Сатори? Это означает ни что иное, как проиграть
Был некто, кто всю свою жизнь жаловался, что все его друзья стали министрами и мэрами, в то время как он зарабатывал деньги, как простой сторож… Ну и что? Министр живёт свою жизнь как министр, сторож как сторож. В твоей жизни для тебя должны существовать более важные вещи, чем это.
Я люблю выражать буддизм одним единственным приказом: «Прекратить огонь!».
Там нет больше двух противостоящих сторон, там нет никого, с кем мы должны были бы соревноваться.
Мы должны жить нашу жизнь таким образом, который как можно больше соответствует учению Будды. Если мы строим её только на наших человеческих мыслях, то будем постоянно соревноваться с другими.
Чтобы узнать, что природа Будды наполняет всех нас, мы должны сначала узнать непостоянство. Узнать непостоянство означает придать нашей жизни смысл.
Если ты узнаешь непостоянство, то поймёшь, что лучше пожертвовать собой ради других, чем жить для самого себя. Этот ум, который жертвует себя ради других, познаёт непостоянство.
Мы не можем избежать того, чтобы делать что-нибудь для других: Разве ты не видишь, что чувствуешь себя лучше, когда даёшь, чем когда берёшь?
Чем больше ты делаешь для других, тем больше выигрываешь для свой жизни. Чем больше ты делаешь для себя самого, тем больше ты теряешь свою жизнь из-под контроля.
Если мы пытаемся управлять природой с помощью нашей науки и цивилизации, то эта природа когда-нибудь ударит назад. Разве мы недостаточно часто видим, как того, кто думает только о себе, бьёт обратно его окружение и отбирает у него всё? Есть, например, люди, которые тратят всю свою жизнь на то, чтобы заработать как можно больше денег, но когда они наконец-то хотят отдохнуть на своём богатстве, то их дети выбрасывают их из дома. Но и наоборот, тот, кто всю свою жизнь защищал других, узнает, что и это вернётся к нему. Другие тоже будут защищать его.
Всё равно, в какую сторону ты подвинешь воду в бассейне, уровень воды опять выровняется. Если ты попытаешься забрать воду к себе, потому что тебе слишком мелко, то она снова уйдёт от тебя. Если же ты отодвинешь её, то она снова вернётся назад. Поэтому то, что ты делаешь для других, ты делаешь и для самого себя, и то, что ты делаешь для самого себя, делаешь и для других. Там нет никакого разделения между тобой и другими, всё безгранично связано друг с другом. Жертвовать собой ради других с этим умом означает иметь ум Бодхисаттвы.
Самый большой выигрыш, которого ты можешь достичь для себя самого, состоит в том, чтобы сделать всю вселенную своей собственностью. Дойдя до этой точки, всё будет встречать тебя как часть тебя самого, и всё, что ты сделаешь для себя, ты сделаешь и для других. Это означает, что самый большой выигрыш для тебя одновременно и самый большой выигрыш для других. И если ты наоборот, полностью живёшь свою жизнь ради других, ни капельки не думая о самом себе, то снова выйдешь на точку самого большого собственного выигрыша. Твой ум будет иметь покой и тебе всего будет достаточно в твоей жизни.
Бодхи-дух не означает: «Я один». Он означает: «Я вместе со всеми страдающими существами».
Если ты положишь раскалённый уголь в холодный пепел, то уголь остынет. Но если много кусочков угля соберутся вместе, то они разожгут огонь. Так ты помогаешь мне, а я тебе.
(Об отношениях между мужчинами и женщинами)
Это важная проблема! Если ты найдёшь женщину, в которой ты можешь быть уверен в том, что вы поможете друг другу на вашем духовном пути, то никто не может иметь что-нибудь против того, чтобы вы начали отношения и поженились. Но, как я уже сказал, это должна быть связь, которая позволит вам обоим развиваться дальше.
Нам иногда кажется, что это потеря для нас — отдать что-нибудь другим. Но на самом деле это самое большое счастье для человека, если он может помочь другому.
До сегодняшнего дня я думал, что мир существует для меня, с сегодняшнего дня я буду жертвовать свою жизнь для мира. Речь идёт об этой смене направления.
Если ты на том месте, на котором сейчас находишься, отдашь от себя всё — то от тебя ничего не останется. Если ты полностью отдашь себя этой практике, то увидишь, что наоборот, нет ни одного места, на котором тебя бы не было.
Если твой ум такой открытый и просторный как небо и земля, то ты везде узнаешь самого себя — и везде будешь совершенно неэгоистичным.
«Просто выброси один раз своё маленькое „Я“ — ты увидишь, что твоё тело велико как 3000 миров большого космоса!» (Мусо Кокуси) Если ты это однажды понял, то и подумаешь во время писанья в туалете о том, кто убирает после тебя. Если ты моешься, то подумаешь о тех, кто будет принимать ванну после тебя. Кто даёт, поставит себя на место принимающего, кто принимает, поставит себя на место дающего. Об этом говорят, как о мире сияющего во все направления света. Ты везде найдёшь себя в этом мире, сами небо и земля являются твоим истинным «Я».
Конкретно говоря: Мы должны как можно больше проиграть. Ты не должен иметь успех. Лучше всего, если ты тайно жертвуешь собой ради других.
Я часто говорю, что сатори означает проиграть. Выиграть означает идти в заблуждении. Тот, кто выигрывает в игре с деньгами или в лотерее, тот потеряется в иллюзии. Почему на самом деле все люди хотят выигрывать и иметь успех? Если бы мир понял, что это абсолютно не обязательно, то у нас, наконец, был бы мир на земле.
Учение Будды означает, что Будда жертвует собой ради страдающих существ. Посмотри на Шакьямуни: Родился принцем, отказался от трона и стал просить милостыню. Так же и Бодхидхарма, он тоже превратился из принца в нищего. Только там, где ты жертвуешь собой и теряешь, ты найдёшь учение Будды. Там, где есть что выиграть, нет Дхармы.
21. Ты хочешь дожить до восьмидесяти? Лучше живи вечную жизнь!
Причина, по которой мы все постоянно ссоримся — это наша иллюзия. Мы все где-то носим с собой одно противоречие, которое не можем разрешить. И малейший повод может заставить его взорваться. В итоге это означает, что мы не понимаем нашу жизнь.
В 13–14 я начал мучиться в своей собственной жизни, и в 16 это страдание достигло своего максимума: Как я должен жить? Выбросить мне это тело страдания? Нет, так не пойдёт. Мне не осталось ничего другого, кроме как идти свой путь этим телом греха. Оно могло бы стать бандитом, убивающим кинжалом даже своего собственного брата — но вместо этого я решил посвятить его дзадзэн. Это не мелочь. Это означает большой выигрыш не только для меня, но и для всех вокруг.
Отчаяться в бытие человеком, покончить с бытиём человеком, стать Буддой: Всё не так просто. Ты должен практиковать это как человек, какой ты есть. Речь идёт не о том, чтобы сбежать из круговорота жизни и смерти. Эта жизнь, эта смерть — сцена для твоей практики.
Но не думай, что ты практикуешь внутри жизни и смерти. Сама твоя практика — это твоя жизнь-и-смерть. И освобождение заключается в принятии этой жизни-и-смерти какими они есть. Блуждать в этой жизни-и-смерти, в этом мире иллюзий — твоя практика. Всё, что касается этого — часть практики: еда, как и счёт денег.
Всё является истиной. Во всей вселенной нет ничего, что не было бы истиной. Всё проповедует эту истину: цветы, люди, луна, вода. Только потому, что ты смотришь на мир, не подогнав свою длину волн, всё кажется тебе одной единственной долиной страдания.
В Буддадхарме речь идёт не о том, чтобы узнать что-то вне себя: Речь идёт о том, чтобы узнать самого себя. Если ты однажды как следует в спокойствии подумаешь о себе, то увидишь, что там нет никакой сути, которую можно было бы схватить. В этой жизни есть моменты, когда твой ум одно целое с Буддой, есть и другие моменты, когда он одно целое с голодными духами, или третьи, когда он жалуется на своё страдание. Поэтому важно чётко настроить свою длину волн на Будд — ты должен полировать ум, который одно целое с Буддами, до тех пор, пока он не заблестит.
Люди верят, что среди них есть некоторые, которые «плохие» — большая ошибка. Кто плох, не решённое дело: одно движение руки может сделать тебя вором, а может ангелом. Это происходит очень быстро.
Едешь ты вверх или вниз зависит от того, как ты обращаешься с рычагом: Ты можешь поставить его на Будд и патриархов, но можешь и на ад. Если ты кого-нибудь убиваешь или же даёшь погонять себя твоим инстинктам, то твой рычаг поставлен на голодных духов.
Твоя вечная природа Будды пошла где-то неправильным путём — и вдруг ты замечаешь, что тебе чего-то не хватает: Ты попал на путь голодных духов.
Ты хочешь заработать деньги, ты хочешь полакомиться, ты хочешь сделать карьеру: это означает, что ты сошёл с пути. В Дзэн речь идёт о том, чтобы вернуться к своему настоящему пути — вспомни о своей собственной природе! С этой точки зрения ты увидишь, что родился не из собственных сил, дышишь не из собственных сил, и ты также не тот, кто заставляет биться твоё сердце. «Я делаю то, что доставляет мне удовольствие» — не неси чушь, старые мудрецы учат нас, что вселенная не отделена от нас самих.
Твоя повседневная практика должна состоять в том, чтобы подгонять своё отношение к жизни к отношению Будд. Если твоя подгонка действительно правильна, то ты сам будешь Буддой.
Если ты принимаешь учение Будды и даёшь тянуть себя Буддам и патриархам всем телом, то сам будешь Будда-патриархом, какой ты есть.
Ты усердно посвящаешь себя учению потому, что у тебя перед глазами есть ясная цель. Кроме того, тебя мотивирует, если другие видят твой успех. Но как только ты достигаешь цели, то тоска сразу наваливается на тебя: Чего-то всё-таки ещё не хватает. Ты встретишь своё истинное «Я» только тогда, когда вырвешься из этого вонючего мешка мяса и станешь одним целым с вселенной. Для этого тебе нужно сначала твёрдо сесть на свою задницу. Когда ты увидишь, что являешься одним целым с вселенной, и будешь жить свою повседневную жизнь из этого конкретного опыта — тогда ты почувствуешь радость, тогда ты почувствуешь твоё счастье.
Вы все даёте вести себя за нос этим мешкам мяса. На самом деле эти мешки не разделены, а свободно пронизывают всю вселенную. То, о чём у нас должна идти речь, это вопрос, как мы можем осуществить эту космическую жизнь в наших буднях.
Иметь ум веры означает иметь тот же возраст и то же имя, что и Будда, есть ту же еду, пердеть те же самые пердежи, жить ту же жизнь. Дзадзэн и глубокий поклон в гасё — это то, что непрерывно связывает нас с Буддой.
Это человеческое тело чересчур жалко использовать только как человеческое тело. Какое расточительство, если ты умрёшь в 50, 80 или 100 лет! Для нас на пути Будды должна идти речь о том, чтобы жить вечную жизнь Будды.
Твоё тело и твои силы имеют границы. На пути Будды речь идёт о том, чтобы выйти за свои границы и отдать себя безграничному.
Практиковать путь Будды означает использовать это тело не только в его ограниченности, жить эту жизнь не только в её ограниченности: Для нас речь идёт о вечности, не о здоровой жизни до 80 лет.
Открыть глаза
22. Твоя жизнь? Если она прошла, то она прошла!
«Как жить, будучи человеком?» — ты не имеешь ни малейшего понятия, твоя жена не имеет ни малейшего понятия, твои дети не имеют ни малейшего понятия. Мир полон людей, которые не имеют ни малейшего понятия, как они должны жить.
«Тебе не хватает на жизнь? Тогда просто умри!» — когда я это как-то сказал одному, он сделал очень испуганное лицо. Ты живёшь, чтобы работать или ты работаешь, чтобы жить? Большинство людей, похоже, всю свою жизнь только тем и заняты, что заботятся о своём хлебе насущном. Таким образом, ты живёшь свою жизнь в обороне, ты бьёшься проигранную битву. Если ты живёшь, то живи ради своего задания, и ради этого задания ты и должен есть.
Будучи человеком, ты должен однажды хорошенько подумать ради чего ты живёшь на самом деле. Зачем ты живёшь? Ясен ли тебе смысл этой жизни и рад ли ты быть рождённым как человек?
Мы живём нашу жизнь как дети, играющие в лесу: ищем, ловим и нас ловят. Мы погружаемся глубже и глубже в подлесок при нашем поиске, но прежде чем мы схватим что-нибудь в этой суматохе, то окажемся в гробу.
Ты разделяешь на то, что ты любишь, и что не любишь. То, что ты любишь, за тем ты бегаешь. И ты бегаешь от того, что ты не любишь. Твои иллюзии как игра в прятки. Жить спокойно и без испуга означает покончить с этой игрой в прятки. Даже посредине страдания ты не должен надеяться на что-нибудь лучшее. Не пытайся уменьшить страдание, убежать от него или бежать за чем-нибудь другим. Это означает истинное спокойствие.
Тот, кто постоянно хочет поесть новых деликатесов, у того дела плохи, если они закончатся. Тот, кто хочет всегда наслаждаться жизнью, тому однажды испортят это наслаждение. Счастье найдёт тот, кто, родившись бедным, прошёл тяжёлую школу жизни. Он понимает, что нужда не всегда нужда, а радость не всегда радость. Только заурядный человек делает много шума из ничего. Он постоянно бегает по кругу, за тем, что ему нравится и от того, что не нравится — самое большое счастье означает просто принять это.
(На больничной койке): Я не по-настоящему болен. Просто мои ноги больше не двигаются. Ну и что?
Не нужно искать всю свою жизнь «спокойствие ума», как будто бы ты искал дыру, чтобы спрятаться в ней. Если твоя повседневная жизнь состоит в том, чтобы волноваться, то ты найдёшь своё спокойствие ума посреди этих волнений.
Пытаться получить своё личное сатори, только для себя одного — большая ошибка. Даже твоё тело не принадлежит тебе одному. Ты живёшь не отдельно от других. Сатори должно быть тем самым корнем, которое ты разделяешь с небом и землёй. Сатори — это то самое тело, которое ты имеешь совместно с 10000 вещами. Поэтому всё, чем ты владеешь лично и индивидуально, всего лишь дешёвая иллюзия — каким бы ценным ты это и ни считал.
Если идёт дождь, то дождь идёт. Если дует ветер, то ветер дует. Кто знает, хорошо это или плохо? Ты бормочешь про себя ругательства — ну и что?
Твоей исходной точкой должно быть это «Ну и что?».
Мы тратим все свои силы в поиске чего-нибудь — в этом мире, в котором нет ничего, что можно было бы найти…
Мы постоянно дёргаемся и называем это нашими «эмоциями».
Прекрати дёргаться и ты обретёшь спокойствие. Только из-за того, что ты беспрерывно дёргаешься, у тебя его нет.
Мир различений — одна единственная фата моргана. Мы живём в этом мире как тот, кто делает много шума в своём сне, не замечая, что он просто спит.
Для заурядного человека вообще нет никакой реальности. Посреди реальности всех вещей он видит только галлюцинации.
В мире нет ни счастья, ни несчастья. Это как будто бы ты во сне влюбился и потом разошёлся со своей возлюбленной — когда ты просыпаешься, в этом нет ничего особенного. Просто воображение.
Почему 10000 феноменов появляются в мире именно таким образом? Если ты спрашиваешь о причине, то должен констатировать, что нет ни малейшей причины.
Какой смысл в том, что каждый из нас именно такой, какой он есть? Абсолютно никакого! Всё так, как оно есть — без причины и смысла.
Жизнь — это мелодия нерождённого. Там нет «смысла». Не говори, что она «сладка» или «кисла», «красива» или «тяжела». Как звучит эта мелодия? Ла ла ли ла, ли ла ла — ничего особенного.
«Му» не означает «ничего». Оно означает то, что мы, люди, не можем себе представить.
«С рождения до смерти: только это, это!» (Мастер Сэкито Кисэн)
Что ты любишь, а что нет, не имеет ни малейшего значения. Вещи такие, какие они есть. Нет места для предпочтений. Сорняки не думают, они просто так растут.
Всё равно снится тебе рай или ад — если ты спишь, то ты спишь. Твой сон — только сон……
Ночью тебе снятся всевозможные сны — и не только те, которые разрешено смотреть детям. Когда ты просыпаешься на утро, то констатируешь, что в этом не было ничего особенного.
Твоя жизнь? Если она прошла, то она прошла — как ни крути!