Сообщение о том, что клятва при купле-продаже приводит к потере благословения в доходе
Суровая угроза тому, кто не покупает и не продает ничего, не поклявшись.
Указание на то, что совершенный грех усугубляется, если у совершившего его нет на то
Причины.
Порицание тех, которые клянутся, когда их не просят об этом.
Похвала Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, трем или четырем поколениям и
Возвещение того, что произойдет после них.
Порицание тех, которые свидетельствуют, но их свидетельства не принимаются.
Салафы запрещали детям свидетельствовать и давать обещания.
Всевышний Аллах сказал:
«...Охраняйте же клятвы ваши!» (Трапеза, 89).
Абу Хурайра рассказывал:
Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Клятва делает то-вар ходким, однако уничтожает
доход от этого [благословение в нем — Ред.]». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. (Аль-
Бухари 4/266, Муслим (1606), Абу Дауд (3335), ан-Насаи 7/246).
Салман рассказывал:
"Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: С
тремя людьми Аллах не будет разговаривать [в день Воскресения — Ред.] и не очистит их [от
грехов. — Ред.] и постигнет их мучительное наказание: это - развратный старикашка,
Заносчивый бедняк и человек, сделавший Аллаха предметом своей торговли: он не покупает
ничего, не поклявшись Аллах, и не продает ничего, не поклявшись Аллахом". Этот хадис передал
Ат-Табарани с достоверным иснадом. («Аль-Кабир» ат-Табари, «Шуаб аль-Иман» аль-Байхаки, аль-
Хайсами 4/78; достоверный хадис).
В "ас-Сахихе" аль-Бухари приводится следующий хадис Имрана ибн Хусейна:
«Посланник Аллаха сказал: Лучшие люди в моей общине - это мое поколение, затем
следующее за ним, а затем - следующее за ним. (Имран продолжил: "Я не помню точно, сколько он
назвал поколений после своего: два или три"). После них же появятся люди, которые будут [ложно
- Ред.] свидетельствовать и их свидетельства не будут приниматься, будут совершать
Предательства, вследствие чего им не будут доверять, будут давать обеты, но не будут
Выполнять их. И они будут жирными». (Аль-Бухари 5/190, 47, 11/212 и 504, Абу Дауд (4657), ат-
Тирмизи (2222) [2223]).
Там же приводится хадис Ибн Масуда о том, что Пророк, да благословит его Аллах и
приветствует, сказал:
Лучшее из людей - это мое поколение, затем - следующее за ним, а затем - следующее за ним.
После них же появятся люди, которые будут клясться раньше, чем приносит свидетельства, и
приносит свидетельства раньше, чем клясться*. (Аль-Бухари 13/16).
Ибрахим [ан-Нахаи. — Ред.} рассказывал: «Когда мы были маленькими, били тех из нас, кто
Засвидетельствовал или давал обещание».
*То есть, они будут торопиться с принесением клятв и свидетельств вследствие слабости их
Веры, стремления к мирской жизни и большого количества грехов. В результате уменьшается их
Страх пред Аллахом и они перестают чувствовать ту большую ответственность, которая ложится на
Человека, приносящего клятву или свидетельство.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТЬДЕСЯТ ВТОРОЙ
Суть клятвы состоит в том, что она подтверждает истинность данного человеком слова,
Обещания или любого другого деяния посредством возвеличивания Творца. Поэтому клясться
Необходимо только именем Аллаха, а клятва чем-либо иным является ширком.
Совершенство же подобного возвеличивания Аллаха состоит в том, что клятва Его именем
Обязательно должна быть правдивой. Наряду с этим, из уважения к Нему не следует злоупотреблять
Частым упоминанием имени Аллаха в клятвах. Ложные и частые клятвы противоречат
Возвеличиванию Аллаха, являющемуся духом таухида.
Глава 63
О ЗАЩИТЕ АЛЛАХА И ЕГО ПРОРОКА,
ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ
РАССМАТГИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Разница между защитой Аллаха и Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и
Защитой мусульман.
2. Наставление всегда выб1.л;ать наименее опасный вариант.
Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Выступайте в поход с именем
Аллаха и во имя Аллаха....
Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: ...сражайтесь против тех, кто не
Верует в Аллаха.
Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: ...сражайся против них,
Испрашивая помощи у Аллаха.
Разница между властью Аллаха и властью мусульманских ученых.
Сподвижн1:К Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, при необходимости мог
Осуществлять власть, однако при этом не знать, соответствует это власти Аллаха или нет.
Великий Аллах сказал:
«Верно выполняйте договор с Аллахом, когда вы его заключили, и не нарушайте клятв
После того, как вы утвердили их: вы сделали Аллаха Поручителем за вас. Поистине, Аллах
знает то, что вы делаете!»* (Пчелы, 91).
*Ибн Касир в своем комментарии к этому аяту писал: «Всевышний Аллах повелел верно
Исполнять обещания и договоры и бережно охранять данные клятвы. Он сказал: «...и не нарушайте
Клятв после того, как вы утвердили их...» (Пчелы, 91). Однако не следует рассматривать этот аят
Отдельно от высказывания Всевышнего: «Не делайте Аллаха предметом ваших клятв...» (Корова,
И Его слов: «Это искупление ваших клятв, которыми вы поклялись. Охраняйте же ваши
клятвы!» (Трапеза, 89). Это значит: «Не оставляйте их без искупления» Не следует также забывать
Слова Пророка, приведенные в обеих «ас-Сахихах»: Клянусь Аллахом, если я поклянусь сделать