Вредная и неумеренная пища
«Ахарашуддхау саттвашуддхих; Саттвашуддхау дхрува смритих; Смритилабхе сарвагрантхинам випрамокшах».
«В чистой пище чистая природа, в чистой природе крепкая память, в крепкой памяти — освобождение от всех узлов [сердца]». (« Чхандогья-упанишада»)
Разум образуется из тончайших составляющих пищи. Если пища скверная, разум тоже загрязняется. Так считают и мудрецы, и психологи. Пища очень важна для развития ума, она оказывает на него непосредственное влияние. Те, кто занимаются духовной практикой, должны полностью исключить из питания мясо, рыбу и яйца, несвежие, недоброкачественные продукты, лук и чеснок, так как эта пища вызывает похоть и раздражительность. Еда должна быть простой, легкой, свежей и питательной. Спиртное и наркотики строго запрещены. Следует отказаться от перца и других приправ, острого, горячего, кислого и сладкого.
В «Гите» говорится: «Пища, повышающая долголетие, крепость, силу, здоровье, бодрость, хорошее самочувствие, сочная, маслянистая, укрепляющая, вкусная дорога саттвичным [людям]. Острая, кислая, соленая, слишком горячая, возбуждающая, сухая, обжигающая пища люба страстным, причиняющая страдание, тяжесть, болезнь. Испорченная, безвкусная, вонючая, переночевавшая, оставшаяся [от трапезы], негодная для жертвы пища дорога темным» (17:8— 10). Ученик не должен перегружать желудок. Девять десятых всех болезней вызываются неумеренностью питания. У людей с раннего детства вырабатывается стойкая привычка съедать больше, чем нужно. Матери набивают животы детей до отказа, но едва ли это можно считать настоящей заботой о детях. Переедание немедленно вызывает сонливость. Не нужно есть, если не испытываешь голода. На ночь садхак должен съедать совсем немного, достаточно чашки молока и пары бананов. К тому же переедание является основной причиной ночных поллюций. Санньясины и ученики должны принимать бхикшу (подаяние) из рук домохозяев, которые зарабатывают на жизнь честным путем.
Перерывы в садхане
Это тоже большое препятствие на пути Осознания. Садхана должна быть такой же регулярной, как и питание. Ученик должен подниматься в полтретьего-четыре часа утра и приступать к джапе или медитации. Если садхана проводится в одно и то же время суток, медитативное настроение возникает очень легко. Зимой можно проводить четыре сеанса медитации. Медитировать следует в одинаковой позе, в одной и той же комнате, на привычном месте, с одинаковой бхавой (душевным настроением), в одно и то же время. Каждый должен разработать свой распорядок дня, диначарью, а затем строго придерживаться его. Снисходительность к капризам ума способна испортить всю практику. Медитировать нужно регулярно. Ученик обязан проводить садхану неутомимо, с неиссякаемой энергией, адским терпением, железной волей и несгибаемой решительностью. Только тогда возможен успех. В одно и то же время нужно питаться, ложиться и вставать. Посмотрите на солнце! Каждый день оно поднимается и заходит в положенный срок.
Судорожные подергивания
В начале практики у учеников бывают подергивания рук, ног, туловища и всего тела. Эти судороги иногда очень неприятны. Не пугайтесь, не беспокойтесь. Они не принесут вреда. Эти подергивания вызваны непроизвольным сокращением мышц под влиянием новых пранических потоков. Не забывайте, что благодаря очищению пади во время садханы образуются новые нервные каналы. Через некоторое время подергивания прекратятся. В медитации по телу иногда пробегает дрожь. Она вызвана перемещением праны от туловища к мозгу. Не пугайтесь, не прерывайте медитацию. Через эти стадии нужно пройти. Они указывают на развитие, движение вперед. Продолжайте упорно трудиться. Сохраняйте жизнерадостность. Помощь придет изнутри, от антар-йямина (внутреннего правителя), сакши (наблюдателя), кутастха пратьяг-атмана (неизменной внутренней сущности). Это совершенно новые ощущения. В медитации некоторые черпают вдохновение и сочиняют чудесные стихи. Если вас посетит поэтическое вдохновение, не забудьте записать свои творения.
Нарушение брахмачарьи
Без полового воздержания духовное развитие невозможно. Семя — деятельная сила. Посредством очищенного мышления, джапы и медитации его следует превращать в оджас, духовную энергию. Любой, кто стремится к Богоосознанию, должен строго соблюдать воздержание. Домохозяева нарушают этот обет из-за своей слабости и потому не развиваются духовно. Поднявшись на пару ступеней лестницы духа, они тут же падают на землю из-за несоблюдения брахмачарьи. Это прискорбная ошибка. Им следует спать отдельно. К этому нужно отнестись серьезно. Они должны ясно понимать важность такого условия. Принятие обета — священный шаг. Клятву нельзя нарушать. В нарушениях обета виноваты только мужчины, они всегда нарушают правила и законы. Женщины намного сдержаннее, хотя в шастрах сказано, что они в восьмь раз чувственнее мужчин.
Помните о преимуществах брахмачарьи и неприятностях, причиняемых потерей семени. Растрачивание семени вызывает нервную слабость, истощение и преждевременную смерть. Половой акт подрывает устойчивость разума, тела и индрий, ухудшает память, сообразительность и интеллектуальные способности. Тело предоставлено нам как инструмент для Богоосознания. Его возможности следует направить на высшие, духовные цели. Добиться нового перерождения очень трудно. Вспомним святых-брахмачари, которые обрели неувядаемую славу и почтение. Достичь величия сможет каждый, кто сберегает жизненную силу и использует ее для созерцания Божественного. Человек уже перестал ползать, он научился стоять на ногах и ходить. Вы — люди. Вы должны вести себя как настоящие люди. Строго соблюдайте обет брахмачарьи. Пусть жены поймут вас, осознают важность и величие воздержания. Принесите своим женам религиозные книги, пусть они ежедневно читают их. Предложите им соблюдать пост в день экадаши и каждый день 21600 раз повторять одну из мантр. Найдите приют в имени Господа и джапе. Все преграды исчезнут, вам станет легко соблюдать свою священную клятву.
Святой Павел сказал: «Хорошо человеку не касаться женщины» (1 Кор. 7:1). Будда сказал: «Мудрый избегает семейной жизни, словно ямы с горящими углями».
Оджас
Оджас — это духовная энергия, накапливающаяся в мозгу. Возвышенные мысли, медитация, джапа, поклонения Богу и пранаяма превращают сексуальную энергию в оджас-шакти, которую затем можно направить на созерцание Божественного и духовные труды.
Ярость и мышечную силу тоже можно превратить в оджас. Человек с большими запасами оджаса способен проделывать огромную умственную работу. Он очень умен. Его лицо излучает притягательную ауру, глаза пылают. Он может влиять на чужие умы, сказав лишь несколько слов. Даже краткая речь такого человека производит огромное впечатление на слушателей, вызывает у них трепет. Его личность внушает благоговение. Шри Шанкара, акханда-брахмачари, творил благодаря оджасу настоящие чудеса. Он осуществил дигвиджайю (покорение мира), вел оживленные дебаты с самыми учеными людьми со всех уголков Индии. Йог всегда следит за накоплением этой божественной энергии путем полового воздержания.
Нарушение ямы и ниямы
Ученики не могут войти в самадхи, потому что не умеют медитировать. Они не способны на глубокую медитацию, потому что не умеют сосредоточиваться, концентрироваться. Они не могут концентрироваться, так как не умеют добиваться пратьяхары, отрешенности чувств от внешних объектов. Они не владеют пратьяхарой, потому что не освоили асаны и пранаяму, не выполняют яму и нияму —самые основы йоги.
Болтливость
Это одна из дурных привычек, ослабляющих духовную силу. Говорливый человек страдает своеобразным расстройством речи. Тихие люди и минуты не выдерживают в обществе этих словоохотливых болтунов, выпаливающих полсотни слов в секунду. Они болтают как заведенные машины, их невозможно остановить. Если такого человека хотя бы на день запереть в пустой комнате, он просто умрет. Пустая болтовня отбирает много сил. Эту энергию можно сберечь и направить на созерцание Божественного. Вак-индрийя (орган речи) очень отвлекает разум. Болтун может и не мечтать даже о кратковременном покое. Ученик должен быть немногословным, говорить только на духовные темы, причем когда это необходимо. Болтун не может идти по духовному пути. Ежедневно в течение двух часов соблюдайте мауну, особенно во время еды. По воскресеньям соблюдайте обет молчания весь день. В течение мауны занимайтесь джапой и медитацией. Тишину во время медитации нельзя считать частью обета молчания, иначе мауной можно было бы назвать и сон. Домохозяева должны соблюдать мауну именно тогда, когда у них есть возможность поговорить или приходят гости. Отслеживать нужно само желание говорить. Женщины очень разговорчивы. Они причиняют немало хлопот праздной болтовней и сплетнями. Им особенно полезно соблюдать мауну. Каждое ваше слово должно быть взвешенным. Разговорчивость имеет раджасическую природу. Соблюдение мауны приносит огромный покой. Продолжая постоянную практику, постепенно увеличивайте периоды непрерывного молчания до трех месяцев.