Из этого аята становится ясно, что совершать Намаз или какой-либо другой обряд поклонения в
мечетях, основанных на неповиновении Аллаху, нежелательно. Ибн Теймийа сказал:
«Мусульманские ученые не разрешали строить мечети на могилах, давать могилам обеты, приносить
В качестве даров ни дирхема, ни масла, ни свечки, ни животных и ничего иного. Все эти обеты
являются грехами. В "ас-Сахихе" аль-Бухари приводится хадис Пророка, да благословит его Аллах и
Приветствует, который сказал: Тот, кто дал обет быть покорным Аллаху, пусть будет покорным
Ему, а тот, кто дал обет ослушаться Аллаха, не должен Его ослушиваться... Поэтому __________ни один из
Ученых-салафов не говорил, что Намаз у могил или у машхадов (могил святых) является
Предпочтительным, либо имеет какое-либо преимущество, или что Намаз или мольба там лучше, чем
В каком-либо другом месте. Напротив, все они единодушны в том, что Намаз в мечети или дома
Лучше Намаза у могил, будь то могила пророка или праведника, называемая машхадом или нет».
Шейх Абд аль-Азиз ибн Баз сказал: «Если в мечети находится могила, то Намаз в ней неверен,
Независимо от того, находится ли эта могила позади молящихся, перед ними, справа или слева от них,
Поскольку Пророк сказал: Аллах проклял иудеев и христиан, воздвигнувших на могилах своих
Пророков храмы».
Сабит ибн ад-Даххак рассказывал: «Однажды один человек дал обет зарезать жертвенного
Верблюда в Буане и спросил об этом мнение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Тот
спросил: "Стоял ли на том месте какой-нибудь языческий идол, которому поклонялись люди?" Ему
ответили: "Нет". Пророк опять спросил: "А проходили ли там какие-нибудь празднества
идолопоклонников?* Люди ответили: "Нет, не проходили". Тогда посланник Аллаха сказал:
Исполняй свой обет, так как не следует исполнять обет, данный в неповиновении Аллаху, а
также в том, чем не владеет сын Адама**. Этот хадис передал Абу Дауд и его иснад достоверен
По условиям аль-Бухари и Муслима. (Абу Дауд (13313); достоверный хадис).
*Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: «Празднество — это понятие, подразумевающее под
Собой общие собрания, регулярно повторяющиеся через год, неделю, месяц и т. д. Под празднествами
здесь [в хадисе. —Ред.] имеются в виду собрания времен джахилиййи.
Празднество объединяет несколько событий: день праздника, например день «аль-Фитр»
(праздник розговенья) или день «аль-Джум'а» (Пятничный Намаз), а также следующие за этим
Обряды поклонения и обычаи. Оно может приурочиваться к определенному месту либо быть
Всеобщим. Все подобные дела называются празднествами».
Таким образом, признаками проведения празднеств являются приурочивание их к определенному
Времени, месту, а также совершение определенных обрядов во время общего собрания людей. Шейх-
уль-Ислам Ибн Теймийа показал, что признаками празднеств являются именно эти понятия, сказав:
«Время — это потому что Пророк сказал о дне «аль-Джум'а»: Этот день Аллах сделал для мусульман
праздником (Ахмад 2/303 от Абу Хурайры, Малик 1/65 и Ибн Маджа (1098) от Ибн Аббаса;
Достоверный хадис).
Собрания и обряды — потому, что Ибн Аббас рассказывал: "Я присутствовал на празднестве
вместе с посланником Аллаха" (аль-Бухари 2/387, 9/299, ан-Насаи 3/192. Абу Дауд (1146), Ахмад
1/242).
Место — потому, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Не устраивайте
На моей могиле празднеств (Ахмад 2/367, Абу Дауд (2042) от Абу Хурайры)».
**Если мусульманин дал обет совершить деяние, запрещенное Аллахом, то он не должен его
Исполнять. В отношении же того, должен ли подобный обет искупляться, мнения разделились. Ибн
Масуд, Ибн Аббас, Абу Ханифа и другие считали, что его искупление обязательно. Они опирались на
Хадис Аиши о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Нет обета в
неповиновении [Аллаху. — Ред.], а искупление его — такое же, как и искупление клятвы [при ее
несоблюдении. — Ред.] (Абу Дауд (3290), ат-Тирмизи (1254), Ибн Маджа (2125), ан-Насаи 7/26-27,
Ахмад 6/247; достоверный хадис).
Аш-Шааби, имам аш-Шафии и другие полагали, что для подобного обета искупление не
Требуется. Они основывались на том, что в хадисе Сабита не упоминается искупление этого.
Опровержением этого мнения является то, что искупление упоминается в другом хадис.
Нельзя также давать обет в том, чем человек не владеет, например говорить: «Если Аллах
Излечит моего больного, то я освобожу раба такого-то человека». Но если дающий обет сказал: «Если
Аллах излечит моего больного, то я освобожу раба или сделаю что-либо», — однако он этим пока еще
Не владеет, то этот обет остается на нем до того времени, когда он сможет его исполнить. Это сказал
Али аль-Кари в своем труде «Шарх аль-Масабих».
Запрещается также исполнять обеты, данные в гневе, так как Пророк, да благословит его Аллах и
Приветствует, сказал. Нет обета, данного в гневе, а искупление его — такое же, как и искупление
Клятвы (Ахмад 4/439, ан-Насаи 7/28, 29 от Имрана ибн Хусайна). Обет в совершении нежелательного
Действия, такого как развод, лучше не выполнять и искупить. Обет, данный в совершении свободного