Мировоззрение определяет судьбу
Часто люди, стремящиеся к духовности и достигшие определённых успехов на этом пути, испытывают различного рода проблемы: в здоровье своём и близких, в отношениях с родственниками и на работе, в социальных вопросах и материальных. Почему это происходит?
Ведь они, как правило, уже много страдали, простили всех, покаялись в грехах неоднократно, изменили отношение к людям, то есть, совершили значительные преобразования в себе, а проблемы и страдания не уменьшаются, а иногда и увеличиваются или переходят в другие сферы (например, из сферы здоровья, в сферу семейных отношений, или в финансы...)
Многие смиряются с этим, говоря, что «идёт расплата за грехи», «происходит отработка кармы»... Некоторые уходят от духовности, заявляя, что «незачем прикладывать лишние усилия, которые ещё и увеличивают проблемы». Тем более, великомученическая жизнь и смерть святых и посвящённых показывает, что и при их духовности человек не застрахован от тяжёлых форм страданий.
Далеко ходить не нужно: в 1990 году зверски убили глубоко верующего, бесконечно любящего людей священника Александра Меня. Почему? У религиозных людей и на такие случаи есть ответ: «мир живёт во грехе и не принимает святость, гонит духовных людей». Что же получается: идти духовным, страдающим путём нужно только для того, чтобы иметь счастье после смерти?
Возникает вопрос, что это за духовность, которая ведёт человека, созданного по образу и подобию Божьему, несущего в себе любовь и творческое начало, по пути страданий? Что-то не то в такой духовности! Моё глубокое убеждение: человек только тогда будет благословенен на небесах, когда он сможет быть счастливым на земле. Причём, чем полнее его счастье, тем больших высот он достигнет.
Я вижу причины страданий духовных людей в их мировоззрении. Мировоззрение — это метафизическая система взглядов на Мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Это жизненная позиция, убеждения, идеалы, ценности, принципы человека. Мировоззрение является стержнем общества и человека, оно воспитывает сознание и формирует судьбу. Внутреннее «Я» человека определяет его судьбу — от мелких деталей до жизненного пути в целом.
Даже небольшие мировоззренческие заблуждения могут замедлить или остановить движение, прибив к берегу реки жизни, закружить в омуте, бросить на скалу, разбить на порогах... Обстоятельства вокруг нас — зеркало нашего мировоззрения. Например, в одной организации возник конфликт: люди ни с того, ни с сего ополчились на верующего человека, который всегда старался им помочь.
Причиной явился вопрос мировоззрения. Критерии мировоззрения не нужно расставлять по ранжиру, по степени важности — они все важны, причём, у каждого человека в определённый момент времени наиболее важными, определяющими, могут быть различные критерии. Влияние мировоззрения на судьбу тем более заметно, чем выше духовность.
Не стоит бояться «научного» слова «мировоззрение». Его необходимо приблизить к жизни, к быту. Из каких же категорий формируется мировоззрение человека? Это вопросы: что есть человек, вселенная, бог, духовность, вера, творчество, нравственность, индивидуальность, свобода и ответственность; отношение к иерархиям, к страданиям; понятия: дуальность и троица, мужское и женское, семья, материальное и духовное, любовь, смысл жизни, добро и зло, судьба и карма, счастье...
Главное, что объединяет все эти категории, — они всегда должны быть в развитии. Рассмотрим мировоззренческий вопрос: что есть человек, его место и роль во вселенной. Наверное, это первый вопрос, ответ на который человек должен иметь, причём, не останавливаться на познанном, а постоянно искать дальше! Этот теоретический вопрос имеет большое практическое значение.
Достоевский сказал: «Тот, кто не понимает своего назначения, чаще всего лишён чувства собственного достоинства». Некоторые считают человека высокоразвитым, разумным животным, другие — высокоорганизованной машиной, биороботом, созданным космической цивилизацией, третьи — придерживаются христианской версии... То или иное представление о происхождении человека рождает и соответствующее отношение к Земле и к Космосу.
Многие считают, что Земля для них — место временного пребывания и не стоит, в таком случае, отдавать силы и любовь на преобразование этого мира («не любите мир...»). Религии и учения призывают людей готовить себя к «жизни вечной», к возвращению на свою небесную родину, рассматривая Землю, как место ссылки, как тюрьму за предыдущие прегрешения.
Этот «крест» человека нужно отстрадать, чтобы заслужить возвращение в мир духовности, в мир свободы — с таким пониманием люди соответственно и относятся к этому миру: или отрекаются от него, или стараются максимально использовать окружающее в своих сегодняшних интересах, не задумываясь о том, что будет с Землёй завтра.
Чем больше заблуждений, тем больше проблем и страданий, а чем ближе к истине понимание сути человека и его предназначения, тем правильнее его взаимодействие с Землёй и Космосом и, как следствие, уменьшение проблем.
Человек — уникальное творение Вселенной, он обладает рядом необычных свойств, большинство из которых ещё не освоено им. Он отражает в своём сознании всё многообразие окружающего Мира. В нём удивительное сплетение природных и социальных качеств. Человек поистине неисчерпаем! «Я сказал: вы боги». (Иоан. 10:34)
Анастасия говорит: «Человек — единственное существо во Вселенной, которое живёт сразу на всех планах бытия... Главное отличие человека в том, что он наделён способностью творить настоящее и будущее, создавая формы и образы, которые материализуются впоследствии. От яркости, гармоничности, скорости мысли человека-творца зависит будущее».
Человеку необходимо уходить от восприятия себя в качестве овечки из стада «доброго пастыря», с которой могут снять шерсть и пустить на заклание. Нужно стремиться к осознанию себя творцом, рождающим любовь и взаимодействующим в любви со всем миром.
Мы источник веселья — и скорби рудник,
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир, — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!
Омар Хайям
В настоящее время всё больше учёных приходят к тому, что человек не есть только продукт эволюции животного мира, а имеет и другие — космические — корни! Некоторые учёные (их поддерживают и богословы) выдвинули ряд доказательств того, что неандертальцы и кроманьонцы жили одновременно! И в Палестине, и в Месопотамии, и в Европе. Кроманьонцы резко отличались от неандертальцев и антропологически, и социально. Появляются луки, стрелы, тончайшая обработка камня и кости, живопись, общинное проживание... Богословы говорят, что неандертальцы потомки Сифа, а кроманьонцы — потомки Каина.
Археологические исследования в Европе показывают, что во время палеолита там находились неандертальцы и иногда встречались кроманьонцы. Потом всё это исчезло, и долго не было заметно (в большом слое) никаких органических вкраплений. Этот период назвали «перерыв». Это можно сравнить с потопом.
После этого перерыва в Европе появились совершенно новые люди — высококультурные племена в прекрасных шерстяных одеждах, с музыкальными инструментами... Посуда орнаментирована геометрическими фигурами, ромбами, квадратами, треугольниками! Здесь возникает мысль о новом этапе космического эксперимента (или трагедии?).
В мире много примеров непонятного вмешательства в эволюцию человечества извне. Несколько слов об одном из таких феноменов. Государство Шумер, существовавшее более трёх тысяч лет до нашей эры, вызывает у исследователей множество споров. До сих пор не определено, откуда взялся этот необычный для того времени народ? Не удаётся обнаружить генетические связи их языка...
А этот народ уже в то время знал обжиговую печь для кирпича, колесо, высотные дома, сооружал каналы, плотины. Граждане государства учились в школах и академиях, правильно и красиво писали клинописью. Шумерские врачи считались искусными целителями. В государстве действовал вполне современный свод законов, в котором провозглашалась свобода человека.
У них были точные календари, и они были потрясающе осведомлены о строении Вселенной. Пять тысяч лет назад они точно изобразили строение Солнечной системы, зная о существовании планет Нептун, Плутон, Уран. Многие библейские сюжеты основаны на истории шумерского народа... Я считаю, что в Месопотамии произошёл один из контактов землян с какой-то цивилизацией, породивший космические корни человека.
Подобных фактов много, и это позволяет утверждать, что на Земле было много цивилизаций, которые сменяли друг друга, а иногда — существовали параллельно. Всё говорит о том, что человеку не пять и даже не сорок тысяч лет. Имеют основания разговоры об Атлантиде и Лемурии, о других цивилизациях.
Я придерживаюсь мнения, что человек живёт на Земле многие миллионы лет. Имеется информация, что человечеству, по меньшей мере, 500 миллионов лет! Некоторые учёные придерживаются гипотезы, что Каменный век следует считать не эпохой начала ранних цивилизаций, а временем упадка и вырождения. И вообще, все без исключения нынешние «дикари» являются потомками более культурных народов, опустившихся до состояния вырождения. В этом также есть зёрна истины. Всё это говорит ещё раз о бесконечности познания мира.
Многие религии и учения призывают человека к совершенству, предлагают ему приобрести новые состояния и качества. Необходимо понять, что нельзя ничего приобрести из того, чего не существует. Все достижения человека опираются на существующие в нём потенциальные возможности. Без необходимой почвы ничего не вырастет. Следовательно, любое движение нужно начинать с познания себя, своих возможностей. Известно, что человек не знает сам себя! Я думаю, что нет пока на Земле человека, который познал бы все свои возможности.
Одной из важных ступеней познания себя является осознание того, что большинство людей является в разной степени биороботами, действуя по чьим-то программам. П. Д. Успенский пишет: «Это значит, что человек не совершает независимых движений ни внутри, ни вовне себя самого. Он есть машина, приводимая в движение внешними явлениями и внешними толчками. Все его движения, действия, слова, идеи, эмоции, настроения и мысли производятся внешними воздействиями. Сам по себе он просто является автоматом с определённым запасом воспоминаний о прошлом опыте и каком-то запасе энергий».
Сказано категорично, но и в этих словах звучит истина. Всё, что совершает человек без любви своего сердца, является, чьими-то программами. Чем меньше любви в человеке к себе, к людям, к Миру, тем более управляем человек извне какими-то эгрегорами, структурами...
Но человек, в отличие от биоробота в чистом виде, имеет возможность осознать, что он управляем, и попытаться выйти из этого состояния, избавиться от внешнего влияния. Человек может получать энергию от бесконечного внутреннего источника — от любви и вернуться на утраченные позиции сердца вселенной!
Что такое день иль век,
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно!
А. Фет
Вопрос о происхождении человека, о сути его, тесно связан с понятием «Бог». Зачастую, под Богом люди понимают того космического создателя, экспериментатора, «садовника», вырастившего сад «человеков». Но здесь не всё так просто. Иоанн в Апокрифах говорит о том, что при создании человека в него было вложено то, что человека ставило выше создавшего его, — возможность рождать любовь и творить любовью.
Отсюда проистекают многие проблемы человека — его пытались всё время унизить, напитать страхом, различными пороками и, на этой почве, сделать послушным и взять под контроль его любовь. Как долго до человека «доходит», кем он является! Ведь ещё более двух тысяч лет назад греческий мудрец Протагор сказал: «Человек есть мера всех вещей...» Человеку пора осознать себя и свою роль во вселенной!
Люди по-разному представляют Бога и имеют в этом полную свободу. Если на каком-то этапе истинность этого понятия не играет заметной роли в судьбе человека, то при определённых условиях, заблуждения в этом вопросе могут осложнить его судьбу и даже прервать жизнь. Некоторые обожествляют конкретных личностей...
Этим людям уместно напомнить слова мыслителя прошлого века В. Розанова: «Попробуйте распять Солнце, и вы увидите — который Бог». Поэтому, встречаются среди таких богов и «тёмные лошадки». Многие представляют Бога в виде Космического Разума, как, например, Анастасия: «Бог — это межпланетный разум, интеллект. Он находится не в единой массе, его частички распределены и находятся в голове каждого человека».
Я, на сегодняшний день, понимаю под словом Бог некую непознаваемую субстанцию, которая пронизывает всё и с которой может войти в контакт только сердце человека. При этом, рождается состояние, которое называется любовь. И дальше любовь творит самое прекрасное — жизнь. Поэтому, апостол Иоанн и сказал: «Бог есть любовь...», — то есть, состояние-любовь является творящим началом в материи. Поэтому, истинны слова: не ищи бога вне себя — это приведёт в тупик. В своё время, египетские жрецы наставляли: «Если не сможешь стать подобным Богу, ты не сможешь его понять: подобное понимается подобным!»
В этой главе мы рассмотрели несколько мировоззренческих вопросов. Но не только эта глава, по сути, вся книга посвящена формированию мировоззрения. Но и книги мало для раскрытия всех аспектов мировоззрения. Ведь это — сама жизнь! Поистине, средой существования человека является его мировоззрение и истинность мировоззрения позволяет жить в потоке эволюции!