Свяжи иррациональную вину со скрытым страхом наказания
Страх, особенно страх наказания, всегда связан с иррациональной виной. Gaylin (1979) даже де-лал различие между "виноватым страхом" и чувством вины, утверждая, что они представляют со-бой два отдельных переживания. Я считаю, что рациональная вина основывается на позитивной, про-социальной (Hoffman, 1982) эмпатии, тогда как иррациональная вина сосредоточивается на страхе наказания и избегании его. Будучи безусловно связанными (оба типа вины включают в себя фундаментальное чувство моральной идентичности), рациональная и иррациональная вина очень отличаются друг от друга. Достигнув успеха в минимизации иррационального чувства вины и развивая способность к рациональному, индивид будет ощущать меньший страх. Его моральное поведение будет основано не на подчинении престижным или могущественным персонам, имеющем целью избежать наказания (Hetherington и Parke, 1985), - характерном признаке Колберговской преконвенциональ-ной морали. Вместо этого рациональная мораль позволит ему развить совесть и следовать ее указаниям, как подтверждению своей связи с обществом.
___319
Агрессивные импульсы, неприемлемы для обуреваемого виной индивида. Но термин "агрессивный" не указывает здесь только на поведение, прямо вредящее другим. Оскорбительные и захватнические побуждения с тем же успехом запрещаются рациональной виной. Человек, испытывающий избыточную вину, научился подавлять вообще любую свою инициативу (Erikson, 1968), потеряв большую часть энергии и способности воздействовать на мир. Такая личность воспринимает свою собственную силу как нечто настолько опасное, что она должна быть заперта, пока не случилось что-то ужасное. Инициатива по существу запрещена; индивид ждет наказания, а не награды, чтобы подчиниться.
Терапевт часто может помочь своему клиенту увидеть связь между его чувством вины и страхом. Один из способов сделать это - спросить, что случится,- если он не подчинится моральным предписаниям своих родителей (или нынешних "авторитетных фигур"). Ответом часто будет нечто вроде "Ох, я никогда бы этого не сделал. Они пришли бы в бешенство. Меня бы наказали". Наказание может быть физическим или вербальным;, оно может быть немедленным или отставленным, суровым или мягким. Клиенты склонны в любом их этих случаев становиться видимо напуганными, даже при обсуждении возможности неподчинения. Они часто добавляют, что почувствовали бы себя очень виноватыми, настолько, что не могут даже думать о своем несоответствии желаниям этих могущественных персон.
Проблема, лежащая на поверхности, - умышленное непослушание. Помощник может коснуться и .темы инициативы. Главный вопрос, который следует задать: "Что случилось, когда ты проявил ини-
___320
циативу - когда ты сделал что-то совершенно по-своему?" Ответы на него, показывающие наличие иррациональной вины, выглядят так; "Я.не осмеливался даже пытаться сделать по-своему", "Ничего плохого, пока я делал в точности то, что они хотели" и "Я боялся, что причиню кому-нибудь вред, если сделаю что-нибудь по-своему".
Избыточно виноватые люди могут развить почти фобическую реакцию на свою собственную агрессию. Их обычно наказывали за любой признак независимости. Чувство вины служит им напоминанием о том, что нужно слушаться. Любить для них - значит давать другому человеку в точности то, что он хочет, предпочтительно даже не спрашивая себя, хочет ли этого также и сам любящий. Иметь желания и потребности - это попросту слишком опасное предприятие для иррационально виноватой персоны.
Получая помощь, клиенты начинают осознавать, что их моральная система скорее крутится вокруг страха, чем около позитивных ценностей. Конечно, они могут быть неспособны изменить эту систему. Они определенно будут иметь трудности с изменением, если живут в небезопасном окружении, где бездумное подчинение может быть частью плана выживания. К -счастью, многие люди достаточно отважны. Как только они понимают, что могут сделать, они склонны устремляться вперед даже перед лицом решительной оппозиции. Боясь наказания и, возможно, зная, что они его получат, люди осмеливаются исследовать реальность. Клиенты в терапии последовательно выбирают путь проверки и модификации своих ценностей и моральных ус-тановок, чтобы лучше обходиться с собственными
___321
потребностями. Награда, которую они получают -освобождение от рабства иррациональной вины.
Поощри развитие инициативы и заботы о себе как подходящих выходов для агрессии
Связанный виной человек имеет тенденцию к тому, чтобы становиться лишь "реагирующим" на свое окружение. Он нуждается в том, чтобы быть конформным по отношению к правилам семьи и нормам общества. Мысли о предприимчивости, планировании и "наступлении" на задачу (всех трех составляющих инициативы, описанных Эриксоном в 1963 году) чужды тому, чья главная цель - избежать наказания. Иррациональное чувство вины парализует клиента, удерживая его от эффективных действий.
Чувство вины выполняет важную функцию ограничителя агрессии. Однако подавляющая вина выполняет эту работу слишком хорошо. Консультанты могут помочь клиентам осознать, как они тормозят агрессию, чтобы они могли вновь обрести право на свою индивидуальность.
На этой стадии терапии достаточно полезен базовый тренинг ассертивности. Клиентам нужно научиться различать пассивное, ассертивное и агрессивное поведение. Тренеры ассертивности дифференцируют эти состояния по величине внимания к себе и другим. Пассивные личности заботятся о других, но не о себе, агрессивные - наоборот, а ассертивные - удерживают равновесие между своими собственными требованиями и желанием не повредить окружающим. Индивид учится тому, что он имеет право использовать определенное количество инициативы для защиты своих прав и для позитивного воздействия на среду.
___322
Одной из причин популярности тренинга ассер-тивности является то, что эта модель обеспечивает переход от иррациональной вины к рациональной. Оба крайних состояния - и пассивность, и агрессивность - отражают примитивное решение вопроса о том, как люди могут уживаться друг с другом. Пассивный подход заключается в том, чтобы отказаться от своей силы ради выживания; агрессивный - принуждает субъекта запугивать других, чтобы делать всё по-своему, вызывая тем самым равно агрессивную контратаку. Личность, попавшая в одну из этих позиций, дибо почувствует иррациональную вину, либо проигнорирует сигналы рациональной.
Я обнаружил, что простое обучение индивидов ассертивному поведению неэффективно без исследования глубинных источников иррациональной вины, описанных ранее. Это может быть причиной быстрого "забывания" навыков, продемонстрированных на тренинге, в отсутствие терапии. Я бы рекомендовал использовать эти методы в сочетании, а не по отдельности. Агрессия стала в нашем словаре "грязным" словом, обозначающим необузданные и опасные импульсы, которым позволено проявляться бесконтрольно. Это часть двухсотлетней кампании западного общества, посвященной ограничению и контролированию гнева (Stearns и Stearns, 1986). От всех участников общественного сооружения ожидается контроль над импульсами, чтобы они смогли приспособиться к возрастающей сложности и тесноте мира. Опасность состоит в том, что если запрещается даже ограниченное количество агрессии, то проявление инициативы невоз-можно.. Иррациональная вина бурно расцветает при таких условиях.
___323.
Негодование и чувство вины часто встречаются вместе. Полезно задать клиенту, который кажется подавленным виной, вопрос: "На что бы ты мог гневаться?" или "На что ты обижаешься?" Цель здесь двоякая: помочь клиенту обсудить свой гнев и направить его на продуктивную деятельность. Человек может научиться понимать, что его иррациональное чувство вины, так же как и стоящая за ним обида, сигнализирует о том, что он не воздействует на мир позитивным образом. Возможно, с чужой помощью такой индивид разовьет способность проявлять больше инициативы.
Рациональная вина полностью согласуется с понятием инициативы. Личность использует рациональное чувство вины для коррекции поведения, которое вредит другим. Однако рациональная вина подразумевает, что человек осуществляет заботу о себе, которая для других безвредна. Фокус рациональной вины И просоциальный и кооперативный. Забота о себе, ассертивность и инициатива могут помочь клиенту увеличить чувство собственного достоинства и моральную гордость.
Помоги клиенту исследовать и развить позитивную систему ценностей
Рациональная вина встречается только в контексте рациональной морали. В свою очередь, рациональная мораль состоит из тщательно отобранных ценностей, способности соизмерять одновременно и свои и чужие потребности в каждой ситуации и решения жить в соответствии со своими ценностями. Рациональная мораль невозможна, пока индивид подчиняется указаниям могущественных персон ради того, чтобы избежать наказания.
___324
Тема ценностей обсуждалась ранее в Главе 8. Упражнение по прояснению ценностей, которое я использую с клиентами, также описано в этой главе. Сейчас я сконцентрируюсь на том, как консультант может помочь своим клиентам выбрать, "присвоить" (публично признать) свои ценности и действовать в соответствии с ними (Simon, 1972).
Труднейшей частью выбора ценностей зачастую является сама идея об их выборе. Многие люди, особенно выросшие в ригидном окружении, никогда не рассматривали для себя такой возможности. Они могут прожить всю жизнь, просто пытаясь приспособиться к желаниям других. Немногие терапевты настолько сильны, чтобы в одиночку разрешить своим клиентам выбор. К счастью, большинство людей, приходящих на терапию, уже находятся в процессе исследования своих ценностей и способов жизни. Факт прохождения терапии обычно означает, что их старый паттерн поведения в настоящее время неэффективен. Даже закоренелые алкоголики, полные отрицания, могут наконец возжелать взглянуть на свои представления о жизни, столкнувшись с их последствиями и пострадав от них.
Задача помощника - облегчить этот естественный процесс изменения. Терапевт должен скорее спрашивать клиента, как он изменяется, чем пытаться форсировать изменения. Вопросы типа "Во что вы сейчас верите?", "Как изменялись ваши основные ценности?", "Из чего вы выбирали?" и "Что является действительно важным для вас?" напоминают клиенту, что он не начинает критическую оценку своей моральной системы, а уже частично прошел через нее. Он демонстрирует всеми своими действиями, что может совершить выбор.
___325
Критический аспект данного процесса - публичное признание новых ценностей. Выздоравливающий алкоголик, который может сказать своей семье, что принял решение о трезвости, утверждает свой выбор публичным заявлением. Также и соза-висимый, заявляющий "Я - благодарный член Ал-Анона" на открытой встрече, имеет большую вероятность сохранить свою идентичность в качестве члена этой группы. Консультанты часто могут помочь клиентам отрепетировать такие действия; клиентов может приводить в ужас мысль о том, чтобы сказать другим об этих новых ценностях, из-за страха наказания или остракизма. Каждая такая ситуация может быть представлена скорее как возможность для клиента, чем как его обязанность. Ис-пользование возможности может быть отпраздновано, а упущенный шанс - отклонен с минимумом вины.
Клиенту может быть трудно действовать в соответствии с недавно принятыми ценностями. Терапевт может помогать ему анализировать, какое поведение им соответствует, и как его осуществлять. Например, супруге алкоголика, решившей ценить "обособленность", нужно будет обсудить это с помощником невозможно, со многими другими людьми, пока она не узнает, какое поведение считается обособленным. Потом она может нуждаться в подбадривании, для того чтобы предпринять соответствующие действия, поскольку они будут противоречить ее старым ценностям, и она может столкнуться с сильным сопротивлением других. Индивид, развивающий новую систему ценностей, почти наверняка пройдет через период неуклюжести и неустойчивости, пока не освоится в ней. Консультанты, которые предвидят это, могут быть спо-
___326
собны помочь своим клиентам выжить, не потеряв свои новые ценности.
Поощри клиента использовать чувство вины как сигнал к проверке своих текущих жизненных выборов
В процессе изменения ценностей люди иногда оказываются в затруднительном положении: они чувствуют себя виноватыми, и когда нарушают свои старые убеждения, и когда не соответствуют новым. Например, начинающий выздоравливать алкоголик может чувствовать вину, отклоняя приглашение выпить с друзьями, чтобы остаться с семьей. Затем он может почувствовать себя виноватым в том, что всё же чувствовал искушение уйти. Проходящие терапию часто находятся в процессе изменений, и само изменение запускает чувство вины.
Консультанты не могут обещать полного избавления от него, поскольку развитие рационального чувства вины — часть терапевтического процесса. Вместо этого они могут поощрить клиентов использовать чувство вины как сигнал к исследованию своих текущих жизненных выборов.
Фокус находится в настоящем. Чувство вины клиента посылает ему сообщение, что то, что он делает или задумал сделать, неверно с моральной точки зрения. Очень важно установить со всей возможной точностью, какой поступок находится под подозрением, и определить, какому из правил морали брошен вызов. Только тогда клиент сможет решить, является ли его чувство вины рациональным или иррациональным. Если специфическое правило установить не удается, то вина, очевидно, иррационального происхождения.
___327
Основная команда вины: "Прекрати делать это немедленно, пока это кому-нибудь не повредило!" Эта команда должна быть обращена в вопрос, задаваемый совестью: "Подожди минутку и подумай о том, что ты делаешь. Ты уверен, что это правильно с моральной точки зрения?" Функция терапевта -помочь клиенту научиться задавать себе этот вопрос в ответ на сигнал вины.
Суровое Супер-Эго не исчезает быстро. Обуреваемые виной индивиды, очевидно, еще будут переживать болезненные, ненужные приступы даже после обширной терапии. Но способность этих нападений парализовать индивида может измениться. Вопрос опять состоит в выборе. Может ли выздоравливающий индивид восстановить или развить способность к сознательному анализу своей ситуации, а затем к действию в соответствии с избранными им ценностями? Может ли эго играть свою исполнительную роль? Будет ли способен клиент, не повредивший никому своим ассертивным поведением, продолжать в том же духе или будет подавлен иррациональной виной? Задача помощника - поддерживать клиента, пока тот развивает взрослую ценностную основу.
Сообщение, в котором нуждается клиент на этой стадии: ему нужно продолжать поступать определенным образом, даже если возникает чувство вины. Родитель, практикующий "жесткую любовь" к своему безответственному подростку, будет почти наверняка обвинять себя в том, что оставил свое чадо, как раз тогда, когда его новые действия начнут становиться эффективными. Его чувство вины как раз говорит ему, что он поступает правильно. Более того, отступившись, он, вероятно, также почувствует вину, на этот раз потому, что
___328
слишком мягок, чтобы быть хорошим родителем. Как только клиент почувствует, что то, что он делает, плохо, это создаст для него смысл действовать в соответствии со своими сознательными убеждениями и избранными ценностями. Его чувство вины говорит, что он должен исследовать свое поведение, но только рациональный набор ценностей может направить его к позитивным и социально полезным решениям.
Исследуй защиты, которые мешают клиенту переживать рациональную вину
Глава 9 описывает шесть защит, которые часто используются для того, чтобы минимизировать чувство вины или управлять им. Это рационализация, самозабвение, обсессивно-компульсивные паттерны, параноидное мышление, поиск чрезмерного наказания и интеллектуализация. Индивиды, сохранившие эти приспособления, могут переживать меньше сознательной вины. Терапевтам следует воздержаться от чересчур бодрой атаки на эти защиты, в особенности на ранних стадиях консультирования.
По мере прогресса в лечении клиента, он часто становится способным принимать прямой вызов своим защитам от чувства вины. Как и все эффективные конфронтации, эти вызовы в первую очередь принимают вид указания на противоречия и неконгруэнтность в его поступках или заявлениях (Small, 1981). Типичные интервенции примут такую форму: "Вы говорите, что не чувствуете вины за то, что только что сделали. Но я замечаю, что вы опустили глаза", "Вы говорите, что хотите жить ответственно, но вы допускаете безответственное поведение" или "Вы приняли личное обязательство заботиться о себе. Делаете ли вы это прямо сейчас?"
___329
Терапевтические конфронтации могут называть защиту, используемую клиентом. Клиент может вернуться к рационализации неприемлемого поведения, начать наказывать себя за неправильные действия, или потерять след своих чувств и заблудиться в интеллектуализациях. Терапевт может только напоминать клиенту о таких паттернах, чтобы он понимал, что делает.
Нормальная последовательность интеракций такова,:
1. Терапевт замечает, что клиент использует защиту от чувства вины;
2. Он привлекает внимание к неконгруэнтности слов и действий клиента (которые в точности
таковы, как это позволяют защиты);
3. Клиент осознаёт противоречие;
4. Клиент и помощник могут прямо обратиться к вопросу о том, какие мысли или чувства были "слишком горячими";
5. Чувство вины (или другой оберегаемый защитой материал) может быть названо;
6. Затем оно может быть исследовано и проработано в качестве рационального или иррационального;
7. Клиент изменит свое поведение, если чувство вины рационально, или продолжит свои действия, если оно иррационально.
С рациональной виной нужно встретиться. Это попросту означает, что человек, фактически совершивший проступок и повредивший другим, должен начать процесс репарации как можно скорее. Естественно, мало кому нравится чувствовать себя виноватым, и желание игнорировать признаки вины
___330
является совершенно нормальным. Но всё же старые защиты, призванные в первую очередь уберегать индивида от иррациональной вины, не должны мешать развитию позитивной морали.
Растущий клиент в конце концов приобретает способность замечать собственные защиты. Он может использовать эти мысли и действия, чтобы замечать по их появлению, что, возможно, он испытывает подсознательную вину. "Вот, я опять начал думать, что другие достают меня" или "Я начинаю действовать компульсивно - из-за чего это я чувствую себя виноватым?" Задействование защитных механизмов является для клиента сигналом о том, что он должен предпринять усилия по исследованию своей активности. Как только клиент становится своим собственным экспертом, он всё меньше нуждается в профессиональной помощи. Он будет становиться всё более способным к мышлению и действиям в соответствии со своей рациональной системой ценностей.
Преврати признания в планы действий
Forrest (1983) замечает, что чувство вины может быть бесплодным, если оно одно. И именно потому, что виноватый не изменяется. Возможно, лучшим примером этого может быть "цикл злоупотребления" - схема, по которой строятся насильственные отношения. Период напряжения приводит к вспышке насилия, а затем к чувству вины и раскаянию. Это чувство вины, следующее за насилием, означает предоставление нарушителю роскоши чрезмерного наказания. Каждый приступ раскаяния служит предвестником следующего мучительного эпизода, пока круг злоупотребления не будет разорван. Индивид может быть вполне искренен и
___331
даже мотивирован к изменению в течение фазы раскаяния; проблема в том, что чувство вины должно быть переведено в действия вместо пустых обещаний. "Я больше так никогда не буду" - бесполезное заявление, пока нарушитель не предпримет соответствующих действий по разрыву паттерна.
Два принципа применимы к чувству вины и изменению поведения:
1. Чувство вины, предшествующее неправильному поведению, более эффективно, чем следующее за ним;
2. Пропорциональное проступку чувство вины более эффективно, чем недостаточное или избыточное.
Предварительное чувство вины предшествует нарушению. Его польза в том, что оно напоминает индивиду о его фундаментальных ценностях. Например, выздоравливающий алкоголик говорит себе, что ему хотелось бы снова выпить, но он не делает этого, потому что почувствует себя слишком виноватым - он вспоминает вред, нанесенный им себе и другим, и не хочет повторять этот процесс. Конечно, он может переживать чувство вины и после выпивки. И хотя оно может казаться намного более острым, чем предварительное (из-за существования явных последствий), однако тот, кто уже напился, вероятно, вернется к этому вновь.
Диспропорциональное чувство вины также является проблемой, даже если индивид ощущает большую вину, Чем кажется необходимым. Терапевт может рассматривать присутствие чрезмерного чувства вины ("Мне так плохо от того, что я сделал, что, я думаю, лучше бы мне умереть!") как негатив-
___332
ный признак, поскольку его невозможно перевести в эффективное действие.
Клиенту и помощнику нужно превратить признания и раскаяние в план действий. Такой план должен быть ясным, простым и прагматичным. Основной посыл помощника таков: "Чувство вины, которое ты испытываешь, бесполезно. Ты, наверное, уже ощущал его много раз, и всё же опять возвращался к тому, что заставляет тебя чувствовать вину. Что ты хочешь или можешь сделать в этот раз, чтобы не чувствовать себя снова таким же образом?" Некоторые клиенты отреагируют на такую конфронтацию негативно - они просто хотят признаться в своих преступлениях, чтобы иметь возможность начать весь процесс снова. Другие поймут, что должны на самом деле пересмотреть свою жизнь и принять на себя новые обязательства. Такие люди начнут с обсуждения проблемы в процессе терапии и не бросят этого, пока не выработают определенного подхода. Их планы будут обычно включать в себя немедленную кризисную интервенцию ("Сегодня я два раза схожу в АА"), промежуточные цели и процессы ("Я планирую включиться в следующую программу для злоупотребляющих, которая начинается через две недели") и отдаленные цели ("Я хочу хорошо относиться к себе, и поэтому не чувствую искушения поступать так впредь").
Терапевта может успокоить эмоциональное обсуждение, сопровождающее признание. Но важно помнить, что одного чувства вины недостаточно, чтобы изменить личность.
___333
Резюме
Чувство вины излечимо. Основное движение в терапии происходит от иррациональной вины к рациональной и от паралича - к действиям. Общая цель - помочь клиенту выработать ряд позитив-ных, просоциальных ценностей, которые позволят ему жить в гармонии с другими, удовлетворяя собственные потребности. Специфические указания, представленные в этой главе, были разработаны для того, чтобы помочь терапевту достичь этой цели.