Руководство групповыми полевыми исследованиями
Полевые исследования проводятся как до формирования этнографической группы, так и после. Прежде чем начать групповой проект, я прошу каждого кандидата совершить одиночную разведывательную вылазку на место проведения полевых исследований. Подобное предварительное посещение (или серия посещений) помогает будущим членам группы осознать контекст и позволяет понять, какой вклад он или она могут внести в проект и какую пользу извлечь. Как только группа сформирована и все ее члены представлены друг другу, я предлагаю всем совершить еще одну одиночную вылазку – теперь уже для того, чтобы каждый взглянул на ситуацию с точки зрения будущего сотрудничества и оценил маркетинговые возможности, которые будут обсуждаться на следующих совещаниях.
На первом собрании группы я предлагаю всем свободно высказаться о своих первых впечатлениях и обсудить контекст, проблему, предварительные минимальные параметры, потенциальные теоретические источники и возможные особенности управления проектом. Эта дискуссия скорее призвана стимулировать энтузиазм и чувство локтя, чем системный и полный взгляд на проблему. Члены команды представляются и кратко рассказывают о своем опыте и мотивах, побудивших принять участие в проекте. Затем я непосредственно перехожу к организационной части проекта, предлагая собственный план, который группа будет корректировать по мере осуществления проекта.
Этот план включает основные даты, к которым требуется получить заключение Независимого комитета по этике (Institutional Review Board, IRB) и разрешение на проживание в частных домовладениях, закончить предварительный сбор данных, заархивировать их и сделать доступными для обмена, составить предварительные отчеты, провести стратегические совещания, подготовить черновик итогового отчета и \ или презентации. При этом вновь следует учесть непредсказуемый характер этнографических исследований. Я советую членам группы в полевых исследованиях использовать метод погружения, который Гирц назвал «глубинной тусовкой». Я устанавливаю сроки, в которые необходимо получить всеобъемлющие представление о предмете исследований, при этом у каждого из членов команды есть свой график работы. Составляется сводный график, в который члены группы вносят сроки полевых исследований – индивидуальных, в парах или тройках (иногда и в составе более многочисленных групп, если это позволяет плотность населения). Наличие подобного графика дает каждому возможность спланировать дополнительные импровизированные выходы в поле без воздействия на окружающую среду.
Я поочередно выполняю обязанности каждого члена группы, чтобы оценить уровень компетентности и недостатки каждого, отслеживать небольшие конфликты и подбирать совместимые кандидатуры для работы в парах. Я также прошу каждого члена группы поочередно меняться обязанностями с каждым из коллег, чтобы они могли перенять опыт и при необходимости заменить друг друга. К концу проекта каждый успевает поработать с каждым и получить у него процедурные или методические рекомендации. Команда учит сама себя – как говорил мой учитель, полируй алмазы алмазной пылью.
Полевые исследования чередуются со стратегическими совещаниями. Поскольку этнография предполагает постоянную смену полевых и кабинетных исследований и непрерывный сравнительный анализ, то сбор данных и их аналитическая обработка тесно переплетены. Следовательно, важно, чтобы члены группы на регулярной основе обсуждали полученные результаты. Это требует колоссальной подготовительной работы, поскольку члены группы должны хорошо знать не только собственные полевые записи, но и записи всех своих коллег. На ранних стадиях проекта стратегические совещания посвящены обмену данными, методиками и техниками, а также дают возможность членам команды привыкнуть к стилю работы друг друга. Во время первых совещаний я даю образец пробной интерпретации полученных данных и пытаюсь добиться того же от членов команды. Так закладывается основа будущего взаимопонимания. Первые стратегические планерки в основном нацелены на создание и поддержание командного духа, поэтому важно, чтобы в обсуждениях участвовали все члены группы, каким бы незначительным их вклад ни был.
По мере развития проекта стратегические совещания становятся более подробными, а их диапазон расширяется. Намечается разделение труда, которое требует от участников проекта анализа внешней среды, обмена информацией и избирательного ознакомления коллег с внешними источниками. Это означает, что каждый член группы намечает список литературы (как научной, так и практической), которую можно использовать в качестве теоретической базы, оценивает ее применимость к текущему проекту и представляет членам группы ее краткий обзор. В то же время, каждый член группы ищет связь с современными и традиционными научными теориями. Поскольку этнография широко опирается на теоретические источники других дисциплин, исследователям ничего не остается, кроме как «просеивать» подходящую литературу в поисках потенциально полезной, что делает каждый следующий выход в поле более сфокусированным. Когда члены проекта на всем его протяжении знакомят друг друга с релевантными теоретическими выкладками из смежных областей знания, каждый расширяет свое «периферийное когнитивное зрение» (по меткому выражению Джерри Залтмана). Например, на страницах нескольких выпусков «Журнала исследований потребительского рынка» (Journal of Consumer Research) групповое обсуждение розничных продаж магазина American Girl Place (крупнейшей точки по распространению бренда American Girl) эволюционировало от культурных конструкций и элементов игры к изучению динамики сходства, а от нее – к проблеме героического феминизма.
Одновременно с обменом информацией о теоретических источниках идет непрекращающаяся дискуссия о совокупных полученных данных. В качестве примера я предлагаю темы для интерпретации данных, приглашаю сделать это членов группы и по ходу проекта составляю полный список предложенных тем. Защищая свою точку зрения и оппонируя друг другу, группа быстро учится вырабатывать интерпретационные подходы к данным, полученным индивидуально или в группе. На ранних стадиях проекта каждое стратегическое совещание заканчивается подведением итогов по процедурным и предметно-содержательным вопросам и планированием действий, которые необходимо предпринять к следующему совещанию.