Избранный пророк, да благословит его аллах и приветствует, защищал неприкосновенность таухида и преграждал любой путь, ведущий к ширку
Всевышний Аллах сказал:
﴿لَقَدْ جَاءَكُمْ رَسُولٌ مِنْ أَنفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُمْ بِالْمُؤْمِنِينَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ (128) فَإِن تَوَلَّوا فَقُلْ حَسْبِيَ اللهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَهُوَ رَبُّ العَرْشِ العَظِيمِ﴾
«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим. А если они отвернутся, то скажи: "Мне достаточно Аллаха! Нет божества достойного поклонения, кроме Него. Я уповаю только на Него, ибо Он - Господь великого Трона"». (Сура ат-Тауба, аяты 128-129)
Абу Хурайра рассказывал о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не превращайте свои дома в могилы и не делайте из моей могилы ‘иида (то есть: «Не делайите мою могилу предметом постоянного посещения»). Молитесь за меня, ибо ваши молитвы достигнут меня, где бы вы ни были».
Сообщается от Али ибн аль-Хусайна о том, что он однажды увидел человека, который часто посещал могилу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и взывал там к Аллаху. Али запретил ему делать это и сказал: «Не рассказать ли вам то, что слышал от своего отца [аль-Хусайна ибн Али] о том, что мой дед [Али ибн Абу Талиб] слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Не делайте из моей могилы ‘иида и не превращайте свои дома в могилы. Молитесь за меня, ибо ваши молитвы достигнут меня, где бы вы ни были"?»
Примечание: «аль-‘Ид» - это время (место) сбора людей, которое может повторяться либо каждый год, либо каждую неделю, либо каждый месяц и т.д..
[Шейх Салих али Шейх говорит]: Этот раздел является продолжением предыдущих разделов. В этих разделах говорится о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) оберегал неприкосновенность единобожия (таухид) и преграждал все пути, ведущие к многобожию (ширк). Шейх привел аят, в котором Всевышний Аллах говорит:
﴿لَقَدْ جَاءَكُمْ رَسُولٌ مِنْ أَنفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُمْ بِالْمُؤْمِنِينَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ (128) فَإِن تَوَلَّوا فَقُلْ حَسْبِيَ اللهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَهُوَ رَبُّ العَرْشِ العَظِيمِ﴾
«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим. А если они отвернутся, то скажи: "Мне достаточно Аллаха! Нет божества достойного поклонения, кроме Него. Я уповаю только на Него, ибо Он - Господь великого Трона"». (Сура ат-Тауба, аяты 128-129)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не хочет, чтобы община пребывала в тяжелом положении. Поэтому он приказал своей общине все добро и запретил ей совершать всякое зло. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) защищал неприкосновенность того, к чему он призывал. Если люди начнут совершать то, что он запретил, они придут к своей гибели. Они приобретут тягостное положение как в этой жизни, так и в той. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) не хочет, чтобы община страдала. Он защищал неприкосновенность единобожия (таухид) и закрыл все пути, которые ведут к многобожию (ширк). Именно на это хотел указать шейх, приведя этот аят.
Абу Хурайра рассказывал о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не превращайте свои дома в могилы и не делайте из моей могилы ‘ида. Молитесь за меня, ибо ваши молитвы достигнут меня, где бы вы ни были». Передал имам Ахмад, 2/368; Абу Дауд, 2042; аль-Бейхакъи в «Шу’аби-ль-Иман», 4162.
«’Ид» может быть связан с местом или со временем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил постоянно посещать его могилу, так как это может привести к чрезмерному возвеличиванию этой могилы. А потом могилу начнут возвеличивать также, как возвеличивают Всевышнего Аллаха. Если человек постоянно посещает определенную могилу, то есть делает её «’идом», то это может привести его к многобожию (ширк).
Сообщается от Али ибн аль-Хусайна о том, что он однажды увидел человека, который часто посещал могилу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и взывал там к Аллаху. Али запретил ему делать это и сказал: «Не рассказать ли вам то, что слышал от своего отца [аль-Хусайна ибн Али] о том, что мой дед [Али ибн Абу Талиб] слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не делайте из моей могилы ‘иида и не превращайте свои дома в могилы. Молитесь за меня, ибо ваши молитвы достигнут меня, где бы вы ни были"?» Передал ибн Аби Шейба, 2/357; аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир», 2/189; Абу Йа’ля, 469; ад-Дыя аль-Макдиси в «аль-Мухтара», 428.
Хадис Али ибн аль-Хусейна также свидетельствует о том, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, оберегал единобожие и его неприкосновенность и перекрывал все дороги, ведущие к многобожию. И если на его могиле нельзя устраивать «’ида», то на могилы всех остальных людей этот запрет распространяется в еще большей степени. Однако случилось так, что многие мусульмане не поняли того, что так усердно оберегал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Они превратили могилы в мечети. Более того, они воздвигли на них мавзолеи и даже осветили их огнями. И более того, они совершают ради них жертвоприношения и приносят ради них обеты. Они обходят вокруг них, уподобляя их Каабе, и считают земли вокруг них более священными, чем благословенные земли Аллаха. А когда эти люди, поклоняющиеся могилам, приходят на могилу Пророка, мир ему и благословение Аллаха, или других праведников и угодников, они испытывают унижение, смирение, раскаяние, страх и надежду, которые они не испытывают в своих сердцах, когда остаются наедине с Великим и Могучим Аллахом. А это – не что иное как противодействие Аллаху и Его Посланнику Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха.
_________
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Тафсир 128 и 129 аятов из суры «ат-Тауба».
2. Максимальное отдаление Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, своей общины от нарушения границ таухида.
3. Упоминание о его внимании, сострадании и милосердии к нам.
4. Его запрещение посещать его могилу с особой целью, хотя посещение его могилы является одним из самых лучших деяний.
5. Его запрет на частые посещения могил.
6. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал совершать дополнительные Намазы дома («Не превращайте свои дома в могилы...» — Ред.).
7. У саляфов было общеизвестно что Намаз не совершается около могил.
8. Обосновывается это тем, что испрашиваемые для него благословение и мир достигнут его из любого места, даже самого отдалённого, и поэтому нет необходимости в вымыслах тех, кто ищет приближения к нему.
9. Находясь за барьером этой жизни — в барзахе — Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, представляется дела его общины посредством молитв за него и прошений мира за него.
باب ما جاء أن بعض هذه الأمة يعبد الأوثان