И доказательство на это слова Всевышнего: «Мечети принадлежат Аллаху, не призывайте же никого наряду с ним»1. (13)
Слова автора, да помилует его Аллах, «Ислам, Иман и Ихсан». Эти три вида считаются самыми великими видами поклонения, и придёт их толкование в словах шейха, когда он будет объяснять вторую основу. Он упомянул их тут, потому что они являются разновидностями поклонения. Ислам с его пятью столпами, а это: два свидетельства, совершение молитвы, выплата закята, пост в месяц Рамадан и совершение паломничества к запретному Дому Аллаха. Всё это виды поклонения, телесные и имущественные. Также Иман с его шестью столпами и они из дел сердца, а это: вера в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, судный день и в предопределённость как хорошего, так и плохого. Всё это является поклонениями сердца. Также Ихсан – он состоит из одного столпа, а это: чтобы ты поклонялся Аллаху так, как будто ты видишь Его, и если даже ты не видишь Его, то воистину, Он видит тебя. Это самый высокий вид поклонения. Ислам, Иман и Ихсан называются степенями религии, так как все они являются религией. Потому что, когда Джибриль, мир ему, задал вопросы пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, в присутствии сподвижников, и тот ответил ему об Исламе, Имане и Ихсане, то пророк сказал: «Это приходил Джибриль, чтобы обучить вас делам вашей религии»2. В этом хадисе пророк, мир ему и благословения Аллаха, назвал эти три вещи религией.
(12) Слова автора «И из видов поклонения мольба». Начал с неё шейх, потому что она одно из величайших видов поклонения. Мольба делится на два вида: мольба поклонение и мольба просьба.
Мольба поклонение – это восхваление Всевышнего Аллаха, как пришло в начале суры аль-Фатиха: «Хвала Аллаху Господу миров. Милостивому, Милосердному. Владыке Судного Дня. Тебе только мы поклоняемся, и к Тебе только взываем о помощи». Эти аяты являются мольбой поклонением. «Веди нас прямым путём» начиная с этого аята и до конца суры, всё это является мольбой просьбы.
Мольба просьба – это просьба о чём-либо у Аллаха Всевышнего, наподобие просьбы о верном руководстве или просьбы об уделе, знании, или содействии, у Аллаха.
(13) Слово المَساجِد , то есть мечети, употребляется в названии мест, где совершается
Земной поклон, а также мест, где совершается молитва. Это самые любимые места для
Всевышнего Аллаха, и пришло побуждение на их постройку, и на уход за ними. Сказал пророк,
Джин 18.
Аль-Бухари 4777, Муслим 8-10, со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах. 60
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Да благословит его Аллах и да приветствует: «Кто построит мечеть ради Аллаха размером с гнездо куропатки или меньше, тому Аллах построит дом в Раю»1.
Сказал Всевышний Аллах: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний День»2. Под словом оживляет (строит), имеется в виду построение в прямом смысле и в переносном. Построение мечети из глины и из того, что для этого необходимо, чтобы молящиеся могли укрыться в ней, и чтобы она скрыла их от жары и согрела от холода. Также мечеть строится тогда, когда в ней выполняются поклонения, такие как молитва, чтение Курана и поминание Аллаха Всевышнего. Слово аль-масаджид применяется также к семи частям тела, которыми совершается земной поклон. А это: лоб и нос, две ладони, оба колена и передние части ступней, так как они совершают земной поклон Аллаху. И этот аят несёт в себе два смысла «Мечети принадлежат Аллаху», то есть места, в которых совершают молитву, а также части тела, которыми совершается земной поклон для Аллаха Всевышнего.
Слова Всевышнего «не призывайте же никого наряду с Ним», то есть не делайте эти части тела и эти участки земли местами для Ширка и для взывания к кому-либо кроме Аллаха. Напротив, обязательно нужно очищать мечети от Ширка, и в них не должны находиться могилы, и не подобает в них взывать к кому-либо, кроме Аллаха. Также в них не должно быть нововведений, и нововведенческих собраний суфиев. Обязательно должны очищаться мечети от нововведений, Ширка и грехов, так как они принадлежат Аллаху, и в них должно быть только то, чем доволен Всевышний Аллах. Поэтому не взывайте ни к кому наряду с Аллахом в этих мечетях, а также не используйте свои части тела для земного поклона кому-либо кроме Аллаха. Потому что это большой Ширк, в который попадают те, кто делает земной поклон для идола или могилы и так далее. Доказательство на мольбу в этом аяте «не призывайте же никого наряду с Ним» - это приказ направлять свои мольбы только к одному Аллаху. И слова Всевышнего «никого» охватывают всех, к кому взывают помимо Аллаха. Будь то ангел, пророк, угодник, дерево или камень. И взывание к кому-либо помимо Аллаха будет большим Ширком.
1 Ахмад 4/54 (2157) со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими. Ибн Маджа 738, Ибн Хузейма 1292 со слов Джабира бин Абдуллы, да будет доволен им Аллах.
Покаяние 18. 61
И тот, кто совершил что-либо из поклонения, для кого-либо кроме Аллаха, является многобожником и неверным. И доказательство на это слова Всевышнего: «У того, кто взывает наряду с Аллахом к другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют»
1.
А также хадис: «Мольба – это основа поклонения»2.
А также доказательство слова Всевышнего: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»»3. (14)
(14) Слова Всевышнего «Ваш Господь сказал», то есть ваш Господь приказал вам и сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам». Всевышний приказал взывать к Нему и обещал ответить. Это из Его щедрости, так как Он не нуждается в наших мольбах, однако, мы нуждаемся в мольбах к Нему Всевышнему. Он приказал нам то, в чём мы нуждаемся, и при помощи чего наше поклонение улучшится. Он Всевышний гневается, когда перестают просить у Него, в то время как творения гневаются, когда ты их просишь. Сказал поэт: