Трансцендентное знание о Кришне (4.1-10)

Как упоминалось в тексте 30 предыдущей главы, для того, чтобы действовать на высшем уровне карма-йоги, посвящая всю деятельность Кришне, человек должен знать, кто такой Кришна. В четвертой главе дается это знание.

Основная тема:

Кришна – Абсолютная Истина, Верховная Личность Бога, которая нисходит в мир, чтобы защитить вечную дхарму. Тот, кто знает это, воистину освобожден.

Подпункты:

А. Откровению Кришны о Его трансцендентной природе предшествует обзор истории Гиты.

1. Узнав о традиции передачи этого знания, Арджуна обретет веру в то, что услышит.

2. Кришна также сообщит о том, что Он - изначальный защитник этого знания, которому (знанию) более двух миллионов лет, и это сделает беседу более оживленной, что позволит Кришне открыть Свое высшее трансцендентное положение (4.1-2, 4.4).

Б. Трансцендентное знание не ограничено рамками времени. Оно передается по цепи ученической преемственности. Это знание доступно только тем, кто обладает должными качествами (4.1-4).

1. Знание, поведанное Шри Кришной, - апаурушея, оно лишено четырех недостатков, свойственных обусловленным живым существам. Тому, кто обучает науке «Бхагавад-гиты», не следует ничего добавлять к ней, необходимо просто чисто представить ее. Таким образом, Кришна установил, что «Бхагавад-гита» должна передаваться по цепи ученической преемственности (4.1-2).

2. Для того, чтобы понять «Бхагавад-гиту», необходимо испытывать дружеские чувства к Кришне и быть Его преданным. «Бхагавад-гита» являет нам истину о том, что Кришна – Верховная Личность Бога. Тот, кто в той или иной степени желает занять положение Кришны, будет завидовать Ему и не сможет воспринять учение «Бхагавад-гиты» таким, как оно есть. Шрила Прабхупада добавляет: такой человек не сможет также и правильно передать смысл «Бхагавад-гиты» (4.3).

В. Форма Господа Кришны трансцендентна (4.5-6).

1. Господь не изменяет своего тела каждый раз, когда нисходит в это мир. Он всегда приходит в одной и той же верховной форме. Господь неотличен от Своего тела, которое является сач-чид-ананда виграхой. Тела живых существ - временные машины, которые меняются с каждым рождением. Поскольку с приходом смерти машина тела уничтожается, то, соответственно, теряются и характеристики, связанные с данным типом машины. Но Господь не таков. Он всегда помнит Свои деяния, ибо все, связанное с Ним, духовно и вечно.

2. Живое существо вынуждено принимать рождение в соответствии со своей кармой, в то время как Господь приходит по Своей собственной воле и по Своей милости (атма-маяя).

Г. Объяснив природу Своего появления, Господь объясняет причину Своего пришествия: Он приходит, чтобы восстановить принципы дхармы. Затем Кришна объясняет как Он это делает: возвышая святых и уничтожая злодеев (4.7 и 8).

1. Дхарма предназначена для того, чтобы постепенно очистить живые существа от духа наслаждения. Когда цель дхармы забыта или методы ее достижения извращены, Господь приходит Сам или посылает Своего представителя, чтобы исправить положение.

2. Господь защищает дхарму, возвышая ее приверженцев, благочестивых людей (паритраная садхунам) и уничтожая ее разрушителей, нечестивцев (винашая ча душкритам).

3. Однако главной причиной личного явления Господа является то, что Он хочет доставить удовольствие Своим преданным (садху). Уничтожение злодеев второстепенно, ибо это не требует Его личных усилий, так как Кришна может с легкостью уничтожить их с помощью Своей материальной энергии. 1

Д. Освобождение достигается благодаря обретению трансцендентного знания (4.9-10).

1. Просто поняв трансцендентную природу явления Господа и Его деяний, человек достигает освобождения (4.9).

а) В предыдущих стихах объяснялось явление Кришны и Его деяния. Размышляя над этим, человек может понять разницу между Господом и остальными живыми существами.

б) Так человек постепенно осознаёт: «Кришна – Верховная Личность Бога, а я – Его слуга».

в) Если человек осознаёт свое изначальное положение и действует, исходя из этого, он обретает освобождение. 2

2. Если в тексте 9 объясняется, что человек может достичь освобождения с помощью трансцендентного знания, то текст 10 идет дальше, объясняя, что конечным результатом этого знания является бхава, трансцендентная любовь к Кришне.

3. Трансцендентную любовь к Кришне можно обрести только освободившись от раги (привязанности), бхайи (страха) и кродхи (гнева).

а) Рага означает привязанность к представлению о жизни как о жизни тела. «Обычно люди, привязанные к телесному пониманию жизни, настолько погрязли в материализме, что для них становится почти невозможным понять, как это Всевышний может быть личностью.» (4.10, комм). Такие люди полностью отождествляют себя с телом, и, услышав о существовании трансцендентной формы Господа, строят догадки о том, что она, должно быть, похожа на их неуклюжие материальные тела, и сразу же отвергают это. Существование трансцендентной личности кажется им противоречием, так как они, полагаясь на свой опыт мирской жизни, уравнивают все личности.

б) Бхая: во многом похожа на привязанность. Страх – это концепция духовной жизни, основанная на опыте жизни в материальном мире. Но это наиболее развитая стадия, так как она порождена болью и отчаянием, которые ощущает человек, испытывающий материальные страдания. Люди, находящиеся под влиянием бхайи, приходят к заключению, что сознательное бытие ведет к страданию, а все взаимоотношения порождают боль. Таким образом, когда они слышат о духовных взаимоотношениях, «у них возникает страх снова стать личносттью, и поэтому они, естественно, предпочитают своего рода растворение в безличной пустоте» (4.10, комм.) Такие люди просто хотят уничтожить собственное бытие и положить конец страданиям, которые они отождествляют с индивидуальностью.

в) Кродха: Когда человек начинает интересоваться целью жизни, он углубляется в различные философии и религии мира. Несметное количество измышлений о смысле жизни, противоречащих друг другу, сбивают с толку и разочаровывают его. Отчаявшись, он отворачивается от них и становится приверженцем войдизма, заняв нигилистичекую позицию.

4. Шрила Прабхупада объясняет, что эти три препятствия, не дающие полностью погрузиться в духовную жизнь, устраняются практикой сознания Кришны под руководством истинного духовного учителя.3

Наши рекомендации