Формы, используемые оккультистом и мистиком

Тема нашего сегодняшнего письма вас заинтересует, — мы разберем формы, употребляемые оккультистом и ми­стиком.

Сначала полезно резко разграничить оба типа. Начну с утверждения факта. Мистик не обязательно ок­культист, оккультист же включает в себя мистика. Мисти­цизм — всего лишь шаг по пути оккультизма. В нашей Солнечной системе — системе любви в проявлении — путь наи­меньшего сопротивления для большинства есть путь мисти­ка, или путь любви и преданности. В следующей солнечной системе путем наименьшего сопротивления будет тот, под которым мы сейчас понимаем оккультный путь. Мисти­ческий путь будет пройден. В чем же разница между обоими типами людей?

Мистик имеет дело с развивающейся жизнью, оккуль­тист имеет дело с формой.

Мистик имеет дело с Богом внутри, оккультист — с Богом во внешнем проявлении.

Мистик работает от центра к периферии, оккультист — наоборот.

Мистик восходит благодаря устремленности и сильней­шей преданности внутреннему Богу или тому Учителю, Ко­торого он признает; оккультист достигает высот благодаря осозна­нию закона в действии, благодаря проведению закона, кото­рый связывает материю и оформляет ее сообразно нуждам внутренней жизни. Так оккультист достигает контакта с теми Умами, Которые работают с законом, и, наконец, с Самим основополагающим Умом. 148]Мистик работает на Лучах Любви, Гармонии и Преданности, или на путях Второго, Четвертого и Шестого Лучей. Оккультист работает на Лучах Могущества, Актив­ности и Церемониального Закона, или на Первом, Третьем и Седьмом. Оба ряда соединяются и сливаются благодаря раз­витию ума, или на Пятом Луче Конкретного Знания (фраг­менте космического познания); на Пятом Луче мистик превращается в оккультиста и работает уже со всеми Луча­ми.

Отыскивая царство Божье внутри себя и изучая законы собственного бытия, мистик становится знатоком законов, управляющих вселенной, частью которой он является. Ок­культист признает царство Божье в природе, или в системе, и считает себя малой частью этого большого целого, следова­тельно, подвластным тем же законам.

Мистик, как правило, работает под надзором отдела Ми­рового Учителя, или Христа, оккультистом же чаще руково­дит отдел Ману, или Управителя, но когда оба приходят че­рез четыре малых Луча в отдел Владыки Цивилизации, это может означать завершение их развития, и мистик стано­вится оккультистом, а оккультист включает в себя черты мистика. Поясним для большего понимания: после посвя­щения мистик превращается в оккультиста, поскольку ста­новится исследователем оккультного закона; ему приходит­ся работать с материей, манипулируя ею и используя ее, он обязан овладеть всеми низшими формами манифестации, взять их под контроль и усвоить правила, по которым рабо­тают дэвы-строители. Мистический путь перед посвящени­ем может быть выражен термином Путь Испытания. Прежде чем оккультист сможет мудро манипулировать ма­терией Солнечной системы, он должен овладеть законами, управляющими микрокосмом, и, хотя он естественным образом стоит 149] на оккультном пути, ему еще предстоит найти Бога внутри собственного существа, прежде чем он сможет риск­нуть встать па путь оккультного закона.

Мистик старается выйти с эмоционального плана на интуитивный, а оттуда к Монаде, или Духу. Оккультист с фи­зического плана выходит на ментальный, а оттуда к атме, или Духу. Один работает по линии любви, другой — по ли­нии воли. Мистику не удается добиться цели своего бытия — любви в проявлении, — пока он не скоординирует целое через посредство интеллектуальной воли. Поэтому ему при­ходится стать оккультистом.

Оккультист аналогично терпит неудачу и становится лишь эгоистическим выразителем могущества, действую­щего через познание, пока для него не проясняется, цель ради которой он проявляет волю и обретает знание. Это происходит благодаря оживлению любовью, которая дает ему верный мотив для всего, что он предпринимает.

Я пытался обозначить разницу между обеими группами, так как велико значение этого предмета при исследовании медитации. Формы, употребляемые обеими, очень разные и представляют большой интерес для ясновидящего.

Мистическая форма

Выражение «мистическая форма» почти парадоксаль­но, так как мистик — предоставленный самому себе — пол­ностью устраняет форму. Он концентрируется на Боге внутри, размышляя об этом внутреннем центре сознания; он стремится соединить этот центр с другими центрами, такими как его Учитель или какой-нибудь святой, или даже с Самим верховным Логосом, и восходить по линии жиз­ни, не обращая никакого внимания на окружающие обо­лочки. Он идет путем огня. «Бог наш есть огнь поядаю­щий» — 150] это для него констатация факта и постигнутой истины. Он поднимается от огня к огню, последовательно открываясь внутреннему Огню, пока не соприкасается с ог­нем вселенной. Единственная форма, которую мистик, можно сказать, использует, — это огненная лестница или ог­ненный крест, посредством которого он возносит свое со­знание в нужное место. Он концентрируется скорее на аб­стракциях, на атрибутах, больше, чем на аспектах, на жизненной стороне больше, чем на конкретной. Он устремляется, он горит, он гармонизирует, он любит, он работает, будучи преданным. Он медитирует, пытаясь всецело устранить конкретный ум, и жаждет перепрыгнуть с плана эмоций на план интуи­ции.

Он обладает типичными недостатками меч­тателя, фантазера, непрактичного эмоционального человека, у не­го нет того качества ума, которое мы называем различени­ем. Он интуитивен, любит мучиться и приносить себя в жертву. Прежде чем он придет к достижению и сможет принять посвящение, ему придется сделать три действия:

Первое: при помощи медитации привести в порядок всю свою природу, научиться выстраивать формы и тем са­мым узнавать их ценность.

Второе: научиться воспринимать конкретное, четко вы­являть места, занимаемые в схеме вещей различными обо­лочками, через которые приходится проявляться столь лю­бимой им жизни. Он обязан работать со своим ментальным телом, подвести его к хранилищу истин, прежде чем он смо­жет пройти намного дальше.

Третье: познавая микрокосм, свою малую систему духа-материи, уяснить двойное значение макрокосма.

Раньше он просто знал огонь, который горит; теперь он обязан понять и работать через огонь, который выстраивает, переплавляет и развивает форму. Ему придется благодаря медитации освоить тройственное применение Огня. Последняя фраза имеет очень большое значение, я хочу это подчеркнуть.

151]

Августа 1920

Оккультная форма

Два дня назад мы изучили метод, благодаря которому мистик достигает единства, и очень кратко обрисовали путь, следуя которому он пытается прийти к своей цели. Сегодня мы столь же кратко разберем стезю ок­культиста, его медитацию в отличие от медитации мистика, потом покажем, что обе должны соединиться и их индиви­дуальные элементы должны слиться в одно целое.

Линия формы есть для оккультиста линия наименьше­го сопротивления, и в связи с этим я приведу одно соображение. По­скольку мы признаем этот факт, можно с уверенностью ожидать в настоящее время быстрого развития оккультного знания и появления нескольких истинных оккультистов. С приходом Седьмого Луча, Луча Формы или Ритуала, нахож­дение оккультного пути и усвоение оккультного знания сильно облегчаются. Оккультиста поначалу больше интересует форма, через которую проявляется Божество, чем Само Божество, именно в этом сначала заключается фундаментальное различие между обоими типами. Мистик в процессе поиска «Я» устраняет или пытается трансцен­дировать ум. Оккультист благодаря своему интеллектуальному интересу к формам, вуалирующим «Я», и используя принцип ума на обоих его уровнях, достигает того же. Он распознает вуалирующие оболочки. Он посвящает себя изучению законов, управляющих проявленной Солнечной системой. Он концентрируется на объективном и в свои ранние годы может иногда пренебрегать ценностью субъек­тивного. В конечном итоге он приходит к центральной жиз­ни, устраняя — благодаря сознательному знанию и контр­олю — оболочку за оболочкой. Он медитирует над формой до тех пор, пока форма не теряется из виду и создатель фор­мы не выявляется как всё во всем.

152] Ему, как и мистику, необходимо сделать три де­йствия:

1. Он обязан усвоить закон и применять этот закон к се­бе. Жесткая самодисциплина — вот его метод, и это правиль­но, так как опасности, угрожающие оккультисту, не чета та­ковым мистика. Гордость, эгоизм, владение законом из лю­бопытства или жажды власти должны быть выжжены из него, прежде чем ему могут быть доверены тайны Пути.

2. В медитации он обязан — через выстроенную форму — концентрироваться на внутренней жизни. Он обязан искать тот внутренний горящий огонь, что насыщает все формы, заслоняющие божественную жизнь.

3. В ходе научного изучения макрокосма, «царства Бо­жьего снаружи», он должен добиться того, чтобы обнару­жить это царство и внутри.

Стало быть, именно здесь точка слияния мистика и ок­культиста. Здесь оба пути соединяются. Выше в письме я упоминал о том, что ясновидящему интересно отмечать различия в формах, выстраиваемых мистиком и оккуль­тистом в медитации. Опишем некоторые из них, хотя до тех пор, пока вы не обретете подобное видение, мои слова могут остаться для вас пустым звуком.

Наши рекомендации