Наш сострадательный Первосвященник

"Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и совершившись сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека"

(Евр. 5:7-10).

Святой Дух напоминает нам в этой главе (т. е. пятой гл. Послания к Евреям - П. п.), что первосвященник должен был удовлетворять двум условиям: во-первых, он должен был быть приемлем для людей, ради которых он нес свое служение; и, во-вторых, он должен был быть угоден Богу. "Всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу". Он должен быть подходящим с обеих точек зрения: подходящим и для людей и для Бога. Наш Господь Иисус Христос принял сан первосвященника не Сам Собою, но от древних времен был избран Богом. Пророки говорили о Нем как о Мессии Божием, а Сам Иегова объявил: "Ты священник вовек по чину Мелхиседека". Когда Иисус пришел в мир сей, Дух Святой засвидетельствовал, что Он Сын Всевышнего. Во время крещения Иисуса был голос с небес, глаголющий: "Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение", и этот голос раздавался трижды, возвещая то же самое. Отец далее предоставил и еще одно доказательство относительно миссии Христа: "в том, что воскресил Его из мертвых" и дал Ему войти на небеса ради нас. Кроме того, Он дал Ему обязательство, что будучи, подобно Мелхиседеку, и Царем и Священником, Он будет сидеть одесную Бога, доколе Бог не положит врагов Его в подножие ног Его. Наш Господь Иисус Христос избран, призван и прославлен как "Первосвященник великий, прошедший небеса". В этом основа нашего утешения в Господе Иисусе, ибо мы знаем, что Он и Отец одно и что Он совершает все как посланник Завета, как полномочный представитель нашего Бога Иеговы. Но это не то, к чему я хотел бы привлечь в это утро ваше внимание. Я хочу, чтобы вы сосредоточились на нашем сегодняшнем стихе, чтобы поразмышлять о рассматриваемой с человеческой точки зрения превосходнейшей способности нашего Господа Иисуса быть для нас Первосвященником. Первосвященник должен быть "могущим снисходить невежествующим и заблуждающим; потому что и сам обложен немощью". Он должен быть тем, кто научился состраданию в школе страдания, чтобы быть в состоянии оказывать помощь страждущим. Состраданию же нельзя научиться никаким иным способом, как только собственным страданием. Его невозможно изучить по какой-нибудь книге, оно должно быть начертано на сердце. Вы должны сами пройти через огонь, если хотите научиться сострадать тем, кто ступает по пылающим углям. Вы должны сами пронести свой крест, если хотите научиться сопереживать тем, чья жизнь есть сплошное бремя. Возлюбленные друзья, мы живем в мире греха и страданий, и сами мы грешны и страдаем. И нам нужен тот, кто смог бы удалить от нас наши грехи и разделить с нами наши страдания. И если он не может идти вместе с нами через все превратности нашего страннического пути, то как может он быть нашим путеводителем? Если он сам никогда не путешествовал в ночи, то как может он в самые мрачные для нас часы нашептывать нам в уши слова утешения? В нашем Господе Иисусе Христе мы имеем в полной мере квалифицированного Первосвященника: Он совершенен в этой должности. Я желаю говорить о Нем в это утро именно в этом свете. И да помогут мне небеса, ибо, я чувствую, требуется вдохновение свыше, чтобы дать человеку возможность говорить об Иисусе так, как о Нем должно говорить. Беспечный язык не должен даже пытаться описывать великого Первосвященника нашего вероисповедания. Для того чтобы полностью описать совершенного Избавителя, требуется совершенный проповедник, но где такого найти? Проповедовать распятого Спасителя распятым стилем - нелегкая задача. Я полагаю, что пылающий уголь, взятый от жертвенника, должен в той же мере коснуться губ как для того, чтобы говорить о смиренном сострадании Иисуса, так и для того, чтобы описать Его славу. Не имея помощи от Духа Святого, я, выбирая из этих двух тем, скорее осмелился бы говорить о Райском, чем о Гефсиманском саде. О, если бы божественный Наставник направил сейчас наши мысли, чтобы мы прославили Христа и с возросшей уверенностью упокоились в Нем!

Таким образом передо мной стоит следующая цель: пытаясь утешить народ Божий, я буду одновременно убеждать других обратиться к нашему великому Первосвященнику. О, как бы я хотел, чтобы те из вас, кто еще никогда до этого не знали любви Христовой, почувствовали бы на себе ее прикосновение и сладостным образом оказались бы влекомы к Нему! Я надеюсь, что благодаря самому факту того, что Он может сострадать вам в ваших горестях, те из вас, кто страждет, будут понуждаемы влечься поближе к Нему. О, если бы прямо здесь -и в этот самый час те из вас, кто запинается и колеблется уже многие годы, немедленно нашли себе убежище в Том, Кто сострадает всем нам! Он ждет вас, чтобы даровать вам вечное утешение. О, если бы вы уверовали в Него! Если бы вы приняли Его! Мы будем молиться об этом и ожидать этого, и пусть Бог исполнит наши желания, чтобы таким образом прославился Сын Его! Великая пригодность Христа Его делу выявится по мере того, как мы рассмотрим Его в трех Его ипостасях. Во-первых, мы порассуждаем о Нем как о Просителе; эту Его сторону раскрывает седьмой стих: "Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение". Далее мы рассмотрим Его как Сына: "Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию". И затем закончим, размышляя о Нем как о Спасителе: "Сделался для всех послушных Ему виновником вечного спасения". Приди же, Дух Святой, возьми от Христа и яви нам.

1. Итак, во-первых, чтобы увидеть пригодность нашего Господа к тому, чтобы сообщаться с нами в наших печалях и заботах, рассмотрим Его в качестве ПРОСИТЕЛЯ.

Наш сегодняшний стих начинается словами, говорящими о Его немощи: "Он во дни плоти Своей". Наш благословенный Господь был в таком состоянии, что от немощи возопил к Богу, могущему спасти. Когда наш Господь был охвачен немощью плотской, Он многое время пребывал в молитве. Для нашей молодежи было бы интересным и поучительным занятием отметить все случаи, в которых, как повествуется, Господь Иисус, возносил молитвы. Эти случаи весьма многочисленны, но, без сомнения, они представляют собой всего лишь немногие примеры, говорящие о намного большем их количестве. Молитва была нормальным и привычным состоянием Иисуса. Он молился даже тогда, когда уста Его не издавали ни звука. Его сердце всегда пребывало в общении с Великим Отцом на небе. Как нам говорят, именно так обстояло с Ним дело, когда Он жил "во дни плоти Своей". Выражение это употреблено, чтобы отличить Его жизнь на земле от Его прежнего состояния в славе. Издревле Сын Божий обитал с Отцом, но тогда Он не был причастником человеческого естества, а Его предвечные века не были "днями плоти Его". Тогда Он не мог войти в то сокровенное сострадание с нами, которое Он теперь проявляет к нам с того времени, как был рожден в Вифлееме и умер на Голгофе. "Дни плоти Его" подразумевают именно эту смертную жизнь - дни Его немощи, уничижения, труда и страданий. Это правда, что Он несет на Себе наше естество там на небесах, потому что после Своего воскресения Он сказал ученикам: "Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня". Но тем не менее мы не должны называть период Его возвеличения одесную Отца "днями плоти Его". Он продолжает там молиться. Подлинно, Он непрестанно возносит Свои ходатайства за беззаконников, но теперь уже иным образом, отличным от того, каким молился "во дни плоти Своей".

"Он в скорби и слезах рождал молитвы на земле. Он - в славе; но не перестал молиться обо мне".

Среди дней Его земной жизни были такие, которые особо заслуживают того, чтобы называть их "днями плоти Его" -дни, в которые Его ослабленное естество проталкивалось вперед. Тогда люди видели в Нем меньше величия как в своем Учителе, но - больше страданий как просто в Человеке. В числе таких дней плоти Его я назвал бы тот, когда Он пришел в Гефсиманию и "скорбил там смертельно". Ему было очень тяжело, потому что тень от Его креста падала на Него все более сгущавшимся мраком по мере того, как Он приближался к Своей смерти на нем. Когда жуткая Богооставленность, явившаяся средоточием Его страданий, начала вселять в Него свой ужас; когда люди подумали, "что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом", это и были "дни плоти Его". Глядя на Него, распростертого под маслинами, изливающего - до кровавого пота - всю душу Свою в жалобных мольбах, вы видите вашего Господа в качестве Просителя в немощи - "во дни плоти Своей".

Братья, я умоляю вас считать моления нашего Господа "во дни плоти Его" реальным фактом. Не думайте, что Он был тогда неким призраком, а молитвы Его - всего лишь частью какого-то представления. Он был действительным человеком, и Его молитвы были такими же действительными, как и ваши. О, верьте в Иисуса-человека. Вы ведь с негодованием отнесетесь к каждому, кто попытается умалить славу Его Божественности, и будете в высшей степени правы; но, заклинаю вас, не отбирайте у Него истину Его Человечности: Он на самом деле стал плотью и обитал с нами. Это было так, даже когда Его апостолы созерцали Его славу: "славу как Единородного от Отца,., полного благодати и истины"! Мы должны прочно увериться в Его подлинном человеческом естестве, иначе мы потеряем Его жертвенную смерть, Его воскресение и все остальное; и братство нашего Господа, которое есть великий источник нашего утешения, также исчезнет. Вспомните, что Тот, Кто восседает теперь одесную Бога, когда-то был здесь на земле в подобии плоти греховной. Тот, Кому скоро надлежит придти и судить живых и мертвых, прошел через период телесной ограниченности, немощи, страданий, усталости, когда был во плоти человеческой. "Дни плоти Его" были для Него днями нищеты, болезни, усталости, поношений и искушений. Хотя в Нем не было греха, Он был тем не менее во всем искушен и испытан так же, как и мы. И поскольку Он прошел через такие дни, то обрел пригодность быть Первосвященником для верующих, которые также проходят сейчас через дни плоти своей. Братья, мы достаточно хорошо знаем, что являемся причастниками плоти и крови, и мы видим неплохое утешение в том, что наш Господь Иисус Сам был причастен им.

Во дни плоти Своей наш божественный Господь Иисус переживал нужду и потребности. Слова "принес молитвы и моления" доказывают, что у Него было много нужд. Человек начинает молиться, когда нужда, переживаемая им, больше той, которую в состоянии удовлетворить мир. Человек работает ради того, что он может обрести работая, и молится о том, чего нельзя получить никаким иным способом. Молитвы Спасителя не были простой формальностью, Его моления проистекали из чувства насущной потребности в небесной помощи. Это трудно понять, но это так: ради нас наш божественный и невинный Спаситель поставил себя в такие условия, что нужды Его были весьма многочисленны. Конечно, как Бог, Он мог подняться над какими бы то ни было потребностями, но, будучи человеком, подобным нам, Он не позволял силе и могуществу Божества сокрушить плотскую немощь Его человеческой природы. Поэтому Он знал и переносил те же лишения, что и мы, и прибегал при этом - так же, как это следует делать и нам, - к единственному вседостаточному источнику даяний, молитвой обращаясь к Своему Отцу. Молитвами Он искал благословений, молениями Он ограждал Себя от зла. Его обращения к Богу были многочисленными - оба слова во множественном числе - "молитвами и молениями", и они были многообразны по своему характеру, потому что Он возносил молитвы и моления всех видов. Особенно в гаду Он снова и снова взывал: "Если возможно, да минует Меня чаша сия". Итак, каким бы банальным ни было это замечание, оно тем не менее нуждается в том, чтобы его часто повторяли: наш Спаситель действительно молился. Когда вы в скорби вашей затворяете дверь комнаты и преклоняете колени в молитве; когда молитва ваша набирает силу, а вы падаете в борении на лице свое; когда вы плачете и рыдаете перед Всевышним, будучи охвачены погружающим вас куда-то вниз чувством вашей нужды, то вам трудно себе представить, что Иисус когда-либо делал то же самое. Он просил так же действительно, как просите вы; Он молился и умолял, упрашивал и боролся так же, как надлежит это делать вам. Он знает то уединенное место на горе Кармил, где Илия, склонив свою голову на колени, семь раз взывал к Господу. Он знает, что такое отвратить лицо к стене и плакать полными горя глазами, так же как знал это Езекия. Он знает, как пожалеть вас в вашем одиночестве, в вашем отчаянии, в явно роковом для вас стечении обстоятельств, в вашем сокрушении сердца, в ваших горестях и даже в вашей смерти. Так взгляните же на Него в ночь вашего плача и воспряньте вашим духом.

Тем из вас, кто только еще начинает молиться, я посоветовал бы помнить, что Иисус явил нам пример того, как это следует делать. Если ваши молитвы немногословны и состоят главным образом из плача и слез, будучи однако похожи в этом на молитвы вашего Спасителя, то вы вправе надеяться, что они будут приняты. Если вы боитесь, что ваши молитвы не достигают небес, вспомните, как наш Спаситель жаловался в Двадцать втором псалме: "Боже Мой! Я вопию днем, - и ты не внемлешь Мне, ночью, - и нет Мне успокоения". Он был под конец услышан, но в начале, казалось, взывал впустую. Иисус молился, изнемогая: то, что Он сделал Сам, Он поможет сделать и вам. Он знает, что значит бороться с Богом в молитве, и Он глянет на вас взглядом вашего Брата, когда под гнетом вашего покаяния вы будете искать Господа. Как это ясно, что мы имеем подходящего Первосвященника - с нежным сердцем и любящей душой! Далее, давайте посмотрим, как Сын Божий походил на нас в страстности Своих молитв. О, если бы знать, как следует проповедовать на столь священную тему. Без сомнения, каждому следует снять свою обувь, стоя на этой дважды освященной земле. Страстность молитв нашего Господа была такова, что Он выражал Себя "с воплем и со слезами". Евангелисты не упоминают о Его слезах, но Дух Святой раскрывает нам то, что не могли видеть человеческие глаза. Он взывал к Богу, пока Его сжатая в ком и выталкиваемая ввысь скорбь не потребовала для себя слышимого выражения и Он начал исторгать из Себя вопли. Он возопил так, что ученики, находясь от Него на расстоянии брошенного камня, слышали: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия". Голос Его становился громче по мере того, как поток Его страданий с силой прокладывал себе путь. В Его воплях была великая сила, они были "сильными воплями" - они были глубокими, жалобными, трогательными, душераздирающими: "Если возможно, да минует Меня чаша сия". Мы можем быть благодарны, что не слышали воплей этого жестокого бедствия, выпавшего на долю нашего великого Заместителя. Вопль - это нечто слабое, но Его вопли были сильными - сильными для сердца Великого Отца. Когда Он прекратил Свои вопли, погрузившись в молчание, то их место заняли слезы. Господь услышал голос Его слез; и кто скажет, что было громче: Его вопль или Его слезы? Когда человек - такой отважный и долготерпеливый, как Иисус - предается воплям и плачу, мы можем быть уверены, что страдание, переживаемое Его сердцем, перешагнуло все границы. Душа Его в Нем непременно должна была разрываться от скорби. И мы знаем по другому признаку, что так оно и было, потому что кровь Его, забыв, что ей должно циркулировать по своим обычным каналам, вышла из своих берегов, капая на землю кровавым потом. Я не думаю, подобно многим, что это был простой пот, такой, который обычен для тяжелого труда; но я считаю, что это был кровавый пот, иначе не было бы написано: "как капли крови". Кровавый пот можно увидеть - и сейчас и тогда - у людей, переживающих чрезвычайно огромное волнение, но случай нашего Спасителя был намного изумительнее любого из этих случаев, потому что этот кровавый пот был настолько обилен, что был "как капли крови, падающие на землю". Это была воистину молитва; моление, истощившее все Его человеческое естество. Тело, душа и дух Его находились теперь на дыбе страдания, дойдя до предела своих мук. Он взывал к Богу намного более умоляющим, мучительным, ужасным и могущественным образом, чем тот, которого мы с вами когда-либо достигали. Но, братья, суть именно в этом: если вам доведется переживать ваш темный и мрачный час, вознося молитвы к небесам, подобным меди над головою вашей; и если вы будете вынуждены громко взывать, выплакивая свою душу, вспомните же тогда Иисуса во дни плоти Его. Возможно, что обычно вы весьма спокойны и, может быть, даже бессловесны в молитве; но теперь вы не в состоянии сдержать себя: подобно Иосифу, возопившему так, что его услышали египтяне во дворце фараона, так и вы даете выход своей боли. Не стыдитесь вашей слабости, ведь до вас именно так вел Себя ваш Господь. И вот, вы, сильный человек, плачете как ребенок. Не пытайтесь же извиняться, чтобы никто не посчитал, что вы осуждаете вашего Спасителя. Посмотрите - ведь вы не один! С вами через пучину проходит Иисус. Разве вы не видите запятнанные кровью следы ног вашего Господа? Ваша самая сильная боль хорошо известна Ему. Не бойтесь же. Совершайте ваш путь к Господу, даже идя по его самому тяжелому участку. Доверьтесь Ему, когда железо пронзит вашу душу. Предоставьте все Его опытным рукам.

О вы, бедные души, никогда до этого не уповавшие на моего Господа, разве теперь вас не влечет к Нему? Если Он все это выстрадал, то возможно ли, чтобы Он не помог вам в вашей беде? Благодаря всему этому Он совершился как Первосвященник, и можете ли вы не доверять Ему? Разве Он не в состоянии войти в ваши несчастья? О, омраченные сердца, разве в Нем нет для вас света? Когда вы молитесь, превозмогая боль, Иисус в совершенстве понимает ваше состояние. О вы, презирающие самих себя! Вы, желающие, чтобы вам никогда не родиться! Вы, дщери меланхолии и дети отчаяния, разве вы не видите в обезображенном лике вашего Искупителя основание для вашего упования на Него? С тех пор, как вы услышали сильные вопли, слетавшие с Его уст, и увидели потоки слез, стекавшие из Его глаз, вы с полным правом можете считать Его дух сострадающим вам, Дух, к Которому можно прибегнуть в час бедствия, подобно тому как цыплята ищут крыльев наседки.

Итак, изучая наш стих, мы увидели нужды нашего Господа, а также страстность Его молитв. Теперь обратим внимание на Его разумение во время молитвы. Он молился "могущему спасти Его от смерти". Это выражение пугает нас: Спаситель молился, чтобы спастись. В Своей наитяжелейшей скорби Он молился осмысленно, имея ясное представление о существе Того, к Кому Он возносил молитву. Это великое дело, когда в горячем молении вы хорошо осознаете сущность Бога, к Которому обращаетесь. Иисусу предстояло умереть, и поэтому Он смотрел на Своего Великого Отца как на "могущего спасти Его от смерти". Эти слова можно понимать двояким образом: они могут означать, что Он мог быть спасен от действительной смерти, если бы это последовательным образом прославило Его Отца. Или же они могут означать, что Иисус взывал о спасении Его от той смерти, в которую Он действительно низошел. Смысл выражения можно передать и как "от" и как "из". Спаситель смотрел на своего великого Отца как на могущего сохранить Его в смерти от ее силы, так чтобы Он мог восторжествовать на кресте; а также как на могущего возродить Его из мертвых. Вспомните, как Он говорит в Псалме: "Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление". Иисус имел веру в Бога, видя перед Собой смерть, и молился в соответствии с этой верой. Это приближает нашего благословенного Господа весьма близко к нам. Он молился в вере, так же как и мы. Он верил в силу Бога, могущего спасти Его от смерти, и даже будучи повержен страхом, Он не перестал хвататься за Бога. Они взывал к Нему так же, как следует взывать и нам с вами, сокрушенный страхом и воодушевленный верой. Будем же подражать Его страстности, Его разумению и Его вере. Он снизошел, чтобы явить нам пример, которому мы могли бы подражать. Он вошел в живое соучастие с нами в наших наиболее насущных и настоятельных молениях. У Него был Свой Иавок, и потому, о семя Иакова, доверься Ему.

Это поможет вам в дальнейшем, если сейчас я привлеку ваше внимание к Его страху (в оригинале "fear", что в русск. синод. Библии переведено как "благоговение" - П. п.) Я считаю, что наша старинная Библия дает нам правильный перевод, намного лучший, чем Исправленная Версия (имеется виду "the Revised Version" - англ. пер. Библии 1881-95 г. - П. п.), хотя многое можно сказать и в пользу последнего: "с сильным воплем и со слезами... могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение (т.е., согласно англ. Библии, "за Свой страх" - П. П.). То есть, Он имел страх, естественный и не греховный страх; и от этого страха Он был избавлен силой, доставленной Ему ангелом с небес. Бог в каждого из нас вселил любовь к жизни, и мы не в состоянии расстаться с ней безболезненно: идти Господь чувствовал естественный страх перед смертью. Если скажут, что Спаситель был слишком смел, чтобы познать страх смерти, то я попрошу заметить, что Он был еще более смел, потому что так спокойно встретил то, чего боялся. Мученики умирали, не изведав ужаса, павшего на нашего Господа, но вспомните, что помощь Божия, которая их поддерживала, была взята от Иисуса. И заметьте также, что Его смерть была особенной, она отличалась от той смерти, которая уготована каждому представителю рода человеческого, потому что в Его смерти наказание, сгустившись и сконцентрировавшись, стало соразмерным греху. Для праведника смерть теперь не является наказанием, но - способом, которым он приходит домой. Для Иисуса же она была в самом полном смысле наказанием смертью за человеческую вину. Он видел перед Собой - так, как не видит никто из нас - всю боль и муку, сопутствующую смерти. Он знал, что Ему предстояло перенести, предвкусив в саду острую и жгучую боль, которую заключало в себе поручительство за грешного человека.

Фиалы Божиего гнева уже собирались пролиться на Него, и слышался голос Иеговы: "О, меч! поднимись..." - как будто меч этот никогда до этого не поднимался - "О, меч! поднимись на пастыря моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф". Он видел бездну, в которую Он должен был пасть. И если бы Он не чувствовал ужаса, то, мне думается, здесь не было бы самой сути искупительного страдания. Страх должен был овладеть Им - не страх труса, но страх того, кто ужасающим образом сокрушен. Душа Его "скорбила смертельно". Так что, когда вы содрогаетесь, отпив глоток из вашей чаши горечи, подумайте об Иисусе, Который тоже содрогался. Когда вы, вступая в долину смертной тени, чувствуете огромное замешательство при виде того, что перед вами, подумайте об Иисусе, Который услышан был за Свой страх. Позаимствуйте смелости у Того, Кто от страха вымолился в победу. Подумайте о Том, Кто взывал к Богу: "Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне". Доверьтесь вашими душами Тому, Кто во дни плоти Своей возопил в тоске: "Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил".

А теперь обратите внимание на другой момент нашего стиха, а именно, на Его успех в молитве, который также делает Его близким нам. Он был услышан "за Свое благоговение". О душа моя, подумай только: о твоем Господе сказано, что Он был услышан - точно так же, как и ты, бедный проситель, слышим. Тем не менее чаша не миновала Его, и горечь ее ни в малейшей степени не умерилась. Когда мы вынуждены терпеть наше жало в плоти, не получая иного ответа кроме: "довольно для тебя благодати Моей", будем же видеть нашу общность с Иисусом и Его общность с нами. Он выходил из Своей скорби со словами: "от рогов единорогов, услышав, избавь меня. Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя". О, какого Брата мы имеем в лице Христа, с тех пор как Он также взывал и плакал, состязался с Богом и превозмог! Когда бы Бог ни послал нам Свою помощь свыше, извлекая нас из вод многих, здесь же и Господь Иисус, чтобы воспевать и ликовать с нами. Он - постоянный соучастник всего, что с нами происходит. Так можем ли мы не доверять Ему? Братья и сестры, если Иисус поднимается с нами до самой высокого тона звукоряда и если Он также опускается с нами до самого низкого баса, который может исторгнуть человеческий голос, тогда мы можем заключить, что везде и всегда Он созвучен с нами и во всех промежуточных тонах. Так давайте же сегодня прочувствуем, что Иисус подобен нам во всем, кроме нашей греховности, и что мы можем безбоязненно приходить к Нему и доверять Ему так же, как мы доверяем отцу или брату, или как любимая жена верит своему любимому мужу.

2. А теперь давайте потратим некоторое время, чтобы рассмотреть нашего Господа в качестве СЫНА. Его молитвы и моления были молитвами Сына к Отцу: "Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию".

Сыновство нашего дорогого Спасителя достаточным образом удостоверено. Господь возвестил о нем во Втором псалме: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя". Трижды, как мы уже отмечали, возвещал эту истину голос от велелепной славы, и Он "открылся Сыном Божиим в силе, по Духу святыни, через воскресение из мертвых". Да, Он, Который взывал, Который плакал, который молился до кровавого пота, и Которого чаша так и не миновала, пока Он не осушил ее до конца, Он тем не менее был единородным Сыном Божиим. Поэтому, брат мой, когда на тебя навалится великое горе, не подвергай сомнению свое сыновство. Есть ли такой сын, которого не наказывал бы его отец? Когда ты отягощен множеством испытаний, не слушай вкрадчивых инсинуаций врага: "Если ты сын Божий..." И более того, если ты даже вынужден вопрошать: "Для чего Ты оставил меня?", не сомневайся в своем сыновстве. Твоя вера должна основываться не на обладании, а на обетованиях и верности Божией. Когда ты идешь во тьме, ты сын в не меньшей степени, чем и тогда, когда ликуешь во свете лика Иеговы.

Будучи Сыном, Он - как продолжает повествование нашего стиха - научился послушанию. Разве это не удивительно? Как Человек, наш Спаситель должен был учиться. Дух Его был открыт научению, и Сам Господь наставлял Его. Все дети Божий ходят в школу, так как написано: "И все сыновья твои будут научены Господом". Эта учеба - практическая: мы учимся послушанию. И наш Господь добросовестно относился к своей учебе: Он всегда делал то, что было угодно Его Отцу. Теперь же наступило наше время занятий и обучения, и мы учимся послушанию, которое представляет собой высший и наилучший вид учебы. Как приближает к нам нашего Господа то, что Он был Сыном и должен был учиться! Мы идем в школу ко Христу и со Христом, чувствуя таким образом Его способность быть нашим сострадательным Первосвященником.

Иисус должен был учиться посредством страдания. Подобно тому, как плавать можно научиться только в воде, так и послушанию научаются только действительным исполнением и перенесением на себе Божественной воли. Послушанию невозможно научиться в университете, если только это не Колледж Жизненного Опыта. Вы должны полностью подчиниться заповеди, и тогда она выучит вас. Впервые пережив обращение, мы склонны думать, что научились и послушанию, и, без сомнения, в какой-то мере мы получили Духа, Которым повинуемся, но ни один человек не может изучить послушание, пока он не станет послушным практически - как в активном, так и в пассивном смысле. Даже Господь Иисус должен был подчиниться закону, прославить его и претерпеть от него, иначе Он не смог бы научиться послушанию. Кто из нас может сказать, что такое полностью быть послушным Богу, пока он не научится отставлять в сторону свою собственную волю в самых чувствительных и мучительных обстоятельствах? Взывать к Богу, моля Его о жизни любимого ребенка, и все же видеть, как ваше дорогое дитя умирает, и тем не менее целовать жезл - вот, что значит учиться послушанию. Уединяться и взывать к Богу, моля Его о жизни мужа или жены, бороться с Ним, умоляя о благословении, а потом быть вынужденным рыдать у свежевыкопанной могилы и тем не менее говорить: "Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!" - вот, что значит учиться послушанию. Наш Господь, будучи человеком, был вынужден познать Своим собственным страданием, что значит полное послушание. Его знакомство с послушанием было практическим, опытным, личным, и во всем этом Он весьма близок к нам. Сын, научающийся послушанию - вот Кто такой наш Господь. Так разве не вправе мы с радостью идти с Ним по всем суровым тропам нашего долга? Разве не вправе безопасно опираться на мышцу Того, Кто знает каждый сантиметр пути?

Господь Иисус Христос выучился Своему послушанию в совершенстве. Наш стих говорит о Нем как о "совершившемся" (т.е. о достигшем совершенства - П. П.) Как Первосвященник, Он совершенен, потому что претерпел до конца все, необходимое для того, чтобы уподобиться Своим братьям. Книгу послушания Он прочел полностью и всю. Он не уклонился ни от одного тяжкого удара Божественного наказания. Мы с вами никогда не доходили до предела скорби: мы убережены от крайней глубины; но не так было с нашим Господом. Он возлагает на нас служение соразмерное нашей силе, но какое служение было востребовано от Сына Божия! Мы несем облегченное бремя, но Благовозлюбленный не был избавлен ни от наималейшей меры сокрушающего страдания. "Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Вождя спасения их совершил чрез страдания".

Наш Господь был научен страданием с помощью многих молитв и молений. Его страдания не были неосвященными, Его скорби были крещены в молитве. Выучить урок страданий стоило Ему воплей и слез. Он никогда не переносил страдание без молитвы, и не молился без страдания. Моления и страдания шли рука об руку, и в этом наш Господь стал совершенен как Первосвященник нашего вероисповедания.

Практический пункт, до которого я пытаюсь добраться на моем скудном пути, состоит в следующем: давайте доверимся Тому, Кто, будучи Сыном, знает, как обучаются и занимаются сыновья. Будучи сыном, подними свой взор и посмотри, что перенес твой старший Брат, и узнай, что, "как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь".

Вы, боящиеся, что никогда не будете детьми Божиими, придите и услышьте призыв вашего Спасителя, прозвучавший после Его молитвы: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". Сыны человеческие, до каких же пор вы будете блуждать? Почему бы не придти к Тому, Кто сделался подобным вам? И куда вы смотрите? Смотрите на Того, Кто претерпел страдания на вашем месте и вместо вас, страдая и как Проситель и как Сын. Если вы никогда еще не доверялись Ему, то, думаю, вам следует начать в это утро, сейчас, когда вы видите Его единство в вами, Его сострадание к вам. Сегодня я не представляю Его вам в Его силе и славе - я сделаю это в другом случае, - но я вывожу Его перед вами в Его немощи и уничижении, надеясь этим привлечь к Нему нищих и бедняков, нуждающихся в таком помощнике.

3. У меня истекает время, и поэтому все, что мы можем еще себе позволить, это коротко поразмышлять о Господе Иисусе как СПАСИТЕЛЕ. Именно для достижения этой цели Он взывал как Проситель, и учился послушанию как Сын.

Как Спаситель, Он совершенен. Совершившись страданиями, Он может нести Свое служение в полной мере. Нет ничего, чего не хватало бы в существе и личности Христа для того, чтобы Он мог всегда спасать. Он - Спаситель, и притом великий Спаситель. Вы всецело погибаете, но Иисус может в совершенстве спасти. Вы жестоко больны, но Иисус может в совершенстве исцелить. Возможно, вы дошли до крайностей греха, Он же дошел до крайностей искупления. В каждом Своем служении, существенном для нашего спасения, Иисус полностью совершенен. В Нем нет никаких недостатков. Каким бы трудным ни казался ваш случай, Он равен ему. Совершившись страданием, Он может лицом к лицу встретиться с хитросплетениями ваших испытаний и избавить вас в самой критической ситуации.

Поэтому Он - Автор (в русск. синод. Библии: "виновник" - П. п.) спасения. Какие глубокомысленные слова - Автор спасения! Автор! Как это выразительно! Он есть причина спасения, прародитель, изготовитель, производитель спасения. Спасение начинается с Христа; спасение производится Христом, спасение завершается Христом. Если человек является автором книги, а не простым компилятором, то это значит, что вся книга написана им. Автором же спасения является Иисус. Желает ли кто из вас сам написать что-нибудь в этой книге? Тогда Иисус уже не будет ее автором, но авторство будет принадлежать Иисусу и вам. Но, так как наш Господь принял на Себя наше естество и вошел в общение с нами, то Он стал Автором спасения, и мы не должны вторгаться в сферу Его служения. Пусть Автор спасения завершит Свое собственное дело. Придите и примите спасение, которое Он готов даровать вам. Он совершил его, и вы не сможете к нему ничего добавить. Вам остается только принять его.

Обратите внимание, что это - вечное спасение. Он -"Автор спасения вечного". Иисус не спасает нас сегодня, чтобы оставить погибать завтра. Он знает, что такое человек, и поэтому приготовил для него не менее чем вечное спасение. Спасение, которое было бы невечным, оказалось бы вообще неспасением. Те, кого спас Иисус, воистину спасены. Человек может быть автором временного, преходящего спасения, но только Тот, Кто есть "священник вовек", может произвести спасение, длящееся вовеки. Это напоминает нам о словах пророка: "Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе". Я доподлинно знаю, что все, что совершает Господь, рассчитано на века. Вечное спасение стоит того, чтобы его иметь, не правда ли? Иисус не дает спасение, которое позволит вам отпасть от благодати и после всего погибнуть, но - спасение, которое сохранит вас до конца, даже если вам предстоит прожить столько, сколько Мафусал. Иисусом предусмотрено спасение для вечности и посредством вечности. О, Господня любовь, блаженны все Его святые с тех пор, как Своим нисхождением для совершенствования Себя как Первосвященника Он обрел возможность произвести для вас спасение, подобное этому.

Кроме того, поскольку Он научился послушанию и стал совершенным Первосвященником, Его спасение распространяется в широких пределах, потому что оно -"для всех послушных Ему". Не для каких-нибудь некоторых, не для немногочисленного общества избранных там или здесь, но "для всех послушных Ему". Одна из Его первых заповедей - это "покайтесь". Станете ли вы послушны Ему в этом и оставите ли ваши грехи? Тогда для вас Он Автор спасения вечного. Его великое повеление - это "веруйте и живите". Доверитесь ли вы Ему в этом случае? Если да, то Он для вас Автор спасения вечного. Тот, Которого я пытаюсь описать всем моим сердцем, - этот благословенный сочувствующий нам Соучастник наших страданий - Он хочет и может спасти каждого из вас, кто прямо сейчас послушается Его, уверовав в Него.

Придите же, мои слушатели, пусть Иисус станет вашим Учителем и вашим Господом! Придите же и вы, беглецы, вернитесь к Нему! Придите и вы, отверженные, обретите в Нем вашу надежду! Станьте Его, потому что Он сделался вашим. Взыщите Его, потому что Он взыскал вас. Станьте послушными Ему, потому что Он стал послушным ради вас. Он - "для всех послушных Ему Автор спасения вечного".

Заметьте, что Он - все это (т.е. Автор спасения - П. п.) вовек, потому что Он - "священник вовек". Если бы вы могли увидеть Его, когда Он уходил из Гефсимании, вам думается, вы могли бы в Него поверить. О! Поверьте же в Него сегодня, потому что Он "наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека", а чин Мелхиседека - это вечное и постоянное священство. Он сегодня может заступиться за вас, сегодня может удалить грехи ваши. О, если бы Бог Дух Святой понудил многих из вас немедленно придти и покориться Ему!

Наши рекомендации