Кто сделал для вас землю покорной...»
севышний Аллах сказал: «Он — Тот, Кто сделал для | |||||||
Ввас | землю | покорной.Ступайте | же | по | её | ||
возвышенностям и вкушайте из Его удела» и к Нему вы | |||||||
прибудете после воскрешения»(сура67 «Власть»,аят15). | |||||||
Всевышний сообщает о том,что Он сделал землю | |||||||
покорной | и смиренной для нас. Так что мы можем ходить | ||||||
по ней, копать ее, вспахивать, возводить | на | её | |||||
поверхности разные строения, и Он не сделал её такой, | |||||||
что делать всё перечисленное было бы на ней очень | |||||||
трудно или даже невозможно. Всевышний сообщил, что | |||||||
Он сделал землю распростёртым ложем, ковром, | |||||||
колыбелью и местом пребывания. И Он сообщил, что Он | |||||||
распростёр её и вывел из неё воду и пастбища, укрепил | |||||||
её посредством гор и устроил на ней проходы и дороги, | |||||||
пустил по ней реки и ручьи и сделал еёблагодатной | и | ||||||
отмерил её удел. К проявлениям её благодатности относится | |||||||
и то, что все живые существа и их пища выходит из неё. | |||||||
К её благодатности относится и то, что когда в неё бросают | |||||||
зерно, из неё выходит во много раз | больше, | чем в | неё | ||||
посеяли. К проявлениям её благодатности относится и то, | |||||||
что скверну она несёт на своей поверхности | и при | этом | |||||
выводит из недр своих самые прекрасные и полезные вещи, | |||||||
скрывая | мерзкое и | выводя благое.К | благодатности | её | от- | ||
О смысле слов Всевышнего Юн —Тот, Кто сделал для вас землю покорной..» 39
носится и то, что она скрывает то скверное,что есть у раба Аллаха, и его отходы. И она же становится приютом для него, принимая его в себя, и она же выводит из себя пищу и питьё для него. Она принимает скверное и даёт взамен полезное. И ничто не причиняет так мало вреда и не приносит так много блага, как земля.
Подразумевается, что Всевышний сделал для нас землю подобной послушному верблюду, который идёт туда, куда его ведут.
Её пути и дороги недаром названы возвышенностями— манакиб,учитывая упомянутое ранее описание,а которомземля названа покорной . Идущий по ней идёт по её возвышенностям, то есть по наивысшим её частям.Поэтому о слове манакиб говорили, что под ним подразумеваются горы.
Это | подобно | плечам(манакиб) человека, которые | являют | |||
собой его возвышенности. Учёные сказали: «Это указание на | ||||||
то, что по её равнинам идти ещё легче». А некоторые сказали, | ||||||
что | под | этим | словом | подразумеваются | стороны | |
окрестности, подобно тому, как обозначают этим словом бока | ||||||
человека. | под словомманакиб подразумеваются | |||||
Очевидно, | что | |||||
всё-таки возвышенности, и эта часть, по которой ходят живые существа, — возвышенность по сравнению с той частью,что располагается напротив неё, потому что верх сферы— её наивысшая точка. И идущий находится на её верху . Это очень точно обозначено словом манакиб, учитывая описание, согласно которому земля — покорная.
Далее Он повелел есть из того удела , который Он вложил в неё, подчинив им её, сделав её удобной для их жизни
и деятельности, создав на ней пути и дороги и вложив в неё их удел. Он упомянул о готовности этой обители к использованию
и перемещению по её просторам и вкушению, чтотого оставлено в ней для живущего на ней.
40 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Далее Он обращает наше внимание на то, что «к Нему вы прибудете после воскрешения»(сура67 «Власть»,аят15).Тоесть мы не останемся в этой обители насовсем,навсегда — мы зашли в неё на некоторое время , подобно идущему без остановки путнику, и мы не должны воспринимать её как что - то родное, как постоянное место пребывания. Мы вошли в эту обитель лишь для того , чтобы запастись необходимым для вечной обители, так что мир этот — всего лишь переход, а не место для постоянного пребывания, это мост, проход, но не
родина, не постоянное место для жизни. | |||||||
Аят | содержит | указание | на | Его | Господство,Его | ||
единственность. Его | Могущество, | Его | силу | и | Его | ||
проницательность, а также напоминание о Его милостях и благодеянии и предостережение от излишней привязанности к миру этому и превращение его в свою постоянную обитель. Мы должны быстро пройти через него к Его обители,к Его
Раю.
Итак, этот аят напоминает о Его , знанииЕго
единственности и Его милостях,содержит побуждение стремиться к Нему и готовиться к встрече с Ним и прибытию к Нему, а также сообщение о том,что однажды Аллах свернёт эту обитель так, будто её никогда и не было,и что Он оживит её обитателей после того,как умертвит их, и к Нему им предстоит вернуться.
Польза
О смысле и тайнах суры «Аль-Фатиха»
человека две | силы:теоретическая | сила | знания | и | |||||
Упрактическая сила воли. И по-настоящему счастлив он | |||||||||
будет только в том случае, если будет обладать в полной мере | |||||||||
обеими силами. | |||||||||
Обладание силой знания в полной мере достигается | |||||||||
посредством познания своего Создателя и Творца,познания | |||||||||
Его имён, качеств и действий, познания пути, ведущего к | |||||||||
Нему, и | препятствий, | встречающихся | на | нём, а | также | ||||
познания собственной души и её изъянов.Из этих пяти | |||||||||
познаний складывается полнота силы знан,ия самый | |||||||||
знающий | человек — | тот, кто | обладает | наибольшими | |||||
познаниями в упомянутых областях. | |||||||||
Обладание | практической | силой | воли | в | полной | мере | |||
достигается | посредством | соблюдения | прав | Всевышнего | |||||
в отношении раба и исполнения своих | обязанностей | ||||||||
перед | Ним | с | искренностью, | правдивостью, | |||||
чистосердечием, благодеянием, следованием | IКорануи | ||||||||
Сунне], признанием | Его милости | и собственных | упущений. |
Человек, обладающий такой силой, стыдится встречать Его таким служением, зная, что оно ниже того, чего Он заслуживает, — намного, намного ниже, и что невозможно обладать этими двумя силами в полной мере без Его помощи и содействия. И он крайне нуждается в том, чтобы
42 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
его вёл прямым путём Тот,Кто ведёт этим путём Своих приближённых и избранных, и удерживал его от отклонения от этого пути, которое происходит либо посредством несостоятельности силы знания, в результате чего человек впадает в заблуждение, либо посредством несостоятельности силы практической, в результате чего он навлекает на себя гнев Аллаха.
Совершенство и счастье недостижимы для человека без
всего перечисленного, причём | всё это упоминается | в суре | |||
«Аль-Фатиха» в идеально упорядоченном виде. | |||||
Его | слова | «Хвала | Аллаху, | Господу | миров, |
Милостивому» | Милосердному, | Властелину | Дня | ||
воздаяния!»(сура1 «Открывающая», | аяты 2-4) содержат | ||||
первую основу — познание Всевышнего Господа и познание Его имён, качеств и действий. Имена, упомянутые в этой суре, — это основы прекрасных имён Аллаха.Это имя «Аллах», «Господь» и «Милостивый». Имя «Аллах» содержит в себе свойства Божественности,имя «Господь» содержит в себе свойства Господства, а имя «Милостивый» содержит в себе свойства благодеяния, щедрости и доброты. А смысл остальных Его имён вращается в этой сфере.
Его слова «Только Тебе мы поклоняемся и только у Тебя просим помощи»(сура1 «Открывающая»,аят5)включают знание пути, ведущего к Нему — это поклонение только Ему посредством того , что Он любит и чем Он доволен, и обращение к Нему за помощью в поклонении Ему.
Его слова «Наставь нас на прямой путь»(сура 1
«Открывающая», аят 6) содержат разъяснение того, что счастье недостижимо для раба Аллаха без неуклонного следования прямым путём, а это следование невозможно, если Господь не будет вести его этим путём, подобно тому, как и поклонение невозможно без Его помо -
О смысле и тайнах суры «Аль-Фатиха» |
щи и содействия. То есть он не может следовать прямым путём, | ||||||||
если только Аллах не наставит его на этот путь. | ||||||||
Его | слова «не | тех, на кого Ты | разгневан,и не | |||||
заблудших»(сура1 «Открывающая»,аят7)содержат | ||||||||
разъяснение | двух | видов | отклонения | от прямого. | пути | |||
Отклонение в одну сторону— это отклонение в сторону | ||||||||
заблуждения, которое представляет собой порчу знания и | ||||||||
убеждений, а отклонение в другую сторону — это отклонение | ||||||||
в сторону гнева Аллаха,причиной которого является | ||||||||
неправильность устремлений [намерений] и деяний. | ||||||||
Начало суры — милосердие, середина — наставление на | ||||||||
прямой путь, а завершение её — благодеяние. Удел раба в | ||||||||
благах, | даруемых | Аллахом, | соответствует | его | уделу | в | ||
наставлении на прямой путь,а его удел в наставлении | ||||||||
соответствует его уделу в милосердии.Таким образом, всё | ||||||||
зависит от Его милости и милосердия. Милость и милосердие | ||||||||
— непременные следствия Его Господства. Он бывает только | ||||||||
Милосердным Благодетелем. И это — непременное следствие | ||||||||
Его Божественности, ибо Он — истинный Бог, даже если Его | ||||||||
отвергают | отвергающие | и | даже | если | многобожники | |||
приравнивают к Нему кого-то. И тот, кто претворяет в жизнь | ||||||||
содержащиеся в суре«Аль-Фатиха» смыслы посредством | ||||||||
своего знания, познания, деяний или состояний, преуспеет, | ||||||||
обретя самую большую долю совершенства , поскольку в | ||||||||
результате | его | покорность | Всевышнему | становится | ||||
особенной. Это покорность тех, чья степень выше степени простых поклоняющихся.
А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.
Польза
Познание Аллаха через Его видимые и слышимые знамения
Всевышний Господь призывает Своих рабов в Коране к познанию Его двумя путями. Один из них — смотреть на
то, что сделано Им. Второй — размышлять о Его аятах и задумываться над их смыслом. Те знамения — очевидные, а эти — воспринимаются слухом и разумом.
Первый вид — в качестве примера можно привести слова Всевышнего «Поистине, в сотворении небес и земли,в