Сдерживание колебаний ума
Ученый сосредоточивается и изобретает новое. Благодаря сосредоточенности он вскрывает слои грубого разума и проникает в высшие его области, получая оттуда знания. Он собирает всю энергию ума в один фокус, направляет их на исследуемый материал и раскрывает его тайны.
Тот, кто научился управлять умом, обретает власть над всей Природой.
Когда встречаешь дорогого друга после долгой разлуки, возникающее чувство радости, ананда, приходит не от него, а изнутри. Разум становится сосредоточенным, и ананда поднимается из глубин души.
Если лучи разума рассеяны по разнообразным предметам, возникает боль. Когда его лучи собраны путем практики, разум становится сосредоточенным, изнутри приходит ананда.
По мере развития разума устанавливается сознательная связь с потоками мыслей в умах других, близких и далеких, живых и мертвых людей.
Если есть вера, разум легко сосредоточить на предмете, который хочется понять, и понимание не замедлит явиться.
Если вам трудно концентрироваться на сердце, межбровье (трикути) или макушке головы, можно сосредоточиваться на любом внешнем предмете — на голубом небе, солнечном луче, всепроникающих воздухе и эфире, на солнце, луне или звездах.
Если возникает головная боль, сместите центр сосредоточения на любой объект вне своего тела.
Если неприятные ощущения или головная боль возникают при концентрации на трикути (участке между бровями), когда взгляд обращен внутрь, немедленно прекратите сеанс. Концентрируйтесь на сердце.
Разум думает о словах и их смысле, иногда о предметах. Пытаясь достичь сосредоточенности разума на одной цели, не думайте ни о предметах, ни о словах, ни об их смысле.
Некоторые студенты-медики уходят из медицинских школ вскоре после поступления, так как им противно промывать гнойные язвы и вскрывать трупы. Они допускают большую ошибку. Все это отвратительно только в начале. На последнем курсе, после изучения патологии, терапии, хирургии, патолого-анатомии и бактериологии учиться становится очень интересно. Многие духовные ученики спустя некоторое время прекращают заниматься концентрацией, так как она очень трудна. Как и студенты-медики, они совершают роковую ошибку. В начале практики, когда ученик отчаянно пытается овладеть телом и сознанием, это неприятно и мучительно. Она утомляет, как физическая борьба. В ученике кипит слишком много чувств и санкальп. Но к третьему году обучения разум становится хладнокровным, чистым и сильным. Возникает огромная радость, ананда. Все мирские удовольствия вместе взятые — ничто по сравнению с анандой, которую приносит медитация. Ни в коем случае не прекращайте занятия. Не пугайтесь тяжелого труда. Упорно продолжайте ее. Развивайте дхрити (терпение), утсаху (бодрость духа) и сахасу (целеустремленность, усердие).
Контроль над чувствами и концентрация разума — обязанность каждого человека.
Жил однажды работник, который изготовлял стрелы. Однажды он был очень занят работой. Он так глубоко погрузился в нее, что даже не заметил, как мимо его мастерской прошел раджа с многочисленной свитой. Такой же сильной должна быть и концентрация, когда разум сосредоточен на Боге. В голове остается только одна мысль — мысль о Боге. Несомненно, чтобы достичь полной экаграты разума, требуется немало времени. Чтобы достичь целеустремленной концентрации, придется много потрудиться. Шри Даттатрейя считал упомянутого выше мастера, изготовлявшего стрелы, одним из своих гуру.
Не тревожьтесь, если во время занятий медитацией разум вырывается наружу. Позвольте ему отклониться вовне. Постарайтесь мягко вернуть его к лакшье (центру). Благодаря регулярной практике разум рано или поздно научится сосредоточиваться на сердце, Атмане, Обитателе сердца, окончательной цели жизни. Сначала разум будет отвлекаться по 80 раз. Через полгода он будет делать это 70 раз, через год — 50 раз, через два года — уже не больше 30 раз, а через пять лет он полностью сосредоточится на Божественном Сознании. Тогда он уже не вырвется наружу, даже если вы попытаетесь его заставить. Он станет похожим на бродячего быка, который прежде убегал на чужие пастбища, а теперь наслаждается сладким горошком и ростками хлопка на полях своего хозяина.
Соберите воедино лучи ума. Когда одежда цепляется за колючий куст, ее приходится освобождать осторожно, колючка за колючкой. Точно так же, тщательно и старательно, следует собирать рассеянные лучи разума, которые долгие годы были направлены на ощущаемые объекты.
Если на спине появилась вызывающая пульсирующую боль, воспаленная опухоль, мучения прекращаются ночью, когда человек засыпает. Боль ощущается только тогда, когда разум связан с больным местом нервами и сознанием. Если сознательно отвлечь ум от больного органа, сосредоточив мысли на Боге или другом привлекательном объекте, то не почувствуешь боли даже в бодрствующем состоянии. Сильная воля и титикша (выносливость) тоже помогают забыть о боли. Постоянные мысли о беде или болезни только усиливают боль и страдания.