Веление обращаться к обладателям знания в силу их высокого достоинства
Путешествие в поисках знания
И вот Муса сказал своему слуге: «Не остановлюсь, пока не достигну места слияния двух морей, даже если мне и придется потратить (на это многие) годы!». Когда же они достигли места слияния (этих морей, оказалось, что) они забыли о своей рыбе… («Пещера», 60 – 61).
Разве не путешествовали они по земле, и не было у них сердец разумеющих и ушей, которыми они внимали? («Хадж», 46).
Тот, кто хорошо знает Коран, вспомнит и десятки других аятов, касающихся темы «знание».
Люди, обладающие знанием, упоминаются наравне с ангелами
Свидетельствует Аллах, а также ангелы и обладающие знанием, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него, и что Он вершит справедливость («Семейство Имрана», 18).
Аллах, хвала Ему, в первую очередь упомянул о Себе, затем назвал своих ангелов, а затем – обладающих знанием, которых Он призвал засвидетельствовать, что Он является единственным Богом.
Знание возвышает знающего над другими
Скажи: “Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают?” («Толпы», 9).
Аллах возвышает по степеням тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание («Препирательство», 11).
Знание – основа богобоязненности
Поистине! боятся Аллаха из рабов Его (только) знающие («Творец», 28).
Несведущий человек должен следовать за знающим, даже если он младше его
О отец мой, пришло ко мне знание, которого у тебя нет, так последуй же за мной, и я укажу тебе правильный путь! («Марьям», 43).
Низший по своему положению может достигнуть того знания, которого не дано постигнуть тому, кто выше его
В рассказе о пророке Сулеймане, мир ему, сообщается, что, когда он решил наказать пропавшего удода, тот прилетел и сказал:
Я узнал то, чего ты не знаешь, и явился к тебе из Сабы с верным известием («Муравьи», 22).
В рассказе о двух сыновьях Адама человек научился у ворона:
И послал Аллах ворона, который разрывал землю, чтобы показать ему, как скрыть мертвое тело своего брата. Он сказал: “Горе мне! Я не могу, подобно этому ворону, скрыть труп моего брата”. И он стал сожалеть (об этом) («Трапеза», 31).
Рассказывая о Мусе, мир ему, и его слуге, Всевышний Аллах сказал:
И (там) они обнаружили одного из Наших рабов, которому Мы оказали Нашу милость и передали (часть) Нашего знания[4]. Муса сказал ему: “(Могу) ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, что было дано знать тебе о прямом пути?” («Пещера», 65 – 66).
А ведь Муса, бесспорно, был лучшим творением Аллаха в свое время.
Веление обращаться к обладателям знания в силу их высокого достоинства
Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете («Пчелы», 43).
О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладающим властью среди вас («Женщины», 59).
Слова «кто наделен властью» из данного аята толкуется и как «ученые», и как «правители».
А если бы они обратились с этим к посланнику и предводителям из их (числа), то поняли бы это те из них, которые (способны) извлекать (нужное) («Женщины», 83).
Коран указывает на то, что именно сведущий в чем-либо человек способен сообщить правду об этом, не преувеличивая и не приуменьшая. Аллах говорит:
Никто не даст тебе вести так, как сведущий («Творец», 14).
Поэтому следует спрашивать сведущего человека, а не кого-то иного:
Спроси о Нем сведущего («Различение», 59).