Подсчитывающий (хасиб)
Подсчитывающий (хасиб) используется в том значении, что Он считает всякую вещь и знает о ней, и ни одна вещь не скроется от Него. Второе значение этого в том, что Он ведет счет для Своих рабов, подсчитывая их деяния и давая им воздаяние за них. Третье значение – что Он суть Достаточный (кафи). И таково Его слово: «Это будет воздаянием от твоего Господа и даром исчисленным» (78: 36) – то есть достаточным.
Хвалимый (хамид)
Хвалимый (хамид) – в значении «восхваляемый» (махмуд). Хвала есть противоложность ругательства и поношения. Когда ты доволен деяниями кого-то и рассказываешь об этом среди людей, говорят: «Он хвалит такого-то».
Осведомленный (хафи)
Осведомленный (хафи) имеет значение «знающий» (алим). И таково Его слово, велик Он и свят: «Они спрашивают тебя, как будто ты осведомлен (хафи) об этом» (7: 187) – то есть: спрашивают тебя о Часе, как будто бы знаешь, когда он наступит.
И второе значение этого – что Он Проницательный (латиф).
Господь (ар-рабб)
Господь (рабб) имеет значение «Владыки» (малик). Всякий, кто владеет какой-то вещью, называется ее господином (рабб)[143]. И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «Возвращайся к своему господину (рабб)» (12: 50), то есть – к своему хозяину и повелителю. В войне Хунейн один сказал: «Для меня лучше, чтобы моим господином (рабб) стал курайшит, чем человек из племени Хавазин».
Однако о сотворенном не говорят: «ар-рабб» с определенным артиклем[144], потому что определенный артикль указывает на общность, универсальность. О творениях говорят только: «рабб чего-то» (господин чего-то), без определенного артикля.
Милостивый (рахман)
Милостивый (рахман) означает: «охватывающий милостью Своих рабов». Он объемлет их пропитанием и благами от Себя. И говорится: это – имя из имен Аллаха в Его Книгах, которым никто не называется, помимо Него. О человеке говорят: «милосердный» (рахиму ль-кальб), но не говорят о нем: «милостивый» (рахман). Ибо Милостивый способен к устранению бедствий, а милосердный (рахим) из Его создания на это не способен. И Аллах – велик Он и свят! – является Милостивым (рахман) по отношению ко всем мирам, а Милосердным (рахим) только по отношению к верующим (муминун).
Милосердный (рахим)
Это слово используется в том значении, что Он – Милосердный (рахим) по отношению к верующим (муминун). Он объемлет их Своим Милосердием (рахмат) при завершении их дел. Как сказал Он, велик Он и свят: «Он милосерден к верующим» (33: 43). «Милостивый» (рахман) и «Милосердный» (рахим) являются двумя именами, производными от слова «рахмат» (милость). Как сказал Аллах, велик Он и свят, Своему Посланнику (С): «Мы отправили тебя только как милость (рахмат) для миров» (21: 107), то есть: благом для них. И о Коране говорится, что он есть «верное руководство и милость» (худа ва рахмат). Однако милость не имеет значение «добросердечия» и «размягченности» (рикка), ибо это не присуще Господу.
Создающий (зари)
Создающий (зари) имеет значение «творец» (халик). Говорится: «Аллах создал творения (зараа ль-халька)».
Дарующий удел (разик)[145]
Дарующий удел (разик) используется в том значении, что Он – велик Он и свят! – дает пропитание (ризк) всем Своим рабам, как праведным из них, так и нечестивым.
Наблюдатель (ракиб)
Наблюдатель (ракиб) – в значении «хранитель» (хафиз). Это же слово используется в значении «стражник», «стоящий на страже».
Добрый (рауф)
Добрый (рауф) означает «милосердный» (рахим), а «доброта» (рафат) значит «милость» (рахмат).
Видящий (раи)
Видящий (раи) означает «знающий» (алим), а видение (руйа) – «знание» (ильм). И второе значение – что Он Смотрящий (мубсир), а значение видения (руйа) – взор. И в значении «Знающий» можно сказать, что Он всегда был «Видящим», но нельзя сказать это в значении «Смотрящий».
Мир (салам)
Он Мир (салам) в том значении, что от Него исходит мир, и всякое благополучие (саламат) также исходит от Него. Второе значение этого – что Он описывается через данное качество (сифат) ввиду Его благополучия и защищенности (саламат) от всего того, что имеется у творений из недостатков, ущерба, гибели, переноса, исчезновения и смерти. Он говорит, велик Он и свят: «Для них жилище мира (салам) у их Господа» (6: 127). И мир – это Он, Аллах, велик Он и свят, а Его жилище – это Рай. Можно называть Рай «миром», потому что всякий, кто входит в него, находится в мире от всего, что постигает обитателей земли, как то: болезнь, смерть, старость и так далее. Он есть обитель мира (безопасности) от исчезновения и недугов. И слово Его, велик Он и свят: «“Мир тебе” от владык правой руки» (56: 91), то есть: благополучие тебе от них. Благополучие (саламат) в языке означает также «здравость» и «безопасность». И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «А когда к ним обращаются с речью невежды, говорят: “Мир”» (25: 63), то есть говорят с ними здраво и твердо.
Верующий (мумин)
Верующий (мумин) в значении: «Доверяющий» (мусаддик). В языке вера (иман) есть доверие (тасдик) чему-то. На это указывают Его слова о братьях Йусуфа (А): «Но ты не поверишь (мумин) нам, даже если бы мы и говорили правду» (12: 17). Верующий раб доверяет (мусаддик) единобожию Аллаха и Его знамениям. Аллах же Верующий, Доверяющий тому, что Он обещал и исполняет.
Второе значение этого – что Он есть Утверждающий (мухаккик), Который утвердил Свое единство (вахданийа) через Свои знамения (аят) в Своих творениях и ознакомил их со Своею истиной (хакикат) через то, что проявил из Своих признаков (‘аламат), и то, что прояснил из Своих разъяснений и чудес Своего руководства творением и тонкостей Своего определения.
И третье значение – что Он обезопасил их от несправедливости и угнетения. Имам Садык (А) сказал: «Творец называется Верующим (мумин), потому что Он дает безопасность (йумин) от Своего наказания тем, кто подчинялся Ему, а раб называется верующим (мумин), потому что он ищет безопасности (йумин) у Аллаха – велик Он и свят! – и Аллах дает ему безопасность»[146]. А также сказал: «Верующий (мумин) – тот, чей сосед в безопасности (амина) от его уловок». И сказал: «Верующий – тот, от кого имущество и жизни мусульман в безопасности».
Блюститель (мухаймин)
Блюститель (мухаймин) означает «свидетель» (шахид). И Он таков, как сказал Он, велик Он и свят: «...и блюстителем над ним» (5: 48), то есть: свидетелем и смотрящим над ним.
Второе значение – что это слово является производным от «амин» (верный), которое является одним из имен Аллаха, велик Он и свят. И говорится, что «мухаймин» является одним из имен Аллаха в предшествующих Книгах.
Могущественный (азиз)[147]
Могущественный (азиз) имеет тот смысл, что нет такой вещи, на которую Он не был бы способен, и нет того, что Он пожелал бы, но не смог. И Он – Владеющий всеми вещами, Побеждающий, но Непобедимый. И слово Его: «Он победил (азза) меня в речи» (38: 23), то есть – одержал верх и стал сильнее.
Второе значение этого – что Он суть Владыка (малик), а о владыке говорят: «Он могущественный», как сказали братья Йусуфа о Йусуфе (А): «О, могущественный!» (12: 88), имея в виду: «О, владыка!»
Могучий (джаббар)
Могучий (джаббар) имеет значение: «Одолевающий, который не может быть одолен». Ему принадлежат величие и мощь (таджаббур ва джабарут)[148]. Арабы говорят о пальме, которую нельзя достать: «могучая» (джаббара). И о том, кого принудили к чему-то, говорят: «Я заставил (джабарту) его сделать то-то». Имам Садык (А) сказал: «Не принуждение (джабр) и не свобода (тафвиз), а то, что между ними», подразумевая под этим, что Аллах – велик Он и свят! – не принуждает рабов к совершению неподчинения Себе, но и не предоставляет им свободу в деле Своей религии, чтобы они говорили о ней по своему усмотрению. Однако Он – велик Он и свят! – установил пределы, и определил обязанности, и дал законы, и возложил обязательное, и указал на желательное, и завершил для них Свою религию. И нет свободы при пределах, обязанностях, законах, обязательном, желательном и завершении религии.
Гордый (мутакаббир)
Гордый (мутакаббир) взято из слова «величие» (кибрийа), то есть Он – Обладатель величия.
Господин (сейид)
Господин (сейид) имеет значение «владыки» (малик). О царе народа говорят, что он их господин. Пророк (С) сказал: «Али – господин (сейид) арабов». Айша спросила: «Разве не ты господин арабов?» Он сказал: «Я – господин потомков Адама, а Али – господин арабов». Она сказала: «А что значит “господин”?» Он сказал: «Тот, подчинение которому так же обязательно, как обязательно подчинение мне». Я привел этот хадис с иснадом в «Маани ль-ахбар», и отсюда следует, что значение господина – владыка, подчинение которому обязательно.
Пречистый (суббух)
Это имя образовано по форме «фу‘уль», и в языке арабов нет других слов, образованных по этой форме, кроме «суббух» и «куддус». И смысл их один и тот же («пречистый», «святой»). Значение слов «Пречист Аллах» (субхана ллахи) в том, что Он очищен от всего, что не подобает Ему.
Свидетель (шахид)
Свидетель (шахид) означает: Смотрящий за всяким местом через создание его и управление им, в том смысле, что всякое место находится под Его созданием и управлением, а не потому, что Он Сам находится в каком-то месте. Ибо Он – велик Он и свят! – был, и не было никакого места.
Правдивый (садик)
Правдивый (садик) в значении: Он правдив в Своем обещании и не уменьшает награды тем, кто верен клятве.
Создатель (сани‘)
Создатель (сани‘) имеет тот смысл, что Он создал всё созданное и сотворил всё сотворенное. И это указывает на то, что Ему не подобна никакая вещь из Его творения. Ибо мы не найдем среди того, что видим, такого действия, которое было бы подобно тому, кто совершил это действие. Совершающие действия суть тела, а сами действия не являются телами. Аллах превыше того, чтобы быть подобным Своим действиям. Действия его – плоть, кровь, кости, волосы, нервы, артерии, органы, света, тьма, земля, небо, камни, деревья и всё остальное из видов творения; и всё это - Его действия и Его создания, велик Он и свят! И всё это – указания на Его единство (вахданийа), свидетели Его единственности и того, что Он противоположен (бихилаф) Своему творению, и того, что нет у Него подобия.
Некоторые мудрецы так сказали в описание цветка нарцисса:
«Глаза в своих веках в чащобах
Растут, и Владыка их прекрасно создал.
Стремятся ввысь кокетливыми взорами,
Как будто уголки их глаз есть золотые слитки,
На изумрудных стеблях извещая,
Что Аллаху нет подобного».
Чистый (тахир)
Он - Чистый (тахир) в том значении, что Он очищен от всякого подобия и сходства, и образа, и дуализма, и пределов, и исчезновения, и переноса, и всех значений творения – нет у Него ни длины, ни ширины, ни высоты, ни краёв, ни тяжести, ни легкости, ни твердости, ни мягкости, ни входа, ни выхода, ни соединения, ни разделения, ни вкуса, ни запаха, ни цвета, ни тела, ни жесткости, ни гладкости, ни холода, ни жара, ни движения, ни пребывания, ни скопления, ни рассеяния, ни нахождения в каком-то месте. Ибо всё это – преходящее, сотворенное, немощное, слабое со всех сторон, и всё это – указание на Того, Кто создал его: Могучего, Сильного, Чистого от значений всего перечисленного. Ничто не подобно Ему, но всё со всех сторон указывает на Того, Кто сотворил это и обязал указывать на Себя. Аллах превыше этого великим вознесением!
Справедливый (адль)
Справедливый (адль) – Судящий по справедливости и истине.
Извиняющий (афв)
Извиняющий (афв) – имя, производное от «извинения» (афв), и смысл его – «стирание» (махв). Говорят: «афа шай», когда это стерлось и исчезло, и «афаутуху», то есть – «я стер это». И Аллах говорит, велик Он и свят: «Аллах стер (афа) тебе то, что ты дозволил им» (9: 43).
Прощающий (гафур)
Прощающий (гафур) – имя, производное от «прощения» (магфират). И его основа в языке – скрытие и прикрывание. Говорят: «гафарту шай» - то есть: «покрыл что-то», или: «хаза агфару мин хаза», то есть – «это более скрыто, чем то». И «гафром» называют накидку, потому что она скрывает одежду, которая находится под ней. О защитном шлеме говорят: «мигфар», потому что он прикрывает голову. Таким образом, Прощающий (гафур) – это Тот, Кто по Своей милости скрывает грехи рабов.
Богатый (гани)
Богатый (гани) имеет то значение, что Он не нуждается ни в чем, помимо Себя, как не нуждается и ни в каких средствах и орудиях. Все вещи, помимо Аллаха, подобны друг другу в своей слабости и нужде: одни из них существуют лишь посредством других, и нет среди них таких, которые не нуждались бы друг в друге.
Помощь (гийас)
Помощь (гийас) в значении: «Оказывающий помощь» (мугис).
Творящий (фатир)
Творящий (фатир) в значении: «Творец» (халик). Он создал творение (фатара ль-хальк)[149], то есть – сотворил его и вывел из небытия.
Единственный (фард)
Единственный (фард) в значении: Он единственен в Своем господстве (рубубийа) и повелении (амр). И второе значение – что Он суть единственное бытие (мауджуд), и нет бытия наряду с Ним.
Раскрывающий (фаттах)
Раскрывающий (фаттах) имеет то значение, что Он есть Правитель (хаким). И таково слово Его, велик Он и свят: «Ты – лучший из раскрывающих» (7: 89), и слово Его: «Он – Раскрывающий, Знающий» (34: 26).
Разверзающий (фалик)
Разверзающий (фалик) производно от «разверзания» (фальк). И основа его – раскалывание. Говорится: «Я расколол (фалакту) орех, и он раскололся (инфалака)». И Аллах – велик Он и свят! – сотворил (фалака) все вещи, и разверзлось всё, что Он сотворил. Он сотворил (фалака) семя и зерно, и оно отделилось (инфалака) от растения. Он сотворил землю, и от нее отделилось все, что вышло из нее. Он сказал: «И (клянусь) землей, обладательницей раскалывания» (86: 12). Он расколол ее, и она раскололась. Он разверз тьму, и она отделилась от света. Он разверз небо, и от него отделился дождь. Он разверз море для Мусы (А), и оно разверзлось, и каждая часть его была как великая гора.
Вечный (кадим)
Вечный (кадим) – его значение в том, что Он предшествовал всем вещам. Однако Он – велик Он и свят! – суть Вечный по Своей сущности, без начала и конца, тогда как всем вещам есть начало и есть конец. И говорится: Вечный суть бытие (мауджуд), которое не исчезает и не преходит. И если слово «вечный» применяется к чему-то другому, кроме Аллаха, то лишь в переносном смысле, ибо все остальное преходяще, а не вечно.
Владыка (малик)
Владыка (малик) – Тот, Кто владеет царством. Он владеет всеми вещами. И царство Аллаха называют малакут.
Святой (куддус)
Святой (куддус) – его значение в том, что Он суть Чистый (тахир). И освящение (такдис) суть очищение. Таково Его слово, велик Он и свят, об ангелах: «А мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя» (2: 30), то есть: говорим о Твоей пречистости. «Возносим хвалу Тебе» и «святим Тебя» имеет одно и то же значение, и ограда святости состоит в очищенности от скверны, которая есть в ближнем мире, недугов, страданий и прочего. И говорится, что Святой – из имен Аллаха в предшествующих Книгах[150].
Сильный (кави)
Значение слова «сильный» очевидно. Он – Сильный без чьей-либо помощи или поддержки.
Близкий (кариб)
Близкий (кариб) означает: «Отвечающий» (муджиб). Об этом говорит Его слово, велик Он и свят: «Я - близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовет Меня» (2: 186).
И второе значение: Он – Знающий о том, что нашептывают сердца; нет завесы между Ним и ими, и нет расстояния. И таково Его слово, велик Он и свят: «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа; Мы ближе к нему, чем шейная артерия» (50: 16). Он – близок без соприкосновения и отделен от творения без пути и расстояния. Но Он при этой отделенности от них рядом с ними, и при этой противоположности им близок к ним. Таким же образом приближение к Нему не происходит при посредстве каких-либо путей или расстояний, но только через подчинение Ему и наилучшее поклонение. Ибо Аллах – велик Он и свят! – близок и рядом; близость же Его без верха и низа, потому что не знает расстояний. Ведь Он суть прежде всякого верха и низа, и не описывается Он через верх и низ.
Вечносущий (кайум)
Говорят: «кумту би шай», когда человек взял на себя что-то и занялся этим.
Держащий (кабиз)
Держащий (кабиз) – имя, производное от «схватывания», «держания» (кабз). У «держания» несколько смыслов. Одно из них: царство и владычество (мульк). Говорят: «фелану фи кабзи», то есть: «такой-то в моей власти». И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «Земля вся в Его власти (кабза) в День воскресения» (39: 67). И это подобно Его слову, велик Он и свят: «Ему принадлежит власть (мульк) в тот День, как подуют в трубу» (6: 73), или Его слову: «И власть (амр) в тот День – Аллаху» (82: 19), или Его слову: «...Владыке (малик) Судного дня» (1: 4).
И другое значение этого слова – уничтожение чего-то. Так, о мертвом говорят, что его взял (кабаза) Аллах. И таково Его слово: «Затем Мы сделали солнце ее указателем. Потом Мы забираем (кабазна) ее (тень) к Себе медленным забиранием (кабз)» (25: 45-46). И сюда же относится Его слово, велик Он и свят: «Аллах удерживает (йакбизу) и щедро дает, и к Нему вы будете возвращены!» (2: 245). Он щедро дает милость Своим рабам и удерживает то, что пожелает, из благ Своих и Своей помощи.
«Держание» (кабз) также имеет значение «схватывания чего-то рукой», однако это не присуще Аллаху, велик Он и свят. Если бы то «удержание», которое упомянул Аллах, имело смысл «схватывания рукой», то Он не мог бы удерживать и щедро давать в одно и то же время. Аллах же в любое время забирает души и щедро дарует удел и делает то, что пожелает.
Простирающий (басит)
Простирающий (басит) имеет значение: «Дарующий блага», «Наделяющий». Он простирает над Своими рабами блага и дары и наделяет их милостями.