Тема III. Защита Пророком, саля Ллаху алейхи ва салам, неприкосновенности единобожия
Пророк , саля Ллаху алейхи ва салам, заботился о своей общине и делал все возможное для того, чтобы она была могущественной и непоколебимой, была верна единобожию и сторонилась всех путей, которые приводят к тому, что противоречит единобожию или же несовместимо с ним. Всевышний Аллах сказал: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (ат-Тауба, 128).
Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, неоднократно запрещал приобщать сотоварищей к Аллаху, предостерегал от многобожия и грозил суровым наказанием. Он не уставал повторять об этом и использовал любые слова для того, чтобы уберечь чистое единобожие – религию Ибрахима, с которой он был отправлен, от любых слов и поступков, разрушающих или умаляющих единобожие. Примеров этого в Сунне очень много. Пророк , саля Ллаху алейхи ва салам, привел убедительные доводы, рассеял сомнения, не оставил места для оправдания и разъяснил прямой путь.
Из следующих пунктов станет ясно, как избранник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, оберегал единобожие и преграждал любые пути, ведущие к многобожию и лжи.
Вопрос 1. Заклинания.
а) Определение.
Заклинания – это молитвы, которые читают, поплевывая во время чтения, чтобы больной исцелился и выздоровел. Эти молитвы могут быть взяты как из Священного Корана, так и из пророческих преданий.
б) Религиозное постановление.
Читать заклинания разрешается, и тому есть множество доказательств.
Передают, что Ауф бин Малик рассказывал: «Во времена невежества мы читали заклинания, и однажды мы спросили: «О посланник Аллаха, что ты думаешь по этому поводу?» Он сказал: «Покажите мне ваши заклинания. Нет ничего плохого в заклинании, если в нем нет проявлений многобожия». Этот хадис передал Муслим. «Сахих Муслим» (2200).
Передают, что Анас бин Малик рассказывал: «Посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, разрешил читать заклинания от сглаза, от яда и от волдырей, появляющихся на боку». «Сахих Муслим» (2196).
Передают, что Джабир бин Абдуллах рассказывал, что посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Кто может помочь своему брату, пусть сделает это». «Сахих Муслим» (2199).
Передают, что Аиша рассказывала: «Если кто-либо из нас заболевал, то посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, проводил по нему правой рукой, а затем говорил: «Господи, избавь от беды и исцели, ведь Ты – Целитель, и нет исцеления, кроме Твоего исцеления – исцеления, которое не оставляет недуга». «Сахих аль-Бухари» (5743), «Сахих Муслим» (2191).
в) Условия.
Заклинания являются дозволенными и правильными при выполнении следующих условий:
1. Нельзя полагать, что они приносят пользу сами по себе, независимо от воли Аллаха, и если люди полагают, что заклинания приносят пользу сами по себе, то читать их запрещается. Более того, это является проявлением многобожия. Необходимо верить в то, что заклинания являются всего лишь причиной и не могут принести пользу без дозволения Аллаха.
2. Заклинания не должны содержать слов, противоречащих шариату, например, молитв, обращенных не к Аллаху, к джиннам и т.п. Такие заклинания запрещены и даже являются проявлением многобожия.
3. Заклинания должны быть ясными и понятными. Не разрешается читать непонятные или шарлатанские заклинания.
Однажды имама Малика, да смилостивится над ним Аллах, спросили: «Можно ли читать заклинания или просить, чтобы тебе прочли заклинания?» Он ответил: «В этом нет ничего плохого, если читаются хорошие слова».
г) Запрещенные заклинания.
Любые заклинания, не удовлетворяющие всем перечисленным ранее условиям, являются запрещенными. Заклинания запрещаются, например, если читающий его или тот, кому его читают, полагает, что оно приносит пользу и воздействует само по себе, или если оно содержит обращения, относящиеся к проявлениям многобожия, неверия или ереси, или если оно является неясным по смыслу.
Вопрос 2. Амулеты.
а) Определение.
Амулетами называются талисманы, бусины, кости и тому подобные предметы, которые вешают на шею и другие части тела для того, чтобы обрести благо или предотвратить зло. Во времена невежества арабы вешали их на детей и полагали, что они защитят их от сглаза.
б) Религиозное постановление.
Ношение амулетов запрещено. Более того, они относятся к проявлениям многобожия, потому что, поступая так, человек связывает свои надежды с амулетом, а не с Аллахом. Никто не способен отвратить зло, кроме Аллаха, и поэтому просить об этом можно только Аллаха или посредством Его имен и качеств.
Передают, что Ибн Мас’уд рассказывал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Заклинания, амулеты и ворожба являются проявлениями многобожия». Этот хадис передали Абу Дауд и аль-Хаким. «Сунан Абу Дауд» (3883), «Мустадрак аль-Хаким» (4/241). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим со-гласился аз-Захаби.
Передают, что Абдуллах бин Укейм рассказывал, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Тот, кто повесил на себя что-то, вверяется этому». Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи и аль-Хаким. «Муснад Ахмад» (4/310), «Сунан ат-Тирмизи» (2072), «Мустадрак аль-Хаким» (4/241). Аль-Хаким назвал хадис достоверным.
Передают, что Укба бин Амир рассказывал, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Тому, кто повесил на себя амулет, пусть Аллах не даст благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину, пусть Аллах не даст покоя». Этот хадис передали Ахмад и аль-Хаким. «Муснад Ахмад» (4/154), «Мустадрак аль-Хаким» (4/240). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согла-сился аз-Захаби.
Передают также, что Укба бин Амир рассказывал, что Пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Кто повесил на себя амулет, тот приобщил сотоварищей к Аллаху». Этот хадис передал Ахмад. «Муснад Ахмад» (4/156), «Мустадрак аль-Хаким» (4/244). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, а Абд ар-Рахман бин Хасан сказал, что его рассказчики заслуживают доверия.
Эти и другие похожие тексты предостерегают от всех амулетов, содержащих элементы многобожия, потому что арабы в основном носили именно такие амулеты. Они были запрещены именно потому, что содержали элементы многобожия и побуждали людей связывать надежды с чем-либо, кроме Всевышнего Аллаха.
в) Богословы разошлись во мнениях относительно ношения амулетов, содержащих аяты из Священного Корана. Одни ученые разрешали носить их, а другие считали это запрещенным и не позволяли вешать на шею коранические аяты для исцеления от недуга. Это мнение является самым правильным по четырем причинам.
Во-первых, запрет на ношение амулетов носит общий характер, и священных текстов, которые бы конкретизировали его, нет.
Во-вторых, это предотвращает еще больший грех, потому что ношение коранических аятов может привести к тому, что люди станут надевать на шею и другие амулеты.
В-третьих, если человек надевает на шею коранические аяты, то он обязательно будет проявлять к ним неуважение при отправлении естественной нужды, подмывании и т.п.
В-четвертых, в мусульманской традиции указывается определенный способ излечения посредством Корана. Это – чтение Корана больному, но не более того.