Вопрос 81. Что подразумевает собой вера в посланников?
Ответ. Такая вера подразумевает собой глубокую убеждённость в том, что Аллах Всевышний направлял к каждому народу посланников из числа людей, составлявших собой этот народ, и эти посланники призывали их к поклонению одному лишь Аллаху и неверию в то, чему они поклонялись, кроме Него, что все эти посланники были правдивыми и достойными доверия, являлись благонравными и шли правильным путём, отличались благочестием и благородством, были богобоязненными и верными, указывали на путь истинный и сами были ведомы этим путём, что Господь их оказал им помощь явными доказательствами и очевидными знамениями и что они довели до сведения людей всё то, с чем Аллах направил их к людям, ничего не утаив и не изменив, а также не добавив к этому ни единой буквы от самих себя и не отняв.
Аллах Всевышний сказал:
«Разве возлагалось на посланников (нечто иное), кроме ясного сообщения?»
Пчёлы, 35
И такая вера подразумевает собой убеждённость в том, что все они придерживались очевидной истины, и что Аллах Всевышний избрал Ибрахима Своим возлюбленным (халиль), как избрал Он им и Мухаммада, (с.г.с.), и что Он говорил с Мусой непосредственно, и что Он вознёс Идриса к высокому месту, и что Иса являлся рабом Аллаха, и Его посланником, и словом, с которым Он обратился к Марйам[175], и Духом от Него и что Аллах отдал одним из них предпочтение перед другими, возвысив некоторых из них на много ступеней.
Вопрос 82. Соответствовали ли друг другу призывы посланников в том, что они приказывали людям и что запрещали?
Ответ. Призывы всех посланников от первого до последнего ничем не отличались друг от друга, если говорить об основах поклонения, то есть о единобожии, требующем посвящения всех видов поклонения независимо от того, идёт ли речь об убеждениях, словах или делах, одному только Аллаху Всевышнему и неверия во всё то, чему поклоняются помимо Аллаха.
Что же касается таких обязанностей как молитва, пост и так далее, являющихся средством осуществления поклонения, то одним людям могло вменяться в обязанность то, что не вменялось в обязанность другим, точно также как одним (Могло запрещаться то, что разрешалось другим, однако всё это являлось не чем иным как испытанием от Аллаха Всевышнего, который
сказал:
«...чтобы испытать вас (и посмотреть), кто из вас лучше по делам (своим).»
Власть, 2
Вопрос 83. Какие указания имеются на то, что между посланниками не было различий по вопросам, имеющим отношение к вышеупомянутым основам поклонения?
Ответ.Указания такого рода в Коране подразделяются на два вида - общие и частные.
Что касается общих указаний, то примером могут служить такие слова Аллаха Всевышнего:
«Мы направили к каждому народу посланника (с призывом): «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута[176] !»
Пчёлы, 36
«Мы не посылали до тебя ни одного посланника без того, чтобы не (внушить ему через) откровение: Нет бога кроме Меня, так поклоняйтесь же Мне!»
Пророки, 25
«И спроси тех Наших посланников, которых Мы направляли до тебя, разрешали ли Мы поклоняться иным богам, кроме Милосердного?[177]».
Украшения, 45.
Что же касается частных указаний, то в пример можно привести такие слова Аллаха Всевышнего:
«И Мы направили Нуха к его народу, и сказал он: "О народ мой, поклоняйтесь Аллаху: нет для вас иного Бога!»
Верующие, 23
«(И Мы направили) к самудянам их брата Салиха(, который) сказал: "О народ мой, поклоняйтесь Аллаху: нет для вас иного Бога!...».
Худ. 61.
«(И мы направили) к адитам их брата Худа(, который) сказал: "О народ мой, поклоняйтесь Аллаху: нет для вас иного Бога!...».
Худ, 50.
«И Мы направили к мадийанитам их брата Шу ,айба (, который) сказал: О народ мой, поклоняйтесь Аллаху: нет для вас иного Бога!...».
Худ. 84.
«И вот сказал Ибрахим своему отцу и своему народу: "Поистине, непричастен я к тому, чему поклоняетесь вы, за исключением Того, кто создал меня!...»
Украшения, 26 - 27.
И Аллах Всевышний также поведал, что Муса сказал:
«Ваш Бог - только Аллах, помимо которого нет иного бога. Он объемлет Своим знанием всё.»
Та ха 98
И Аллах Всевышний также поведал, что Иса сказал:
«"О сыны Исраиля, поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!" Поистине, Аллах сделал рай запретным для того, кто наряду с Ним поклоняется и другим, и убежищем для него послужит (огонь)…»
Трапеза, 72
И Аллах Всевышний также сказал:
«Скажи: "Я - только увещатель, и нет никакого иного бога, кроме Аллаха, Единого, Всеподчиняющего!»
Сад, 65,
И указанием на это могут служить также и другие аяты.
Вопрос 84. Какие указания имеются на то, что по частным вопросам, имевшим отношение к дозволенному и запретному, религиозные законы, к подчинению которым посланники призывали людей, отличались друг от друга?
Ответ. Таким указанием служат слова Аллаха Всемогущего и Великого:
«...Для каждого из вас Мы установили (свой) закон и путь, а если бы Аллах пожелал, то Он, конечно же, превратил бы вас в единую общину, но (Он не сделал этого), чтобы испытать вас в том, что даровал вам[178]. Старайтесь же опередить (других) в благих делах...».
Трапеза, 48
Ибн Аббас[179], да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Слова "...(свой) закон и путь...."означают: «образ действий и обычай».
Нечто подобное говорили также Муджахид, Икрима, аль-Хасан аль-Басри, Катада, ад-Даххак, ас-Садди и Абу Исхак ас-Саби'и[180].
А в одном из хадисов сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Пророки являются братьями от разных матерей (и одного отца, a) религия у них едина[181]».
Аль-Бухари
Под этой религией он подразумевал единобожие, ту религию, с которой Аллах направлял к людям каждого Своего посланника и о которой говорилось в каждом ниспосланном Им Писании, что же касается религиозных законов, то они отличались друг от друга в том, что касалось велений и запретов, дозволенного и запретного, а сделано это было для того,
«…чтобы испытать вас (и посмотреть), кто из вас лучше по делам (своим).».
Власть, 2