Вера в Пророка Мухаммада, соляллаху алейхи ва саллям
Имам Абу Джа'фар ат-Тахави (239-321 гг. по хиджре)
Акыда ат-Тахавийя
Предисловие имама ат-Тахави, разыАллаху анху:
"Это разъяснение вероубеждения Ахлю-с-Сунна Валь-Джама'а, как его передали [нам] ученые этой общины Абу Ханифа ан-Ну'ман ибн Сабит аль-Куфи, Абу Юсуф Якуба ибн Ибрахим аль-Ансари и Абу Абдулла Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, разыАллаху анхум аджма'ин. [И это разъяснение] определяет основы исламских убеждений и принципов покорности Аллаху, Господу миров [как это и исповедовали упомянутые имамы]".
Разъяснение.
Здесь имам ат-Тахави четко и ясно даёт понять, что в этой книге он передаёт и разъясняет убеждения большинства мусульман или Победоносной Общины - Ахлю-с-Сунна валь-Джама'а. Эта книга была написана тогда, когда появилось множество сект, которые стали распространять свои заблуждения. И имамы Ахлю-с-Сунна встали на защиту таухида и того, с чем пришёл Пророк, солляллаху алейхи ва саллям. Они, опираясь на Коран и Сунну, отвергли всякие попытки выдать ложь за истину.
Имам Тахави говорит, что это истинная акыда, которой должен придерживаться каждый мусульманин, чтобы избежать вечного банкротства в будущей жизини.
Разъясняя убеждения Ахлю-с-Сунна валь-Джама'а, имам ат-Тахави ссылается на трёх имамов свеого времени - имама Абу Ханифу, Кади Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани, разыАллаху анхум.
Эти три имама наряду с другими имамами были среди первых, кто строго следовал Корану и Сунне и установил правила, на которые опираются Ахлю-с-Сунна в акыде, фикхе и манхадже.
Таухид.
Имам ат-Тахави, разыАллаху анху, продолжает:
Мы говорим о единстве Аллаха (таухид), веря с Его помощью, что:
1. Он Един, и нет у Него сотоварищей.
Разъяснение:
Имам ат-Тахави, разыАллаху анху, начал с упоминания таухида потому, что таухид - это основа спасения в Вечности.
Здесь можно выделить три момента:
1. Таухид - абсолютная и самая важная цель в жизни.
2. Все пророки и посланники Аллаха, начиная с Адама и до Пророка Мухаммада, алейхиму ссоляту ва ссалям, пришли с таухидом для его распространения и ради него.
3. Для каждого мукалляфа таухид становится обязательным с того момента, как он вошел в число мукалляфов.
Имам ат-Тахави, разыАллаху анху, продолжает:
2. Нет ничего, подобного Ему.
Разъяснение:
Это самое важное правило таухида.
Оно основано на аяте Корана1:
ليس كمثله شيء
Смысл этого аята: "Нет ничего, подобного Ему".
Он никоим образом не похож ни на что. Уподобление Аллаха творению каким бы то ни было образом - будь то попытка вообразить или представить Его или Его сифаты - это противоречит таухиду и выводит человека из Ислама. Краегоульный камень миссии пророков, начиная с Адама и до Пророка Мухаммада, алейхиму ссоляту ва ссалям, - это самое правило, то есть они доносят до людей, что Творец не подобен творениям. И Аллах посылал к людям пророков потому, что люди отходили от таухида и поклонялись творениям. Тогда приходили пророки и доносили до людей, что Творец никоим образом не похож на творения.
Абсолютное отрицание подобия включает в себя отрицание всякого подобия, то есть это отрицание включает в себя и отрицание частичного подобия. Этого достаточно всякому разумному человеку с незапятнанной фитрой.
Имам ат-Тахави, разыАллаху анху, продолжает:
3. Нет ничего, что может пересилить или превозмочь Его.
Аллах сказал2:
Смысл: «Неужели они потеряли разум и не понимают, что Тот, кто сотворил небо и землю в таком величайшем масштабе, может воскресить людей - маленьких и слабых? Да, Он способен всё творить. Он - Творец, Могучий, Мудрый, и Его знание объемлет всё сущее».
Имам ат-Тахави, разыАллаху анху, продолжает:
4. Нет иного божества, кроме Него.
Аллах сказал3:
Смысл: «Аллах - Един. Нет божества, кроме Аллаха. Всё на свете - Его творение, и устройство мира свидетельствует об этом. Он - Живой, Сущий, Бессмертный, хранит существование всего мира и управляет им».
Имам ат-Тахави, разыАллаху анху, продолжает:
5. Он Предвечный без начала, Вечный без конца.
Аллах сказал4:
Смысл: «Он - существовавший прежде, чем сотворена любая вещь, Вечный, остающийся после гибели и исчезновения всякой вещи, Скрытый, Которого не постигают взоры, а Он полностью знает всякую вещь - явную и скрытую».
Имам ат-Тахави, разыАллаху анху, продолжает:
6. Он никогда не исчезнет и никогда не прекратится Его Бытие.
Аллах сказал5:
Смысл: «Полагайся на Аллаха Живого, который никогда не умрёт, восхваляй Его, Всемогущего, Безупречного и прославляй с признательностью за Его блага, дарованные тебе, и не обращай внимания на неверных. Ведь Аллах ведает всё о них и воздаст им за их грехи».
Имам ат-Тахави, разыАллаху анху, продолжает:
7. Ничего не происходит, кроме того, что Он пожелает.
Аллах сказал6:
Смысл: «Поистине, Аллах Мудр и делает то, что пожелает».
Имам ат-Тахави, разы Аллаху анху, продолжает:
8. Никакое воображение не может постичь Его, и никакое понимание не охватывает Его.
Смысл: «А Аллах Всевышний ни в чём не нуждается, и Ему не нужен сын. Ведь Он - Всемогущий, Великий и Мудрый. Ему не нужен помощник».
Аллах сказал7:
ليس كمثله شيء
Смысл этого аята: "Нет ничего, подобного Ему".
Ислам акцентирует внимание на этом очень важном положении таухида, так как его нарушение разрушает таухид8. Мы сотворены, и наше воображение тоже сотворено. Сотворенное воображение не может представить Творца, Который не сотворён. Иначе говоря, нечто несовершенное не может охватить воображением совершенство. Творца нельзя представить тварным воображением тварного существа.
Имам Зун-Нун аль-Мисри, рахимахуллах, сказал:
«Как бы вы ни представили себе Аллаха, Он отличается от этого [того, что вы представили]». Мы не можем представить себе даже законы физики, которые созданы Аллахом, не можем представить себе молекулы и клетки. Как же мы можем вообразить совершенного Творца, Который не создан?
Имам ат-Тахави, разыАллаху анху, продолжает:
9. Он не имеет сходства с сотворенным.
Разъяснение:
Аллах никоим образом не похож ни на какое творение – это один основных принципов Исламского таухида.
Здесь надо упомянуть, что некоторые заблудшие группы различают абсолютное подобие (тамсиль) и частичное подобие (ташбих) и утверждают, что между Аллахом и творениями имеет место частичное подобие.
Ответ на это:
Во-первых, абсолютное отрицание подобия включает в себя отрицание всякого подобия, то есть это отрицание включает в себя и отрицание частичного подобия. Этого довода достаточно всякому разумному человеку с незапятнанной фитрой.
Во-вторых, есть далиль из Сунны, отрицающий также и частичное подобие Аллаха творениям.
Смысл об абсолютном неподобии Аллах пришел также в хадисах и в словах саляфов:
1. От Абу ибн Ка`ба передают, что язычники пришли к Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, и сказали: «Опиши своего Господа», - и затем было ниспослано (смысл): «Скажи [Мухаммад]: «Он - Аллах Единый, Аллах Неизменный». Неизменный, Который «не рождает и не рожден», ибо все, что рождено, - умрет, а все, что умрет, будет воскрешено. Поистине, Аллах не умрет и не будет воскрешен. «И нет Ему подобного». И сказал [Пророк, солляллаху алейхи ва саллям]: «Нет схожего (шабих) с Ним, и нет ничего равного (‘идль) Ему. И нет ничего, подобного ему». Тирмизи. Это достоверный хадис.
2. Передают от Ибн Аббаса его тафсир аята: «И знаешь ли ты подобного Ему (в именах)?»: "Знаешь ли ты подобного (мисль) Аллаху или схожего (шибх) c Ним?"9
Поэтому всякий, кто утверждает какое бы то ни было подобие между Творцом и сотворённым, идёт против Корана и Сунны.
Имам ат-Тахави, разыАллаху анху, продолжает:
10. Он Живой, и смерть не постигает Его, Он Вечный (аль-Кадим), и сон никогда не одолевает Его.
Аллах сказал10:
Смысл: «Он - вечно Живой. Поистине, нет бога, кроме Него! Взывайте к Нему и искренне поклоняйтесь Ему! Только Он имеет полное право на восхваление, поскольку Он - Господь всех созданий».
Имам ат-Тахави, разыАллаху анху, продолжает:
11. Он творит без нужды в этом (без нужды в творении).
Разъяснение:
Никто не характеризуется способностью творить, кроме Аллаха.
Аллах сказал11:
Смысл: «Скажи им, о пророк: "Аллах Всевышний сотворил всё, что в небесах и на земле. Только Он сотворил и только Ему, Единому, надо поклоняться. Он Всемогущ и над каждой вещью мощен».
Аллах сказал12:
Смысл: «Разве есть иной Творец, кроме Аллаха?»
Имам ат-Тахави, разы Аллаху анху, продолжает:
12. Он - Дарующий пропитание Своим творениям. И Он не прилагает при этом никаких усилий и не испытывает трудностей.
Аллах сказал13:
Смысл: «Аллах - наилучший из тех, кто даёт удел».
Аллах наделяет уделом все творения, и это для Него не связано ни с какими трудностями или приложением усилий.
Имам ат-Тахави, разыАллаху анху, продолжает:
13. Он умерщвляет без опасения и возвращает к жизни (воскрешает) без труда.
Аллах сказал14:
Смысл: «Аллах - Тот, кто даровал вам жизнь, и потом Он умертвит вас, когда настанет ваш день, и вновь Он оживит вас в Судный день для расчёта и воздаяния. Поистине, несмотря на все эти блага и доводы, человек не благодарит Аллаха за милости, даруемые ему».
Аллах сказал15:
Смысл: «…Судный день наступит, - нет сомнения в этом - и это будет выполнением Его обещания. Ведь Аллах оживит тех, кто в могилах, для воздаяния и наказания».
Имам ат-Тахави, разыАллаху анху, продолжает:
14. Он всегда существовал вместе со Своими атрибутами еще до акта творения. Акт творения не добавил ничего к Его атрибутам. Как Он существовал со всеми Своими атрибутами в предвечности, так и будет Он существовать Вечно.
Аллах сказал16:
Смысл: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе во всём. Только Аллах не нуждается ни в чём. Он - Достохвальный и Преславный и заслуживает постоянного восхваления».
Аллах существовал вечно без начала. Всякое начало подразумевает наличие некой точки во времени. Создатель времени - Аллах, Он существовал до того, как сотворил время, следовательно, у Него не может быть начала.
Имам аль-Бухари, рахимахуллах, в «Сахихе» передал хадис: «Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:
كن اللّه ولم يكن شيء غيره
Смысл: "Аллах существовал в Вечности, когда ничего ещё не существовало"
Так ответил Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, на вопрос людей из Йемена о начале мира.
"Ничего" в тексте хадиса означает "абсолютно ничего". Был Аллах и абсолютно ничего не было, кроме Аллаха. Затем реализовалось предвечное желание Аллаха сотворить мир, и Он его сотворил.
Этот хадис устанавливает ясное правило таухида - Творец отличается от творения тем, что Он не имеет начала. Наличие начала связано со временем, а время сотворил Аллах. То же самое относится к пространству и времени - Аллах создал их, и до этого момента их не существовало. Поэтому ни пространственные, ни временные характеристики не могут применяться в отношении Аллаха.
Как мы уже говорили, после сотворения мира ничего не прибавилось ни к Сущности Аллаха, ни к Его сифатам, и такого не могло произойти в принципе.
Как Он существовал в Вечности до создания творений, так Он и существует после создания творений, без каких-либо изменений (как в Сущности, так и в атрибутах).
Имам ат-Тахави, разыАллаху анху, продолжает:
15. Аллах приобрел имя «Творец» не после акта творения - Он всегда был Творцом. И Он приобрел имя «Создатель» не после акта создания - Он всегда был им.
Аллах сказал17:
Смысл: «Он - Аллах, Творец, Который сотворил все вещи из небытия без подобия и создал их наилучшим образом. Он придаёт вещам облик, который Он пожелает. Он - Обладатель "аль - асма - аль - хусна" (самых прекрасных имён)! Его славит то, что в небесах и на земле, отвергая от Него всё, что не подобает Его величию. Он - Великий, Всемогущий, Мудрый во всём, что устроил и предписал».
В этом аяте говорится о том, что Аллах всегда был Творцом - еще до создания творений. Это значит, что он был Творцом изначально, а не приобрёл это качество или имя после создания творений.
Аллах и Его атрибуты после акта творения не изменились никоим образом, будь то прибавлением каких-то качеств и характеристик или как-то иначе.
Имам ат-Тахави, разыАллаху анху, продолжает:
16. Он всегда был Господом, даже когда не было ничего, над чем Он мог бы быть Господом, и всегда был Творцом, когда еще не было творений.
Аллах сказал18:
Смысл: «Все виды прекраснейшей хвалы Аллаху Единому за всё, что Он предопределил для Своих рабов! Вся слава Аллаху - Творцу и Господу обитателей миров».
Имам ат-Тахави, разыАллаху анху, продолжает:
17. Он - Воскрешающий из мертвых [еще до воскрешения]. Ему присущ сифат «Воскрешающий» ещё до воскрешения [кого-либо]. И это подобно тому, как Он был Творцом еще до сотворения всего сущего.
Аллах сказал19:
Смысл: «Посмотри (о Мухаммад!) на дождь и его следы и поразмысли, как Аллах оживляет землю растениями, после того как она высохла и была безжизненна. Тот, кто может оживлять землю после её смерти, может оживить и мёртвых людей. Он властен над всякой вещью».
Аллах был Творцом ещё до сотворения сущего, и он Воскрешающий ещё до воскрешения сущего (после того, как умертвит всё). Жизнь и смерть – это творения Аллаха и они подчинены Его Воле, как и всё сущее.
Имам ат-Тахави, разыАллаху анху, продолжает:
18. Это потому, что Он над всем властен. Всё нуждается в Нём. Всё легко для Него. И Он не нуждается ни в чем. "Нет ничего, подобного Ему, Он - Слышащий, Видящий"20.
Имам ат-Тахави, разыАллаху анху, продолжает:
19. Он сотворил всё сущее согласно Своему [Вечному] Знанию.
20. Он предопределил судьбы всех Своих творений.
21. Он установил им определённые сроки жизни.
22. Ничего о творениях не было сокрыто от Него до того, как Он сотворил их. Он знал всё, что они сделают в будущем, ещё до того, как создал их.
23. Аллах приказал им повиноваться Себе и запретил ослушание Себе.
24. Все происходит по Его Решению и Воле. Его Воля [всегда] свершается. Воля творений не может пересилить Его Волю. Что Он пожелает для своих творений - происходит, чего не желает - не происходит.
25. Он ведет по прямому пути кого пожелает, и защищает творения, и охраняет их от вреда по Своей Милости. Он сбивает с пути кого пожелает, и унижает, и причиняет страдания по Своей Справедливости.
26. Все творения подвластны Его Воле, находясь между Его Милостью и Его Справедливостью.
27. Он превыше того, чтобы иметь противоположного или равного Себе.
28. Никто не может отвратить Его предопределение, или обратить вспять Его повеление, или пересилить Его распоряжение.
29. Мы верим во всё это и убеждены, что всё исходит от Него.
Вера в Пророка Мухаммада, соляллаху алейхи ва саллям.
30. И мы убеждены, что Мухаммад, солляллаху алейхи ва саллям, - Его избранный раб, пророк и Его посланник, которым Он доволен.
30. И что он - Печать пророков, и имам богобоязненных, и самый благородный из всех посланников, возлюбленный Господа миров.
31. Любое притязание на пророчество после него - ложь и заблуждение.
32. Он был послан ко всем джиннам и ко всему человечеству, с истиной и руководством, светом и озарением.