Может ни принести им пользу,ни причинить им вред»
(сура 25 «Различение», аят 55). Поклонение — это лояльное отношение, любовь и довольство своей подчинённостью Ему ('убудиййа), включающей особую близость. А они помогают врагам Аллаха в их враждебном отношении к Нему , противоречиях Ему и навлечении на себя Его , гнева отличие от Его приближённого,который с Ним против собственной души, шайтана и страстей.
Этот смысл — одно из коранических сокровищ для понимающего и разумеющего.
А Аллах оказывает помощь и поддержку.
Всевышний Аллах сказал: «Когда им напоминают о
знамениях их Господа, они не падают на них глухими и слепыми»(сура25 «Различение»,аят73).
Мукатиль сказал: «Когда их увещевают Кораном, они не относятся к этим наставлениям как глухие,которые не слышат их, и слепые, которые не видят их. Нет, они слышат, видят и убеждены в истинности [того, что слышат и видят].
Ибн 'Аббас сказал: «Они не относились к ним, как глухие и слепые, но боялись и были смиренными».
172 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Аль-Кальби сказал: «Они внимают им и смотрят на них». Аль-Фарра сказал: «Когда им читается Коран,они не
остаются в своём прежнем состоянии,как будто они не слышали его... То есть, услышав Коран, они не превращаются в глухих и слепых».
Аз-Заджжадж сказал: «Это означает: когда им читаются аяты, они падают ниц, плача, слыша и видя то, что им было велено».
Ибн Кутайба сказал: «То есть они не игнорируют их, как если бы они были глухими и не слышали их и слепыми и не видели их».
Я же скажу: тут две важные вещи: понятие «хурур» и упоминаемое в связи с ним отрицание.
Что подразумевается: «падение» сердца или опускание тела при совершении земного поклона?
Означают ли эти слова,что они опустились,не демонстрируя глухоту и слепоту, но опустились пред этими аята-ми посредством смирения сердца или совершения земного поклона телом? Или же опускание — всего лишь метафора и подразумевалась невосприимчивость к ним?
У ослушания Аллаха — всего три основы: привязанность сердца к чему-то помимо Аллаха,покорность силе гнева и покорность силе страсти.
Они являют собой многобожие,несправедливость и мерзости.
Верх привязанности к чему-то помимо Аллаха,— придавание Аллаху сотоварищей и обращение с мольбами к другим божествам наряду с Ним; верх покорности силе гнева
— убийство, а | верх | покорности | силе | страсти— | |||
прелюбодеяние. | |||||||
Поэтому Всевышний Аллах соединил все три | вещи в | ||||||
Своих | словах: | «Они | не | взывают помимо | Аллаха | к | |
другим | богам, | не | убивают | людей | вопреки | - запре |
Мудрые изречения и полезные наставления |
ту Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют»(сура25 «Различение»,аят68).
Эти три деяния зовут друг к другу:придавание Аллаху сотоварищей призывает к несправедливости и мерзости, подобно тому, как искренность и единобожие отвращают своего обладателя от этого.
Всевышний Аллах сказал: «Так Мы отвратили от него
зло и мерзость. Поистине, он был из числа Наших искренних рабов»(сура12 «Юсуф»,аят24).
Под | злом подразумевается страсть, а | под мерзостью — | ||
прелюбодеяние. | ||||
Так | же несправедливость призывает к придава-нию | |||
Аллаху сотоварищей и мерзости. Поистине — придавание | ||||
Аллаху | сотоварищей — величайшая | несправедливость, | ||
подобно | тому, как | единобожие — высшая справедливость. | ||
Таким образом, справедливость неотделима от единобожия, а | ||||
несправедливость | неотделима | от | придавания | Аллаху |
сотоварищей. Поэтому Всевышний Аллах упоминает их вместе. Если говорить о первом сочетании,то его можно обнаружить, например, в словах Всевышнего«Аллах
засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость»(сура3 «Семейство'Имрана»,аят18).
А второе сочетание встречается,например, в словах Всевышнего «Многобожие является великой несправедливостью»(сура31 «Люкман»,аят13).
А мерзость призывает к придаванию Аллаху сотоварищей и несправедливости, особенно если желание
человека | совершить | подобное | действие велико, а | ||||
совершить | его | при | этом | он | может | только | пут |
несправедливости и обращения за помощью к колдовству и | |||||||
шайтану. Всевышний Аллах упоминает прелюбодеяние и | |||||||
придавание | Аллаху | сотоварищей | вместе | в | свои | ||
174 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
словах «Прелюбодей женится только на прелюбодейке
или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник.Верующим же это запрещено»(сура24 «Свет»,аят3).
Таким образом, эти три действия влекут за собой друг друга и побуждают к совершению друг друга.
Поэтому чем слабее приверженность сердца единобожию и чем больше его приверженность многобожию, тем больше мерзостей совершает он и тем больше привязан он к образам
[изображениям] и тем большую страсть к ним испытывает он.
В Коране можно обнаружить похожие слова. Всевышний Аллах сказал: «Всё, что даровано вам, — преходящее благо
земной жизни. А то, что есть у Аллаха, будет лучше и долговечнее для тех, которые уверовали и уповают на своего Господа, которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются»(сура42 «Совет»,
аяты 36-37).
Всевышний сообщил о том, что то, что у Него, лучше для того, кто уверовал в Него и уповал на Него.Это и есть единобожие. Затем Он сказал: «которые избегают великих грехов и мерзостей».Здесь речь идёт об отдалении от силыстрасти. Далее Всевышний говорит: «и прощают, когда гневаются». Это сопротивление силе гнева. Таким образом, Всевышний упомянул сразу о единобожии,целомудрии и справедливости, в которых соединяются все блага.
Раздел
Виды покидания Корана
Покидание Корана бывает трёх видов. Первый вид: отказ внимать Корану, верить в него и прислушиваться к его
заповедям. | ||||||||
Второй вид: отказ поступать согласно ему и соблюдать | ||||||||
содержащиеся в нём предписания, касающиеся дозволенного | ||||||||
и запретного, даже если человек при этом читает Коран и | ||||||||
верит в него. | ||||||||
Третий | вид: | отказ | руководствоваться | его | ||||
постановлениями, а также отказ обращаться к | нему | за | ||||||
ответами | на | вопросы,касающиеся | основных | и | ||||
второстепенных положений религии. Сюда же относится | ||||||||
убеждённость в том, что Коран не даёт достоверного знания и | ||||||||
что его доказательства формальны и не дают знания. | ||||||||
Четвёртый | вид: отказ | от | размышления над | аятами | ||||
Корана, попыток понять его и познать то,что желал сказать | ||||||||
Всевышний. | ||||||||
Пятый вид: отказ лечить посредством него все недуги | ||||||||
сердца. Речь идёт о том случае, когда человек ищет исцеления | ||||||||
в чём-то другом и | отказывается | лечиться посредством | ||||||
Корана. | ||||||||
Всё | это | входит | в | слова | Всевышнего | Аллаха |
«Посланник сказал: "Господи! Мой народ забросил этот
176 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Коран"»(сура25 «Различение»,аят30).Хотя среди
перечисленных видов покидания есть более тяжкие и более лёгкие.
Так же и стеснённость в груди, возникающая из-за него, бывает разной.
Бывает стеснённость от ниспослания Корана и от того, что он является истиной от Аллаха.
Также могут подразумеваться сомнения: Коран — слова Аллаха или же одно из Его творений и Он просто внушил Пророку , чтобы он изрёк его.
Бывает также, что эту стеснённость вызывают сомнения относительно того, достаточно ли людям Корана или же его недостаточно и они нуждаются в умозаключениях, аналогиях, мнениях и политике.
А иногда эта стеснённость бывает связана в тем,на что он указывает и что он представляет : собойистины, понимаемые из него при ознакомлении с ?нимИли же требуется истолкование его и увод от этих истин к принудительным обобщённым толкованиям?
Стеснённость порой вызывается и сомнением относительно указаний Корана: как следует понимать его слова — в прямом смысле или же в переносном,как метафору, когда слова уводятся от прямого значения к порицаемым истолкованиям?59
И если их всё-таки нужно понимать в прямом смысле, то существует ли на самом деле то,на что они указывают, или же указывают на некий вид пользы?60
Подразумевается сомнение такого рода:например, атрибут | ||
Всевышнего ( ) — 'рука — это Рука [прямое значение) или же | ||
это метафора и подразумевается могущество[переносный | ||
смысл]? | ||
Подразумевается сомнение такого рода:если атрибут ( ) — | ||
это все-таки Рука, то действительно ли она есть у Всевышнего? |
Виды покидания Корана |
Все люди, задающиеся подобными вопросами, испытывают стеснённость в груди из-за Корана.Они сами знают об этом и ощущают это.
Ты не увидишь приверженца нововведений в религию, в груди которого не было бы стеснённости,вызываемой кораническими аятами, противоречащими нововведениям, которым он привержен. И ты не найдёшь грешника и нечестивца, в груди которого не было бы стеснённости, вызываемой кораническими аятами, препятствующими ему в совершении того, к чему он стремится.
Подумай же об этом и выбери для себя, что пожелаешь.
Польза
О совершенстве и счастье души
ребуемое совершенство души включает две вещи. | ||||||
ТПервая: оно должно стать для души устоявшимся | ||||||
образом и неотъемлемым свойством. | ||||||
Вторая: само оно должно быть совершенным качеством. | ||||||
Без этого оно не будет считаться совершенством,и не | ||||||
пристало тому, кто | стремится | к истинному | совершенству, | |||
с другими или жалеть о том, что он не | ||||||
состязаться в этом | ||||||
обладает этим совершенством. | ||||||
Причина в том, что достичь этого можно только через | ||||||
познание Творца и Создателя этой души , Того, Кому она | ||||||
поклоняется, её | истинного | Бога.И | не | обрести | ей |
праведности, блаженства и наслаждения без познания Его, стремления к Лику Его, следования путём, ведущим к Нему, Его довольству и почёту. Если душа привыкнет к этому, то приобретёт этот постоянный, не подлежащий изменению образ.
Если же говорить об остальных областях знания, также стремлениях и действиях, то одни из них не приносят душе никакой пользы и не помогают ей
61 То есть в попытках обрести то совершенство,которое в действительности не является совершенством.
О совершенстве и счастье души |
достичь совершенства, а другие причиняют ей вред и боль и отдаляют её от совершенства.Особенно если душа уже приобрела этот постоянный образ:она мучается из- за названных вещей, и они причиняют ей боль в зависимости от того, насколько тесно они контактируют с ней.
Если | же говорить о | достоинствах,отдельных от |
человека, | например, об одежде, | средствах передвижения, |
жилищах, а также влиянии и имуществе,то всё это в действительности берётся во временное пользование, после чего возвращается настоящему владельцу, и, возвращая всё
это, душа страдает и мучается в зависимости от силы привязанности её к возвращаемому, особенно если для неё
эти вещи были верхом её | совершенства:уходя, они | ||||
оставляют | после | себя чувство | неполноценности,боль и | ||
горечь. | |||||
Пусть же тот,кто желает | душе | своей счастья | и | ||
блаженства, задумается вот над чем:большинство людей | |||||
стремятся к лишению души своей[блага] и причинению ей | |||||
боли, заставляют её скорбеть и отдаляют её от совершенства, | |||||
считая при этом, что так они | сделают | её счастливой | и | ||
принесут ей блаженство. Душа испытывает наслаждение в | |||||
соответствии с тем, в какой мере она познала Всевышнего, | |||||
полюбила Его и следует путём , ведущим к Нему. И она | |||||
испытывает боль и горечь в соответствии с тем, какую долю | |||||
всего перечисленного она упустила. | |||||
Если же всего перечисленного нет, тогда остаётся только | |||||
телесная сила, желания самой души. Посредством этой силы | |||||
человек ест, пьёт, вступает в половую близость, гневается и | |||||
испытывает разные виды наслаждения и совершает действия, | |||||
которые | являются | частью обычной | жизнедеятельности |
человека. Всё это не приносит ему ни почёта, ни достоинств, а одно только
180 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
принижение и отдаление от совершенства.Ведь эта сила низводит человека на уровень животных,приближая его к ним и заставляя его уподобиться, послеим чего он становится как один из них. Животные, используя эту силу, возможно, больше, чем он, в то же время могут не опасаться скверных последствий: их конец будет благополучным и им не грозит никакой вред62.
Совершенство, которое разделяют с тобой животные и которого у них даже больше , и при этом их ожидает благополучный исход в отличие от тебя , заслуживает того, чтобы отказаться от него ради настоящего совершенства, кроме которого нет иного совершенства.
А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь и поддержку.
62 То есть им, в отличие от человека, не грозит наказание в Огне.
Важная польза
Различие между тем, кто стремится к Аллаху, и тем, кто стремится к миру этому
Если раб Аллаха встаёт утром и ложится вечером и при этом все его помыслы связаны только с Аллахом , то
Всевышний Аллах возьмёт на Себя удовлетворение всех его потребностей, избавит его от всех тревог и забот и освободит сердце его для любви к Нему, язык его — для поминания Его, а органы тела его — для покорности Ему.
А если он встаёт утром и ложится вечером , и при этом все его помыслы связаны с миром этим, то Аллах оставит его наедине с его тревогами, печалями и огорчениями, вручив его душе его и займёт сердце его любовью к творениям, результате чего он отвлечётся от любви к Нему,и займёт язык его поминанием творений вместо поминания ,Егои займёт органы тела его служением им и их делами вместо покорности Ему, и он будет трудиться, как зверь, в служении другим, подобно кузнечному меху, который надувается и сдувается ради чьей-то пользы.
Каждый отвернувшийся от поклонения Аллаху('убудиййа), покорности Ему и любви к Нему, будет непременно испытан подчинённостью творению, покорностью ему, любовью к нему и служением ему.
182 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Всевышний Аллах сказал: «К тем, кто отвращается от
поминания Милостивого, Мы приставим шайтана, и он станет его товарищем»(сура43 «Украшения»,аят36).
Суфьян ибн 'Уяйна как-то сказал: «Какую бы известную пословицу арабов вы ни привели мне,я непременно найду вам в Коране нечто подобное ей». Кто-то сказал; «А где в Коране подобное словам "Дай брату своему финик, а если он не примет, дай ему уголёк"?» Он ответил: «В Его словах "К
тем, кто отвращается от поминания Милостивого,Мы приставим шайтана, и он станет его товарищем..."»
Польза
Истинная сущность знания, деяний, их виды и изъяны
нание | — это | перенесение | образа | познаваемого | из | |
Звнешней среды и утверждение его в душе. | ||||||
А действие — это перенесение практического образа из | ||||||
души и утверждение его во внешней среде. | ||||||
И | если | утвердившееся | в 63 | душесоответствует | ||
действительности, то это — правильное знание. | ||||||
Но очень часто в душе появляются и утверждаются | ||||||
образы, | не соответствующие | действительности,и тот | ||||
человек, | у | которого | формируются | эти | ложны |
представления, считает их знанием, в то время как на самом деле это всего лишь предположения.Большинство знаний, имеющихся у людей, относятся как раз к этой категории.
Если говорить о , чтотом соответствует действительности, то это знание можно разделить на две категории.
Первый вид приносит совершенство душе того,кто приобретает это знание. Это знание об Аллахе, Его именах, качествах, действиях, Писаниях, велениях и запретах.
Второй вид не приносит душе совершенство. К этой категории относится любое знание, отсутствие которого у человека не вредит ему,поскольку само это
63 То есть сложившееся представление о чём-либо.
184 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
знание не приносит ему пользы. Пророк просил у Аллаха | |||||||
защиты | от | бесполезного | |||||
знания.Под это описание | |||||||
подходит большинство правильных наук, соответствующих | |||||||
действительности, невежество | в | которых | не | наносит | |||
человеку | никакого | вреда.Сюда | относится, например, | ||||
астрономия | со | всеми | тонкостями,связанными | с | |||
космическими сферами, количеством планет и их размерами. | |||||||
Сюда | же | относится | знание | количества , горих | цветов, |
величины и так далее.
Знание тем почётнее, чем почётнее изучаемый объект и
чем сильнее | потребность в . нёмТаким | образом, по- |
настоящему | достойное знание— знание | об Аллахе и |
связанные с ним науки.
Если же говорить о действии,то его изъян—
несоответствие | его | религиозному | постановлению | |
Всевышнего, [исполнение] которого Аллах любит и которое | ||||
угодно Ему. Причиной в некоторых случаях становится | ||||
неправильность | знания, а | иногда — | неправильность | |
устремлений [желаний]. | ||||
Если говорить о неправильности знания,то может | ||||
подразумеваться | убеждённость | в том, что | данное | действие |
узаконено Шариатом и угодно Аллаху, а на самом деле это не так. Или же человек убеждён,что данное действие
приближает его к Аллаху,даже если оно не узаконено
Шариатом, | и | считает, что, совершая | данное | действие, он | |
приближается к Аллаху,хотя у него | нет знания | об | |||
узаконенности этого действия в Шариате. | |||||
Если говорить о неправильности устремлений, то речь | |||||
идёт о | том | случае,когда человек | не | стремится | при |
совершении определённого действия к Лику Аллаха и миру вечному, но стремится к миру этому и творениям.
64 Об этом упоминается в хадисс, который приводит Муслим.
Истинная сущность знания, деяний, их виды и изъяны |
От этих двух изъянов, которым подвержены знание и действия, невозможно избавиться иным способом,кроме познания того, что принёс Посланник [это знание], а также стремления к Лику Аллаха и миру вечному[это стремление]. При отсутствии этого знания и этого стремления знание и действия становятся неправильными.
Вера и твёрдая убеждённость порождают правильность знания и правильность устремлений. А они порождают веру и подпитывают её.
Отсюда становится ясным, что большинство людей отклонились от веры по причине отклонения от правильного знания и правильных устремлений.
Веры не может быть без получения знания от светоча пророчества и освобождения воли от скверны страстей и стремления к творениям. В этом случае знание человека будет взятым от светоча Откровения, а стремиться он будет к Аллаху и миру вечному.У такого человека— самое правильное знание и самые правильные действия.И он — один из тех предводителей, которые указывают прямой путь по велению Аллаха, и один из преемников Его Посланника в его общине.
Правило
Разъяснение истинной сущности веры
веры | есть внешняя[явная] и | внутренняя [скрытая] | ||||||||
Усторона. | Внешняя | сторона — | слова, произносимые | |||||||
языком, и | действия, | совершаемые | органами | тела.Л | ||||||
внутренняя | сторона — это подтверждение [вера] сердцем, | |||||||||
покорность Аллаху и любовь к Нему. | ||||||||||
Внешняя сторона не приносит пользы[в мире вечном], | ||||||||||
если нет внутренней,хотя | [в этом | мире] | она делает | |||||||
неприкосновенной жизнь человека, а также его имущество и | ||||||||||
потомство. И | одной | только | внутренней | стороны | ||||||
недостаточно, если | только | у человека | нет | оправданий— | ||||||
таких как бессилие, принуждение и страх погибнуть.
Отказ от действий, несмотря на отсутствие явных препятствий, свидетельствует об испорченности внутренней сущности человека и об отсутствии у него веры. А упущения в совершении этих действий свидетельствуют о слабости веры, тогда как активная практика этих действий, напротив, свидетельствует о силе веры.
Вера — сердце и суть ислама, а твёрдая убеждённость — сердце и суть веры.И любое знание или действие,не укрепляющее веру, — слабое и испорченное. И вера, которая не побуждает к действию, — слабая и испорченная.
Правило
Упование на Аллаха и его степени
У пование на Аллаха бывает двух видов.
Первый: упование на Него в удовлетворении потребностей
и получении мирских благ и отведении мирских же бед и всего неприятного.
Второй: упование на Него в обретении того, что Он любит
и чем Он доволен. Это вера, твёрдая убеждённость, усердие на Его пути и призыв к Его религии.
Разница между этими двумя видами настолько велика, что об этом знает только Аллах.Если раб Аллаха по-настоящему уповает на Него вторым видом упования,Аллах полностью избавляет его от необходимости в первом виде.
А если человек уповает на Него первым видом упования, без второго, Аллах также обеспечит его тем, что предполагает первый вид упования, однако это упование не обеспечит ему тот же результат, что и упование на Него в том, что Он любит и чем Он доволен.
Величайшее упование на Аллаха— упование на Него в наставлении на прямой путь, очищении единобожия от любых примесей, следовании [Сунне] Посланника и борьба с приверженцами ложного. Это упование посланников и их избранных последователей.
Упование бывает упованием вынужденности и поиска защиты. Это такой случай, когда раб Аллаха не находит
188 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
прибежища и опоры, кроме упования. Например, у него иссякли причины, помогающие достигнуть желаемого, и он ощущает стеснённость в душе своей и чувствует, что некуда бежать от Аллаха, кроме как к Нему.Результатом этого упования становится скорое избавление и облегчение.
А иногда упование бывает добровольное. Это упование
на Него притом,что у человека имеются | причины, |
помогающие достигнуть желаемого. Если причина относится | |
к тем, которые Аллах повелел использовать,то отказ от | |
использования такой причины порицаем. Если же | человек |
пользуется такой причиной и при этом отказывается от упования, то его отказ от упования также порицаем. Упование обязательно — в этом единодушна мусульманская община и это следует из Корана.Обязанность человека — использовать причины и уповать на Аллаха,объединяя эти два действия.
Если же причина относится к числу запретных,то использовать её запрещено, и в таком случае единственной причиной, помогающей достичь желаемого, которую человек должен использовать, становится упование на Аллаха. Упование на Него относится к числу наиболее действенных причин в обретении желаемого и отведении от себя всего неприятного. Более того, это самая сильная из всех причин.
Если же причина относится к числу разрешённых,то нужно смотреть, ослабляет ли пользование этой причиной твоё упование на Него. Если ослабляет и лишает твоё сердце и устремления собранности и сосредоточенности, то лучше отказаться от пользования такой причиной. Если же пользование этой причиной не ослабляет упование, то лучше воспользоваться ею, поскольку Наимудрейший по
мудрости Своей пожелал связать причины со следствиями. | |||||
Поэтому не следует оставлять без применения эту мудрость | |||||
там, | где | она | применима,особенно | если | ты |
Упование на Аллаха и его степени |
делаешь это, демонстрируя тем самым свою подчинённость | ||||||||||
('убудиййа) Ему. Таким | образом | ты | продемонстрируешь | |||||||
подчинённость | сердца | Ему | посредством | упования | и | |||||
подчинённость Ему органов тела посредством пользования | ||||||||||
причиной с целью приближения к Нему. | ||||||||||
Упование претворяется в жизнь через пользование | ||||||||||
причинами, которыми | Он повелел пользоваться.Если | |||||||||
человек не пользуется этими причинами,то его упование | ||||||||||
недействительно. | Также | пользование | причинами, | |||||||
помогающими обрести желаемое, является претворением в | ||||||||||
жизнь | надежды: | если | человек | не | пользуется | этими | ||||
причинами, то это означает, что его надежда представляет | ||||||||||
собой пустые и бесплодные мечтания.И если человек | ||||||||||
отвергает причины, то его упование становится бессилием, а | ||||||||||
его бессилие — упованием. | ||||||||||
Тайна и суть упования— когда сердцем своим человек | ||||||||||
полагается только на Аллаха. И ему не повредит пользование | ||||||||||
причинами, если только в сердце своём он не полагается на | ||||||||||
эти причины и не возлагает на них надежды.Также ему не | ||||||||||
приносят пользы слова«Я уповаю на Аллаха», если Он | ||||||||||
полагается на кого-то другого, опираясь на него и надеясь на | ||||||||||
него. Упование | языка — одно, а | упование сердца — нечто | ||||||||
совершенно | иное. Так | же | и | покаяние | на , | словах | ||||
сопровождаемое упорством сердца в приверженности греху,
— это одно, а покаяние сердцем, даже без произнесения соответствующих слов языком, — нечто совсем другое.
Слова раба Аллаха «Я уповаю на Аллаха», если в сердце своём он полагается на кого-то другого, подобны его словам «Я раскаялся пред Аллахом», если при этом он упорствует в грехе, который совершает.
Польза
Виды жалобы
Невежественный жалуется людям на Аллаха,и это — величайшее невежество в отношении объекта жалоб и
того, кому эти жалобы адресуются,потому что если бы человек знал Господа своего, он не стал бы жаловаться на Него, и если бы он знал людей, то не стал бы жаловаться им.
Один из наших праведных предшественников увидел мужчину, который жаловался другому на бедность и нужду, и сказал ему. "О такой-то! Клянусь Аллахом, ты жалуешься на Того, Кто милует тебя, тому, кто не проявляет милосердия к тебе!»
Об этом и сказал поэт:
Неужто жалобы свои ты обращаешь К потомку Адама, подобному тебе? На Милостивого не жалуйся тому, Кто милосердия, увы, не обнаружит...
Знающий жалуется только Аллаху.
А самый знающий— тот, к го жалуется Аллаху на собственную душу, а не на людей. Он жалуется на причины, способствующие установлению другими людьми своей власти над ним.Он помнит слова Всевышнего:
Виды жалобы |
«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки»(сура42 «Совет»,аят30).А также Его слова«А
всё плохое, что постигает тебя, — от тебя самого»(сура4
«Женщины», аят 79). А также Его слова«Когда несчастье
постигло вас после того,как вы причинили им вдвое большее несчастье, вы сказали: "Откуда все это?"
Скажи: "От вас самих"»(сура3 «Семейство'Имрана»,аят
165).
Есть три степени. Низшая из них — когда человек жалуется на Аллаха Его творениям. Высшая степень — когда человек жалуется Аллаху на самого себя. А средняя степень — когда человек жалуется Ему на Его творения.
Важная польза
Комментарий к словам Всевышнего
«О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь»
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали!
Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь.Знайте, что Аллах возводит преграду между человеком и его сердцем, и что вы будете собраны к Нему»(сура8 «Трофеи»,аят24).
Из этого аята можно сделать несколько важных выводов.
Во-первых, полезную жизнь можно обрести,внимая призыву Аллаха и Его Посланника,и тот, кто не внимает этому призыву, не имеет [настоящей] жизни, хотя и живёт животной жизнью, — такой же, которой живут и самые презренные из живых существ.
Настоящая, благая жизнь — это жизнь того, кто ответил Аллаху и Его Посланнику, внешне и внутренне. Эти люди остаются живыми, даже когда умирают, а другие мертвы уже при жизни.
Поэтому самая совершенная жизнь — у тех, кто больше внимает призыву Посланника, ибо поистине, всё, к чему он призывал, несёт жизнь, и кто упустил часть этого,тот упустил часть жизни. То есть он жив в той мере, в которой он отвечает на призыв Посланника .
Муджахид сказал: «"...к тому, что дарует вам жизнь",
— то есть к истине».
Комментарий к словам Всевышнего «О те, которые уверовали » 193
Катада сказал: «Подразумевается Коран, ибо в нём— жизнь, спасение и защита в этом мире и в мире вечном».