Пробуждение и обратное движение
Обратное движение в жизни человека — пробуждение, или растворение формы, — начавшееся либо по причине старости, болезни, немощи, утраты способностей, либо в результате какой-нибудь личной трагедии, несет в себе огромный потенциал для духовного пробуждения — разотождествления сознания с формой. Так как в нашей современной культуре очень мало духовной истины, то не многие осознают, что этот процесс содержит в себе благоприятную возможность, и когда «это» происходит с ними или с кем-нибудь из их близких, они думают, что случилось что-то ужасное, неправильное, чего не должно было бы быть.
Наша цивилизация чрезвычайно невежественна в отношении состояния человека, а чем больше в вас духовного невежества, тем больше вы страдаете. Для многих людей, особенно на Западе, смерть — не более чем абстрактное понятие, и поэтому они не имеют представления о том, что происходит с человеком, стоящим на пороге смерти. Многих изнуренных жизнью старых людей запирают в домах престарелых. Мертвые тела прячут, в то время как в более ранних культурах все могли их видеть. Попробуй сейчас увидеть мертвое тело, и узнаешь, что это фактически незаконно, за исключением случаев, касающихся близких членов семьи. В похоронных конторах даже макияж накладывают на лицо. Тебе позволено видеть только причесанную версию смерти.
Поскольку для большинства людей смерть является всего лишь абстрактным понятием, они совершенно не подготовлены к исчезновению формы, ожидающему их самих. При приближении смерти они переживают шок, непонимание, отчаяние и превеликий страх. Ничто больше не имеет для них никакого смысла, потому что весь смысл и все цели в их жизни были связаны с накоплением, достижением успеха, строительством, защитой и чувством удовлетворения. Их жизнь была связана с движением вовне и отождествлением с формой, то есть с эго. Большинство людей не могут понять, какой может быть смысл в том, чтобы их жизнь, их мир разрушился. И тем не менее, в обратном движении есть потенциально даже более глубокий смысл, чем в движении вовне.
Духовное измерение традиционно входит в жизнь людей именно через закат в старости, через утрату или личную трагедию. Иначе говоря, их внутренняя цель появляется только тогда, когда внешняя цель схлопывается и скорлупа эго начинает трескаться и разваливаться. Подобные события представляют собой начало обратного движения к исчезновению формы. В большинстве древних культур, видимо, интуитивно понимали этот процесс, и по этой причине старые люди были так уважаемы и почитаемы. Каждый из них был хранилищем мудрости и давал другим измерение глубины, без которого никакая цивилизация не может существовать долго. В нашей цивилизации, полностью отождествленной с внешним измерением и невежественной в отношении внутреннего измерения духа, слово «старый» имеет в основном негативный оттенок. Оно приравнивается к значению «бесполезный», и если мы называем кого-то «старый», то это звучит почти как оскорбление. Чтобы избежать употребления этого слова, мы используем такие эвфемизмы, как «пожилой», «почтенный» и «старший». В старину в индейских племенах к старейшинам родов относились с огромным почетом и уважением, и "бабушка" была фигурой огромной значимости. В современном же обществе, слово "бабуля" означает, в лучшем случае, нечто уменьшительно-ласкательное. Почему старое считается бесполезным? Потому что в старости акцент сдвигается от деланья к Существованию, а наша потерявшаяся в деланье цивилизация ничего не знает о Существовании. Она спрашивает: «Существование? И что вы с ним делаете?»
У некоторых людей движение вовне в направлении роста и расширения серьезно подрывается закатом, кажущимся преждевременным поворотом и началом обратного движения к растворению формы. В одних случаях этот подрыв носит временный характер; в других — постоянный. Мы считаем, что маленький ребенок не должен видеть смерть, но дело в том, что некоторым детям приходится увидеть смерть одного или обоих родителей, например, из-за болезни или в результате несчастного случая, а то и заглянуть в лицо собственной смерти. Часть детей имеют врожденные отклонения, сильно затрудняющие естественное расширение их жизни. Или случается, что серьезное ограничение входит в жизнь человека в относительно юном возрасте.
«Преждевременный» подрыв экстенсивного развития также способен запустить в человеке процесс духовного пробуждения. В конечном итоге, не происходит ничего, чего не должно было бы произойти, другими словами, не происходит ничего, что не являлось бы частью большого целого и его целью. Таким образом, разрушение или подрыв внешней цели может привести к отысканию внутренней и, следовательно, к появлению более глубокой внешней цели, сонастроенной с внутренней. Дети, пережившие сильные страдания, часто становятся не по годам взрослыми в сравнении со сверстниками.
То, что теряется на уровне форм, обретается на уровне сути. В традиционных образах «слепого провидца» или «раненого целителя», присутствующих в древних культурах и легендах, определенные серьезные утраты способностей или ущербность на уровне формы становились дверью в мир духа. Если у вас был прямой опыт переживания непостоянства природы форм, то вы, скорее всего, больше никогда не будете переоценивать их значимость и вследствие этого не потеряете себя в слепой погоне за ними или в привязанности к ним.
Благоприятная возможность, которую представляет собой растворение формы, в особенности старость, только сегодня начинает замечаться и находить признание в современной культуре. Большинство людей продолжают трагически упускать эту возможность, потому что их эго точно так же отождествляется с обратным движением, как отождествлялось с движением вовне. Это приводит к упрочению эготипической скорлупы и является скорее сжатием, чем раскрытием канала. Тогда ущемленное эго проводит остаток своих дней, хныкая или жалуясь, в капкане страха или гнева, жалости к себе, чувства вины, порицания и осуждения или в любых других негативных ментально-эмоциональных состояниях, или же использует стратегии бегства, например, привязанность к воспоминаниям, размышлениям и разговорам о прошлом.
Когда эго перестает отождествляться с обратным движением, то старость или приближение смерти становятся тем, чем и должны быть: каналом в мир духа. Я встречал людей, являвшихся живым воплощением этого процесса. Они светились. Их слабеющие формы стали прозрачными для света сознания.
На новой земле старики будут получать всеобщее признание, а старость — очень высоко цениться как пора расцвета сознания. Для тех, кто продолжает блуждать во внешних обстоятельствах своей жизни, это будет временем позднего возвращения домой, если они, конечно, пробудятся к осознанию своей внутренней цели. Для многих других оно будет интенсификацией и кульминацией процесса пробуждения.