Совершенство внешнего облика
Всевышний Аллах предостерёг нас от причинения вреда Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует) подобно тому, как сыны Израилевы обижали Мусу (мир ему): «О те, которые уверовали! Не будьте подобны тем, которые обидели Мусу. Аллах оправдал его и опроверг то, что они говорили. Он был почитаем перед Аллахом».
Сура 33 «Союзники», аят 69
Наш Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) пояснил, что под обидой, нанесённой израильтянами Мусе, подразумевается то, что они приписывали ему физический недостаток. Абу Хурайра (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Муса был очень стыдливым человеком, и никто не видел его кожи, поскольку он стыдился обнажаться перед кем-то, и кто-то из израильтян обидел его, сказав о нём: "Поистине, он так закрывается ото всех потому, что страдает кожной болезнью — проказой, или же у него грыжа на срамных местах или другой порок!" И Аллах пожелал показать им, что их предположения в отношении Мусы неверны. Как-то раз Муса, оставшись один, положил свою одежду на камень и выкупался. Когда же он закончил купание и подошёл к тому месту, где оставил свою одежду, чтобы взять её, он увидел, что тот камень укатился вместе с его одеждой. Тогда Муса, нагой — а Аллах наделил его прекрасным сложением — взял палку, а люди увидели его и поняли, что ошибались, думая о нём дурное. Затем он подошёл к камню, взял свою одежду и надел её, а потом несколько раз ударил по камню, так что на камне остались следы — три, четыре или пять. Об этом — Слова Всевышнего: "О те, которые уверовали! Не будьте подобны тем, которые обидели Мусу. Аллах оправдал его и опроверг то, что они говорили. Он был почитаем перед Аллахом"»[Фатх аль-Бари, т. 6, с. 437].
Ибн Хаджар аль-'Аскаляни сказал, комментируя этот хадис: «Из этого хадиса следует, что пророки были совершенны — как телом, так и нравом, и кто приписывает какому-нибудь пророку недостатки, тот обижает его и может дойти до неверия (куфр)»[Фатх аль-Бари, т. 6, с. 438].
Различия во внешнем виде.
То, что посланники были самыми совершенными из людей, вовсе не означает, что все они были одинаковы внешне и обладали одинаковыми качествами и характерами. Они были совершенными, но при этом очень разными. Таково уникальное и удивительное творение Всевышнего, такова Его совершенная сила и могущество.
Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) поведал нам о том, как выглядели некоторые пророки и посланники. Например, он сказал: «В ночь моего вознесения на небеса я увидел Мусу. Он был очень похож на людей из Шануа (область в Йемене.) [Бухари].
А вот как он описал 'Ису: «Между ним и мною не было пророков, и он спустится с небес, и когда вы увидите его, вы узнаете его: Мужчина среднего роста, румяный и светлокожий, на нём будут две окрашенные шафраном одежды, и с головы его будут сбегать капли, хотя на самом деле она не будет мокрой»[Абу Давуд; Ахмад; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 5, с. 90].
А сподвижники, в свою очередь, описали нам Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует): «Был он лучшим из людей... Среднего роста, но скорее высокий, чем низкий, широкоплечий, с гладкими щеками и иссиня-чёрными волосами, глаза его были словно подведённые сурьмой, с длинными ресницами, и, делая шаг, он опирался на всю ступню, и, когда он снимал свой плащ, то напоминал серебряный слиток» [Байхаки; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 4, с. 199].
Совершенство нрава.
У пророков был столь благородный нрав, что они заслужили похвалу Господа миров.
Аллах похвалил Своего возлюбленного друга Ибрахима (мир ему): «Воистину, Ибрахим был выдержанным, смиренным и кающимся». Сура 11 «Худ», аят 75.
А дочь праведного раба Всевышнего сказала, описывая Мусу (мир ему): «Отец мой! Найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймёшь, будет тот, кто силён и заслуживает доверия». Сура 28 «Рассказ», аят 26.
Аллах похвалил Исма'иля (мир ему) за то, что тот выполнял свои обещания: «Помяни в Писании Исма'иля. Воистину, он был правдивым в обещаниях и был посланником и пророком». Сура 19 «Марьям», аят 54.
Кроме того, Всевышний Аллах похвалил нашего Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) за его прекрасный нрав: «Воистину, ты — великого нрава». Сура 68 «Письменная трость», аят 4.
Всевышний не только сообщил нам о том, что нрав Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) был великим, — Он ещё и использовал при этом усилительные частицы, которые употребляются для того, чтобы подтвердить и подчеркнуть сказанное. Среди присущих ему качеств, которыми наделил его Всевышний, — милосердие и сострадание: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим».Сура 9 «Покаяние», аят 128.
Его нрав сыграл немалую роль в выведении им людей на прямой путь и их воспитании. Сафван ибн Умайя говорит: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) дал мне то, что дал, и в то время он был для меня самым ненавистным из людей. И он не переставал наделять меня до тех пор, пока не стал для меня самым любимым из людей» [Муслим].
Однажды один человек попросил Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) дать ему что-нибудь, и тот дал ему стадо овец, занимавшее пространство между двумя горами, и этот человек пришёл к своему народу и сказал: «Примите ислам, ибо, поистине, Мухаммад даёт как человек, который не опасается бедности!» [Муслим].
Если бы посланники не были наделены этим совершенством, люди не подчинились бы им, потому что люди не подчиняются добровольно и по собственному желанию тем, у кого много недостатков и мало достоинств.