Паяц (итал.Pagliaccio)
Комедия дель арте Комедия масок (итал.Commedia dell'arte )
Комедия дель арте - вид итальянского театра 16-17 веков, комедийные спектакли которого создавались методом импровизационной игры и буффонады. Персонажами спектаклей были типовые "маски", переходившие из одного спектакля в другой.
По мере развития комедии определились две группы масок:
- северная (венецианская) группа, которую составляли Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин; и
- южная (неаполитанская) группа: Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталъя.
Считается, что комедия дель арте - это первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения.
Дзибальдоне (Реперторио итал.Repertorio ) (От итал.Zibaldone – смесь)
Дзибальдоне - (рукописные) сборники, содержащие образцы текстов из репертуара актеров итальянской комедии дель арте. В дзибальдоне входили остроты, монологи, шутки и др.
Дзанни (итал.Zanni )
Дзанни - персонаж итальянской комедии дель арте, имеющий две разновидности:
-1- пройдоха, плут, ловкач, носивший имена Дзанни, Бригелла, Педролино, Скапино и др.;
-2- простак, увалень, носивший имена Арлекин, Бураттино, Кола, Флауттино, Пульчинелла.
Дзанни:
- принимали активное участие в развитии сюжетной интриги;
- говорили на местных диалектах;
- использовали черные полумаски;
- носили крестьянскую одежду: длинная холщевая блуза, длинные широкие штаны, широкополая шляпа с пером, деревянный меча за поясом, короткий плащ.
Лацци (итал.Lazzo – шутка. От лат.Aсtio - действие )
Лацци - короткие сценки, разнообразные трюки, импровизированные шутки; элемент итальянской комедии дель арте. Лацци:
- обычно исполнялись Дзанни;
- комментировали в комедийной форме основное действие;
- пародировали отдельные эпизоды;
- часто вводились актерами с целью насмешить публику.
Арлекин (итал.Arlecchino )
Арлекин - персонаж итальянской комедии дель арте.
В 16 веке Арлекин занимал в труппе положение Дзанни-простака, запутывавшего своими глупыми выходками интригу комедии. Арлекин-простак носил костюм, покрытый разноцветными заплатами, символизирующими бедность и скупость его обладателя.
В 17 веке Арлекин занимал в труппе положение Дзанни-пройдохи, активно участвующего в развитии действия. Заплаты на костюме Арлекина-пройдохи приняли форму правильных разноцветных треугольников, тесно прилегающих друг к другу.
В 18 веке в трактовку роли Арлекина был внесен патетический элемент, заставляющий зрителей одновременно смеяться и плакать.
Арлекинада (фр.Arlequinade )
Арлекинада - популярный жанр французских ярмарочных театров 18 века; В (одноактных) пьесах-арлекинадах
- главными действующими лицами являлись Арлекин и другие персонажи итальянской комедии дель арте;
- преобладали элементы пантомимы, пения и танца;
- разыгрывались любовные перипетии и остро комические ситуации.
Бригелла (итал.Brighella . От итал.Briga - неприятность )
Бригелла - персонаж итальянской комедии дель арте; тип Дзанни-пройдохи, не останавливающегося ни перед чем для того, чтобы устроить свои дела. Бригелла:
- являлся главной пружиной интриги;
- носил костюм из длинной белой блузы с желтыми или зелеными нашивками, длинных белых панталон, простых туфель и шапочки.
Сервета- Фантеска (итал.Servetta.От итал.Fantesca – служанка)
Серветта - персонаж итальянской комедии дель арте; тип разбитной крестьянской девушки. Серветта:
- принимала активное участие в развитии сюжета;
- выступала без маски;
- носила пестрое подобранное платье с белым передником и косынку на голове;
- говорила на тосканском диалекте, реже - на ломбардском, а на юге - на неаполитанском;
- носила имена Франческина, Смеральдина, Коломбина.
Пульчинелла (итал.Pulcinella )
Пульчинелла - персонаж неаполитанской комедии дель арте; остряк и весельчак, сочетающий черты Дзанни-пройдохи и Дзанни-простака.
Пульчинелла:
- выступал носителем сатирического начала;
- имел облик горбуна с большим крючковатым носом;
- носил одежду из грубой пеньковой материи и высокую остроконечную шляпу.
Ковьелло (итал.Coviello)
Ковьелло - персонаж неаполитанской комедии дель арте;
Тип глупого, трусливого и безмерно хвастливого человека.
Рудзанте (итал.Ruzzante - шутник )
Рудзанте - в итальянском театре 16 века - тип молодого простодушного разговорчивого крестьянина:
- веселившего зрителей своими шутками;
- выступавшего обманутым мужем, любовником, хвастливым солдатом или глупым слугой.
Панталоне (итал.Pantalone; бывш.Маньифико )
От итал.Pantaleone - нарицательное название венецианцев
Панталоне - персонаж итальянской комедии дель арте; тип богатого купца-венецианца: старый, глупый, хворый, скупой и самоуверенный.
Панталоне:
- постоянно становился жертвой проделок Дзанни и Серветты;
- носил красная куртку, красные панталоны, желтые туфли с пряжками, красную шапочка, черный плащ, а также кошель с деньгами за поясом;
- имел маску землистого цвета, длинный горбатый нос, седые усы и бороду;
- говорил на мягком венецианском диалекте.
Паяц (итал.Pagliaccio)
Паяц - комический персонаж старинного народного итальянского театра. Неловкий, неотесанный парень Паяц:
- встречался среди персонажей комедии дель арте 16-17 веков;
- был слугой Панталоне;
- смешил зрителей глупостью, упрямством, легкомыслием и трусостью;
- носил мешковатую одежду с большими пуговицами, белую шляпу и маску.
Доктор (итал.Dottore)
Доктор - персонаж итальянской комедии дель арте; комический тип болонского ученого-юриста, не находящего применения своим знаниям и докучающего всем длинными нелепыми речами. Доктор:
- обычно выступал в прологе и был изолирован от основной интриги комедии;
- говорил на болонском диалекте, пересыпая свою речь сентенциями и изречениями на вульгарной латыни;
- был одет в костюм доктора болонского университета: черная мантия, короткие черные панталоны, черные чулки и туфли, широкополая черная шляпа и маска, закрывавшая лоб и нос;
- часто носил имена Грациано Балоардо, Грациано Баландзоне, Грациано Брентино и др.;
- был стариком, отцом семейства, которого дурачили молодежь и слуги.