Средства, способствующие концентрации
Дхарана, или концентрация, удерживает разум на единственной мысли. Во время сосредоточения разум становится спокойным, безмятежным и устойчивым. Все лучи ума собираются в один фокус, нацеливаются на объект медитации. Разум сосредоточивается на лакшье, его метания прекращаются. Ум занят только одной мыслью, на нее направлена вся его энергия. Органы чувств умолкают, прекращают действовать. При глубокой концентрации исчезает восприятие тела и окружающего мира. Тот, кто хорошо владеет концентрацией, способен в мгновение ока очень отчетливо мысленно представить себе образ Бога.
Манораджья, бесплодная мечтательность, не имеет ничего общего с концентрацией. Она, скорее, похожа на дикие прыжки ума в высоту. Не путайте манораджью с концентрацией и медитацией. Избавьтесь от этой привычки разума с помощью наблюдений за собой и самоанализа.
В «Карма-пуране» сказано: если разум сосредоточен на одной мысли в течение 12 секунд, наступает дхарана, концентрация. Двенадцать таких дхаран составляют дхьяну, медитацию (12 х 12 = 144 секунды). Двенадцать дхьян означают самадхи (25 минут 28 секунд). Концентрация может быть направлена на мысленный образ божества.
Занятия концентрацией и пранаямой взаимосвязаны: занятия пранаямой ведут к концентрации, а следствием занятий концентрацией станет естественная пранаяма. Есть разные практики, они соответствуют различным складам человеческого характера. Одним легче начинать с пранаямы, а другим с концентрации.
В состоянии глубокой концентрации ощущается огромная радость, духовное опьянение. Восприятие тела и окружающего мира исчезает. Вся прана восходит в голову.
Пранаяма, управление дыханием, срывает покров раджаса и тамаса, который окутывает саттву1Она очищает нервы (нади). Пранаяма делает разум твердым и устойчивым, то есть способным к концентрации. Пранаяма очищает разум от всего лишнего, как расплавление очищает золото от примесей.
Читая книгу с глубоким интересом, мы не слышим, как нас окликают по имени, не замечаем того, кто стоит прямо перед нами, не чувствуем сладкого аромата стоящих на столе цветов. Это и есть концентрация, поглощенность разума чем-то одним. Разум прочно соединяется с одним-единственным объектом. Такой должна быть концентрация, когда думаешь о Боге, Атмане. Легко сосредоточивать разум на объектах внешнего мира, так как ум интересуется ими естественным образом, в силу привычки. В мозге уже прорезаны соответствующие бороздки. Разум нужно постепенно развивать ежедневными медитациями на Боге или внутреннем Я. После этого разум перестанет отвлекаться на внешние объекты, так как испытает невероятную радость концентрации.
1 Тамас, раджас и саттва (инертность, подвижность и гармоничность) — три гуны, основные качества, которыми наделены все явления мироздания.
Ювелир превращает золотую руду в чистое золото, обрабатывая ее кислотой и многократно расплавляя в тигле. Вам предстоит очистить свой подвластный чувствам разум с помощью концентрации, размышлений над словами духовного наставника и изречениями из упанишад, а также медитацией и джапой, то есть мысленным повторением имени Бога.
Начинающие испытывают во время медитации судорожные подергивания в голове, ногах и туловище. Неуверенных в себе людей это очень тревожит, но нет причин беспокоиться. Медитация вызывает изменения в клетках мозга и нервной системы. Старые клетки заменяются новыми, более крепкими, наполненными саттвой. В мозге образуются новые «борозды», новые каналы для течения сатгвических мыслей, новые пути. Из-за этого мышцы испытывают определенное возбуждение. Будьте смелыми и отважными. Смелость — важная добродетель, необходимое качество ученика. Воспитывайте в себе эту положительную черту.
Примите соответствующую позу. Закройте глаза. Вообразите, что повсюду есть только Бог, ничего другого.
Нельзя понять алгебру, науку об абстрактных числах, не освоив прежде арифметику, науку о числах конкретных. Кавья, поэзию на санскрите, и сложнейшие труды по веданте невозможно понять без предварительного изучения лагху-сиддханта-каумуди, учебника языка, и тарка-санграха, пособия по логике. Сходным образом, медитация на ниргуна, ниракара (лишенном качеств и телесности, то есть абстрактном) Брахмане невозможна без предварительной концентрации на конкретных объектах. Путь к Незримому и Неизвестному приходится прокладывать через видимое и известное.
Чем чаще разум сосредоточен на Боге, тем больше сил приобретает человек. Чем больше концентрация, тем больше энергии. Концентрация открывает внутренние тайники любви, царство вечности. Концентрация — единственный ключ, отпирающий чертоги знаний.
Концентрируйтесь. Медитируйте. Развивайте силу глубокого, сосредоточенного мышления. Многие туманные вопросы станут ясными. Ответы и решения придут изнутри.
Шука Дэва явился к радже Джанаке, чтобы подтвердить свои познания и просветленность. Джанака подверг его проверке. Чтобы отвлечь внимание Шука Дэвы, раджа устроил веселье и танцы по всему своему дворцу. Всюду разыгрывались спектакли, кипели развлечения. Шука Дэве предложили трижды обойти дворец, держа в руках чашу с молоком, и не расплескать ни капли. Шука Дэва успешно справился с задачей, так как полностью утвердился в своем Я. Ничто не могло отвлечь его разум.
Занимаясь концентрацией, будьте настойчивы и неторопливы. Сосредоточение делает сверхчеловеком.
Вначале вам придется упрашивать свой разум, как уговаривают ребенка. Разум действительно похож на невоспитанного ребенка. Скажите себе: «Разум, зачем ты стремишься к ложному, ненужному, преходящему? Они принесут неисчислимые страдания. Взгляни на Господа Кришну, Красоту среди красоты. Ты обретешь вечное счастье. Почему тебя тянет слушать мирские любовные песни? Вслушайся в бхад-жану1 Бога. Послушай будоражащую душу санкиртану (восхваление). Ты станешь возвышенным». Разум постепенно оставит свои прежние дурные привычки и сосредоточится на лотосоподобных стопах. Освободившись от раджаса и тамаса, он станет вашим наставником, гуру.
Перед каждой медитацией три-шесть раз произнесите ОМ. Это отгонит все мирские мысли, избавит от викшепы, рассеянности ума. После этого повторяйте ОМ мысленно.
Избегайте всех прочих чувственных впечатлений и мыслей. Устраните сложности, вызванные взаимосвязанной активностью в веществе разума. Ограничивайте разум одной-единственной мыслью, прекратите остальные процессы мышления. Весь разум должен быть занят только одной мыслью. Многократное повторение мысли или действия ведет к совершенству идеи или умения. Сходным образом, повторение концентрации на одной мысли ведет к совершенству отрешенности, сосредоточенности и медитации.
В первое время очень трудно удерживать разум на одной мысли. Уменьшайте число мыслей, старайтесь ограничить их одной темой. Сосредоточившись, например, на розе, можно думать только о том, что с ней связано: о разных сортах роз, растущих в различных уголках мира, о том, что делают из роз, как их используют. Следите, чтобы не возникло состояние бесцельного блуждания мыслей. Думая о розе, не допускайте случайных мыслей. Постепенно вам удастся сосредоточить разум только на одной мысли. Воспитывать разум нужно каждый день. Для управления разумом требуется постоянная бдительность.
Концентрация усиливается благодаря сокращению стремлений и желаний, соблюдению мауны (молчания) и полного уединения в течение одного- двух часов в день, занятиям пранаямой, молитвами, повышением продолжительности медитаций, вичарой (размышлением о Брахмане) и другими средствами.
1 Хвалебный гимн; в бхакти-йоге: медитация.
Оставайтесь бодрым и спокойным, только тогда возможна концентрация. Майтри (дружба) с равными, карунья (сочувствие) к несчастным, бедствующим, мудита (благодушие) по отношению к более развитым, добродетельным и упекша (безразличие) к грешным, дурным людям приводят к читта-прасаде (доброжелательности, безмятежности) и уничтожают гхрину (ненависть, ревность, неприязнь).
Концентрация усиливается по мере уменьшения числа мыслей. Конечно, это очень трудно. Вначале это требует огромных усилий. Задача не из приятных, но позже ждет большая награда: уменьшение числа мыслей невероятно повышает силу разума и приносит внутренний покой. Вооружившись терпением и настойчивостью, бдительностью, пламенной решимостью и железной волей, вы научитесь подавлять мысли с той же легкостью, с какой выдавливаете сок из лимона или апельсина. После того как мысли «раздавлены», их легко вырвать с корнем. Простого подавления недостаточно, ведь мысли могут воаро-диться вновь. Их нужно вырвать с корнем, как расшатавшийся зуб.
Способности к концентрации развиваются с помощью соблюдения мауны, пранаямы, самообуздания, энергичной садханы и воспитания умственной непривязанности.
Очень трудно дается сосредоточение на сандхи (грани, точке слияния) между джагратом и свапной, бодрствованием и сном, а также повышение продолжительности этой сандхи. Вечером сядьте в тихой комнате и внимательно следите за своим умом. Вскоре вам удастся перейти в промежуточное состояние.
Занимайтесь этим регулярно в течение трех месяцев, и обязательно добьетесь успеха.
Сокращайте ненужные виды деятельности, это усилит концентрацию и обогатит внутреннюю жизнь.
Если вам трудно сосредоточиваться в помещении, выходите на свежий воздух, устраивайтесь на открытом пространстве, террасе, у реки или в тихом уголке сада. Это способствует концентрации.
Когда нажимаешь кнопку фонарика, свет вспыхивает мгновенно. Сходным образом, когда йог концентрируется и «нажимает кнопку» аджня-чакры, центра в межбровье, в нем немедленно вспыхивает Божественный Свет.