Являются неправильными, так как пророки взывают к Аллаху со стремлением и страхом, а они лучшие из творений
(19) Боязнь3 - это разновидность страха. Её сущность более ограничена, чем страх. Также говорится: «аль-Хошья – это такой страх, к которому примешалось возвеличивание». Сказал Всевышний: «Не бойтесь их» тем самым приказав бояться только Его одного. Сказал Всевышний в этом аяте: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня, чтобы Я довёл до конца Мою милость к вам. И чтобы вы последовали прямым путём». Приказал Аллах бояться Его Всевышнего. И сказал Он о качествах молящихся: «Те, которые боятся мучений своего Господа»4 - это свойство творений, бояться своего Всевышнего Господа. Сказал Всевышний об ангелах: «Они боятся своего Господа, который над ними и совершают то, что им велено»5. Качество ангелов, посланников, угодников и праведников то, что они находятся в безграничном страхе перед Аллахом. И ар-Рохба, аль-Хоуф и аль-Хошья означают примерно одно и то же, хоть и есть в них небольшое различие, так как все они означают страх перед Всевышним Аллахом. Эти три разновидности страха являются качеством пророков и праведных рабов Аллаха. Они являются величайшими видами поклонения и делами сердца, которые совершаются только для Всевышнего Аллаха, и о которых знает только Он.
(20) Возвращение6 – это возвращение со смыслом покаяние. Ат-Тауба и аль-Инаба означают одно и то же. Но некоторые учёные говорят: «Возвращение имеет более конкретный смысл чем покаяние», то есть более точный. Потому что возвращение – это покаяние перед Аллахом с приближением к Нему. То есть возвращение – это определённый вид покаяния. Человек может, раскаяться перед Аллахом, оставить совершение греха, не возвращаться к нему и сожалеть о нём, однако, может быть его приближение к Аллаху будет слабым. А что касается возвращения, то это приближение к Всевышнему Аллаху. Поэтому сказал Всевышний: «Возвратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему», то есть вернитесь к Нему и приблизьтесь: «до того, как к вам придёт наказание, а потом вам никто не поможет». В тот момент, когда придёт губительное, сокрушающее наказание, тогда не примется покаяние у того, кто будет каяться в этот момент. «Кроме народа Юнуса, когда они уверовали, Мы убрали от них позорное наказание»7. Народ Юнуса был исключением, а вообще, если снизойдёт губительное наказание, то покаяние не принимается. Поэтому сказал Всевышний: «До того, как к вам придёт наказание, а потом вам никто не поможет». Для совершения покаяния и возвращения есть предел и границы. Не принимается покаяние от того, к кому пришла смерть и у него начались
Бакара 150.
Толпы 54.
Аль-Хошья.
Ступени 27.
Пчёлы 50.
Аль-Инаба.
Юнус 98. 68
Обращение за помощью и его доказательства.
Доказательство на обращение за помощью: «Только Тебе мы поклоняемся и только к Тебе обращаемся за помощью»1.
А также хадис: «Если обращаешься за помощью, то обращайся к Аллаху»2. (21)
Предсмертные хрипы, а также от того, на кого снизошло губительное, сокрушающее наказание, также оно не принимается тогда, когда выйдет солнце с запада перед Судным Днём. В эти моменты покаяние не принимается. Поэтому Всевышний Аллах побуждает рабов к покаянию и возвращению до того, как их срок выйдет: «До того, как к вам придёт наказание, а потом вам никто не поможет».
Слова Всевышнего: «Возвращайтесь к своему Господу» указали на то, что возвращение является разновидностью поклонения. Потому что Всевышний сказал: «к своему Господу» и это указывает на то, что оно разновидность поклонения.
(21) Обращение за помощью3 - это просьба о помощи. И она делится на два вида:
Первый вид: Обращение за помощью в том, на что способен только Аллах. И совершение этого вида обращения для кого-либо кроме Аллаха является Ширком. Тот человек, который обращается за помощью к кому-либо в том, на что способен только Аллах, совершает Ширк. Так как он совершил один из видов поклонения не для Всевышнего Аллаха.
Второй вид: Обращение за помощью в том, на что способны творения. Например, человек обращается к кому-либо за помощью, чтобы он помог ему построить стену или перенести вещи, или чтобы он помог ему в чём-либо дозволенном. Как сказал Всевышний: «Помогайте друг другу в делах благочестия и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде»4. Нет ничего страшного в обращении за помощью в простых делах, на которые способны люди. Потому что это из дел взаимопомощи в делах благочестия и богобоязненности. Сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Аллах помогает своему рабу до тех пор, пока тот помогает своему брату»5.
А что касается обращения за помощью к творению в том, на что способен только Аллах, наподобие просьбы о наделении уделом или отвержении вреда, всё это совершается только для Аллаха. Обращение за помощью к мёртвым, джинам, шайтанам или к отсутствующим, которые не слышат обращающегося, всё это является большим Ширком, потому что в этот момент человек обращается за помощью к тем, кто не в состоянии помочь ему. И слова Всевышнего: «Только Тебе мы поклоняемся и только к Тебе обращаемся за помощью». «Только Тебе мы поклоняемся», то есть мы не поклоняемся никому кроме Тебя. Всевышний Аллах сделал ограниченным поклонение только для Себя. Его слова «и только к Тебе обращаемся за помощью». Ограничил Всевышний обращение за помощью, только на Себе, и это в делах, на которые способен только Аллах.