Принятие того, что есть
Вопрос: Не является ли неприятие того, что есть, других людей или ситуаций такими, как они есть, признаком чего-то детского в человеке?
С.А.: Да - некой незрелости. То, что человек не принимает чего-либо, - это не вопрос самой незрелости, это вопрос невежества. С другой стороны, испытывать негатив по отношению к тому, что мы не принимаем, - это по-детски. Когда мы больше не испытываем негатива, но сопротивляемся тому, что есть, - что означает, что мы не принимаем то, что есть, - это знак незрелости. Принятие того, что есть, но бездействие в том случае, когда возможно что-то улучшить или изменить, также является знаком невежества и недостатка понимания. Принятие тою, что есть, и понимание того, что нужно преобразовать в том, что есть, чтобы это улучшить, - это знак зрелости.
Вопрос: Если я правильно понята, когда в конкретной ситуации есть что-то, что мы не принимаем, то, если мы пытаемся отыскать, что мы можем изменить или улучшить в этой ситуации, это означает, что мы переходим от незрелости к зрелости?
С.А.: До этого есть еще один момент. Понимаете, всё начинается с наблюдения. Мы здесь, мы наблюдаем то, что есть. Если мы не полностью спим, мы наблюдаем то, что происходит вовне. Например, человек разговаривает. Мы наблюдаем это. И мы слышим, что он говорит, мы понимаем, что он говорит. Абсолютно необходимым при этом является одновременно осознавать, что поднимается в нас, пока мы наблюдаем это вовне. Есть то, что мы наблюдаем вовне, и то, что это вызывает внутри нас: появляющиеся мысли, появляющиеся эмоции. А когда мы наблюдаем появляющиеся мысли и эмоции, мы видим, что в нас не дает нам принять то, что есть.
Если в нас поднимается критика, например, критика другого человека или других людей, мы видим, где в нас самих находится проблема. Это важно. Потому что именно это не даёт нам принимать реальность такой, как есть. Именно внутренний диалог или поднимающиеся в нас эмоции не дают нам соединиться с реальностью. Потому что те мысли и эмоции, что появляются, то есть то, какую позицию внутренне мы занимаем по отношению к тому, что есть, в точности раскрывает нам то, кто мы есть. Мы - то, что не имеет ничего общего с внешней реальностью. Однажды нам нужно это понять: внешняя реальность всегда является для нас возможностью увидеть, кто мы и как далеко мы прошли. Когда я сижу здесь, слушая говорящих людей, я пытаюсь понять, способен ли я осознать то, о чём говорит человек, я вижу и принимаю то, что есть. Во мне не поднимается критика, у меня нет к людям негативных эмоций, я просто здесь. Если появляется ещё что-то, критика, ощущение скуки или чувство раздражения по отношению к тому, что есть вовне меня, я являюсь этим. Они показывают, где у меня проблема. Хотя люди, как правило, считают, что понимают, что происходит вовне, но они даже не понимают, что происходит внутри. И они критикуют внешнее, судят внешнее, хотя в них появляется движение, что порабощает, скрывает реальность, не дает им доступа к внешней реальности и к принятию того, что есть.
И это действительно одна из самых важных вещей: понять, что перед лицом любой ситуации нам нужно смотреть на то, как мы реагируем изнутри. Интересным будет, как я реагирую внутри. Если я смотрю на это, если именно это становится важным в любой внешней ситуации, то перед лицом любой внешней ситуации я учусь не только познавать себя, видеть, где я нахожусь, но одновременно я могу начать трансформировать «себя». И трансформировать внешнюю ситуацию, только когда ситуация этого требует.
Вопрос: Недавно я столкнулся с человеком, на лице, которого были написаны печать, жалость к себе и жалобы, и я увидел в себе гнев: я продолжат упорно смотреть на его лицо, бывшее реальным, и думал о текущем упражнении, о принятии другого человека, как он есть. Я видел, как мой ум думает об упражнении, я видел реальность своего гнева, и я видел, как ничего не менялось. Несколько минут спустя я снова взглянул на этого человека, в этот раз на его лице была лёгкая улыбка, и я увидел, как эта лёгкая улыбка извне вызвала изменения в моём внутреннем состоянии.
С.А.: Важно отметить, с одной стороны, то, до какой степени внешний мир имеет на нас влияние, и с другой стороны, как это предоставляет нам возможность увидеть, что поднимается в нас; в этот момент влияние уже больше не имеет значения, мы просто смотрим на это, мы смотрим на наш гнев. Итак, выражение лица печального и жалующегося человека тебя злит, хотя кто-то другой отождествляется по-другому, он сам становится печальным; ещё кто-то, когда видит такого человека, чувствует желание убежать, а ещё кто-то остаётся на месте, просто видит печальное лицо и остаётся с собой. Всё поднимающееся в нас, что не является принятием того, что есть, просто наблюдением того, что есть, - всё кроме этого показывает нам место нашей внутренней работы... Этот гнев, эта печаль, это желание убежать, эта раздражительность... Но когда мы поверхностны, мы говорим, что нас печалит другой человек, его отношение злит нас, другой человек нас раздражает... Абсолютно не так!
Потому что мы можем не злиться, мы можем не становиться подавленными, мы можем не раздражаться, мы можем не убегать, мы можем просто быть здесь. Принимая то, что есть. И часто, если у нас есть ответственность, мы можем сделать следующий правильный шаг, который может заключаться в помощи тому человеку, который грустит и жалуется. Мы можем сказать этому человеку что-то очень-очень простое. Поскольку мы принимаем то, что есть, можно сказать только: «Я вижу, что ты грустишь». Это всё. Это самая большая помощь, которую мы можем оказать другому человеку. И что он потом ответит? Когда вы говорите ему: «Я вижу, что ты грустишь», он скажет: «Да нет же! Нет, я не грушу!» И вы говорите: «Я вижу, что ты говоришь, что не грустишь». Вы видите? Мы можем попрактиковаться делать так. «Я слышу, что ты говоришь, что не грустишь» А другой человек скажет: «Теперь ты начинаешь меня раздражать!» И вы отвечаете: «Я вижу и слышу, что ты выходишь из своей грусти и начинаешь раздражаться». Вы всегда остаётесь с тем, что есть. И если вы всегда остаётесь с этим, у вас будет хороший день.
Выбираем свои мысли
Вопрос: Во время исполнения Движений Гурджиева были моменты, когда меня затрагивала красота Движений и само исполнение в целом. После выступления я больше ничего не чувствовал. И так со мной происходит всегда после выступления; во время выступления меня трогает, а потом ничего не остаётся, я ничего не чувствую. Вечером во время медитации пришли образы движений вместе с музыкой, и после медитации все это очень сильно присутствовало во мне. Я не понимаю, что произошло.
С.А.: Ты был, затронут красотой и возможно ещё чем-то другим, когда смотрел выступление танцующих. Потом что-то произошло, и оно заставило тебя подавить все это, и поскольку это было подавлено, оно снова всплыло в тот момент, когда твой ум стал немного посвободнее, и снова зазвучало в тебе. Вопрос в следующем: что ты сделал такого, что подавило часть того, что ты испытывал?
Вопрос: Я думаю, что после выступления я начал сравнивать, жалеть о том, что не могу танцевать Движения, что я их не практиковал, что-то в этом роде.
С.А.: Почему человек, находящийся во внутренне ясном состоянии, видит красоту? Почему, когда я гуляю, я вижу красоту всего окружающего, я люблю тех людей, что приходят, и тех, что уходят? Потому что у меня нет никаких притязаний и требований ни к кому и ни к чему. У меня нет никаких желаний. Я связан с тем, что находится непосредственно здесь, с моментом, - это не желание, это отношения с настоящим миром. Когда я прохожу мимо тех цветов, я на мгновение останавливаюсь, чтобы взглянуть на них. Если мне чего-то не хватает, есть желание, требование или любая отрицательная эмоция, красота ускользнет от меня. И для большинства людей это состояние желания, ожидания или требования становится помехой их взаимодействию, возможному резонансу с красотой, будь это красота каких-то вещей, красота музыки, красота движений. Сознание большинства людей достаточно ограничено, свободного пространства не много. Если это пространство занимают поверхностные вещи, отрицательные вещи, то, скорее всего, мы больше не можем входить во взаимодействие с прекрасным или великим. Или мы теряем с ним связь.
Итак, у тебя возникает вопрос: «Но я не делал этого специально, не вызывал сожаления, например». Правильно? «Оно приходит само». Да? Ты можешь изменить это. Работа состоит именно в изменении того, что приходит само, что приходит механично, и мы можем считать, что все виды негативных эмоций, сожаления и т.п. - это иллюзии, которые приходят сами, механически. И, следовательно, мы можем влиять на них. Работа состоит в том, чтобы распознать их, когда они появляются, и больше не давать им пространства. Посылать их куда-нибудь в другое место. И со временем они больше не будут возвращаться. Человек, у которого есть привычка сожалеть, злиться или грустить, должен признать это, а потом добровольно решить, то есть не механично, а сознательно и добровольно решить делать что-то другое. Что вы разрешаете себе думать, что вы решаете думать, становится вашей реальностью. Часто это уже является вашей реальностью и становится ей все больше и больше. Именно поэтому мы не можем позволить, чтобы наши отрицательные мысли, связанные с отрицательными эмоциями, захватывали нас. Настоящая Работа состоит в этом.
И потом, есть люди, которые больше не могут соединяться и входить в резонанс с красотой. Они в депрессии... Это означает, что их полностью захватила эмоция и связанные с ней мысли. Это всё больше и больше отдаляет их от резонирования с прекрасным и даже с великим, и они становятся полностью отрезаны от этого.
Есть одна вещь, на которую каждый может по-настоящему постоянно влиять: ваши мысли. Вы можете добровольно решить думать по-другому или о другом, не о том, что заставляет вас страдать сейчас или заставит вас страдать позже. Вы можете добровольно решить изменить образ своих мыслей. Вы можете занять свои мысли чем-то другим. А если ваши негативные мысли возвращаются, даже если они возвращаются тысячу раз, вам нужно научиться в течение какого-то времени позволять им проходить мимо.
Вопрос: Что касается Движений Гурджиева: мы практиковали их неделю на семинаре, и я наблюдала, как, в конце концов, несмотря на усталость моего тела, внутри меня появилась энергия, которая привела к состоянию радости и лёгкости в отношениях с другими. И тогда я задумалась, привели ли к этому сами Движения или мое отношение, моё состояние ума во время семинара, когда я пытаюсь не быть поглощённой ничем, кроме Движений, оставляя в стороне все свои намерения, которые обычно вызывают во мне напряжение, не давая мне быть лёгкой и открытой, принимать всё мягко и с юмором.
С.А.: Состояние ума - очень важная вещь. Всё, что мы делаем, потому что ценим это, потому что мы действительно считаем это ценным, или потому что мы это любим, ведёт к этому состоянию. Ты решила в течение какого-то времени не позволять другим мыслям беспокоить твой дух. Ты решила полностью сконцентрироваться на работе, которую делала там, на этих движениях, на семинаре, в котором ты принимала участие вместе с другими, ты решила быть полностью в этом. Ты ценишь это, ты любишь это, и ты решаешь думать только об этом. В этот момент это становится твоей реальностью. Когда ты даешь пространство отрицательным мыслям или другим всевозможным проблемам, постепенно изменяется твоё состояние ума, изменяются твои мысли, изменяются твои эмоции. И снова, вместо того чтобы собирать энергию, идущую от того, что ты ценишь то, что делаешь, любишь то, что делаешь, ты теряешь эту энергию во всевозможном внутреннем учитывании о себе, о других людях и вещах. Энергия потеряна, и ты снова становишься усталой. Нездоровая усталость, потому что я видел вас, вы все были усталыми после интенсивной работы, которую делали, но это была здоровая усталость, хорошая усталость. А это другой вид усталости - усталость, в которой мы теряем энергию из-за отрицательного в нас. Мы должны принять это решение, добровольно решить в первую очередь интересоваться тем, что мы действительно ценим и любим. И в то мгновение, когда приходят другие мысли, когда приходит что-то другое, если нам нужно с этим работать, мы работаем с этим, но во вторую очередь, второстепенно, не первостепенно, и мы не даём этому пространства.
Вопрос: Я всё ещё хочу спросить о пространстве, в котором можно было посвятить себя только одной вещи, потому что в течение этой недели было возможно не думать о других вещах...
С.А.: Это не важно, как не важно ничто другое. Речь идёт не о вещах, которые мы делаем или должны делать, речь о следующем: достаточно ли мы их ценим? Решаем ли мы их достаточно любить? (Поскольку любовь часто приходит, когда мы что-то ценим.) Решаем ли мы правильно относиться, с чувством ответственности за то, что делаем, или нет?
Это вопрос придания ценности. Это не вопрос количества вещей, которые мы делаем. Нет! Вопрос в придании ценности. Потому что это нечто внутреннее, это не внешние вещи. Есть люди, находящиеся в описанном тобой состоянии, когда они работают в саду или собирают цветы или груши. Важным будет: насколько я ценю это? Решаю ли я ценить это? Решаю ли я, что то, что я делаю - это самая важная вещь в мире, или нет? На одну неделю ты приняла это решение. Мы можем принять такое решение для всего, что делаем. Я принимаю это решение каждый день: то, что я делаю здесь, сейчас - самая важная вещь в мире. И если после этого мне нужно сделать что-то правильное, что не является самой важной вещью в мире для меня, я не делаю этого. Я всегда ищу самую важную вещь! Но это не внешняя вещь, это моё внутреннее состояние.
Ваша жизнь драгоценна! Каждая проходящая минута, каждый проходящий час больше не вернется! Они есть драгоценность, решите сами быть во внутреннем состоянии, которое резонирует с этим состоянием драгоценности. А это зависит от важности, от ценности, которую вы придаёте тому, что делаете. Даже когда вы отдыхаете, это должно быть самой важной вещью в мире. А потом работа, которую вы делаете, становится самой важной вещью. Или потом ваше развлечение становится самой важной вещью, не важно! Но решите тотально, это ваша жизнь! Как только вы позволяете приходить другим мыслям, всё уходит. И более того, если вы не примете этого решения, этого не произойдёт!
Пока вы не вошли в контакт с жизнью, как она есть, вам нужно каждый раз снова и снова принимать это решение. Иначе прошлое захватит вас, с его обусловленностью, вашей кармой, вашей судьбой - всё это захватит вас, пока вы не решите помнить себя, а самовоспоминание означает, что вы помните свою жизнь сейчас, и она драгоценна и важна. Итак, действительно важно, что вы сделаете из этого, из этого вещества жизни.
Сначала вам нужно постоянно напоминать себе об этом. И если вы станете способны помнить, как вы делаете что-то, когда вы делаете то, что любите, и примените это ко всему остальному, когда вы будете входить в это внутреннее состояние со всем остальным, оно придёт ещё проще.
Прямо сейчас я пью самый лучший чай в мире. Люди часто думают, что я люблю зеленый чай, - я терпеть не могу зелёный чай! А он всегда есть у меня! И я пью самый лучший зелёный чай в мире. Потому что это тот чай, который есть здесь.
Возникновение мыслей
Вопрос: Что такое доверие? Это тоже вид требования или потребность? Это понятие, которое не существует в другой реальности? Об этом доверии вы говорите?
С.А.: Есть два вида доверия: доверие, основанное на высшем ощущении, которое является надеждой, и доверие, основанное на эмоциональной незрелости и невежестве.
Вопрос: Итак, второе из перечисленных не существует в другой реальности?
С.А.: В другой чего?
Вопрос: В другой реальности оно не существует?..
С.А.: Оно основано на невежестве, да. Но на более глубоком уровне и первое, и второе имеют основой бессознательное ощущение, что все всегда оборачивается хорошо, и что мы находимся в потоке жизни и эволюции, которая всегда идёт вперёд, несмотря ни на что. Что мы приходим от Источника и что самое плохое место, куда мы можем вернуться, одновременно является самым лучшим местом это Источник. От чего мы приходим, к тому мы вернемся. Будь это детское доверие или доверие, основанное на надежде, в обоих случаях оно связано с более глубоким знанием: Источника и возвращения к Источнику.
Наше индивидуальное сознание вещей, мира и себя всегда связано с большим сознанием, с вселенским сознанием. Но по причине нашей индивидуализации нам сложно постоянно поддерживать связь с этим всеобщим сознанием. Но на самом деле мы связаны с этим сознанием; оно звучит в нас, оно постоянно присутствует в нас.
Когда нас атакуют наши привычные мысли, и мы отождествляемся с ними, мы забываем об этом и теряем связь с этим великим сознанием.
Проблема большинства людей в том, что они отождествляются со своими мыслями. Как только мы по-настоящему понимаем природу мысли, мы больше не можем отождествляться с ними. Что такое мышление? Что есть мысль. Для тебя?
Если бы я сказал тебе сейчас подумать о самолёте... Подумай о самолете. Что случилось?
Вопрос: Мысль превращается в образ.
С.А.: Сначала есть мысль, но очень часто есть и образ. Во-первых, самолёт, о котором ты думаешь, и настоящий самолёт - это не одно и то же. Что означает, что твои мысли никогда не имеют связи с реальностью, как она есть. Ничего не спутает мысль о самолёте с настоящим самолётом. Но самое важное вот что: что случилось, когда я сказал тебе подумать о самолёте или когда я говорю тебе подумать о чём-нибудь?
Вопрос: Я полагаю, каждый человек создаёт свой собственный образ, проекцию, мысль - это проекция...
С.А.: Да, именно поэтому мысль никогда не сможет соответствовать реальности, потому что у каждого она своя. Но что должно произойти, чтобы появилась мысль? Мы можем спросить себя: откуда она приходит? Она всегда приходит из определённого места: из вашего ума.
Существует ваш ум, это, то место, где вы думаете. В процессе мышления происходит так, словно внезапно собирается энергия, и она создаёт мысль... О самолёте или о море. В вашем уме нечто собирается, как будто сгущается энергия, и появляется мысль, и она проходит, снова растворяясь в вашем уме. Вы понимаете это?
А теперь я могу указать вам, осознавать мысль, что возникает в вашем уме. Вы видите, насколько это отличается?
Осознайте сейчас, что вы собираетесь подумать о мартышке. Вы сможете заметить. Как вы способны создать мартышку в своём уме. Сознание - это что-то отличное от ума. Вы можете осознавать, что прямо сейчас вы находитесь в процессе мышления.
Это означает, что всегда есть четыре составляющих: сознание, ум, мысль и энергия. Энергия создает и растворяет вещи, она присутствует всё время; мысль есть нечто очень сгущённое; собранная энергия, мысль находится в уме, и вы можете сознавать её.
Теперь, когда вы знаете, что любая мысль возникает в уме, таким образом, а потом снова исчезает, вы сможете больше никогда не стать рабом своих мыслей, потому что вы знаете, что любая из ваших мыслей, раздражающих мыслей, вашего внутреннего учитывания, ваших переживаний возникает в вашем уме и снова растворится в нём. Вы можете помнить её, если вы желаете, но вы также можете сказать: «Уже достаточно» - и позволить ей пройти и раствориться.
Но если вы не знаете, что все происходит именно так, вы верите в неизбежность мыслей, и что они - это нечто реальное, длительное. Вы можете испортить всю свою оставшуюся жизнь, и именно это мысли часто делают со многими людьми. В то время как на самом деле каждая мысль появляется в уме, сгущается, затем растворяется и исчезает. Потому что это просто энергия, которая собирается в уме.
Вы можете начать осознавать это и потом становитесь наблюдателем (потому что именно осознанность создает это состояние наблюдения) этого процесса в уме.
Быть наблюдателем, быть сознательным означает наблюдать. как мысли появляются и растворяются в уме.
Вопрос: Можно ли сказать, что первый способ мышления иллюзорен и не приносит энергии, тогда как второй приносит энергию?
С.А.: Каждая мысль - это просто движение энергии. Быть сознательным - это быть вне этого движения энергии. Это простое присутствие состояние наблюдения, свидетель, наблюдатель, который наблюдает, как мысли создаются и исчезают в уме. Именно поэтому можно очень легко осознавать и наблюдать, как проходят мимо наши мысли, как они появляются и исчезают, как они собираются и рассеиваются в уме.
И точно так же с воспоминаниями: внезапно появляется энергия, которая собирает воспоминание или образ, а потом снова его растворяет. Всё это происходит в уме, это действие ума.
Большинство наших внутренних учитываний и трудностей основаны на этом. Мы верим в мысль, которая растворяется и проходит, вместо того чтобы использовать мысли как инструмент, которые могут быть эффективными на своём месте.
Вопрос: Так что, потеря энергии всё-таки происходит?
С.А.: Нет. Происходит постоянное преобразование энергии. Потери нет.
Вопрос: И также нет определённого уровня энергии? Может быть, у энергии нет уровней?
С.А.: С той точки зрения, с которой я сейчас объясняю, потери энергии нет.
Теперь с другой точки зрения: ты как слишком напряжённое человеческое существо, имеющее внутреннее учитывание, теряешь энергию. Как существо, нуждающееся в определённом количестве энергии, которое принимает и отдаёт энергию. Но это нечто другое.
В самом процессе мышления в уме нет получения или потери энергии. Но существует определенное количество мыслей или воспоминаний, которые энергетически «заряжены». Например, заряжены эмоцией. Или заряжены страхом. В этой мысли находится слишком много энергии. Поэтому мы проводим энергетическую обработку, которая удаляет эмоциональный энергетический заряд и остается только мысль, память.
Например, если человек, боящийся змей, подумает о змее, появляется эмоциональный заряд. Обработка состоит в удалении эмоционального заряда и тогда остаётся только мысль. А мысль - это ничто, она незначительна...
Итак, есть эмоциональные и энергетические стороны, сопровождающие наши мысли. Но они принадлежат той же системе. И все искусство состоит в том, чтобы проследить, чтобы воспоминания остались воспоминаниями, вместо травм, например. Травма прошлого, которая всё ещё причиняет вам страдание, - это мысль или воспоминание, слишком заряженное энергией или эмоцией. Если мы проведем энергетическую обработку, мы «снимем заряд» с мысли, мы разделим вещи. Потом энергия эмоции уходит своим курсом и растворяется, а мысль снова становится простым воспоминанием без какого-либо эмоционального заряда. Заряд был снят.
Вопрос: Эта энергия позволяет мне дальше жить?
С.А.: Мы говорим не об одном и том же. Но ты можешь считать, что поскольку энергия используется для чего-то особенного, то она не истощается и становится снова доступной для целого.
Вопрос: Когда я думал о мартышке, я мог наблюдать мысль, но когда я до этого медитировал, я подумал, что медитировал недостаточно хорошо, и это немедленно создало напряжение...
С.А.: Мартышка это мысль, не заряженная эмоционально; а другая мысль, появившаяся в твоем уме, что ты недостаточно сконцентрировался во время медитации, это эмоционально заряженная мысль. А поскольку эта мысль эмоционально заряжена, она очень быстро проявляется в теле. Но в теле проявляется именно стремление этой отрицательной эмоции покинуть тело. Но ты не знаешь, как позволить ей уйти, и поэтому она создает напряжение или боль. Она впечатывается точно так же, как мысль. Эти энергии не растворяются, они не следуют своим курсом.
Вопрос: С того момента я наблюдал, насколько мой ум заполнен облаками... Мне казалось, что причиной этому было физическое напряжение.
С.А.: Нет, физическое напряжение - это то, что уже пытается освободить вас от эмоции, связанной с возникшей у тебя мыслью. Но очевидно, что всё это приводит к некоторой путанице, именно поэтому обычному человеку трудно думать на высшем уровне. Не в техническом смысле; на высшем уровне значит думать ясно. Его ум неясен, его ум постоянно загроможден всеми его мыслями, некоторые из которых эмоционально заряжены и оставляют физические следы.
Всё всегда находится в состоянии путаницы. Зато тот, кто видит, как появляются его мысли и как они растворяются, как они приходят и как он позволяет им проходить мимо, тот, кто делает это в каждый момент времени, всегда имеет ясный ум.
Вопрос: Всегда ли мысль предшествует эмоции или эмоция приходит первой? Мне кажется, что я злюсь на себя, и злость остаётся, в то время как одна мысль сменяет другую...
С.А.: Злость основана на мысли, злость основана на воспоминании о прошлом. Когда я говорю «мысль», я имею в виду также и воспоминания о прошлом, но вы не осознаёте эти воспоминания. Вы совершенно не осознаёте большинство своих мыслей. Они проходят через ваш ум, эти воспоминания о прошлом. Ваше сознание не достаточно ясное и не достаточно присутствует, чтобы вы могли видеть все свои мысли.
Есть мысли, которые вы осознаёте и всевозможные мысли, которые вы даже не замечаете. И именно эти мысли из прошлого приходят и вызывают гнев, например. Потом вы начинаете думать об эмоции, но на самом деле эмоция основана на мысли.
Всё основано на мысли, на самом деле на памяти, которая постоянно формируется заново. Причина в том, что что-то не было впитано или пережито полностью, не было растворено. И происходит постоянное воздействие на ум. Оно постоянно возвращается, имея более глубокую цель раствориться окончательно. Именно поэтому оно возвращается постоянно.
Люди думают, что проблемой являются их навязчивые мысли; нет, эти мысли появляются, потому что что-то хочет раствориться. Они думают, что нужно сражаться с отрицательными эмоциями. Нет, отрицательные эмоции приходят, потому что они основаны на чём-то нерастворённом, что называется неусвоенными возмущениями. Это нерешённые жизненные ситуации, которые продолжают резонировать и постоянно воссоздаваться в уме, в виде мыслей или воспоминаний, сознательных или бессознательных.
Например, когда вы злы на кого-то, это гнев из вашего детства, направленный на кого-то из ваших родителей или детских друзей, но вы этого не осознаёте. Мысль появляется в вашем уме бессознательно, создаёт эмоцию и напряжение, и когда вы встречаете меня или кого-то другого, вы думаете, что именно этот человек вызывает в вас гнев. Это явление также называется проецированием.
Вы связаны со своими напряжениями, своим гневом и своими вытекающими из этого мыслями, вы общаетесь с человеком вовне и думаете, что дело в этом человеке. Вы думаете, что дело во внешней ситуации, хотя дело вовсе не в этом. Именно поэтому нам нужно быть присутствующими, сознательными. разоблачая то, как функционируют наши мысли и наш ум; мы можем оставаться присутствующими, сознательными, свидетелем, наблюдателем. И тогда всё остальное становится не так важно.