ещё молодыми, мы были с пророком. Мы сказали: посланник Аллаха, что нам, кастрировать себя? Пророк запретил нам это и разрешил нам брать в жёны женщин за вознаграждение на время". Сказав это, Абдаллах процитировал: Не запрещайте благ, разрешённых Аллахом» (Ибн Ханбал. Муснад, 1, 432).

Наши рекомендации