Комментарий шейха Усеймина к словам ибн Кудамы Аль Макдиси: «Обвинение Ахлуль-Кибла в неверии из-за совершенных ими грехов»

Говорит шейх Мухаммад ибну Салих аль-‘Усаймин: «Можно ли делать такфир (обвинение в неверии) тем, кто принадлежит к этой кибле (то есть мусульманам) за совершение грехов. Во-первых, кто такие люди «ахлюль кибла» (принадлежащие к кибле)? Имеется в виду мусульмане, которые совершают намаз в сторону этой киблы». То есть те ученые, которые говорят, что оставляющий намаз является неверующим, используют это как один из доводов. «Мусульманин это кто? Из ахлюль кибла. Он человек ахлюль кибла, то есть тот, кто направляется к кибле, а если человек не читает намаз, то какой он ахлюль кибла, то есть, он никуда не направляется». Поэтому говорят «он является неверующим». Это один из доводов тех, которые считают оставляющего намаз неверующим.

«Нельзя мусульманина выводить из ислама за совершение больших грехов. Они не выходят посредством этих грехов из ислама и не становятся вечными обитателями огня».

Можем ли мы сказать, что они могу попасть в огонь? Да. За совершение грехов они могут попасть в огонь. Всевышний Аллах может завести их в огонь, наказать их, а может их простить, но если даже они попадут в огонь, они не останутся там навечно, если они были из единобожников мусульман. Когда-либо они все равно из него выйдут.

«И это из слов Всевышнего Аллаха: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину Аллах любит беспристрастных. Воистину, верующие братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха — быть может, вы будете помилованы» (Комнаты, 9-10).

«И Всевышний Аллах утвердил здесь братство веры, между двумя этими группами, вместе с тем, что они сражаются с друг другом, а сражение с мусульманином является большим грехом». То есть две группы встретились. Одни хотят убить вторых, а вторые хотят убить первых. И те и другие являются мусульманами. Это является одним из больших грехов. Всевышний Аллах назвал их, не смотря, на это верующими. Отсюда следует, что совершение больших грехов не выводит человека из веры, не делают его неверующим.

А если бы сражение с мусульманином было бы неверием, то Всевышний не говорил бы про эти две группы, что обе они являются верующими и не говорил бы: «Воистину, верующие братья, посему примиряйте братьев»

«И сказал Пророк (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям): «Скажет Всевышний Аллах в судный день: «Тот, в чьем сердце было веры хотя бы на вес горчичного зерна, то выведите его из огня» ( Аль Бухари 22, Муслим 184)

И здесь следует отметить то, что слова Всевышнего Аллаха: «Поистине, Аллах не прощает придавание Ему сотоварищей, но прощает то, что меньше этого кому захочет», сказал аль-Куртуби в своем тафсире к этому аяту: «Этот аят является мухкам. Необходимо возвращать к нему все аяты с неясными смыслами».Есть аяты, внешний смысл, которых говорит о неверии за какой-то грех. - «Тот, который убьет верующего намеренно, его наказание будет нахождение в огне вечно», «Поистине Аллах не прощает многобожие, но прощает то, что меньше этого». Говорит аль-Куртуби: «Вот этот первый аят «Поистине Аллах не прощает многобожие, но прощает то, что меньше этого» является мухкам, к нему нужно возвращать все непонятные аяты». Всевышний сказал, что Он прощает все, что меньше многобожия, теперь посмотрим, убийство верующего меньше чем многобожие или нет? Соответственно Он его прощает. А как понять, что он будет навечно в огне? Необходимо сделать ему «та-уиль» (разъяснение). Имеется в виду, что человек никогда не выйдет из огня из-за убийства верующего. Это слова аль-Куртуби, которые он высказал или написал в своем тафсире на этот аят.

И что касается тех контекстов, в которых называют человека за грех неверующими, или что пророк от них отрекается и тому подобное, то эти вопросы рассматриваются более подробно при изучении книг, которые называются « Китабуль Иман» и так далее. Как например в книге «аль-Иман» Абу ‘Убейда аль-Касима ибну Салляма эти вопросы рассматриваются более подробно.

Второе, что нужно отметить относительно тех контекстов, в которых приходит, что такой-то грех является неверием того, кто его совершит, то пророк от него отказывается. «Кто обманывает нас, тот не из нас». Что значит «тот не из нас»? Можно ли сказать, что если человек обманул мусульманина, то он не из мусульман? Внешне, смысл хадиса так понимается. Эти хадисы и аяты мы приводим простому народу, не разъясняя их смысла, не говорим: «Не имеется в виду, что он попадет в огонь навсегда. Имеется в виду, что он когда-нибудь выйдет. Не имеется в виду, что он не из мусульман. Нет! На самом деле он из мусульман. Мы эти хадисы преподносим в их внешнем смысле: «Кто нас обманул, тот не из нас». Если ты видишь человека, который обманывает мусульман, ты ему что говоришь: «Смотри, сказал посланник Аллаха: «Кто обманул нас, тот не из нас».Для чего? Для того, чтобы запугать этих людей этими аятами и хадисами. Не нужно ему при этом разъяснять: «Здесь не имеется в виду не из нас (не из мусульман), ты все равно из мусульман». Человек, когда услышит эти разъяснения, он опять продолжает легкомысленно относиться к своему греху и говорит: «АльхамдулиЛлях, совершая грех, я все равно из мусульман, оказывается, проблем нет». И дальше продолжает обманывать мусульман, поэтому мы преподносим эти аяты и хадисы, не разъясняя их смысла. Преподносим их во внешнем их значении, кроме как если на этой территории распространения такфиристы хауариджи и тому подобные, которые внушают людям то, что тот, кто обманывает мусульман, допустим, тот не из нас. Или что тот, кто судит не по тому, что ниспослал Аллах, тот неверующий, и тому подобное. Здесь мы уже разъясняем смысл этих аятов для того, чтобы люди не перешли в нововведение и не стали одними из хауариджей.

«И в этом вопросе приверженцам сунны противоречили две группы, первые из них это хариджиты (хауариджи)». Следует отметить, кто такие хауариджи. Хауариджи сами разделились более чем на 20 течений. Сами же хауариджи разделились после этого еще более чем на 20 течений. Отличительных признаков хауариджей очень много. И не требуется для того, чтобы человек стал хауариджем, чтобы он собрал в себе все их отличительные черты. Допустим, первые хауариджи говорили, что Али ибн Абу Талиб неверующий. Нельзя сказать, что тот, кто считает Али ибн Абу Талиба мусульманином, тот не хауаридж. Мы говорим – этот человек не хауаридж в этом вопросе, но человек может быть хауариджем из-за других каких-то причин или убеждений или деяний. Как, например, если человек считает, что разрешено выходить против правителя мусульман оружием или словом, тот является хауариджем даже если он не имеет остальных убеждений хауариджей.

Говорят хауариджи: «Тот, кто совершит большой грех, тот является неверующим, который навсегда будет в огне». И при этом, они считают разрешенным честь и кровь этих мусульман. Увидели мусульманина, который пьет спиртное, говорят что, этот человек неверующий, навсегда будет в огне и разрешено нам его имущество и жизнь.

Вторая группа, которая противоречит ахлю сунна в этом вопросе – это му‘аттаззилиты».

Му‘аттазлилиты тоже разделились более чем на 20 течений, при этом каждое из течений называют неверующими все остальные течения. Каждый друг друга называет неверующими. Этот му‘аттазилит и этот му‘аттазлит, но этот из одной группы му‘аттаззилитов, этот из второй группы му‘таззилитов, и они друг друга называют неверующими.

Му‘аттаззилиты говорят: «Человек, который совершает большой грех, выходит из веры и не является верующим, но и не является тоже неверующим (он и неверующий и не неверующий)». Он находится на уровне между двух уровней - не является неверующим и верующим тоже не является. Они в итоге говорят, что он будет навсегда в огне. То есть их мазхаб (хауариджей и му‘аттаззилитов) сходится в результате. Хауариджи говорят, что тот, который совершит большой грех - неверующий, а му‘аттаззилиты говорят, что он не является неверующим, но и верующим он тоже не является. Он по середине между этими двумя, но результат у обоих один. И те и другие говорят, что в результате этот человек навсегда будет в огне.

«И опровергнем мы слова этих двух заблудших групп следующими двумя пунктами, во-первых, этими своими убеждениями они противоречат Корану и сунне, и во-вторых, своими этими убеждениями они противоречат единогласному мнению праведных предков».

О грешниках из мусульман приверженцев сунны говорят: «Он является верующим исходя из той веры, которая у него есть и является грешником из-за его большого греха». Вывод: ахлю сунна не выводит человека из веры за грех, продолжает называть его верующим. Этот человек верующий, так как в основе у него есть вера. С другой стороны, он является грешником за совершение больших грехов. Ахлю сунна говорит, что этот человек под желанием Всевышнего Аллаха, если Всевышний Аллах захочет, то накажет его, а если захочет, то простит его.

Что касается хауариджей и му‘аттазилитов, то они говорят, что Всевышний Аллах, если захочет, простит, если захочет, накажет? Нет, они говорят, что он навсегда в огне. Всевышний его не простит.

Ахлю сунна говорят, что он под желанием Всевышнего. Если Всевышний Аллах захочет, то простит, если нет, то нет. Также ахлю сунна добавляет в конце и говорит: «И его последнее пристанище в раю, так как он был одним из приверженцев единобожия», Если он был мусульманином единобожником и совершал большие грехи, мы про него говорим «Верующий из-за своей веры и грешник из-за своего греха. Он находится под желанием Аллах, Который если захочет, простит, если захочет, накажет, и в конце концов он попадет в рай» (получит определенное наказание, если Всевышний его не простит за свои грехи, и после этого он выйдет из огня и зайдет в рай и останется в нем навечно).

Субхана-кя-Ллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя.

Вопросы к 20 уроку:

151. Какое приблизительное число тех, кто обрадован раем достоверными контекстами?

152. Сказал шейх Ибн 'Усаймин: "Свидетельство раем или адом бывает двух видов: общее и индивидуальное" – что означают эти слова?

153. Известно, что обрадованных раем множество, почему же тогда распространилось и закрепилось выражение: "десять обрадованных раем"?

154. Упомяни некоторых из тех, кому обещан огонь, приведя доводы из Корана и Сунны.

155. Что значат слова имама Ибн Кудамы: "Мы не обвиняем в неверии за совершение греха никого из людей кыйблы, и не выводим никого из Ислама за деяние" – означает ли это, что не существует греха или деяние за совершение которого человек становится неверующим, отошедшим от религии?

156. Упомяни имена некоторых из несправедливых правителей, которые застали времена сподвижников, но несмотря на их нечестивость, сподвижники подчинялись им в том, что не противоречит шариату.

157. Слова имама Ибн Кудамы: "Совершение пятничного намаза за любым правителем, будь он праведным или нечестивым – джаиза" – означает ли это выражение, что этот намаз всего лишь разрешен за правителями, но не обязателен?

158. Упомяни довод из Корана на то, что совершивший большой грех не становится неверующим, и не остается в огне навечно.

159. Упомяни различные мнения, приверженцев Сунны, а также нововведенцев в вопросе: постановление относительно того, кто совершил большой грех.

Ответы на вопросы:

151. Более 30.

152. Общее связано с причиной или качеством - кто сделает так, тот неверующий, например. А индивидуальное – связано с конкретной личностью относительно которого есть причина неверия или качество неверия, если у этого человека нет оправдательных причин и имеются условия такфира, то этот человек становится неверующим, если же нет, то нет. Кратко это правило выражается фразой: не каждый, кто совершил деяние неверия становится неверующим.

153. Потому что все они упомянуты в одном контексте вместе, а это хадис со слов Са'ида ибн Зейда ибн 'Амра ибн Нуфейля.

154. Абу Ляхаб и его жена Умм Джамиль Аруа бинт Харб – довод сура аль-Масад. Что касается Сунны, то Абу Талиб – хадис Ибн 'Аббаса, со слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Самое легкое наказание в Аду получает Абу Талиб – на его ноги одеты сандалии, от которых кипит его головной мозг" (Бухари и Муслим). Также 'Амр ибн Люхай аль-Хуза'и – хадис Абу Хурайры со слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Я видел 'Амра ибн Люхайя в огне, в котором он волочит свои кишки" (Бухари и Муслим).

155. Нет не означает, а имам Ибн Кудама имеет ввиду те грехи, тяжесть которых не доходит до уровня неверия, а также грехи, которые человек совершает не считая их совершение разрешенным для себя.

156. Уалид ибн 'Укба, Хаджаж ибн Йусуф, аль-Мухтар ибн 'Убейд, Ибн Зияд.

157. Нет, слово "джаиза" здесь означает – действительная, вместе с этим совершение намаза за грешным правителем или за тем, кого назначил этот правитель – обязательна, а тот, кто совершает ее заново – тот нововведенец.

158. "Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может вы будете помилованы". (49: 9-10).

159. Приверженцы Сунны говорят: совершивший большой грех верующий из-за своей веры и грешник из-за своего греха, если Всевышний пожелает, то простит его, а если пожелает, то накажет, но окончательное его пристанище – Рай. Хариджиты говорят – неверующий, окончательное его прибежище – Ад. Му'тазилиты – не является верующим, но и неверующим тоже не является, но он между верой и неверием, вместе с этим в Судный День он неверующий и окончательное его прибежище – Ад.

Наши рекомендации