То Аллах не дает вам никакого пути против них

سَتَجِدُونَ ءَاخَرِينَ يُرِيدُونَ أَن يَأْمَنُوكُمْ وَيَأْمَنُواْ قَوْمَهُمْ كُلَّمَا رُدُّواْ إِلَى الْفِتْنِةِ أُرْكِسُواْ فِيِهَا فَإِن لَّمْ يَعْتَزِلُوكُمْ وَيُلْقُواْ إِلَيْكُمُ السَّلَمَ وَيَكُفُّواْ أَيْدِيَهُمْ فَخُذُوهُمْ وَاقْتُلُوهُمْ حَيْثُ ثِقِفْتُمُوهُمْ وَأُولَـئِكُمْ جَعَلْنَا لَكُمْ عَلَيْهِمْ سُلْطَاناً مُّبِيناً

(91)Вы найдете других, которые захотят быть верными вам и верными своему народу. Всякий раз как их повернут к смуте, они будут ввергнуты туда. И если они не отойдут от вас, и не предложат вам мира, и не удержат своих рук, то берите их и избивайте,

где бы ни встречали вы их. Над этими Мы дали вам явную власть!

Аллах критикует разделения верующих на два мнения по поводу лицемеров.

Есть разные мнения по поводу причины ниспослания этого аята.

Так имам Ахмад передаёт от Зайда ибн Сабита,

что когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выступил с войском к Ухуду, часть людей вернулась обратно. Сподвижники посланника Аллаха разделились на два мнения по поводу этих людей. Одна группа утверждала, что их следует убить, а вторая утверждала, что убивать их не следует, ибо они верующие. Тогда Аллах ниспослал аят:

﴿فَمَا لَكُمْ فِى الْمُنَـافِقِينَ فِئَتَيْنِ﴾ Почему же вы в отношении лицемеров - две партии?

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал тогда:

«إِنَّهَا طَيْبَةُ، وَإِنَّهَا تَنْفِي الْخَبَثَ، كَمَا يَنْفِي الْكِيرُ خَبَثَ الْحَدِيد»

«Она (Медина)– чистая, она выводит грязь(недобрых людей)подобно кузнечному меху, что выдувает окалину из железа».(Этот хадис приводится в двух Сахихах[278].)

Ибн Исхак упоминает, что перед битвой при Ухуде Абдулла ибн Убай ибн Сулюль

вернулся с третью войска. Т.е. вернулось триста человек, а посланник Аллаха

(да благословит его Аллах и приветствует) остался с с группой в четыреста бойцов.

Аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас сказал: «Этот аят был ниспослан по поводу неких людей, которые говорили, что они приняли ислам, хотя были в союзе с многобожниками. Они выехали из Мекки по своим делам со словами: «Если мы встретим людей Мухаммада, то они не причинят нам зла. Когда верующие услышали о том, что эти люди выехали из Мекки, разделились на два мнения. Одна группа стала говорить: «Поскакали к этим

трусам и убьём их, ведь они помогают вашему врагу против вас!» другая группа сказала:

«Пречист Аллах! Неужели вы станете убивать людей, которые утверждают то же, что и вы только по тому, что они не переселились и не покинули свои дома? Вы хотите нарушить неприкосновенность их крови и имущества?» Так спорили эти группы, а посланник Аллаха не удерживал никого из них ни от чего. Тогда был ниспослан аят: ﴿فَمَا لَكُمْ فِى الْمُنَافِقِينَ فِئَتَيْنِ﴾

Почему же вы в отношении лицемеров - две партии?

Слово Аллаха: ﴿وَاللَّهُ أَرْكَسَهُمْ بِمَا كَسَبُواْ﴾ Аллах низверг их за то, что они приобрели

– вверг их в заблуждение. ﴿بِمَا كَسَبُواْ﴾ За то, что они приобрели

– по причине их грехов, противоречий с посланником и следования за ложью.

﴿أَتُرِيدُونَ أَن تَهْدُواْ مَنْ أَضَلَّ اللَّهُ وَمَن يُضْلِلِ اللَّهُ فَلَن تَجِدَ لَهُ سَبِيلاً﴾

Не хотите ли вы вывести на прямой путь тех, кого сбил Аллах?

Ведь, если кого Аллах сбил, для того не найдешь дороги! – т.е.

нет им пути к руководству и нет им указателя к нему.

Слово Аллаха: ﴿وَدُّواْ لَوْ تَكْفُرُونَ كَمَا كَفَرُواْ فَتَكُونُونَ سَوَآءً﴾

Они хотели бы, чтобы вы оказались неверными, как были неверными они,

и вы бы оказались одинаковыми – т.е. они хотят ввергнуть вас в заблуждении,

дабы вы сравнялись с ними. И всё это по причине их сильнейшей ненависти и вражды к вам.

Поэтому Аллах сказал: ﴿فَلاَ تَتَّخِذُواْ مِنْهُمْ أَوْلِيَآءَ حَتَّى يُهَاجِرُواْ فِى سَبِيلِ اللَّهِ فَإِنْ تَوَلَّوْا﴾

Не берите же из них друзей, пока не выселятся по пути Аллаха;

если же они отвратятся – если они оставят переселение,согласно мнению ибн Аббаса. Ас-Судди сказал: «Т.е. если они явно выразят своё неверие».

﴿ فَخُذُوهُمْ وَاقْتُلُوهُمْ حَيْثُ وَجَدتُّمُوهُمْ وَلاَ تَتَّخِذُواْ مِنْهُمْ وَلِيّاً وَلاَ نَصِيراً﴾

То схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их.

И не берите из них ни друзей, ни помощников – т.е. пока они в таком состоянии,

не обращайтесь к ним за помощью против вашего врага.

Затем Аллах сделал исключение из числа этих людей: ﴿إِلاَّ الَّذِينَ يَصِلُونَ إِلَى قَوْمٍ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُمْ مِّيثَـاقٌ﴾

Кроме тех, которые связаны с народом, между которым и вами есть союз – кроме тех, кто примкнул к племени или народу с которым у вас есть мирный договор или договор о покровительстве. Тогда вы должны относиться к ним,как вы поступаете с тем народом.

Это мнение ас-Судди, ибн Зайда и ибн Джарира.

В Сахихе аль-Бухари упоминается мирный договор с курайшитами при Худайбии.

В договоре говорилось, что тот, кто хочет заключить союз с курайшитами, мог сделать это беспрепятственно, а кто хотел заключить договор с Мухаммадом и его сподвижниками,

мог сделать это. Ибн Аббас сообщает, что позже этот аят был отменён аятом:

﴿فَإِذَا انسَلَخَ الأَشْهُرُ الْحُرُمُ فَاقْتُلُواْ الْمُشْرِكِينَ حَيْثُ وَجَدتُّمُوهُمْ﴾ Когда же завершатся запретные

месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили. (9:5)

Слово Аллаха: ﴿ أَوْ جَآءُوكُمْ حَصِرَتْ صُدُورُهُمْ أَن يُقَـاتِلُونَكُمْ أَوْ يُقَـاتِلُواْ قَوْمَهُمْ﴾

Или они пришли к вам, а груди их стеснены, чтобы сражаться с вами

или сражаться с их народом – это другое исключение, следует воздержаться с людьми такого типа. Это те, которых толкают сражаться с вами, но их груди стеснены от этого,

они также не решаются выступить против своего народа. Они не с вами и не против вас.

﴿وَلَوْ شَآءَ اللَّهُ لَسَلَّطَهُمْ عَلَيْكُمْ فَلَقَـاتَلُوكُمْ﴾

А если бы Аллах хотел, Он дал бы им власть над вами, и они бы сражались с вами

– по Своей милости Он удержал их от сражения с вами.

﴿فَإِنِ اعْتَزَلُوكُمْ فَلَمْ يُقَاتِلُوكُمْ وَأَلْقَوْا إِلَيْكُمُ السَّلَمَ﴾

А если они отойдут от вас, не сражаясь с вами, и предложат вам мир – перемирие.

﴿فَمَا جَعَلَ اللَّهُ لَكُمْ عَلَيْهِمْ سَبِيلاً﴾ То Аллах не дает вам никакого пути против них

– в таком случае вам не позволено воевать против них до тех пор, пока они в таком

состоянии. В таком положении была группа людей из племени Бану Хашим,

которые выступили с многобожниками в день битвы при Бадре. Они присутствовали на сражении, но они не желали этого. Одним из таких был Аббас, поэтому пророк

(да благословит его Аллах и приветствует) запретил убивать его, поэтому его пленили.

Слово Аллаха: ﴿سَتَجِدُونَ ءَاخَرِينَ يُرِيدُونَ أَن يَأْمَنُوكُمْ وَيَأْمَنُواْ قَوْمَهُمْ﴾

Наши рекомендации