Глава 7. История первых людей
Бог создал наш мир за шесть дней. «Дни» творения не были нашими обыкновенными днями, в 24 часа. Ведь наш день зависит от солнца, а в первые три «дня» творения не было еще и самого солнца, значит, не могло быть и теперешних дней. Первые книги Библии написаны пророком Моисеем на древнееврейском языке, а на этом языке и день и период времени назывались одним словом «иом». Но точно знать, какие это были «дни» мы не можем, тем более, что в Священном Писании сказано: «У Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день» (2 Пет.3,8) и (Пс.89,5).
На шестой день Господь сотворил первых людей. Человек стал «венцом» творения Божьего, и главным объектом Божественной любви. Человек – это самое сложное и прекрасное из созданного во Вселенной. Люди имеют в себе «образ и подобие» Божий. Образ этот заключается в том, что в человеке есть разум, совесть, любовь, стремление к красоте, к счастью… Подобие – в бессмертии души человеческой, его личности и самого человека.
Первые люди – Адам и Ева жили в раю. Рай это не столько внешнее, сколько внутреннее состояние, выражающееся гармонией человека с Богом, гармонией с людьми, с самим собой и природой. Рай – это состояние любви и чистоты сердца. Особой радостью и чувством счастья наполнялась душа людей при общении с Богом. Даже тогда Господь не врывался в жизнь людей: по раю проходило приятное дуновение, как ветерок, из чего Адам узнавал, что сейчас Отец Небесный будет говорить с ними. Как будто Бог стучится к людям: к вам можно? Позже, об этом благоговейном отношении Бога к личности человека говорил Христос: «Се стою у двери и стучу, и кто отворит Мне, к тому войду и буду вечерять с ним».
Буквально видеть Бога люди не могли, только слышали Его голос и чувствовали Его особое присутствие в своей душе. Адам и Ева ни в чем не имели нужды в материальном отношении, даже в одежде. По мнению отцов Церкви, благодать Божия служила покрывалом для людей в раю, поэтому они не замечали отсутствия на них одеяния. Пока там было только два любящих сердца и потребности в одежде они еще не знали.
Природа земли была иной: её краски были более яркими и насыщенными, людям было не жарко и не холодно, они чувствовали приятную летнюю прохладу. Иным был животный мир: звери не делились на хищников и жертв, все животные питались растительностью, и даже комар не смел обидеть человека. Адам и Ева не боялись животных, а животные не боялись людей: человек мог погладить и приласкать любого из них. В Библии говорится, что Адам сам дал имена всем животным.
Господь просил первых людей выполнять только три заповеди:
- рождать и воспитывать детей;
- возделывать райский сад Эдем, трудиться, ухаживать за ним;
- не вкушать плодов с «дерева познания добра и зла».
Третья заповедь была дана для того, чтобы в человеке могли наилучшим образом раскрыться личностные качества, главное из которых это способность любить. Именно любовь, её горение в духе делает человека счастливым, именно любовь делает его совершенным. Способность любить изначально заложена в человеческой личности как потенциал, как нераскрывшийся еще бутон цветка, которому, образно говоря, предстоит распуститься, но только при условии личного усилия самого человека.
Как проявляется любовь детей к своим родителям? В первую очередь через добровольное послушание. Так и здесь: Адам мог проявить, а значит и развивать свою любовь к Богу через послушание. Богу это не нужно, это нужно только самому человеку. Люди призваны к уподоблению Богу: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» - говорит Христос. Счастье в котором пребывает Бог совершенно, и чтобы поделиться этим счастьем с людьми мало создать человека безгрешным и, образно говоря, посадить его рядом с собой. Необходимо внутренне преображение человека, возможное только при его личном усилии, необходимо уподобление своему Творцу – только в этом случае человек сможет обрести реальную свободу, наконец, иметь ту полноту благ и счастья, которая свойственна Богу.
Почему же первые люди не воспользовались уникальной для них возможностью? Как гласит Священное Писание, однажды Ева проходила мимо «дерева познания добра и зла», и услышала человеческий голос, исходивший от змея, который обвил собою ствол этого дерева. Дьявол, как бывший ангел, может творить удивительные чудеса. Он принял вид змея, т.к. у него не было другого способа вступить в общение с людьми: они были еще безгрешными и никакая греховная мысль не могла просто так возникнуть в их сознании. Это теперь дьявол легко и ловко может проникать в ход наших мыслей, а тогда это было невозможно. Если бы с современным человеком заговорил бы в лесу змей, ясно, любого это бы шокировало. Но Ева еще очень мало знала о том мире в котором они тогда жили, весь мир ей казался чудом. Она, конечно, удивилась, что с ней говорит змей, но она не знала, кто за этим змеем скрывается.
«Подлинно ли сказал Бог: не ешьте плодов с этого дерева?» - с этого вопроса началась беседа дьявола с Евой. Она ответила утвердительно, подтвердив, что Господь предупредил их: «Не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Тогда дьявол прямо идет на обман: «Нет, не умрете, …но будете как боги, знающие добро и зло». Подумав немного над этим заманчивым предложением, Ева попробовала запретный плод. Муж и жена являются духовно одним целым, и вторая половина, т.е. Адам еще не был поражен грехом, а потому Ева сначала ничего, кроме приятного вкуса не почувствовала. Она отнесла мужу и предложила ему. Видя, что с Евой ничего страшного не случилось, Адам решил попробовать. И тут, «открылись глаза у обоих, и узнали они, что наги…». Конечно, это было не волшебное дерево, а вполне обыкновенное. Случилась катастрофа не потому что они что-то съели, а потому что нарушили заповедь – духовный закон бытия.
Первое, что почувствовали люди это стыд друг перед другом, смущаясь, стали скрывать свою наготу листьями. Не Бог отнял у них благодать, покрывавшую их ранее, а они сами лишили себя. Если сегодня, например, человек пренебрегает правилами техники безопасности и погибает, кто виноват, Бог или погибший? Ответ очевиден. Законы духовные действуют также неумолимо, как и физические.
Впервые Адам испытал страх, почувствовав, что сейчас с ним будет говорить Бог. Если раньше он радовался общению с Богом, то теперь стал чувствовать угнетенное состояние, и начал наивно искать способ спрятаться от Отца своего под деревьями. «Адам, где ты?» - воззвал к нему Господь. Бог не осуждает человека, а этим вопросом, как для ребенка Своего создает условия для самостоятельного раскаяния, ожидая от Адама слово «прости». Опять же, это нужно не Богу, а самому человеку: в случае покаяния, последствия грехопадения не были бы такими тяжелыми. Адам вместо этого оправдывается: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». Господь опять не осуждает человека, а только спрашивает: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты с дерева, с которого Я запретил тебе есть?». Теперь Адам вовсе отказывается признать свою вину: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Выходит, что виновата даже не жена, по словам Адама, а Сам Бог: «Жена, которую Ты мне дал…». Мол, не было бы у меня такой скверной жены и я был бы хорош. Тогда Господь обращается к Еве, но и она переложила свою вину на другого: «Змей обольстил меня и я ела». Круг сомкнулся, виноватых нет, виноват оказывается Сам Бог!
Возникает важный вопрос: почему Бог допустил дьявола в рай, почему позволил искушать людей? Чтобы лучше понять это, давайте представим человека, которого пригласили в роскошный ресторан, с накрытыми столами и готовыми разными блюдами, а в зале ресторана никого больше нет. Человеку говорят: садись за любой стол и ешь что хочешь, только за последний столик не садись, на нем блюда с отравленной пищей. Ясно, что любой, даже самый грешный человек, если он только не сумасшедший, сядет за правильно выбранный стол. Выполнять заповедь Адаму и Еве было бы слишком просто: в раю было вокруг множество деревьев с плодами на любой вкус, а запрет касался только одного. Такое «послушание» не имело бы почти никакого значения для духовного развития людей. Господь допустил дьявола в рай, чтобы заповедь приобрела особую, не только нравственную, но и духовную силу. В Священном Писании говорится: «…Ибо через это искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего от всего сердца вашего, и от всей души вашей» (Втор.13,1-3). Конечно, Богу не нужно буквально узнавать, или испытывать кого-либо, Он знал еще до сотворения нашего мира, что человек неправильно распорядится своей свободой и заранее взял ответственность за это на Себя (о чем мы поговорим позже). Это испытание необходимо было для блага самого человека.
Остается еще один вопрос: а что было, если бы Бог всё-таки не пустил бы искусителя в рай? Может это было бы лучше, чем грехопадение? Не развивался бы человек духовно, но и греха бы не совершил – так ли? Конечно нет. Если Господь попустил случиться этой трагедии, значит по другому было бы еще хуже. Люди могли иначе согрешить, не обязательно именно через эту заповедь. У ангелов не было «дерева познания добра и зла», но Денница нашел способ согрешить – залюбовался собой, захотев стать равным Богу. Нечто подобное мог совершить и человек, только чем бы это обернулось для него? Представим себе современный судебный процесс, во время которого суд установил, что один подсудимый являлся инициатором преступления, а его сообщник не желал этого злодеяния, но был уговорен первым. Одинаковое ли они понесут наказание? Ясно, что разное. Одно дело быть автором преступления и другое дело быть уговоренным. Так и в истории первых людей. Дьявол был инициатором греха, а Адам и Ева позволили себя обмануть. Если же человек сам спланировал бы свой грех, ясно, последствия были бы еще трагичнее: духовная рана была бы еще глубже и спасение души человека стало бы видимо делом совсем невозможным.
Теперь можно подвести некоторый итог. Первое: Господь попустил падение части ангелов, чтобы большинство других укрепились сознательно в добре и истине, и никогда больше не пытались согрешить. Второе: Господь использовал ненависть дьявола к Богу и к людям в Своем Промысле о человеке, позволив людям пасть, но трагические последствия этого Он свел к минимуму.
Разумеется первые люди имели возможность пройти через искушение достойно: Ева должна была пойти к мужу и спросить его, а Адам, в свою очередь, у Бога: правда ли то, что говорит змей? Господь объяснил бы им, что это дьявол и «отец лжи». Тогда Адам опытно познал бы, что добро это слушаться Бога, а зло это отпадение от Него. Тем самым, человек перешел бы на качественно иной уровень и духовного и интеллектуального развития. Его свобода уже не была бы мучительным выбором, а приобрела бы вместе с любовью к Богу черты совершенства.