Кто сделал для вас землю покорной...»

севышний Аллах сказал: «Он — Тот, Кто сделал для  
Ввас землю покорной.Ступайте же по её
возвышенностям и вкушайте из Его удела» и к Нему вы  
прибудете после воскрешения»(сура67 «Власть»,аят15).    
Всевышний сообщает о том,что Он сделал землю  
покорной и смиренной для нас. Так что мы можем ходить  
по ней, копать ее, вспахивать, возводить на её  
поверхности разные строения, и Он не сделал её такой,  
что делать всё перечисленное было бы на ней очень  
трудно или даже невозможно. Всевышний сообщил, что  
Он сделал землю распростёртым ложем, ковром,  
колыбелью и местом пребывания. И Он сообщил, что Он  
распростёр её и вывел из неё воду и пастбища, укрепил  
её посредством гор и устроил на ней проходы и дороги,  
пустил по ней реки и ручьи и сделал еёблагодатной и  
отмерил её удел. К проявлениям её благодатности относится  
и то, что все живые существа и их пища выходит из неё.  
К её благодатности относится и то, что когда в неё бросают  
зерно, из неё выходит во много раз больше, чем в неё  
посеяли. К проявлениям её благодатности относится и то,  
что скверну она несёт на своей поверхности и при этом  
выводит из недр своих самые прекрасные и полезные вещи,  
скрывая мерзкое и выводя благое.К благодатности её от-  
               

О смысле слов Всевышнего Юн —Тот, Кто сделал для вас землю покорной..» 39

Кто сделал для вас землю покорной...» - student2.ru

носится и то, что она скрывает то скверное,что есть у раба Аллаха, и его отходы. И она же становится приютом для него, принимая его в себя, и она же выводит из себя пищу и питьё для него. Она принимает скверное и даёт взамен полезное. И ничто не причиняет так мало вреда и не приносит так много блага, как земля.

Подразумевается, что Всевышний сделал для нас землю подобной послушному верблюду, который идёт туда, куда его ведут.

Её пути и дороги недаром названы возвышенностями— манакиб,учитывая упомянутое ранее описание,а которомземля названа покорной . Идущий по ней идёт по её возвышенностям, то есть по наивысшим её частям.Поэтому о слове манакиб говорили, что под ним подразумеваются горы.

Это подобно плечам(манакиб) человека, которые являют  
собой его возвышенности. Учёные сказали: «Это указание на  
то, что по её равнинам идти ещё легче». А некоторые сказали,  
что под этим словом подразумеваются стороны  
окрестности, подобно тому, как обозначают этим словом бока  
человека.   под словомманакиб подразумеваются  
  Очевидно, что  
             

всё-таки возвышенности, и эта часть, по которой ходят живые существа, — возвышенность по сравнению с той частью,что располагается напротив неё, потому что верх сферы— её наивысшая точка. И идущий находится на её верху . Это очень точно обозначено словом манакиб, учитывая описание, согласно которому земля — покорная.

Далее Он повелел есть из того удела , который Он вложил в неё, подчинив им её, сделав её удобной для их жизни

и деятельности, создав на ней пути и дороги и вложив в неё их удел. Он упомянул о готовности этой обители к использованию

и перемещению по её просторам и вкушению, чтотого оставлено в ней для живущего на ней.

40 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Кто сделал для вас землю покорной...» - student2.ru

Далее Он обращает наше внимание на то, что «к Нему вы прибудете после воскрешения»(сура67 «Власть»,аят15).Тоесть мы не останемся в этой обители насовсем,навсегда — мы зашли в неё на некоторое время , подобно идущему без остановки путнику, и мы не должны воспринимать её как что - то родное, как постоянное место пребывания. Мы вошли в эту обитель лишь для того , чтобы запастись необходимым для вечной обители, так что мир этот — всего лишь переход, а не место для постоянного пребывания, это мост, проход, но не

родина, не постоянное место для жизни.        
Аят содержит указание на Его Господство,Его  
единственность. Его Могущество, Его силу и Его
               

проницательность, а также напоминание о Его милостях и благодеянии и предостережение от излишней привязанности к миру этому и превращение его в свою постоянную обитель. Мы должны быстро пройти через него к Его обители,к Его

Раю.

Итак, этот аят напоминает о Его , знанииЕго

единственности и Его милостях,содержит побуждение стремиться к Нему и готовиться к встрече с Ним и прибытию к Нему, а также сообщение о том,что однажды Аллах свернёт эту обитель так, будто её никогда и не было,и что Он оживит её обитателей после того,как умертвит их, и к Нему им предстоит вернуться.

Кто сделал для вас землю покорной...» - student2.ru

Польза

О смысле и тайнах суры «Аль-Фатиха»

человека две   силы:теоретическая сила знания и
Упрактическая сила воли. И по-настоящему счастлив он  
будет только в том случае, если будет обладать в полной мере  
обеими силами.                  
Обладание силой знания в полной мере достигается
посредством познания своего Создателя и Творца,познания  
Его имён, качеств и действий, познания пути, ведущего к  
Нему, и препятствий, встречающихся   на нём, а также  
познания собственной души и её изъянов.Из этих пяти  
познаний складывается полнота силы знан,ия самый  
знающий человек — тот, кто обладает наибольшими  
познаниями в упомянутых областях.            
Обладание практической силой воли в полной мере
достигается посредством соблюдения прав Всевышнего  
в отношении раба и исполнения своих обязанностей  
перед Ним с   искренностью, правдивостью,  
чистосердечием, благодеянием, следованием IКорануи  
Сунне], признанием Его милости и собственных упущений.  

Человек, обладающий такой силой, стыдится встречать Его таким служением, зная, что оно ниже того, чего Он заслуживает, — намного, намного ниже, и что невозможно обладать этими двумя силами в полной мере без Его помощи и содействия. И он крайне нуждается в том, чтобы

42 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Кто сделал для вас землю покорной...» - student2.ru

его вёл прямым путём Тот,Кто ведёт этим путём Своих приближённых и избранных, и удерживал его от отклонения от этого пути, которое происходит либо посредством несостоятельности силы знания, в результате чего человек впадает в заблуждение, либо посредством несостоятельности силы практической, в результате чего он навлекает на себя гнев Аллаха.

Совершенство и счастье недостижимы для человека без

всего перечисленного, причём всё это упоминается в суре
«Аль-Фатиха» в идеально упорядоченном виде.  
Его слова «Хвала Аллаху, Господу миров,
Милостивому» Милосердному, Властелину Дня
воздаяния!»(сура1 «Открывающая», аяты 2-4) содержат
           

первую основу — познание Всевышнего Господа и познание Его имён, качеств и действий. Имена, упомянутые в этой суре, — это основы прекрасных имён Аллаха.Это имя «Аллах», «Господь» и «Милостивый». Имя «Аллах» содержит в себе свойства Божественности,имя «Господь» содержит в себе свойства Господства, а имя «Милостивый» содержит в себе свойства благодеяния, щедрости и доброты. А смысл остальных Его имён вращается в этой сфере.

Его слова «Только Тебе мы поклоняемся и только у Тебя просим помощи»(сура1 «Открывающая»,аят5)включают знание пути, ведущего к Нему — это поклонение только Ему посредством того , что Он любит и чем Он доволен, и обращение к Нему за помощью в поклонении Ему.

Его слова «Наставь нас на прямой путь»(сура 1

«Открывающая», аят 6) содержат разъяснение того, что счастье недостижимо для раба Аллаха без неуклонного следования прямым путём, а это следование невозможно, если Господь не будет вести его этим путём, подобно тому, как и поклонение невозможно без Его помо -


О смысле и тайнах суры «Аль-Фатиха»
щи и содействия. То есть он не может следовать прямым путём,  
если только Аллах не наставит его на этот путь.    
Его слова «не тех, на кого Ты разгневан,и не  
заблудших»(сура1 «Открывающая»,аят7)содержат  
разъяснение двух видов отклонения от прямого. пути
Отклонение в одну сторону— это отклонение в сторону  
заблуждения, которое представляет собой порчу знания и
убеждений, а отклонение в другую сторону — это отклонение  
в сторону гнева Аллаха,причиной которого является  
неправильность устремлений [намерений] и деяний.    
Начало суры — милосердие, середина — наставление на  
прямой путь, а завершение её — благодеяние. Удел раба в  
благах, даруемых Аллахом, соответствует его уделу в
наставлении на прямой путь,а его удел в наставлении
соответствует его уделу в милосердии.Таким образом, всё  
зависит от Его милости и милосердия. Милость и милосердие  
— непременные следствия Его Господства. Он бывает только  
Милосердным Благодетелем. И это — непременное следствие  
Его Божественности, ибо Он — истинный Бог, даже если Его  
отвергают отвергающие и даже если многобожники
приравнивают к Нему кого-то. И тот, кто претворяет в жизнь  
содержащиеся в суре«Аль-Фатиха» смыслы посредством  
своего знания, познания, деяний или состояний, преуспеет,  
обретя самую большую долю совершенства , поскольку в  
результате его покорность Всевышнему становится
                 

особенной. Это покорность тех, чья степень выше степени простых поклоняющихся.

А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.

Кто сделал для вас землю покорной...» - student2.ru

Польза

Познание Аллаха через Его видимые и слышимые знамения

Всевышний Господь призывает Своих рабов в Коране к познанию Его двумя путями. Один из них — смотреть на

то, что сделано Им. Второй — размышлять о Его аятах и задумываться над их смыслом. Те знамения — очевидные, а эти — воспринимаются слухом и разумом.

Первый вид — в качестве примера можно привести слова Всевышнего «Поистине, в сотворении небес и земли,в

Наши рекомендации