Иса является также и духом от Аллаха
Знание блага веры в Рай и адский Огонь.
18. Значение выражения «...в соответствии с делами его»***.
Знание того, что весы имеют две чаши.
Значение выражения «лик Аллаха».
*Многие люди ошибочно понимают хадисы о том, что сказавший «нет божества, кроме Аллаха»,
Войдет в Рай, предполагая, что всего лишь произнесение свидетельства достаточно для спасения от
Огня и попадания в Рай. Истинный смысл этих хадисов заключается в том, что произносящий их
Обязан отказаться от поклонения кому-либо, кроме Аллаха, и обратить все поклонение — сердцем,
Языком и органами — только к Нему.
**Этим условием является произнесение свидетельства «стремясь тем самым к лику Аллаха».
Тот, кто выполняет его, непременно станет поклоняться Аллаху в делах и искренне обратится к Нему.
***Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Выражение "в соответствии с делами его" означает "в
соответствии с его благими и плохими поступками", потому что обладатели таухида непременно
попадут в Рай. Возможно, что выражение "в соответствии с делами его" означает, что обитатели Рая
Попадут каждый на отдельную ступень в зависимости от своих дел».
Всевышний Аллах сказал:
«Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них —
безопасность, и они — на верном пути»*(Скот, 82).
*Несправедливость бывает трех видов: ширк, угнетение рабов Аллаха и угнетение собственной
Души. Ибн Масуд рассказывал: «Когда был ниспослан аят «Те, которые уверовали и не облекли
своей веры в несправедливость...», мы сказали: "О посланник Аллаха! Кто же из нас не поступает
несправедливо со своей душой?" Он сказал: "Это не то, о чем вы говорите. В словах «...и не облекли
Своей веры в несправедливость...» имеется в виду ширк. Или вы не слышали слов Лукмана своему
сыну: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей: ведь ширк — великая
несправедливость!»? (Лукман, 13). (Хадис передал аль-Бухари 6/281).
Ибн Теймийа по поводу этого хадиса сказал: «Им было тягостно от того, что они предположили, что
Несправедливостью, отсутствие которой ставилось условием, была несправедливость раба к своей душе.
Они предположили, что безопасность и ясное руководство гарантированы только тем, кто не угнетает
Свою душу. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил им, что ширк в Книге Аллаха
Также называется несправедливостью. И приобретет безопасность и ясное руководство только тот,
Кто не облечет своей веры в подобную несправедливость. Поистине, тому, кто не облекает своей веры
В такую несправедливость, гарантирована безопасность и ясное руководство, как это было
Гарантировано тем, кого избрал Аллах: «Мы дали Писание в наследие тем из рабов Наших,
Которых избрали Мы: среди них есть угнетающие собственные души, среди них сеть
Держащиеся середины, и среди них есть опережающие других в добрых делах по изволению
Аллаха. Это — великое превосходство!» (Ангелы, 32). Однако это не отрицает того, что
Угнетающий свою душу будет наказан за свои грехи, если не покается, ибо сказал Всевышний: «И
Тот, кто сделал добра весом с одну пылинку, увидит его. И тот, кто сделал зла весом с одну
Пылинку, увидит его» (Землетрясение, 6-7).
Убада ибн ас-Самит рассказывал:
«Посланник Аллаха сказал: Кто засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха,
Единого, у Которого нет сотоварища, что Мухаммад — Его раб и Его посланник, что Иса — раб
Аллаха и Его посланник, а также слово Его, посланное Марйам, и Дух от Него, и что Рай —
истина, и что Огонь — истина, того введет Аллах в Рай в соответствии с делами его»* (Аль-
Бухари, 6/342; Муслим, [28]).
*Имам Ан-Навави сказал: «Этот хадис занимает величественное и славное место и объединяет в
Себе хадисы, охватывающие различные акиды (вероубеждения). Пророк, да благословит его Аллах и
Ниспошлет ему мир, объединил в нем все, что отталкивает от общин неверия по противоречию с их
Вероубеждениями, и отдаляет от них. Он изложил в этих словах все, что противоречит им». Поэтому
Необходимо привести его подробное объяснение.
Само слово «свидетельство» подразумевает, что произносящий его говорит на основании знания,
Уверенности, искренности и верности. Отсутствие этого делает данное свидетельство
Недействительным. В первую очередь, человек должен узнать смысл слова «аль-илал» (божество).
Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: «Божество — это то, чему поклоняются и повинуются.
Божество обожествляемо, а обожествляемо только то, что заслуживает поклонения ему, чье"
Существо заслуживает, чтобы ему поклонялись, потому что оно отличается качествами, которые
Неизбежно влекут за собой то, чтобы его любили высшей любовью, чтобы ему покорялись высшей
Покорностью». Он также сказал: «Божество — это то, что любимо, чему поклоняются и обожествляют
Из любви сердец к нему. Ему покоряются и перед ним унижаются, его боятся и его желают, к нему
Прибегают в несчастье и к нему обращают молитвы в важные моменты, на него уповают в ожидании
Блага и у него ищут убежища, успокаиваются при его упоминании, находят покой в любви к нему, и
нет никого такого, кроме Одного Аллаха. Поэтому выражение "Ла илаhа илла Ллаh" (нет божества,