Глава качеств сущности (Аллаха) и качеств действия (Аллаха)
1 - حدثنا محمد بن علي ماجيلويه رحمه الله، قال: حدثنا علي بن إبراهيم بن هاشم، عن محمد بن خالد الطيالسي الخزاز الكوفي، عن صفوان بن يحيى، عن ابن مسكان، عن أبي بصير قال: سمعت أبا عبد الله عليه السلام يقول: لم يزل الله عز وجل ربنا والعلم ذاته ولا معلوم، والسمع ذاته ولا مسموع، والبصر ذاته ولا مبصر، و القدرة ذاته ولا مقدور، فلما أحدث الأشياء وكان المعلوم وقع العلم منه على المعلوم والسمع على المسموع، والبصر على المبصر، والقدرة على المقدور، قال: قلت:
فلم يزل الله متكلما؟ قال: إن الكلام صفة محدثة ليست بأزلية، كان الله عز وجل ولا متكلم
1. (179) Передал нам Мухаммад ибн Али Маджилавей, что передал Али ибн Ибрахим ибн Хашим от Мухаммада ибн Халида Тайалиси от Сафвана ибн Йахьи от Ибн Мускана от Абу Басира, что он сказал:
Я слышал, как Имам Садык (А) говорил: «Аллах, наш Господь, - велик Он и свят! – был всегда, и знание (всегда было) Его сущностью, и не было (чего-то) знаемого, и слух был Его сущностью, и не было слышимого, и видение (басар) было Его сущностью, и не было видимого, и сила (кудрат) была Его сущностью, и не было вещей, к которым применима сила. Когда же Он создал вещи, и появилось знаемое, то Его знание исполнилось над знаемым, Его слух – над слышимым, Его видение – над видимым, Его сила – над всеми вещами, которые находятся под этой силой».
Я спросил: «Аллах всегда был говорящим (мутакаллим)?» Он сказал: «Речь – качество преходящее (мухдас), а не вечное. Аллах был, велик Он и свят, но не был говорящим».
2 - حدثنا أبي رضي الله عنه، قال: حدثنا سعد بن عبد الله، قال: حدثنا محمد بن عيسى، عن إسماعيل بن سهل، عن حماد بن عيسى، قال: سألت أبا عبد الله عليه السلام فقلت: لم يزل الله يعلم؟ قال: أنى يكون يعلم ولا معلوم، قال: قلت: فلم يزل الله يسمع؟ قال: أنى يكون ذلك ولا مسموع، قال: قلت: فلم يزل يبصر؟
قال: أنى يكون ذلك ولا مبصر، قال: ثم قال: لم يزل الله عليما سميعا بصيرا، ذات علامة سميعة بصيرة
2. (180) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдуллах, что передал Мухаммад ибн Иса от Исмаила ибн Сахля от Хаммада ибн Исы, что он сказал:
Я спросил у Имама Садыка (А): «Аллах всегда был Знающим?» Он сказал: «Всегда, когда Он был, Он был Знающим, хотя и не было знаемого (то есть творения)». Я спросил: «Аллах всегда был Слышащим?» Он сказал: «Всегда, когда Он был, Он был Слышащим, хотя и не было слышимого». Я спросил: «Аллах всегда был Видящим?» Он сказал: «Всегда, когда Он был, Он был Видящим, хотя и не было видимого». А потом сказал: «Аллах всегда был Знающим, Слышащим, Видящим; Он по сущности Знающий, Слышащий, Видящий».
3 - حدثنا علي بن أحمد بن محمد بن عمران الدقاق رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن أبي عبد الله الكوفي، عن محمد بن إسماعيل البرمكي، قال: حدثنا الفضل بن سليمان الكوفي، عن الحسين بن الخالد، قال: سمعت الرضا علي بن موسى عليهما السلام، يقول: لم يزل الله تبارك وتعالى عليما قادرا حيا قديما سميعا بصيرا، فقلت له: يا ابن رسول الله إن قوما يقولون: إنه عز وجل لم يزل عالما بعلم، وقادرا بقدرة، وحيا بحياة، وقديما بقدم، وسميعا بسمع، وبصيرا ببصر فقال عليه السلام: من قال ذلك ودان به فقد اتخذ مع الله آلهة أخرى، وليس من ولايتنا على شئ، ثم قال عليه السلام:
لم يزل الله عز وجل عليما قادر حيا قديما سميعا بصيرا لذاته، تعالى عما يقول المشركون والمشبهون علوا كبيرا
3. (181) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Аби Абдиллях Куфи от Хусейна ибн Халида, что он сказал:
Я слышал, как Имам Али ибн Муса Реза (А) говорит: «Аллах – велик Он и свят! - всегда был Знающий, Могучим (кадир), Живым, Вечным, Слышащим, Видящим». Я сказал ему: «О, сын Посланника Аллаха! Вот люди говорят, что Он не всегда был Знающий знанием, Могучим силой, Живым жизнью, Вечным вечностью, Слышащим слухом, Видящим видением». Он сказал: «Тот, кто сказал так и верит в это, взял наряду с Аллахом другого бога, и он не имеет ничего общего с нашим руководством (вилаят)». Потом он сказал: «Аллах – велик Он и свят! - всегда был Знающий, Могучим (кадир), Живым, Вечным, Слышащим, Видящим по Своей сущности. Превыше Он того, что говорят многобожники (мушрикун) и уподобляющие (мушаббихун) великим вознесением!»
4 - حدثنا أحمد بن زياد بن جعفر الهمداني رضي الله عنه، قال: حدثنا علي بن إبراهيم بن هاشم، عن أبيه، عن محمد بن أبي عمير، عن هارون بن عبد الملك، قال: سئل أبو عبد الله عليه السلام عن التوحيد، فقال: هو عز وجل مثبت موجود، لا مبطل ولا معدود، ولا في شئ من صفة المخلوقين، وله عز وجل نعوت وصفات، فالصفات له، وأسماؤها جارية على المخلوقين مثل السميع والبصير والرؤوف والرحيم وأشباه ذلك، والنعوت نعوت الذات لا تليق إلا بالله تبارك وتعالى، والله نور لا ظلام فيه، وحي لا موت له، وعالم لا جهل فيه، وصمد لا مدخل فيه، ربنا نوري الذات حي الذات، عالم الذات، صمدي الذات
4. (182) Передал нам Ахмад ибн Зийад ибн Джафар Хамдани, что передал Али ибн Ибрахим ибн Хашим от его отца от Мухаммада ибн Аби Умейры от Харуна ибн Абдульмалика, что он сказал:
Имама Садыка (А) спросили о единобожии (таухид). Он сказал: «Он – велик Он и свят! – Прочный (мусбат), Сущий (мауджуд), не ложный и не подсчитываемый, и нет в Нем ничего от качеств сотворенного. Но у Него – велик Он и свят! – свойства (ну‘ут) и качества (сифат). И Его качества и их названия применяются также и к творениями, как, например, слышащий, видящий, добрый, милосердный и так далее. Свойства же относятся к Его сущности, и не подобают они никому, кроме Аллаха, велик Он и свят. И Аллах есть Свет, в Котором нет никакой тьмы; Живой, Который не умирает; Знающий, в Котором нет никакого незнания; Самодостаточный (самад), в Которого нет входа[90]. Господь наш Свет по Своей сущности, Живой по сущности, Знающий по сущности, Самодостаточный по сущности».
5 - حدثنا محمد بن علي ماجيلويه رحمه الله، قال: حدثني عمي محمد بن أبي القاسم، عن أحمد بن أبي عبد الله البرقي، عن أبيه، عن أحمد بن النضر الخزاز، عن عمرو بن شمر، عن جابر، عن أبي جعفر عليه السلام، قال: إن الله تبارك وتعالى كان ولا شئ غيره، نورا لا ظلام فيه وصادقا لا كذب فيه وعالما لا جهل فيه، وحيا لا موت فيه، وكذلك هو اليوم، وكذلك لا يزال أبدا
5. (183) Передал нам Мухаммад ибн Али Маджилавей, что передал его дядя Мухаммад ибн Аби Касим от Ахмада ибн Аби Абдилляха Барки от его отца от Ахмада ибн Назра Хаззаза от Амру ибн Шимра от Джабира от Имама Бакира (А), что он сказал:
Поистине, Аллах – велик Он и свят! – был, и не было ничего, кроме Него, - Светом, в Котором нет тьмы, Правдивым, в Котором нет лжи, Знающим, в Котором нет незнания, Живым, в Котором нет смерти. И таков Он и сейчас, и таким же будет вечно.
6 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن يحيى العطار، قال: حدثنا الحسين بن الحسن بن أبان، عن محمد بن أورمة، قال:
حدثنا يحيى بن يحيى عن عبد الله بن الصامت، عن عبد الأعلى، عن العبد الصالح موسى بن جعفر عليهما السلام، قال: إن الله - لا إله إلا هو - كان حيا بلا كيف ولا أين، ولا كان في شئ، ولا كان على شئ، ولا ابتدع لمكانه مكانا ولا قوي بعد ما كون الأشياء، ولا يشبهه شئ يكون، ولا كان خلوا من القدرة على الملك قبل إنشائه، ولا يكون خلوا من القدرة بعد ذهابه، كان عز وجل إلها حيا بلا حياة حادثة، ملكا قبل أن ينشئ شيئا ومالكا بعد إنشائه، وليس لله حد، ولا يعرف بشئ يشبهه، ولا يهرم للبقاء، ولا يصعق لدعوة شئ ولخوفه تصعق الأشياء كلها، وكان الله حيا بلا حياة حادثة ولا كون موصوف، ولا كيف محدود ولا أين موقوف ولا مكان ساكن بل حي لنفسه، ومالك لم يزل له القدرة، أنشأ ما شاء حين شاء بمشيته و قدرته، كان أولا بلا كيف، ويكون آخرا بلا أين وكل شئ هالك إلا وجهه، له الخلق والأمر تبارك رب العالمين
6. (184) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Йахья Аттар, что передал Хусейн ибн Хасан ибн Абан от Мухаммада ибн Урама, что передал Йахья ибн Йахья от Абдуллаха ибн Самита от Абдульаля от Имама Мусы ибн Джафара Казыма (А), что он сказал:
Поистине, Аллах – нет бога, кроме Него! – был Живым без «как» и без «где», и Он не был в какой-то вещи или на какой-то вещи, и не создавал для Себя какого-то места. Он не стал сильнее после того, как сформировал вещи, и не подобна Ему никакая из созданных вещей. Он не был лишен власти над Своим царством прежде его построения (инша’), и после его исчезновения не будет лишенным силы (кудрат). Был Он – велик Он и свят! – Богом Живым, когда не было никакой жизни, Владыкой, прежде чем была построена какая-либо вещь (из Его царства), и Владыкой после его построения. Для Аллаха нет пределов, и Он не познается через что-либо подобное Ему, и Он не дряхлеет с течением времен, и для призыва чего-то не поднимает голос[91], но все вещи поднимают голос от страха перед Ним. Аллах был Живым, когда еще не существовало ни жизни, ни бытия описываемого, ни «как» ограниченного, ни «где» пребывающего, ни места покоящегося, но был Он Живым Сам по Себе (по сущности) и Владыкой, чья сила (кудрат) была всегда. Он создал то, что пожелал, когда пожелал, по Своему замыслу (машийа) и по Своей силе. Он был Первым без «как» и будет Последним без «где», и всякая вещь исчезнет, кроме Его лика; Ему принадлежит творение и повеление – пречист Господь миров!
7 - حدثنا محمد بن موسى بن المتوكل رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن يحيى العطار، عن الحسين بن الحسن بن أبان، عن محمد بن أرومة، عن علي بن الحسن بن محمد، عن خالد بن يزيد، عن عبد الأعلى، عن أبي عبد الله عليه السلام قال: اسم الله غير الله، وكل شئ وقع عليه اسم شئ فهو مخلوق ما خلا الله، فأما ما عبرت الألسن عنه أو عملت الأيدي فيه فهو مخلوق والله غاية من غاياه، والمغيى غير الغاية، والغاية موصوفة، وكل موصوف مصنوع، وصانع الأشياء غير موصوف بحد مسمى، لم يتكون فتعرف كينونته بصنع غيره، ولم يتناه إلى غاية إلا كانت غيره، ولا يذل من فهم هذا الحكم أبدا وهو التوحيد الخالص، فاعتقدوه وصدقوه وتفهموه بإذن الله عز وجل ومن زعم أنه يعرف الله بحجاب أو بصورة أو بمثال فهو مشرك لأن الحجاب والمثال والصورة غيره وإنما هو واحد موحد، فكيف يوحد من زعم أنه عرفه بغيره، إنما عرف الله من عرفه بالله فمن لم يعرفه به فليس يعرفه، إنما يعرف غيره، والله خالق الأشياء لا من شئ، يسمى بأسمائه فهو غير أسمائه والأسماء غيره، والموصوف غير الواصف فمن زعم أنه يؤمن بما لا يعرف فهو ضال عن المعرفة، لا يدرك مخلوق شيئا إلا بالله، ولا تدرك معرفة الله إلا بالله، والله خلوا من خلقه، وخلقه خلو منه، إذا أراد الله شيئا كان كما أراد بأمره من غير نطق، لا ملجأ لعباده مما قضى، ولا حجة لهم فيما ارتضى، لم يقدروا على عمل ولا معالجة مما أحدث في أبدانهم المخلوقة إلا بربهم، فمن زعم أنه يقوى على عمل لم يرده الله عز وجل فقد زعم أن إرادته تغلب إرادة الله تبارك الله رب العالمين.
7. (185) Передал нам Мухаммад ибн Муса ибн Мутаваккиль, что передал Мухаммад ибн Йахья Аттар от Хусейна ибн Хасана ибн Абана от Мухаммада ибн Урама от Али ибн Хасана ибн Мухаммада от Халида ибн Йазида от Абдульаля от Имама Садыка (А), что он сказал:
Имя Аллаха – это не Сам Аллах, и всякая вещь, которой соответствует имя, сотворена, кроме Аллаха. И то, что выражают языки и делают руки, – сотворено. Аллах – предел всего, стремящегося к пределу, Сам же не имеет предела. Предел можно описать, а все, что можно описать – создано. Создатель же вещей не поддается описанию, так чтобы Он стал поименованным. Он не был сформирован или произведен, дабы узнать Его признаки по произведению кого-то кроме Него, и всё, что достигает предела, не есть Он.
Тот, кто понял это суждение, не испытает унижения никогда![92] И это – чистое Единобожие (таухид халис): соблюдите его, поверьте в него и поймите его с дозволения Аллаха! Всякий, кто утверждает, будто знает Аллаха через завесу, по Его облику или через какое-то подобие, – многобожник (мушрик). Ибо завеса, облик или подобие - вне Его и не есть Он. Он же суть Единый, Единственный: но как может быть единственным тот, кто познан кем-то вне и кроме Него? Тот, кто познал Аллаха, познал Его через Аллаха; тот же, кто не познал Аллаха через Самого же Аллаха, – тот вовсе не познал Аллаха, но познал нечто другое помимо Аллаха. Нет ничего между Творцом и сотворенным, и Аллах – Творец всех вещей из ничего[93]. Аллах именуется именами, но Он не есть эти имена, и имена не есть Он[94], и описанный не есть описывающий. Каждый, кто думает, что верит в то, чего не знает, сбился с (пути) познания. Творения не познают что-либо, иначе как через (с помощью) Аллаха, и познание Аллаха не достигается, иначе как через Аллаха. И Аллах есть нечто иное, нежели Его творение, и творение есть нечто иное, нежели Аллах[95]. Если Аллах желает что-то, это возникает так, как Он желает по Его повелению без слов и речи, и нет у Его рабов прибежища от Его решения, и нет у них довода (худжжат) о том, чем Он удовлетворился[96], и они не способны ни к какому деянию и не могут исправить даже то, что есть в их сотворенных телах, кроме как с помощью их Господа. И тот, кто думает, будто способен к действию, которого не желает Аллах – велик Он и свят! – тот думает, что его воля сильнее воли Аллаха. Пречист Аллах, Господь миров!
8 - حدثنا محمد بن علي ماجيلويه رضي الله عنه، قال: حدثني عمي محمد بن أبي القاسم، قال: حدثني محمد بن علي الصيرفي الكوفي، قال: حدثني محمد بن سنان، عن أبان بن عثمان الأحمر، قال: قلت للصادق جعفر بن محمد عليهما السلام: أخبرني عن الله تبارك وتعالى لم يزل سميعا بصيرا عليما قادرا؟ قال: نعم، فقلت له: إن رجلا ينتحل موالاتكم أهل البيت يقول: إن الله تبارك وتعالى لم يزل سميعا بسمع وبصيرا ببصر وعليما بعلم وقادرا بقدرة، فغضب عليه السلام، ثم قال: من قال ذلك و دان به فهو مشرك وليس من ولايتنا على شئ، إن الله تبارك وتعالى ذات علامة سميعة بصيرة قادرة
8. (186) Передал нам Мухаммад ибн Али Маджилавей, что передал его дядя Мухаммад ибн Аби Касим, что передал Мухаммад ибн Али Сайрафи Куфи, что передал Мухаммад ибн Синан от Абана ибн Усмана Ахмара, что он сказал:
Я сказал Имаму Садыку (А): «Сообщи мне об Аллахе: Он всегда был Слышащим, Видящим, Знающим, Сильным?» Он сказал: «Да». Я сказал: «Вот, один человек, который притязает на дружбу с вами, Ахль уль-Бейт, говорит, что Аллах – велик Он и свят! – всегда был Слышащим слухом, Видящим взором, Знающим через знание, Сильным через силу». Он сказал: «Тот, кто говорит так и верит в это, – многобожник (мушрик) и не относится к нашему руководству (вилаят) ни в чем. Поистине, Аллах по Своей сущности Всезнающий, Слышащий, Видящий, Сильный»[97].
9 - حدثنا حمزة بن محمد العلوي رحمه الله، قال: أخبرنا علي بن إبراهيم، عن محمد بن عيسى بن عبيد، عن حماد، عن حريز، عن محمد بن مسلم، عن أبي جعفر عليه السلام أنه قال: من صفة القديم أنه واحد، أحد، صمد، أحدي المعنى، وليس بمعان كثيرة مختلفة، قال: قلت: جعلت فداك يزعم قوم من أهل العراق أنه يسمع بغير الذي يبصر، ويبصر بغير الذي يسمع، قال: فقال: كذبوا وألحدوا و شبهوا، تعالى الله عن ذلك، إنه سميع بصير، يسمع بما يبصر، ويبصر بما يسمع، قال: قلت: يزعمون أنه بصير على ما يعقلونه، قال: فقال: تعالى الله إنما يعقل ما كان بصفة المخلوقين، وليس الله كذلك
9. (187) Передал нам Хамза ибн Мухаммад Алави, что передал Али ибн Ибрахим от Мухаммада ибн Исы ибн Убейды от Хаммада от Хариза от Мухаммада ибн Муслима от Имама Бакира (А), что он сказал:
«Из качеств Вечного – то, что Он Единый, Единственный, Самодостаточный (самад), Единый по смыслу, а не содержащий многие различающиеся смыслы». Я сказал: «Да буду я твоей жертвой, вот некоторая группа из людей Ирака считает, будто Он слышит чем-то другим, нежели то, чем Он видит, и видит чем-то другим, нежели то, чем Он слышит». Он сказал: «Они солгали, отступили от религии и уподобили Его (тому, что не есть Он): Аллах превыше этого! Поистине, Он Слышащий, Видящий: слышит тем же, чем и видит, и видит тем же, чем и слышит». Я сказал: «Они думают, что Он Видящий так, как они это себе представляют своим разумом». Он сказал: «Пречист Аллах! Они, поистине, представляют своим разумом только то, что присуще качествам сотворенного, но Аллах не таков».
10 - حدثنا محمد بن موسى بن المتوكل رحمه الله، قال: حدثنا علي بن إبراهيم عن أبيه، عن العباس بن عمرو، عن هشام بن الحكم، قال في حديث الزنديق الذي سأل أبا عبد الله عليه السلام أنه قال له: أتقول: إنه سميع بصير؟ فقال أبو عبد الله عليه السلام: هو سميع بصير، سميع بغير جارحة، وبصير بغير آلة، بل يسمع بنفسه ويبصر بنفسه، وليس قولي: إنه يسمع بنفسه أنه شئ والنفس شئ آخر، ولكني أردت عبارة عن نفسي إذ كنت مسؤولا، وإفهاما لك إذ كنت سائلا، فأقول: يسمع بكله، لا أن كله له بعض، ولكني أردت إفهامك والتعبير عن نفسي، وليس مرجعي في ذلك إلا إلى أنه السميع البصير العالم الخبير بلا اختلاف الذات ولا اختلاف المعنى
10. (188) Передал нам Мухаммад ибн Муса ибн Мутаваккиль, что передал Али ибн Ибрахим от его отца от Аббаса ибн Амру от Хишама ибн Хакама, что он привел в хадисе «безбожник (зиндык)» вопрос к Имаму Садыку (А): «Утверждаешь ли ты, что Он – Слышащий, Видящий?». Имам Садык (А) сказал:
Он – Слышащий, Видящий: Слышащий не частями тела и Видящий без каких-либо средств. Но Он слышит Самим Собой[98] и видит Самим Собой. Однако то, что я сказал сейчас, не означает, будто Он слышит Самим Собой и видит Самим Собой, так что Он и Его самость есть нечто отдельное друг от друга. Я привел такое выражение, подобное тому, что используется, когда один является спрашиваемым, а другой спрашивающим, и первый говорит второму: «Я весь слух». Здесь не подразумевается, что он есть некое всё, состоящее из частей, но просто общее выражение, и смысл его только в том, что Он есть Слышащий, Видящий, Знающий, Сведующий, без различия в сущности и значении[99].
11 - حدثنا أحمد بن محمد بن يحيى العطار رحمه الله، عن أبيه، عن أحمد بن محمد، عن الحسين بن سعيد، عن القاسم بن محمد، عن عبد الصمد بن بشير، عن فضيل ابن سكرة، قال: قلت لأبي جعفر عليه السلام: جعلت فداك إن رأيت أن تعلمني هل كان الله جل ذكره يعلم قبل أن يخلق الخلق أنه وحده؟ فقد اختلف مواليك، فقال بعضهم: قد كان يعلم تبارك وتعالى أنه وحده قبل أن يخلق شيئا من خلقه، و قال بعضهم، إنما معنى يعلم يفعل، فهو اليوم يعلم أنه لا غيره قبل فعل الأشياء، وقالوا: إن أثبتنا أنه لم يزل عالما بأنه لا غيره فقد أثبتنا معه غيره في أزليته، فإن رأيت يا سيدي أن تعلمني ما لا أعدوه إلى غيره، فكتب عليه السلام: ما زال الله تعالى عالما تبارك وتعالى ذكره
11. (189) Передал нам Ахмад ибн Мухаммад ибн Йахья Аттар от его отца от Ахмада ибн Мухаммада от Хусейна ибн Саида от Касима ибн Мухаммада от Абдуссамада ибн Башира от Фузейла ибн Суккара, что он сказал:
Я написал Имаму Бакиру (А): «Да буду я твоей жертвой, если пожелаешь, научи меня: знал ли Аллах – да святится Его поминание! – до создания Своего творения, что Он Один? Твои последователи разошлись: одни говорят, что Он знал о Своем единстве прежде чем создал творение, другие же утверждают, что значение “знания” состоит в “действии”, а потому Он (лишь) сегодня знает, что Он был Один до создания творения. Они говорят: “Если мы установим, что Он был знающим о том, что нет чего-то, помимо Него, то мы тем самым установим, что нечто было наряду с Ним от вечности”[100]. И вот, если ты пожелаешь, о мой господин, научить меня в этом вопросе, то я буду стоять на этом».
И он написал: «Аллах всегда был Знающим, да святится Его поминание!»
12 - أبي رحمه الله قال: حدثنا محمد بن يحيى العطار، عن محمد بن الحسين بن أبي الخطاب، عن ابن أبي عمير، عن هشام بن سالم، عن محمد بن مسلم، عن أبي - جعفر عليه السلام، قال: سمعته يقول: كان الله ولا شئ غيره، ولم يزل عالما بما كون. فعلمه به قبل كونه كعلمه به بعد ما كونه
12. (190) Передал нам наш отец, что передал Мухаммад ибн Йахья Аттар от Мухаммада ибн Хусейна ибн Аби Хаттаба от Ибн Аби Умейры от Хишама ибн Салима от Мухаммада ибн Муслима от Имама Бакира (А), что он сказал:
Аллах был, и не было ничего, кроме Него. И Он всегда был Знающим о том, что создал. Его знание о нем (творении) было прежде его бытия, и было оно (прежде бытия творения) таким же, как и Его знание о нем после того, как Он его создал.
13 - حدثنا أحمد بن محمد بن يحيى العطار رضي الله عنه، قال: حدثنا سعد ابن عبد الله، عن أيوب بن نوح أنه كتب إلى أبي الحسن عليه السلام يسأله عن الله عز وجل أكان يعلم الأشياء قبل أن خلق الأشياء وكونها، أو لم يعلم ذلك حتى خلقها وأراد خلقها وتكوينها، فعلم ما خلق عندما خلق وما كون عندما كون؟ فوقع عليه السلام بخطه: لم يزل الله عالما بالأشياء قبل أن يخلق الأشياء كعلمه بالأشياء بعد ما خلق الأشياء
13. (191) Передал нам Ахмад ибн Мухаммад ибн Йахья Аттар, что передал Саад ибн Абдиллях от Айуба ибн Нуха: