Петр, алексей, иона и филипп московские свв
= Петр и Алексей, Иона и Филипп московские (чудотворцы всея России): Арх. г., Ефим. 2, 214-215; б. м., Зенб., 1; святые Московские чудотворцы Петр, Алексей и Филипп: Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 4549-4550; Алексей и Иона, русские чудотворцы: Арх. г., Майк., 553-555.
(Петр, Алексей, Иона и Филипп московские упоминаются дважды, Петр, Алексей и Филипп - однажды, Алексей и Иона - один раз.
( Помогают:улучшить улов рыбы.
Защищают:от любого оружия; людей от стрел из луков; скот от всех несчастий.
(Празднуются вместе. Память их 5 окт. Св. Петр, митрополит Киевский и всея России (( 1326), перенесший кафедру из Владимира в Москву; св. Алексий, митрополит Киевский и всея России (1293 [или 1292]-1378); св. Иона, митрополит Киевский и всея России (( 1461). См. также Филипп Московский®.
( Св. митрополиту Алексию молятся о даровании прозрения (по его молитве была исцелена от болезни глаз жена ордынского хана Чанибека Тайдула [СИ, 15]), св. Ионе - об исцелении от зубной боли (исцелил от нее одного боярина [Ганченко 1995, 235, 264]).
ФЕОДОСИЙ СВ.
= Федосий преподобный: Волог. г., Попов, 229; св. преп. отец єеодосий: Дон, Майк. 91, 136; Власий® да/и Федосий: Арх. о., Ив., 43 (то же: Песк., 173); Вятск. о., Иван., 19 (ср. матушка Влася, Федося®).
( 4 упоминания.
( Помогает: улучшить удой молока (с Власием®).
Защищает:от любого оружия.
Исцеляет:людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.
( Мотив золотых ключей, которыми отмыкается вымя коровы.
(Вероятно, препод. Феодосий, игумен Киевопечерский, первый учредитель общежительного порядка в русских монастырях (СИ, 249-250), ( 1074.
( Ср. "св. празьнички Антоний, Хвядосий" в белорусских заговорах (Роман., многократно).
ВАРВАРА И ЕКАТЕРИНА СВВ.
= Варвара Киевская и Екатерина, св. великомученицы: ркп. из Новг., Майк., 530-539; Екатерина и Варвара, мученицы Христовы: Арх. г., Майк., 553-555; Варвара Мученица, Катерина мученица: б. м., Зенб., 1. Ср. Варвара св.®.
( 3 упоминания.
( Помогают:улучшить улов рыбы.
Защищают:людей от железного и свинцового оружия; скот от всех несчастий.
( Встречаются в "женских" перечнях с мотивом укрывания нетленной ризой.
(Память св. великомученицы Варвары (( ок. 306 г.) - 4 дек., св. великомученицы Екатерины - 24 ноября.
(Варвара, согласно "Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны...", сохраняет от внезапной смерти (Щапов 1863, 64; см. также Ганченко 1995, 191), а Екатерина помогает при трудных родах (там же, 63; см. также Ганченко 1995, 186).
ГУРИЙ, САМОН, АВИВ СВВ.
= Св. Гурий, Самон, Авив: Волог. г., Шерем., 47; Гурии, Вавилы, Самойлы: Вятск. о., Лобан., 14 (то же: Иван., 87).
(2 упоминания.
( Во втором упоминании редкие и незнакомые народу имена заменены более распространенными и известными.
( Помогают:вызвать (присушить) чью-либо любовь; улучшить улов рыбы.
Исцеляют:детей от родимчика (детская болезнь) и всех болезней.
(Память мучч. и испов. Гурия, Самона и Авива (( 322 г.) из Эдессы 15 нояб.
( По А. Ермолову (1905, 539), народ считает их зубными целителями. По "Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны...", они помогают "аще возненавидит муж жену свою неповинно" (Щапов, 63; см. также Ганченко 1995, 183).
( В полесском (Черниг. о.) заклинании дождя упоминаются "св. Гурiй, Самвоний i Авил" (Толстые 1978, 381), св. Гурий едет на белом коне в украинском заговоре от бельма скота (Милор., 20).
НИКИТА СТОЛПНИК СВ.
= Св. Никита Столпник: Арх. г., Ефим. 2, 156; Новг. г., Попов, 241; ркп. ХVIII в. из Симб. г., Майк., 507-508; б. м., Щапов, 62; св. Никита Столбник, сидит на столбе от земли до небеси: Новг. г., Гер., 176.
( 5 упоминаний.
( Помогает:людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от начальства.
Исцеляет:людей от килы (нарывы, разнообразные опухоли, в том числе грыжа).
( Преп. Никита Столпник, Переславский чудотворец - убит около 1186 г. людьми, покусившимися на его вериги (приняли их за серебряные) (СИ, 180). Память его 24 мая. Ему молятся о прогнании лукавых духов (Ганченко 1995, 260). Ср. Никита мученик®, Никитий®. Эти святые, похоже, не очень различались народом.
СИМЕОН СВ.
= Св. отец Симеон: Арх. г., Ефим. 2, 183; праведный Симеон святый: Орл. г., Попов, 237. Ср.: Симеон и Герасим®.
( 2 упоминания.
( Помогает в охоте на птиц.
Исцеляетлюдей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
(Разные Симеоны в православных святцах празднуются 3 февр., 17 и 27 апр., 1 сент. Эпитет "праведный" позволяет предположить, что имеется в виду св. праведный Симеон Богоприимец (3 февр.), вероятно, один из священников Иерусалимского храма, встретивший на 40 день по Рождестве в храме младенца Иисуса.
( Св. праведный Симеон "почитается покровителем детей, о исцелении коих ему молятся" (Ганченко 1995, 227).
НИКИТИЙ
= Никитий, на злых духов победитель: Орл. г., Попов, 225.
( 1 упоминание.
( Защищает:младенцев от нечистых духов (дьявола).
( Вместе с Иоанном Крестителем® черпают воду из р. Иордана® и раздают повитухам.
( Память св. великомученика Никиты Готфского 15 сент. Еще празднуется Никита, епископ Новгородский (31 янв.), преп. Никита (З апр. и 13 окт.), преп. Никита исповедник (28 мая) и блаженный Никита (9 сент.). Ср. Никита мученик®, Никита Столпник®.
ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)
ТИХОН СВ.
= Св. Тихон Преподобный: Вятск. г., Осокин, 4; Новг. г., Майк., 512; Перм. г., Майк., 498; Томск. г., Майк., 451; святый Тихон: Волог. г., Иванов, 138; Забайк. о., Майк., 468; б. м., Елеон., 48; Зенб., 2-3; дело ХVII в., Новомб. 06, 123; Тихон (не указано, что святой; с ним Платон®): Арх. о., Адоньева, 114.
( 10 упоминаний.
( О фольклорном переосмыслении имени Тихон как "тих он" см.: Альтман 1976, 297; о приписывании ему способности "утишать" болезни - Черепанова 1983а. 72.
( Защищает:людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от начальства; от любого оружия.
Исцеляет:людей от всех болезней; людей от зубной боли; людей от кровотечения из ран; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от черной болезни (паралич - ООВС, 256; м. б., чума).
(Часто утишает боль, скорбь, болезнь, начальство, даже врага. Участвует в диалоге о зубной боли: св. Иоанн Богослов® и св. Антипий® спрашивают у него: "Болят ли у мертвого зубы или нет?" В заговоре от крови зашивает вместе с Платоном® рану.
( Известны преп. Тихон Медынский (Калужский), основатель Медынской пустыни (Калуж. г.), жил до ХVII в.; преп. Тихон Луховский (( 1492); св. Тихон, епископ Амафунтский (( 425 г.), по молитве которого чудесным образом на бесплодном месте разросся виноградник (память всех 16 июня); св. Тихон, епископ Воронежский (Тихон Задонский®, 13 авг.), несколько местночтимых Тихонов.
( Св. Тихону Амафунтскому молятся о даровании плодородия (Ганченко 1995, 266).
ПАНТЕЛЕЙМОН СВ.
= Св. Пантелеймон: Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 1317; Волог. г., Попов, 229; Орл. г., Попов, 236; Смол. г., Попов, 234; б. м., Забыл., 356; Пантелеймон-исцелитель: Вятск. о., Лобан., 14 (то же: Иван., 87); Пантел±й: Забайк. о., Майк., 469.
( 7 упоминаний.
( Исцеляет:людей от зубной боли; людей от килы (нарывы, разнообразные опухоли, в том числе грыжа); людей от грыжи; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др; детей от родимчика (детская болезнь) и всех болезней.
( Память великомуч. и целителя Пантелеймона (( 305 г.) 27 июля.
( Ему молятся об исцелении от всех болезней (Адоньева, 11; Ганченко 1995, 290).
МАКАРИЙ СВ.
= Св. Макарий: Арх. о., Дмитр., 46; МГУ-75, ФЭ-10: 6665; МГУ-76, ФЭ-11: 2751; Волог. г., Шап., 132; Костр. г., там же; Сарат. г., Майк., 452 (с Антонием®); Макарий: Арх. о., Адоньева, 118; Ив., 22; Песк., 80 (близкие варианты). Ср. упоминаемых в заговоре от зубной боли Макария с Захарием и сестрами Дарьей, Марьей, Ульяньей®.
( 9 упоминаний.
(( Появление Макария в заговорах от зубной боли и крови, где часто в той же функциональной ячейке выступает мертвец или мертвое тело, созвучно известному употреблению греческого :V6"D и :"6VD4@H - 'блаженный' по отношению к покойникам. "У Гомера :V6"D относится только к богам, а не к умершим, но страна блаженства <F@4 :"6VDT< (дословно 'острова блаженных' - А. Ю.) остается страной смерти в понимании античности" (Брагинская 1978, 537).
( Защищает:скот от всех несчастий.
Исцеляет: людей от зубной боли; людей от кровотечения из ран; людей от ураза (ушиб, рана).
( В функции защиты от кровотечения из ран мотив его убийства в Иерусалиме; в функции защиты от ураза он лежит у святого озера, "не чует ни щепоты, ни ломоты, ни опухоли" (т. е. перед нами мотив его мертвого тела). В зубном заговоре мотив его и Антония® пребывания на том свете, где они видели мертвых, у которых не болят зубы.
( Известны преп. Макарий, диакон Печерский (память 19 янв.), преп. Макарий Унженский (25 июля; о нем см.: Щапов 1863, 67), преп. Макарий Египетский и Макарий Александрийский (( 395, оба 19 января). Память священномуч. Макария митрополита Киевского 1 мая.
( Согласно "Молитве ангелом хранителям", ангел Макарий помогает при постройке дома (Тих. Пам., 346). Макарию Александрийскому молятся об исцелении бесноватых (Ганченко 1995, 215).