Поучение о Крестоношении
Великопостные проповеди
Великий пост нынешнего года уже почти преполовился. Церковь, совершенствуя говеющих и благоговейно постившихся и постящихся в подвиге благоугожедения Богу, износит из алтаря напрестольный крест для поклонения ему христиан, готовых жить и действовать по заповедям и учению Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. От Креста Животворящего ныне исходит проповедь и поучение. С Креста Сам Христос зовет наши души – и как зовет!
«Идите ко Мне. Кто хочет за Мной следовать, пусть отвергнется себя, и возьмет свой крест, и идет за Мной» (Мф. 16;24, Мк. 8;34, Лк. 9;23). Заметьте: Господь не принуждает, а призывает к последованию за Собой. Как же мы откликнемся на этот призыв? Так или иначе, но должны отозваться, потому что каждый христианин имеет свой крест, на котором должен распинать свои греховные страсти. Крестоношение есть не только обязанность, но и неотложная необходимость. Под крестом каждого человека Спаситель разумел все скорби и все трудности жизненные, предстоящие человеку в борьбе с общей нам наклонностью ко злу.
Жизнь человеческая – путь к вечности, путь и достижение великих совершенств. На этом пути человек – невольный странник. На этом пути чаще всего противоборствуют человеку беды и скорби. Спастись от них, отдалить от себя опасность, найти удовлетворение и успокоение сердца – в этом заключается почти вся деятельность человеческой жизни. но часто человек находит гибель там, где он ищет безопасности; чаще разбивается его сердце от тех самых людей и от тех действий, на которые он устремлял всю свою волю. Всякое горе, страдание, всякие слезы, вынужденные неудачей, есть не что иное, как житейское крестоношение. Но крестоношения различаются в жизни.
Мы видим честолюбца, неусыпно стремящегося к достижению почестей и славы. Мы видим его труды и заботы, видим и страдания, испытываемые им от неудач, где его гордость встречает на каждом шагу препятствия. Такой человек не страсть распинает на кресте, но распинается страстью.
Когда встречаем человека, снедаемого завистливой скорбью о благе ближнего, мы видим, что он страдает, что страдания его мучительны, и эти страдания – крест, но крест не Христов, а произвольный, заслуживающий не уважения, но укоризны и отвращения. Когда попадаются на жизненном пути люди, постоянно занятые нечистыми вожделениями, направившие всю свою душевную деятельность на искание прибытков, чисто телесных, чувственных наслаждений – опять перед нами крестоносцы, но крестоносцы презренные. Они мученики не правды ради, а ради греха; они носят в себе ту виселицу, которой так часто кончается существование злого человека. Не Бог благословил этого человека порочного, но он сам соорудил его себе, соорудил своим забвением о Боге, нарушением человеческого достоинства, гордостью, лукавством и животностью своей падшей природы.
Истинные Христовы крестоносцы – иные люди; их крест – благодушное перенесение незаслуженных страданий. Когда перед нами находится больной человек, призывающий имя Божие без ропота; когда перед нами вдовы и сироты, утратившие близких сердцу и покорные воле Божией, - это Христовы крестоносцы. Когда вы видите перед собой людей обворованныйх, обманутых явными и тайными врагами; когда мы видим людей, у которых озлобление и клевета попирают их честь и ненависть, - сами мы Христовы крестоносцы в то время и в том случае, когда наше сердце любит добро.
Любить добро нелегко: любовь свою необходимо отстаивать, необходимо ее беречь. А это есть крест: здесь необходимо строжайшее внимание к себе, необходимо умирять себя, лишать, обуздывать, даже наказывать себя, чтобы сохранилась любовь к добру, чтобы любовь была чище, нежели живой весенний луч благотворного солнца. По этому пути шел наш Господь Иисус Христос на земле и заповедал Свои уроки о крестоношении ради любви к добру. Следуя этим урокам, человеческая жизнь есть беспрерывное самоисправление; человек стоит на страже сердца. Такой человек несет истинный крест – это крест самоотвержения. Кресты возлагаются Самим Богом. Но кто ищет подвигов, тому открыто поприще и для произвольного крестоношения.
Есть люди, которые могли бы беспечно проводить свою жизнь. Пользуясь правом своей свободы, они могли бы осуществлять для себя все удовольствия, какие им представляет жизнь во всех своих случайностях. Но эти люди менее всего пользуются тем, чем они бы могли. Они для себя бережливы во всем до скупости, до самоотречения, но готовы отдать все для другого, чтобы составить его счастье, чтобы доставить ему утешение, чтобы облегчить другим скорбный путь. Приношение такой жертвы есть истинный крест.
Есть добрые люди, отдавшие лучшие свои годы попечению и заботам о других людях не только без ропота, но со счастливой покорностью, - это чистые крестоносцы.
Дочери и сыновья, восполняющие своей попечительной любовью утраты матери и отца, - это истинные крестоносцы.
Есть люди, умеющие удержать себя кротко и смиренно чистыми и честными среди разных искушений. Эти искушения бывают иногда остры, как уязвляющая стрела. Они западают в душу, влекут ее за собой, но взявший крест Христов, удержится – падет и восстанет.
Без благодати Божией крестоношение невозможно. В тяжелых искушениях человек не может опереться на себя самого. Он слабее трости, колеблемой ветром. В этом состоянии одно средство для нас – соединить свой крест с Крестом Христовым. Только один Христос, претерпевший за нас Крест, верно оценит наше терпение. Нашу борьбу с греховной природой, наше самоотвержение. Сила Креста велика и животворяща. Один взгляд на Крест может утешить несчастного, остановить злодея, вразумить забывшегося, умирить ожесточенного, обличить лицемерного, наставить неразумного – всем и каждому подать совет и жизнь.
Не забывайте же, что вам всегда сопутствует, всегда возлежит на персех Богом данный вам страж, - ваш хранитель и освятитель, друг верный и неизменный, помощник скорый и сильный во всякое время вашей земной, полной скорби и опасностей жизни. Аминь!