Обязанности мужа и жены 3 страница
70-05 Что касается ведических требований и рекомендаций по выбору партнера для брака, то это ведическая система, здесь она неприменима. Выбором должны руководить опекуны, основываясь на астрологическом равновесии. В наш век такую систему внедрить невозможно. Единственные критерии выбора — юноша и девушка должны быть оба преданными, и юноша должен быть старше девушки, по меньшей мере, на два-пять лет. (ПШП Гурудасу, 16 мая 1970)
70-08 Что касается брака, то я даю все благословения, но девушки должны быть моложе юношей. (ПШП Бхагавану, 20 августа 1970)
70-08 По поводу твоего брака: я не возражаю, но ты должен найти девушку моложе себя. По крайней мере, она не должна быть старше тебя. (ПШП Джая-Гопалу, 25 августа 1970)
70-09 По поводу предполагаемой жены для Джитендрии: если она живет в храме, если она моложе его и если ты думаешь, что это будет удачный брак, девушка может выйти замуж за Джитендрию. Она должна во всем следовать по стопам своего мужа, и позже, когда придет время, может принять посвящение. (ПШП Бхавананде, 9 сентября 1970)
70-11 Относительно брака: обычно мужчина должен быть старше женщины. У нас нет положительного опыта в случаях, когда женщина старше. Но все должно делаться с учетом времени, места и обстоятельств, и в вашей стране такие браки не редки. Так что если ты думаешь, что эти люди подходят друг другу, можешь их поженить. (ПШП Рупануге, 4 ноября 1970)
70-11 Я очень рад, что ты решил стать грихастхой в нашем Обществе. Это путь цивилизованного и честного человека. После прохождения практики брахмачарьи и обучения под руководством духовного учителя ведическая система предусматривает ашрам грихастхи для тех, у кого сохраняется желание вести семейную жизнь. Так называемый институт свободной любви или открытого брака, разрушает человеческое общество, поэтому наш долг заключается в том, чтобы восстановить правильное течение человеческой жизни. Для этого мы вдохновляем наших учеников, которые хотят жениться, заключить договор духовного брачного союза. Такой договор заключается на основе совместимости в служении Господу, потому что сотрудничество в развитии сознания Кришны сводит к минимуму иллюзию материальной совместимости или несовместимости. Мы на практике видим, что наши семейные пары представляют собой пример для всех, который ясно говорит, что счастье в семье основывается не на удовлетворении чувств, а на искреннем служении Господу. Я уже отвечал Шриману Лочана-дасу насчет обстоятельств вокруг девушки по имени Лайза, о которой ты упоминаешь. Так или иначе, устроишь ли ты этот брак или какой-то другой, я буду счастлив благословить вас обоих в этом браке. Просто следи за тем, чтобы твоя жизнь — не важно, семейная или нет — протекала всегда на уровне чистого преданного служения Кришне, и будь счастлив, повторяя «Харе Кришна». (ПШП Гаура-Хари, 20 ноября 1970)
71-10 Что касается браков, опирайся на здравый смысл, но будь уверен, что брак не превратится в фарс. Все должно быть серьезно. Что касается возраста, то, как правило, девушка не должна быть старше юноши, но в отдельных случаях ты можешь принимать решения в соответствии со здравым смыслом. Иногда бывает, что девушка старше юноши. В Индии, в некоторых провинциях, тоже иногда случается, что девушка старше юноши. Так что пользуйся своим здравым смыслом и делай то, что нужно. (ПШП Карандхаре, 9 октября 1971)
72-10 Если Субалавиласа хочет жениться на этой африканской девушке, я не возражаю, но хочет ли она выйти за него? Прими также во внимание мнение ее родителей и старших братьев. Такой брак может стать хорошей проповедью нашего Движения в Африке, но если он породит какие-то неприятности, это будет катастрофа, как это было с девушками в Сарне[КМ-д4] . Ты должен рассудить, будет ли этот брак благоприятным, в том смысле, что не создаст ли он напряжения в семье девушки или в местной общине. (ПШП Чьяване, 26 октября 1972)
72-11 Ведическая наука жизнеустройства предписывает организовывать общество так, чтобы защитить женщин, детей, стариков и коров, потому что все эти существа простодушны и безобидны. У детей есть родители, старшие должны растить детей и защищать их, а у женщины должен быть муж. Рекомендуется женить [молодых людей] в очень раннем возрасте, тогда жена будет всегда целомудренной и верной своему супругу. В раннем возрасте, начиная с первой ночи, она никогда ни на минуту не будет забывать о нем, и останется неиспорченным ребенком, и так из нее получится превосходная верная жена. В те [ведические] времена жена была так предана мужу, что добровольно шла на смерть в кремационном костре своего супруга, не в силах жить без него. Сам я женился очень рано, а моей жене было 11 лет. Но в наших представлениях о браке не было места разводу, и Ваша дочь не разведется с тем юношей, ведь они дали обет. Наоборот, когда люди уже повзрослели, когда они уже приобрели некоторую независимость и привычки, тогда им будет труднее приспособиться к супругу или супруге, так же, как гораздо труднее гнуть бамбук, когда он уже пожелтеет. Так что могу уверить Вас в том, что Вам нечего опасаться, что Ваша дочь вышла замуж за такого славного юношу. (ПШП г-ну Лою, 7 ноября 1972)
73-07 Ты совершенно права, когда пишешь, что Кришна наградил тебя первоклассным мужем. В ведическом обществе ни одной девушке не было позволено оставаться независимой и незамужней. Независимость для женщин означает, что они уподобляются проституткам, охотятся на мужчин, в поисках того, кто позаботится о них. Поэтому так называемой независимой женщине приходится прилагать огромные усилия, чтобы сделать себя привлекательной с помощью искусственной косметики, мини-юбки и прочих вещей в том же духе. В прежние времена девочка выходила замуж за определенного мальчика в очень раннем возрасте, примерно в шесть лет. Но хотя девочка выходила замуж рано, она не начинала сразу жить со своим мужем, а постепенно училась разным вещам: готовить, убирать дом, служить мужу разными способами — и так до достижения половой зрелости. И все это время не было никакого беспокойства. Девушка знала: «У меня есть муж», — и юноша знал: «У меня есть жена — вот эта девушка». Поэтому когда юноша и девушка достигали возраста, у них не было никаких возможностей для незаконной половой жизни. А психология такова, что первому юноше, которого девушка принимает в браке, она отдает все свое сердце, и эта привязанность к мужу со стороны девушки со временем все больше и больше возрастает. Если у нее хороший муж, то есть, такой, который принял истинного духовного учителя и сосредоточен на своем служении ему, жена такого хорошего мужа без дополнительных усилий получает все благие результаты его духовного прогресса. Так что тебе повезло. Продолжай придерживаться этой установки, всегда служи своему мужу, и тогда твоя жизнь станет совершенной, и вы вместе вернетесь домой, к Богу. (ПШП Найшкарми-деви-даси, 28 июля 1973)
75-09 Я никогда не говорил, что браков больше не будет. В любом случае, по закону ты имеешь право вступить в брак, как же я могу это запретить? Меня не поняли. Пока я не написал чего-то прямо, много чего говорят, что «Прабхупада сказал». Я не возражаю против брака, но благословлять их огненным жертвоприношением, а они потом не будут жить вместе — это, я думаю, не хорошо. Если молодожены останутся вместе, то через год можно будет провести огненное жертвоприношение. Но вот менять мужа или жену по три раза в месяц — это не хорошо. (ПШП Омкара-даси, 2 сентября 1975)
Свадебная церемония
67-08 Я уже дал тебе наставление, что Гаргамуни должен жениться. Они должны как можно скорее получить свидетельство о браке. Церемония в храме должна заключаться в пении «Харе Кришна» перед огнем, предложении очищенного масла с возгласом «сваха», жених и невеста должны обменяться гирляндами перед Божеством Кришны и пообещать никогда в жизни не расставаться. Они должны знать, что телесные отношения между мужем и женой вторичны. Главным является то, что они должны помогать друг другу развиваться в сознании Кришны. (ПШП Брахмананде, 4 августа 1967)
68-12 Что касается проведения свадебной церемонии в обмен на хороший ковер, это прекрасная мысль, и, если нужно, я пришлю тебе указания, как ее проводить. (ПШП Брахмананде, 19 декабря 1968)
70-01 По поводу женитьбы Вольсера: пока что они могут незамедлительно заключить брак в государственном учреждении. Муж и жена должны пообщаться с тобой, и через несколько дней, если ты рекомендуешь их для посвящения, пришли мне их четки, и я дам им посвящение по почте. А ты тем временем можешь провести нашу обычную свадебную церемонию, как обычно. Это будет хорошо. Мы не можем проводить брачную церемонию для непосвященных преданных. Мы не можем брать на себя функции обычной свахи[КМ-д5] . Наша задача состоит в том, чтобы помогать преданным прогрессировать в сознании Кришны. И в рамках этой задачи, если нужно, мы женим их. (ПШП Джая-Гопалу, 11 января 1970)
70-04 Касательно предполагаемого брака Ман-Мохини и Шридхамы: да, я уже послал Шридхаме разрешение на этот брак и свои благословения. Практическим опытом в этой области обладает Субала, он уже провел две свадебные церемонии и прислал мне ксерокопию всей процедуры, которую я одобрил. Прилагаю к этому письму копию, чтобы ты мог провести такую же церемонию в своем храме. Все, а в особенности президенты [храмов], должны уметь проводить свадебную церемонию. (ПШП Сатсварупе, 11 апреля 1970)
71-08 Параферналии, необходимые для проведения ведических церемоний, таковы: пять видов порошков, пять видов листьев, пять продуктов коровы, пять видов зерна, пять видов драгоценных камней. Это необходимо для проведения жертвоприношения: по пять видов в пяти категориях. Поскольку нам не удается без лишних усилий собрать все эти вещи, мы довольствуемся пятью порошками. Кроме того, в ведической системе, если предлагают пищу, то ее предлагают в виде пяти блюд. Еще одна особенность ведической системы, это то, что суд составляется из пяти мужчин. То есть, эта пятерка встречается в различных местах. Как в преданном служении. Нарада написал пять видов книг, они называются «Нарада-панчаратра». Это традиционно для ведической системы. Почему именно пятерка фигурирует в этих общепринятых видах деятельности, понять трудно, но традиционно последователи Вед стараются, по возможности, соблюдать эти правила. (ПШП Сатсварупе, 25 августа 1971)
71-08 Что касается брака Шакунталы и Аджамиты, я не возражаю, но ты должен поговорить с каждым из них о семейной жизни в сознании Кришны, объяснить, насколько это серьезно, указать на то, что развод недопустим ни при каких обстоятельствах. На одной свадебной церемонии в Н.Й. Рупануга заставил юношу и девушку подписать документы, в которых говорилось, что они обещают никогда, ни при каких обстоятельствах не разводиться. Ты можешь списаться с ним и сделать то же самое. (ПШП Сатсварупе, август 1971)
71-11 Что касается Праяга-деви-даси, да, женщина нуждается в защите. Но обычно мы стараемся, чтобы каждая незамужняя женщина с детьми находила прибежище в храме — под защитой Кришны она будет в большей безопасности — и удовлетворялась своими детьми. Брак — это просто разрешение на секс, а мы не очень склонны давать разрешение на ненужное чувственное удовлетворение. Однако в данном случае, если ты считаешь, что такой брак благоприятен для обоих, чтобы они развивались в сознании Кришны, тогда я согласен с твоим суждением. Единственное: в каждом случае стороны должны подписывать официальный договор о том, что развода не будет, и что муж и жена будут совместно трудиться в сознании Кришны. (ПШП Шридхама-дасу, 17 ноября 1971)
71-11 Относительно брака: я не против, чтобы ты заключил брак в государственном учреждении, но что касается ведической свадьбы, об этом не может быть и речи, пока девушка не получила посвящения. (ПШП Хираньягарбхе, 22 ноября 1971)
73-03 Да, свадебные церемонии можно проводить в алтарной, но только после того, как супруги прожили в официальном браке полгода-год. Тогда мы будем знать, что они верны и серьезны. (ПШП Джаятиртхе, 15 марта 1973)
74-12 Что касается твоей свадебной церемонии, то разрешение на нее должно быть получено от президента храма или Джи-Би-Си. (ПШП Випини-дасу, 19 декабря 1974)
75-09 Я никогда не говорил, что браков больше не будет. В любом случае, по закону ты имеешь право вступить в брак, как же я могу это запретить? Меня не поняли. Пока я не написал чего-то прямо, много чего говорят, что «Прабхупада сказал». Я не возражаю против брака, но благословлять их огненным жертвоприношением, а они потом не будут жить вместе — это, я думаю, не хорошо. Если молодожены останутся вместе, то через год можно будет провести огненное жертвоприношение. Но вот менять мужа или жену по три раза в месяц — это не хорошо. (ПШП Омкара-даси, 2 сентября 1975)
76-10 Пусть эта пара официально зарегистрирует свой брак. После этого мы благословим их, совершив огненный обряд. Не нужно обременять меня этими делами. Пожалуйста, обращайся к местному Джи-Би-Си. (ПШП Харивиласа-дасу, 25 октября 1976)
Обязанности мужа
66-12 Я очень рад, что ты теперь женат. Я молю Кришну о том, чтобы отныне ты мог жить счастливо как домохозяин, не помышляя о разводе с женой. Согласно ведической мудрости, хорошая жена весьма способствует и материальному, и духовному процветанию. Даже если есть какие-то недостатки, ты должен стараться исправить их, не допуская мыслей в западном духе. Надеюсь, твоя жена заинтересуется твоим повторением мантры, санкиртаной и чтением Шримад-Бхагаватам. Поскольку она является твоей спутницей на всю жизнь, твоя обязанность состоит в том, чтобы мягко побуждать ее встать на путь духовного развития. (ПШП Дженису Дэмбергсу, 10 декабря 1966)
67-08 Я рад, что ты хорошо чувствуешь себя в Бостоне и что ты используешь свои силы в приготовлении хорошего кришна-прасада. Я также рад, что Химавати теперь уже точно ждет ребенка. Это чудесно, и Кришна, конечно же, благословит твой дом Своим присутствием, поскольку вы оба, и ты, и твоя жена, Его искренние преданные. Лучший способ подготовиться к появлению ребенку — это обоим родителям оставаться в полном сознании Кришны, а для этого, разумеется, лучше всего повторять святое имя и слушать Бхагавад-гиту и Шримад-Бхагаватам. Я очень благодарен тебе за то, что ты помогаешь открывать различные центры, это очень похвально с твоей стороны. Однако ты должен считаться со своей женой и ребенком, полностью учитывать их интересы; первейшая твоя обязанность как домохозяина состоит в том, чтобы хорошо обеспечивать жену и ребенка. [ТЕКСТ УТРАЧЕН]… Господа перестать сражаться; напротив, он был вдохновлен своим долгом, но исполнял его для Кришны. В этом секрет сознания Кришны — мы не должны все поголовно становиться проповедниками, но все мы посвящаем свою жизнь или сознание (неважно, насколько оно развито) Господу Кришне. Если у тебя получится жить в храме, очень хорошо. Однако семейная жизнь требует определенной собственности и удобств, которые не всегда доступны в храме. Я просто забочусь о том, чтобы ты был счастлив и доволен, чтобы ты мог продолжать заниматься главным делом, сознанием Кришны, и ничто бы тебя не беспокоило. У Рупануги и у Дамодары все в этом отношении хорошо, чего и тебе желаю. (ПШП Хамсадуте, август 1967)
67-08 Я уже дал тебе наставление, что Гаргамуни должен жениться. Они должны как можно скорее получить свидетельство о браке. Церемония в храме должна заключаться в пении «Харе Кришна» перед огнем, предложении очищенного масла с возгласом «сваха», жених и невеста должны обменяться гирляндами перед Божеством Кришны и пообещать никогда в жизни не расставаться. Они должны знать, что телесные отношения между мужем и женой вторичны. Главным является то, что они должны помогать друг другу развиваться в сознании Кришны. (ПШП Брахмананде, 4 августа 1967)
67-10 Я очень рад, что ты все больше настраиваешься служить миссии распространения сознания Кришны. Сознание Кришны обладает таким свойством, что чем больше ты трудишься в этом направлении, тем больше у тебя прибавляется вдохновения трудиться ради этой цели. Твоя жена всегда помогает тебе, так зачем же причинять ей боль, говоря вещи ненужные и неприятные? Даже если ты примешь ванапрастху, это не налагает запрета на общение с женой. Только санньяси и брахмачари не имеют права общаться с женщинами. По моему мнению, вы с женой прекрасно исполняете мою миссию. Пожалуйста, продолжай следовать моим наставлениям, и ты никогда не будешь несчастным. (ПШП Субале, 8 октября 1967)
68-11 Насколько я понял, Динеш, твоя теперешняя работа очень утомительна и тяжела, но поскольку ты теперь семейный человек, у тебя должен быть какой-то постоянный доход. Пока ты не найдешь работу получше, как же ты можешь бросить ту, которая у тебя сейчас? Мы делаем шаг вперед, когда уверены, что наша нога встанет на твердую почву, и лишь убедившись в этом, мы отрываем от земли другую ногу. Твой видео- и аудио-бизнес еще не начался, поэтому твердого дохода еще нет. План, который ты представил, очень хорош и выглядит практично и серьезно, и ты разумен. Идея твоя также достойна славы. Ты хочешь служить Кришне всей своей энергией и разумом, и я полностью поддерживаю и одобряю твой план, но до тех пор, пока у тебя не будет какого-то дохода, как я могу посоветовать тебе оставить теперешнюю работу, особенно учитывая, что ты человек семейный? Конечно, если она кажется тебе чересчур утомительной, ничего другого не остается, как бросить ее и положиться на Кришну, а Он уж сделает все необходимое. (ПШП Динешу и Кришне-деви, 19 ноября 1968)
69-01 По поводу твоего вопроса о том, как муж становится духовным учителем жены: с каждым, кто способен давать наставления в духовной жизни, следует обращаться как с духовным учителем. Есть два вида духовных учителей: инициирующий и наставляющий. Так вот муж может помогать жене как наставник. (ПШП Химавати, 24 января 1969)
69-05 Признак продвижения в сознании Кришны — это постепенное нарастание непривязанности к материалистическому образу жизни. Хотя ты молодой человек, у тебя прекрасная молодая жена и ребенок и, по милости Кришны, в семье все хорошо, ты все же не чувствуешь привязанности. Это очень хорошо. Но если жена и ребенок помогают тебе в сознании Кришны, это не задерживает твое развитие. Держись в сознании Кришны вместе с членами своей семьи, воспитывай детей в этом духе и используй свою энергию для служения Кришне. Тогда, хоть ты и семейный человек, ты будешь ничем не хуже санньяси. (ПШП Даянанде, 1 мая 1969)
69-10 У тебя хорошие идеи, ты умен и квалифицирован, но тебе нужно научиться быть более ответственным. Я не очень-то обрадовался, увидев недавно твою жену. Ты женат, ты несешь ответственность за поддержание своей жены. Поскольку у тебя есть профессия, ты можешь работать музыкантом, но ты должен содержать жену как следует и помогать ей развиваться в сознании Кришны. (ПШП Барадрадже, 21 октября 1969)
69-11 Я очень рад, что Канчанбала соблюдает регулирующие принципы, поклоняется Божествам и помогает тебе стать идеальным вайшнавом-домохозяином. Относительно санньясы — да, согласно ведическим принципам, как женатый человек, ты должен дать своей жене сына. А когда он подрастет, после того, как тебе исполнится пятьдесят лет, ты можешь принять санньясу. Выросший мальчик позаботится о твоей престарелой жене. Такова ведическая система. (ПШП Мадхусудане, 23 ноября 1969)
69-12 Я очень рад, что Вишакха полностью погружена в заботы о Божествах. Пожалуйста, передай ей мои благословения и постарайся вести себя с ней как очень добрый муж. Она будет хорошей женой, она будет помогать тебе и материально, и духовно. Она очень хорошая девушка. (ПШП Кулашекхаре, 8 декабря 1969)
69-12 Я очень рад, что у Даянанды все так хорошо получается. Он умный, ответственный юноша, и все, что вы делаете вместе с ним, я заранее одобряю. Имей это в виду. Но помни всегда, что Нандарани тоже чудесная преданная, и у них отличная семья, поэтому ты должен постоянно следить, чтобы они не испытывали никаких неудобств. Поскольку он семейный человек, он должен принимать в расчет множество вещей. Брахмачари может стерпеть любые неудобства, но женщины и дети — нет. Им будет тяжело. (ПШП Гаргамуни, 15 декабря 1969)
71-08 Теперь ты должен заботиться о своей жене. О женщинах нужно заботиться, особенно во время беременности. При проведении свадебной церемонии муж дает обещание заботиться о жене на протяжение всей ее жизни, а жена обещает всю жизнь служить мужу. Когда ребенок подрастет, муж может принять санньясу. Конечно, Господь Чайтанья принял саннясу в двадцать-четыре года, но это особый случай. Думаю, то, что ты делаешь сейчас, больше, чем санньяса. (ПШП Карандхаре, 5 августа 1971)
71-09 Твоя обязанность — нести ответственность за жену. Поэтому трудись усердно, поддерживай свою жену и семью и отдавай, сколько можешь, гамбургскому храму. Ты не должен быть безответственным по отношению к жене и ребенку. Это непозволительно. Если ты с женой можешь отправиться в Мюнхен и открыть там центр, я, конечно, не возражаю. Это совсем другое дело. Но ты не должен бросать жену, чтобы отправиться в Мюнхен. (ПШП Сучандре, 19 сентября 1971)
72-02 Ты говоришь, что твоя жена слишком сентиментальна и эмоциональна, и это тревожит тебя. Но ведь ты принял ее как свою жену, и, согласно нашему ведическому стандарту, ответственен за ее духовное развитие, поэтому ты должен очень серьезно постараться помочь ей стать сознающей Кришну, это твоя ответственность. Если после многих серьезных попыток ты все же не сможешь ей помочь, тогда оставь ее в покое. Человек должен заботиться о себе, другие, если они чрезмерно препятствуют его служению, не должны интересовать его. Но ты женился на ней, поэтому о разводе не может быть и речи. Вы можете время от времени жить раздельно, но ты, по крайней мере, должен изо всех сил стараться помочь ей усовершенствовать свою духовную жизнь. (ПШП Моханананде, 27 февраля 1972)
72-04 Что касается твоей жены, то ты уже дал ей одного сына, этого достаточно. Теперь у нее всегда будет какое-то занятие, она будет растить ребенка и воспитывать его в сознании Кришны. А ты теперь можешь более свободно посвящать себя распространению этого Движения сознания Кришны. (ПШП Читсукхананде, 15 апреля 1972)
72-07 Если ты взял жену, чтобы вести жизнь грихастхи, то почему теперь ты отвергаешь ее? Это не по-вайшнавски. Вайшнав очень ответственен, и если он домохозяин, он должен нести ответственность. Я не могу дать преданному санньясу, пока он не доказал свою ответственность во всех отношениях. Сначала покажи, на что ты способен как идеальный домохозяин, и выкинь из головы весь этот вздор. (ПШП Махатме, 16 июля 1972)
72-07 Относительно твоего вопроса о положении женщин в Движении сознания Кришны: мы не отвечаем за браки. Если ты хочешь выйти замуж на свой страх и риск, пожалуйста, выходи замуж, регистрируй свой брак в государственных службах. Муж должен принять на себя полную ответственность за жизнь семьи вне храма и самостоятельно зарабатывать деньги на содержание жены и детей. Если у тебя есть ребенок, и ты не замужем, то [имей в виду, что] иметь ребенка — то же самое, что быть замужем, поэтому замуж тебе больше выходить не надо. Брак предназначен не для чувственного наслаждения, и не надо жениться или выходить замуж по два-три раза в год. Нет, если у тебя уже есть ребенок, то никаких больше замужеств. Но если ты не можешь оставаться в сознании Кришны, не имея мужа, тогда ладно, но мы не несем ответственности за твое содержание и т.д., поэтому если вы оба хотите заключить брак, ты и твой муж должны все устраивать сами. (ПШП Новине, 19 июля 1972)
72-09 Брак между мужем и женой означает, что мужчина навсегда берет на себя ответственность за благосостояние и защиту своей жены во всех отношениях. Это не означает, что пока между нами есть согласие, я отвечаю, а как только появляются разногласия, я тут же схожу со сцены и принимаю так называемое отречение. Хочет твой муж принять на себя ответственность твоего духовного лидера или нет, роли не играет. Он обязан это сделать. Это его обязанность, поскольку он взял тебя в жены. Поэтому он несет за тебя ответственность до конца своей жизни. И ты также должна быть согласна служить ему при любых обстоятельствах и всемерно ему помогать, чтобы он мог развиваться в сознании Кришны. Если он будет развиваться в сознании Кришны, жена, идущая по стопам мужа, само собой, тоже будет развиваться. Но если ты не помогаешь ему и не делаешь все для его блага, тогда ты станешь ему противна, и он уйдет от тебя. Так что ответственность нужна с обеих сторон, и теперь, когда вы семейная пара, не может быть и речи о разводе, но вы должны изо всех сил стремиться служить Кришне вместе, в гармонии. Что это за нелепые эмоции, которые заставляют тебя метаться? Реальность — это исполнение долга. Теперь вы семейная пара, ты знаешь, в чем состоит твой долг, и лучше всего исполнять свой долг и думать о Кришне. На временные неудобства не надо обращать внимание, мы должны оставаться тверды в исполнении своего долга перед Кришной. (ПШП Судеви-даси, 15 сентября 1971)
72-12 Прими, пожалуйста, мои благословения. Сим уведомляю, что получил твое письмо от 30 ноября 1972, и я потрясен твоим рассказом о том, что ты временно оставил свою добрую супругу и вступил в половые отношения с другой девушкой, тоже преданной, которая теперь беременна твоим ребенком. Это страшно меня расстроило. Но я знаю, что все великие начальники падают жертвой половой жизни. Так что пусть она живет в Нью-Йорке, а ты живи в Париже, вместе со своей женой, что ж поделаешь? Но ты не должен с ней видеться или даже переписываться. Это будет наихудшим примером. Ты ведь руководитель, как же ты можешь делать такие вещи? Если кто-то возьмет ее, она может выйти замуж и быть счастлива в сознании Кришны — я вовсе не хочу, чтобы она со стыда ушла. Но ты не должен больше общаться с ней. Как сделал [другой преданный]. Он был сам как решето, весь в дырах, но постоянно искал недостатки лишь в других: «Посмотрите-ка на эту иголку, в ней дыра». Одна девушка забеременела от него, про них узнали, и он ушел от меня, хотя был моим личным слугой. Это обычное дело: в своем глазу бревна не замечает, зато обвиняет других: «Смотрите-ка, у него сучок в глазу».
Наше дело — подняться на высший уровень жизни как проповедникам сознания Кришны, и каждый должен вести себя очень строго, тогда он сможет учить других. Две вещи: стань образцом сам, потом научи других быть образцовыми. Если человек сам не достиг высшего уровня, он не может судить или критиковать других. В Библии есть одно речение: «Не судите, да не судимы будете». Как можно проповедовать, если не делать суждений? Это невозможно. [Но] только те, кто стоит выше всяких подозрений, могут судить других. Нужно вести себя так, чтобы всегда быть вне подозрений. Тогда можно судить, тогда можно проповедовать. Но сейчас у тебя нет силы давать наставления. Кто сам ничего не соблюдает, как может наставлять других?
Если ты раскаиваешься, это хорошо. У тебя хорошая жена, и если у тебя есть половое влечение, ты должен никогда не расставаться со своей женой. Ты раскаиваешься, поэтому Кришна простит тебя. Но больше никогда так не поступай. Напротив, ты должен полностью прекратить половую жизнь, сделать это своим аскетическим подвигом. Не ешь досыта, всегда повторяй по шестнадцать кругов и проси Кришну простить тебе это великое оскорбление. Ты один из старших преданных, и если ты делаешь такие вещи, тогда все Общество оказывается в рискованном положении. По своей природе, в своих жестах, одежде, женщины похотливы — это их обычай. В Шримад-Бхагаватам говорится, что если ты принимаешь служение женщины, ты должен быть очень и очень осторожен, особенно это касается санньяси и брахмачари. (ПШП (имя опущено), 17 декабря 1972)
75-11 Как муж своей жены, ты должен следить за тем, чтобы она правильно обучалась сознанию Кришны. Кроме того, у тебя есть ребенок, поэтому твоя ответственность состоит в том, чтобы твоя семья больше не возвращалась в материальные тела в этом мире рождений и смертей. Это обязанность отца в сознании Кришны. (ПШП Бхуриджана-дасу, 9 ноября 1975)
76-01 Ты спрашиваешь, что тебе делать со своими женой и ребенком. Что я могу тебе посоветовать, если твоя жена не желает терпеть неудобства? Проповедь всегда сопряжена с какими-то неудобствами. Нет никаких причин тебе сидеть на одном месте. Настоящее обучение ребенка не начинается раньше пяти лет. До этого возраста ребенок свободен. А потом его можно будет отдать в гурукулу в Далласе. Такова ведическая система. (ПШП Киртирадже, 11 января 1976)
Обязанности жены
67-08 Я уже дал тебе наставление, что Гаргамуни должен жениться. Они должны как можно скорее получить свидетельство о браке. Церемония в храме должна заключаться в пении «Харе Кришна» перед огнем, предложении очищенного масла с возгласом «сваха», жених и невеста должны обменяться гирляндами перед Божеством Кришны и пообещать никогда в жизни не расставаться. Они должны знать, что телесные отношения между мужем и женой вторичны. Главным является то, что они должны помогать друг другу развиваться в сознании Кришны. (ПШП Брахмананде, 4 августа 1967)
67-10 Относительно твоего личного вопроса о взаимоотношениях с мужем: твои взаимоотношения с мужем нормальны. Ты должна быть верна и преданна своему мужу, Даянанде. Ведическая система рекомендует женщине быть очень целомудренной и принять своего мужа как господина. А у тебя особенно хороший муж, потому что он развивается в сознании Кришны. Я очень рад, что вы так подошли друг другу. Твоя преданность мужу и любовь твоего мужа к тебе — это великое достижение, и я посоветовал Кришне-деви так же относиться к своему мужу, Субале. [КМ-д6] Я очень счастлив, когда вижу, как мои духовные сыновья и дочери, особенно те, кто вступили в брак в моем личном присутствии, счастливы в своих супружеских отношениях. Даже если между мужем и женой возникают разногласия, на них совершенно не нужно обращать внимание, и ты всегда должна оставаться твердой в служении Кришне. Как ты написала, служить Кришне — это приятно. Действовать в сознании Кришны — наше первое дело, и все остальные отношения должны быть подчинены этому принципу. Держись этого принципа. (ПШП Нандарани, 8 октября 1967)