Ответственность родителей за детей
67-06 Я также рад, что ты носишь в своем чреве ребенка. Пожалуйста, прими мои благословения этому новичку, которого мы будем счастливы принять всего через несколько месяцев. Пожалуйста, береги свое здоровье, чтобы ребенок вырос очень здоровым и мог стать преданным. Махараджа Прахлада слушал наставления Муни Нарады, находясь в утробе матери, а позже стал прославленным преданным Господа Кришны. Обязанность каждого родителя состоит в том, чтобы сделать своего ребенка сознающим Кришну, чтобы удачливый ребенок, родившийся от сознающих Кришну родителей, уже никогда не был вынужден принимать рождение в этом материальном мире. (ПШП Нандарани, 9 июня 1967)
67-08 Я также весьма счастлив, что Химавати готовится стать матерью. Ребенок — это редкостный дар, посылаемый Кришной, но, в то же время, и великая ответственность. Каждый родитель ответственен за то, чтобы его ребенок вырос сознающим Кришну. Знаю, что ты это понимаешь и всегда будешь держать Кришну в центре своего дома. Теперь о том, что тебе делать. Прежде всего, ты семейный человек. Обычно, обзаведясь семьей, мужчина думает, как обеспечить жену и ребенка. Поэтому можешь, если хочешь, найти себе работу в Нью-Йорке или в другом городе и обосноваться там, как обычный домохозяин, как Рупануга и другие. Или же, если тебе это больше нравится, можешь остаться работать в храме, в Монреале или где-то еще, где достаточно места, чтобы ты мог разместиться. Но ты должен заботиться о своем здоровье. Я уже заметил ухудшение, когда был в Нью-Йорке, а теперь и ты говоришь, что тебе стало хуже. Это нехорошо, и ты должен исправить положение. Так что прими необходимые меры. Прежде всего, не беспокойся. Кришна тебе поможет. Если тебе нужно пойти на работу, чтобы содержать жену и детей, Кришна пошлет ее тебе. (ПШП Хамсадуте, 15 августа 1967)
68-03 Да, иметь твердую решимость, чтобы это рождение стало последним рождением души в невежество — очень хорошо. Верно то, что человек должен становиться родителем только тогда, когда может освободить своих отпрысков из тисков смерти. А это возможно только с помощью сознания Кришны. Это величайшее служение Кришне — предоставить возможность ребенку обучаться сознанию Кришны, и очень хорошо, что вы так серьезно об этом думаете. (ПШП Хамсадуте и Химавати, 3 марта 1968)
68-03 Да, я могу совершать духовные свадебные церемонии для своих посвященных учеников. Я переженил уже много молодых преданных, и они отлично практикуют сознание Кришны. В этом состоит истинная цель семейной жизни: жить вместе в мире и согласии, заниматься осознанием Кришны, растить детей в сознании Кришны, так, чтобы они не были вынуждены вновь возвращаться в мир рождения и смерти. (ПШП Андреа Темпл, 6 марта 1968)
68-07 Да, это прекрасные чувства. Все родители должны рассуждать так. Махараджа Прахлада, Махараджа Дхрува — все это идеальные преданные-дети, и все должны воспитывать своих детей по образцу этих великих личностей. (ПШП Балаи, 4 июля 1968)
68-07 Я так рад, что мисс Сарасвати-деви и ее добрые родители чувствуют себя хорошо! Пожалуйста, растите ее как следует, в сознании Кришны, ведь это обязанность ответственных родителей. (ПШП Шьямасундаре, 15 июля 1968)
68-08 Относительно проблемы детей: могу сказать, что все наши дети, рожденные от родителей-преданных, желанны. Нам нужны сотни таких детей, поскольку мы надеемся в будущем изменить весь мир, а ведь ребенок — это отец взрослого. Так или иначе, я видел, что Малати очень хорошо ухаживает за своим ребенком. Она приходила ко мне каждый день, и ребенок играл и никогда не плакал. И ребенок Лилавати тоже никогда не плачет и никому не мешает. Лилавати постоянно приходила со своим ребенком. Так что все зависит от матери. Надо научиться ухаживать за ребенком так, чтобы ему было хорошо, тогда он не будет плакать. Ребенок плачет только тогда, когда чувствует дискомфорт, а комфорт и дискомфорт ребенка зависят от того, сколько внимания уделяет ему мать.
Итак, лучше всего содержать наших новорожденных детей так, чтобы они всегда были удовлетворены и не мешали проведению программ, чтобы никто не жаловался. Но не может быть никаких строгих правил или установок, что подросших детей, 7-8 лет, мы признаём, а никаких других детей не признаём. Так нельзя, и я никогда не дам разрешения на введение подобного правила. Наоборот, я принимаю ребенка с рождения, чтобы духовная вибрация вошла в его уши, и он уже с самого начала своей жизни мог очищаться. Но, конечно, детям нельзя позволять беспокоить всех на собраниях своим криком. Матери отвечают за то, чтобы ребенку было комфортно, и он никого не беспокоил. (ПШП Кришне-деви, 21 августа 1968)
Повтор предыдущего письма
68-11 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 20 ноября 1968, а еще раньше я получил твое письмо от 7 ноября, но не ответил на него непосредственно, а вместо этого отправил 12 и 16 ноября письма Брахмананде, в которых написал, что «если ему очень уж неудобно жить под опекой своего отца, то пусть он возвращается к тебе и помогает тебе в Нью-Йорке». Я был очень обеспокоен, получив твое письмо от 7 ноября, и молился Кришне, чтобы Он бросил на тебя Свой милостивый взгляд. Итак, по милости Кришны, я узнал от Тамала-Кришны, что твой отец уже предоставил тебе хорошую квартиру, так что можно сказать, между твоим материальным отцом и твоим духовным отцом началось перетягивание каната. А ты — тот самый канат. В первой попытке я, кажется, победил. Но это довольно рискованно. Я уже говорил тебе, что твои отец и мать — добрые души. Может быть, они находятся под влиянием иллюзии, но я все же должен сказать, что они добрые души, иначе как они могли бы произвести на свет таких хороших детей, как Брахмананда и Гаргамуни? Мы пытаемся научить своих учеников производить на свет сознающих Кришну детей, а твои отец и мать, не будучи сами сознающими Кришну, родили чудесных, сознающих Кришну мальчиков, так что я очень им обязан. Забота твоего отца о тебе идет ему в актив. Чем больше он вкладывает в тебя, тем больше становится его счет в сознании Кришны. Он не знает, что его сознание Кришны накапливается, но настанет день, когда ты увидишь, что на самом деле твой отец добрая душа. Постарайся тем или иным путем завоевать любовь и расположение отца. Ты умный мальчик, а Кришна пошлет тебе еще разума, чтобы ты строил со своим отцом правильные отношения. Но ты должен обращаться с отцом так же почтительно, как со мной. Даже если с тобой иногда обращаются дурно, терпи.
Ты должен последовать примеру Махараджи Прахлады. Отец всячески терзал его, но он никогда не выступал против отца, как никогда и не соглашался с его мнением. Ты должен вести себя так же, то есть, ни при каких обстоятельствах не соглашаться с демоническими принципами своего отца, но при этом искренне служить ему, как добрый послушный сын. Я уверен, что отец твой откликнется на такое обращение, и со временем наше предприятие увенчается успехом. Я постоянно молю Кришну защитить тебя, потому что хорошо знаю, что послал тебя в самое пекло майи. Но мы мыслим по-другому. Мы не испытываем ненависти к майе, поскольку знаем, что она — доверенная служанка Кришны, просто задача у нее неблагодарная. Наша миссия состоит в том, чтобы использовать все в служении Кришне, потому что все принадлежит Кришне. Твой отец, как и всякий бизнесмен, может ошибочно полагать, что его бизнес принадлежит ему, и, следовательно, он имеет право использовать прибыль в свое удовольствие, но мы знаем, что все принадлежит Кришне, и именно Он наслаждается любой собственностью. Так говорит Бхагавад-гита. Там, где Господь утверждает: «Я — Верховный Наслаждающийся плодами всех жертвоприношений, подвигов, корыстной деятельности и т.д.» Люди пытаются отречься от материального мира, но мы рассматриваем материальный мир под другим углом зрения. Мы видим, что все произведено энергиями Кришны, и знаем, как использовать все так, чтобы Кришна был доволен. Пожалуйста, постарайся следовать этому принципу и постоянно помни живой пример Арджуны, который с такой любовью использовал в служении Кришне свой необыкновенный воинский талант. Он принес в жертву все свои добрые чувства к родственникам, но выполнил приказ Кришны, и так завоевал победу. Наша цель — не наслаждение и не отречение. Мы просто слуги Кришны. Пожалуйста, придерживайся этого принципа, и майя никогда ничем тебя не испугает. Я также рад был узнать, что отец увеличил твое содержание до 100 долларов в неделю. Повторяй регулярно «Харе Кришна», смотри на изображения Господа Чайтаньи и Кришны, и это принесет тебе счастье. Еще раз благодарю тебя. (ПШП Гаргамуни, 22 ноября 1968)
68-12 Я очень рад, что ты готовишься к своему браку с Лиласукхой и [знаю, что] она тоже счастлива, что все так устроилось. Хаягрива и Шьяма-даси должны пожениться в Лос-Анджелесе на Рождество, и это весьма вдохновляет, потому что мы приветствуем появление хороших, сознающих Кришну детей, которые продолжат это Движение, основу которого мы закладываем сейчас. (ПШП Уддхаве, 19 декабря 1968)
68-12 Наша политика сознания Кришны очень хороша. Мы предлагаем людям спокойную семейную жизнь, в которой жены верны, а мужья ответственны; молодые люди счастливы, поскольку у них есть хорошие дома, добрые жены, хорошая пища, добротная одежда, крепкая жизненная философия, прекрасная культура и, наконец, удивительный Кришна. Итак, это Движение — лучшее среди всех движений. Нужно лишь, чтобы его руководители были зрелыми, разумными, честными и искренними людьми. Тогда все здравомыслящие люди — и мужчины, и женщины — примут Движение сознания Кришны. (ПШП Гурудасу, 24 декабря 1968)
69-02 Но сейчас я прошу тебя постараться продать в Лос-Анджелесе две-три тысячи экземпляров «Обратно к Богу». Иными словами, я требую этого пожертвования как твой любимый ребенок. Мой отец очень любил меня, и когда я, будучи ребенком, чего-то требовал от него, он тут же мне это давал. Однажды он купил мне пистолет. Получив его, я тут же потребовал еще один. Отец возразил: «У тебя уже есть пистолет. Зачем тебе еще?» А я сказал, что мне нужно два пистолета, по одному в каждую руку. И отец уступил моему упрямству. Позже, когда я был уже молодым человеком, и мой отец умер, я очень горевал, что потерял такого любящего отца, однако, по милости Кришны, у меня теперь много отцов и матерей в Америке. Итак, я обращаюсь со своим требованием ко всем своим американским отцам и матерям. Пожалуйста, дай мне знать, выполнишь ли ты мою просьбу. Жду твоего ответа с нетерпением. (ПШП Мукунде, 20 февраля 1969)
69-02 Ты пишешь мне, что ты мой непослушный сын, но я думаю, что это я слишком требовательный отец. Я взваливаю на твои плечи все новые и новые бремена, но ты настолько терпелив, что без колебаний исполняешь все мои требования, хотя порой они непомерно велики. Так что на деле это ты действуешь как мой отец. В детстве я был совершенно несносным ребенком, я донимал своего отца, постоянно требуя от него каких-то немыслимых вещей, и он всегда шел мне навстречу. Я потерял отца в 1930 году, почти 40 лет назад, но, по милости Кришны, теперь я приобрел много молодых американских отцов. Природа моя осталась все той же, и я по-прежнему требую от своих отцов вещей, которые могут быть несколько обременительными. Но я уверен, что Кришна будет очень и очень доволен, если ты милостиво будешь терпеть некоторые чрезмерные требования с моей стороны. (ПШП Брахмананде, 27 февраля 1969)
69-06 Отец и мать — это почти то же самое, что духовный учитель, мы обязаны отцу и матери очень и очень многим. Поскольку они зависят от твоих доходов, старайся помочь им, насколько это возможно, но не забывай отдавать что-то и Кришне. Рупа Госвами отдал 50% Кришне, 25% отложил на черный день и 25% отдал родственникам. Ты можешь стараться следовать этому принципу, насколько позволяют обстоятельства. Главное твое дело — оставаться в сознании Кришны, и если ты будешь иметь это в виду, ты сможешь общаться с окружающими в соответствии с требованиями общественной морали, в то же время ни к кому и ни к чему не привязываясь. (ПШП Гопала-Кришне, 21 июня 1969)
69-07 Основная идея воспитания детей, как она описана в ведической литературе, состоит в том, чтобы от рождения до пяти лет родители были очень снисходительны с ребенком. С шести до десяти лет они должны относиться к нему все более строго и требовать все большего повиновения, а в возрасте от десяти до шестнадцати лет родители должны обращаться с ребенком, как тигры со своими тигрятами, чтобы он боялся проявить какое бы то ни было непослушание. Когда ребенку исполнится шестнадцать лет, они должны обращаться с ребенком как с другом, и ему должна быть предоставлена возможность постепенно развить ответственность и независимость, свойственные взрослым. (ПШП Вибхавати, 15 июля 1969)
69-07 Очень благодарен тебе за твое письмо от 23 июля 1969 с фотографиями твоей маленькой дочки. Фотографии чудесны, я радовался, глядя на то, как весела и жизнерадостна Субхадра. Ты пишешь, что она уже с большим энтузиазмом принимает участие в санкиртане, учи же ее как следует. Если такого благочестивого ребенка правильно воспитывать, как вы с Мурари это и делаете, он в будущем сыграет весьма важную роль в нашем Обществе, будет помогать исправлять мир, проповедуя сознание Кришны. Маленькие дети нередко бывают веселы и жизнерадостны, однако эта материальная веселость очень быстро проходит. Но в сознании Кришны, поскольку душа по своей природе радостна и блаженна, радость эта только нарастает, по мере того, как нарастает блаженство служения Кришне. Сейчас у твоей дочери есть отличная возможность покончить с рождениями в материальном мире, поэтому воспитывай ее как следует. Кришна вознаградит тебя за это. Я понял, что ты ищешь, с кем бы твой ребенок мог играть. Мы думали организовать такое место для множества детей в Новом Вриндаване, но пока что это, кажется, нелегко, потому что там нет соответствующих условий. (ПШП Лилавати, 31 июля 1969)
69-09 Я очень рад, что Чандрамукхи получает сознание Кришны с самого начала своей жизни. Это благо идет из прошлой ее жизни, в которой она развивалась в сознании Кришны. Пожалуйста, заботься о своих детях и сделай их полностью сознающими Кришну. Это величайшее служение. Если в результате твоих усилий одна или две души, пришедшие под твое покровительство, обретут освобождение, это будет великим духовным служением Господу. Я уверен, что твои дети, о которых заботитесь вы с Даянандой, [будут] освобождены уже в этой жизни, вместе со своими родителями, и им не придется больше возвращаться в жалкие условия материальной жизни. К этому призывает сознающих Кришну родителей Шримад-Бхагаватам. Пожалуйста, передай мои благословения Картикее и Шилавати за их чудесное служение, и, пожалуйста, вручи прилагаемое письмо Шримати Рекхе. Надеюсь, это письмо застанет вас в добром здравии. (ПШП Нандарани, 30 сентября 1969)
69-10 Я очень рад, что родился мальчик, сознающий Кришну. Его нужно назвать Премананда Брахмачари. «Премананда» означает «тот, кто поглощен любовью к Кришне». Итак, заботься об этом чудесном ребенке и расти его вместе с другими мальчиками в Новом Вриндаване, чтобы из этого Движения вышло новое поколение сознающих Кришну детей. (ПШП Парамананде, 27 октября 1969)
69-11 Приятно слышать, что Вишну-арати хорошо развивается в сознании Кришны. Я знаю, что и ты, и твой муж сделаете все от вас зависящее, чтобы привести ее на верный путь сознания Кришны. Воспитание одной единственной души в сознании Кришны принимается Кришной как величайшее служение, поэтому тщательно исполняйте свои обязанности, и Кришна несомненно прольет на вас Свои благословения. Я также рад был узнать, что ты сама находишь все больше и больше вкуса в размышлении о Кришне и Его преданных. Именно этим и следует заниматься, и ты увидишь, что по мере того, как ты размышляешь, вкус к наслаждению нектаром такой медитации становится все сильнее и сильнее. Это и называется бескрайним океаном нектара преданности. Этот океан безбрежен, и потому наслаждение его нектаром тоже постоянно и бесконечно возрастает. (ПШП Кришне-деви, 2 ноября 1969)
69-11 Я постоянно думаю о тебе, какая ты хорошая, красивая, сознающая Кришну девушка. Итак, Кришна послал тебе чудесную дочку, чтобы ты заботилась о ней. Здесь дочь Малати, Сарасвати, доставляет нам большую радость своими играми в сознании Кришны. Она такая славная: как только слышит звук киртана, сразу начинает танцевать и хлопать в ладоши. Гости приходят в изумление и следуют ее примеру. Это очень хорошо. Твоя дочь, наверное, уже начинает ходить, и ее тоже можно научить танцевать и хлопать в ладошки. (ПШП Балаи, 15 ноября 1969)
70-01 Что касается земли в Калькутте: твое желание получить место, подобное Тхакурбати Малликов, святому месту моего детства — это также и мое желание. Когда я думаю о Радхе и Кришне, я сразу представляю себе Радха-Говинда-виграху в Тхакурбати Малликов, потому что с самого детства предан этим Божествам. Но в то же время, получить сейчас такой большой участок в Калькутте не так-то просто. (ПШП Ачьютананде, 27 января 1970)
70-06 Прими, пожалуйста, мои благословения и передай их также свой жене Арундхати и своему первенцу, которого ты можешь назвать Анируддхой. Отличная новость. Теперь ты должен принять двойную ответственность, как муж и как отец, чтобы привести эти две души, жену и сына, к совершенству человеческой жизни в сознании Кришны. И ты, и твоя жена разумны и сведущи в науке преданности, поэтому трудитесь вместе, чтобы воспитать своего сына в атмосфере идеальной семьи, благословленной Кришной в сознании Кришны. (ПШП Прадьюмне, 21 июня 1970)
70-07 Теперь вы оба, муж и жена, должны очень ответственно трудиться, чтобы вырастить своего новорожденного ребенка в сознании Кришны. Дети учатся, подражая родителям, поэтому если вы оба будете подавать хороший пример сознания Кришны, ребенок очень естественно и легко разовьется в сознании Кришны, следуя вашему примеру. Пожалуйста, передай мои благословения своей доброй супруге Лакшмимони и своему сыну. (ПШП Джагадише, 9 июля 1970)
70-07 Твой отчет об организации деревенских школ в Англии очень вдохновляет. Я получил подобный прекрасный отчет и из Амстердама. Легко догадаться, что Европа — прекрасное поле для распространения нашего движения. Посоветуйся с Тамалой и без промедления открывай начальную школу. Впечатления, полученные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому постарайся приучить маленьких англичан и голландцев петь и танцевать. (ПШП Шьямасундаре, 19 июля 1970)
71-11 Можешь назвать свою дочку Митра-даси, я не возражаю. Вы можете называть своих детей как хотите, только всегда информируйте моего секретаря, чтобы убедиться, что данное вами имя внесено в список, дабы избежать повторов. Позже дети получат другие имена во время инициации, когда они будут готовы к ней. (ПШП Лалита-Кумару и Джамбавати-даси, 27 ноября 1971)
72-04 Твои идеи по поводу Ратха-ятры хороши, поэтому так и делай. Если тебе понадобятся какие-нибудь указания или предложения, я предоставлю их тебе. Я предлагал сделать ратху поменьше, деревянную, украшенную резьбой и отделанную серебром, по возможности, но если нет, делай просто хорошую обычную ратху. В детстве я обычно водил свою ратху до этого храма, так что если опять ввести такую традицию, Радха-Говинде это очень понравится. (ПШП Бхавананде, 14 апреля 1972)
72-05 Что касается храма Радха-Говинды, то в 1967 году я нашел его очень обветшавшим. Я останавливался там, и был весьма опечален его состоянием. В детстве Радха-Говиндаджи были для меня источником радости. Я попросил отца подарить мне Божества Радха-Говинды, он исполнил мою просьбу, и я поклонялся Им. Еще я попросил его подарить мне ратху, и она ходила от моего дома мимо дома Шьямасундары. Позже наш дом назвали Говинда-Бхаван, улица Махатмы Ганди, 151. Шьямасундара мне как младший брат, мы звали его «Габу». У него был старший брат Сиддхешвара Мали, его прозвище было «Субида», а он называл меня «Моти», мы были очень близкими друзьями с малолетства. Когда мы были совсем маленькими, мы ездили в одной коляске. Мы были так близки, что он не хотел садиться в коляску без меня. Мы не разлучались ни на минуту. Сейчас его уже нет, он умер. Теперь попроси Габу помочь нам провести восьмидневный праздник Ратха-ятры в храме Радха-Говинды, устройте непрерывный киртан и раздачу прасада в Чхадни-холле. Это огромный зал, по меньшей мере, на 1000 человек, перед ним веранда, и Божеств можно держать там восемь дней. Надо Их роскошно украсить и устроить чудесное празднование. Шьямасундара может пригласить своих родственников отведать прасада.
Если ты будешь делать это каждый год, ты можешь каждый раз приходить в другой храм Радха-Говинды. В Калькутте много таких храмов, я постепенно познакомлю тебя с ними. (ПШП Бхавананде, 9 мая 1972)
72-09 Я очень рад, что у тебя родился сын, которого ты намерен посвятить движению санкиртаны Господа Чайтаньи. Да, его имя Гауранга-дас мне очень нравится, и я не возражаю, чтобы его так и называли. Сейчас я нахожусь в далласской школе. Это очень хорошее место, весьма подходящее, чтобы воспитывать там твоего сына, когда он достигнет необходимого возраста, хотя бы четырех-пяти лет. Предоставь ему все возможности, чтобы осознать Кришну с рождения. Если ты сможешь вручить Кришне хотя бы одного чистого преданного, это будет величайшее служение. (ПШП Ришабхадеве, 10 сентября 1972)
73-02 Я получил твое письмо от 1 февраля с приложением прекрасных изображений Божеств Шри Шри Радха-Калачанд-джи в гурукуле ИСККОН. Я очень доволен, что Божествам поклоняются так хорошо. Со временем это будет все больше и больше очищать детей. Эти дети, ученики гурукулы, самые удачливые дети в мире, потому что с самого начала своей жизни они общаются с Радхой и Кришной. Так было в моем детстве. Мой отец был чистым вайшнавом. Он подарил нам с сестрой Божества Радхи-Кришны, чтобы мы поклонялись им, и так мы выучились. Моя сестра по сей день поклоняется тем самым Божествам в Калькутте. (ПШП Бхактин Тони, 18 февраля 1973)
73-04 Я очень обеспокоен сообщением о поведении (имя опущено), и советую тебе, пока он занимается такими делами, не общаться с ним. Лучше всего, если ты займешься какой-то деятельностью в храме и будешь поклоняться Божеству там, а не отдельно. Поклонение Радхе и Кришне — не такая простая вещь. Его нельзя совершать по прихоти, нужно заниматься им, строго соблюдая предписанные правила. Невозможно принимать ЛСД и как угодно грешить, а потом идти и поклоняться Божествам. Я установил правило, согласно которому, если человек не способен поддерживать такой же уровень поклонения, как в храме, он не должен поклоняться Божеству отдельно. Дома лучше всего сделать алтарь Гуру-Гауранги, а Божествам поклоняться в храме.
На тебе лежит огромная ответственность, ты должна создать для своих дочерей атмосферу сознания Кришны, чтобы они стали хорошими преданными. Если и ты тоже начнешь заниматься всеми этими греховными делами и отвергнешь принципы сознания Кришны, это будет величайшим несчастьем. Главная ваша забота — это чтобы дети стали сознающими Кришну, если же твой муж не осознает этой ответственности — что поделаешь? Просто соблюдай принципы и моли Кришну помочь тебе. (ПШП (имя опущено), 25 апреля 1973)
73-12 Я познакомился с твоим сыном. Его черты прекрасны, и он производит впечатление отличного брахмачари. Всегда будь для него примером, а для этого не отклоняйся от сознания Кришны, и тогда ты станешь идеальной матерью. (ПШП Кадамба-даси, 8 декабря 1973)
74-06 Тысячу раз благодарю тебя за то, что ты так великолепно поклоняешься Божествам — это видно на цветных фотографиях, которые ты прислал. С самого раннего детства я тоже поклонялся Господу Джаганнатхе. Когда мне было шесть лет, отец подарил мне ратху, и я устраивал Ратха-ятру в своем квартале. А сейчас ты поклоняешься Господу Джаганнатхе в западном мире, и поклоняешься так роскошно! Это доставляет мне огромную радость. Снова и снова благодарю тебя за то, как ты ведешь поклонение Божествам в филадельфийском храме. Что касается церемонии Ратха, то продолжай работать над ней, я приеду на праздник в следующем году. А ты продолжай проводить эту великолепную церемонию для горожан. Я уверен, что она будет иметь успех. (ПШП Равиндра-Сварупе, 10 июня 1974)
74-09 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 5 и 9 сентября 1974, с приложением газетных вырезок о моем посещении Ратха-ятры в Чикаго. Вырезки великолепны, и я хочу, чтобы они были выставлены здесь, на маяйпурском фестивале Гаура-пурнимы. Мне очень понравился твой фестиваль в Чикаго, и я хотел бы, чтобы в будущем году ты усилил его. Этот праздник Ратха-ятры дорог мне с самого детства, и я очень благодарен тебе за то, что ты проводишь в Чикаго этот праздник. (ПШП Шри Говинде, 29 сентября 1974)
74-12 Сейчас ты воспитываешь своего третьего ребенка. Ты становишься все более и более ответственным за этих живых существ, которые зависят от тебя. Ты должен позаботиться о том, что они не приняли нового рождения в этом материальном мире. Это твоя обязанность. Поэтому ты и твоя добрая супруга должны прилагать большие совместные усилия, чтобы обрести полное сознание Кришны с помощью того простого и возвышенного метода, который я дал. Просто следуя этому методу без отклонений, повторяя шестнадцать кругов, соблюдая четыре заповеди, посещая лекции и мангала-арати, рано вставая, вы постепенно возвыситесь до уровня чистой любви. (ПШП Джагадише, 28 декабря 1974)
75-03 По поводу твоего маленького сына: не огорчайся, что он такой озорной. Для маленького мальчика это вполне естественно. Ничего необычного в этом нет. Молись Кришне, чтобы он стал великим проповедником и сама постарайся научить его этому, став сознающей Кришну матерью. (ПШП Шивани-деви-даси, 14 марта 1975)
75-10 Пожалуйста, прими мои благословения и передай их также своей жене Гауридеви и ребенку. Прилагаю к этому письму несколько заграничных марок для твоего любимого сына Киртаны. (ПШП Картикее, 19 октября 1975)
75-11 Когда ребенком я приходил в находившийся по соседству храм Малликов, я думал: «Когда же и у меня будет такое красивое Божество, чтобы я мог Ему поклоняться?» — а сейчас Кришна так добр ко мне, что я открываю храмы по всему миру. Я хочу, чтобы прежде, чем я умру, было открыто 108 храмов, а ты подумай, как это сделать. Устраивай программы, обучай преданных. Все храмы — и в Мельбурне, и в Париже, и в Лондоне, и в Бомбее — очень хороши. Все сделано ярко, великолепно. Божествам оказывают искреннее служение. Обязанность Джи-Би-Си состоит сейчас в том, чтобы поддерживать все это. [Члены Джи-Би-Си] обязаны вдохновлять и поддерживать. (ПШП Мадхудвише Свами, 10 ноября 1975)
77-03 Из твоего письма я понял, что ты и твой брат Индреша — великие преданные. Вам очень посчастливилось, что ваши родители — преданные, и вы с самого раннего детства обращены в сознание Кришны. Мне тоже посчастливилось иметь родителей-преданных. Когда я был маленьким, они подарили мне Радху-Кришну, чтобы я Им поклонялся, а кроме того я проводил, вместе со своими юными друзьями, праздник Ратха-ятры. Я всегда помню о вас, о том, какие вы хорошие преданные. Пожалуйста, продолжайте служить Шримати Туласи-деви и Радхе с Кришной, и тогда ваша жизнь будет возвышенной. (ПШП Минакши, 16 марта 1977)
Уход за ребенком
69-03 Нет, не думаю, что маленьким детям надо давать Джаганнатху, потому что они не будут заботиться о Нем должным образом и будут совершать оскорбления. В этой стране родители не подают должного примера поклонения Божествам во всех аспектах. Например, я в детстве видел, как мой отец склоняется перед Божествами и выражает Им почтение, и, глядя на него, делал то же самое. Но здесь так не делается, поэтому будет лучше проявить осторожность, давая Джаганнатху [детям]. (ПШП Сатьябхаме, 30 марта 1969)
70-01 Я очень рад, что ты так быстро учишься математике. Пять плюс пять будет десять. Два плюс два будет четыре. Ну, а Кришна плюс всё — будет Вриндаван. Не забывай Кришну, и ты всегда будешь пребывать во Вриндаване. (ПШП Экендре, 24 января 1970)
71-09 Кришна благословил тебя замечательным ребенком, Ананга-даси, и мне очень и очень приятно, что она проявляет некоторую привязанность к Господу Джаганнатхе. Это очень хорошо. И ничего плохого в том, что она играет с Господом Джаганнатхой, нет, но как уберечь Божество, чтобы ребенок по своей прихоти не сломал Его, не положил в грязное место или вовсе не выбросил? Ты же не можешь постоянно контролировать ее. Поэтому такому маленькому ребенку Божество Господа Джаганнатхи давать не следует. Пусть она немного подрастет, чтобы она была способна соблюдать какие-то правила, и тогда уже можно будет дать ей Божество. (ПШП Шарадии-деви, 25 сентября 1971)
71-11 У тебя есть естественная склонность учить маленьких детей, и я думаю, что ты должна использовать ее, чтобы обучать маленьких жителей Гамбурга сознанию Кришны. Детям особенно нравятся игры Кришны, так что начать можно с чтения им книги «Кришна». Они еще не покрыты ложным престижем и легко примут тапасью — с таким восторгом, как будто это игра! Взгляни на юных брахмачари в Индии. Гуру только скажет: «Сделай то, сделай это», — и они тут же делают. Они идут на улицу и целый день на жаре собирают подаяние, потом возвращаются с пригоршней риса и ложатся отдыхать на голом полу. И это им нравится, им приятно трудиться изо всех сил. Чрезвычайно важно приучать детей терпеть различные трудности и ограничения с самого детства. В более позднем возрасте ни один человек не откажется от того, что он принял как стандарт наслаждения, ради понижения этого стандарта. Поэтому я думаю, ты должна без промедления начать проводить регулярные занятия и рекламировать их. Насколько я понимаю, немцы весьма склонны к содержанию детей в детских садах, так пусть отдают своих детей нам, и мы дадим им высшее образование. (ПШП Химавати, 17 ноября 1971)
72-02 Твоя идея открыть в Новом Вриндаване детский сад — очень хорошее предложение. Можешь немедленно приниматься за дело, посоветовавшись с остальными. Однако учти, что мы обучаем детей бхакти, приобщая их к [духовной] практике и ослабляя их стремление к играм. Если дети просто делают все то, что делают старшие, то есть, регулярно посещают мангала-арати, рано встают, повторяют мантру, едят прасад, заглядывают в книги, поклоняются Божествам и т.д., они естественным образом научаются должным вещам, и тогда необходимости в специальном обучении уже нет. Дети всегда делают то, что видят, поэтому если, благодаря доброму общению с родителями и другими старшими, они утвердятся в сознании Кришны, и если они не будут испорчены навязыванием им искусственного уровня потребления, они будут думать, что аскетическая жизнь — это очень весело. В Индии можно видеть, как юных брахмачари посылают просить подаяние для духовного учителя, чтобы научить их смирению и непривязанности. Они проводят целый день на жаре, а вечером возвращаются, съедают пригоршню риса и спят без одеяла на голом полу — и им очень даже нравится такая жизнь.
Вот как мы обучаем наших детей сознанию Кришны — организуем их жизнь так, чтобы они участвовали в нашей ежедневной программе и общались с преданными Кришны, даем им духовную реализацию, прививая мысль, что жертвы и тапасья ради достижения высшей цели — это и есть самый замечательный образ жизни. Мы не даем им много играть и не обучаем их играм. Все эти так называемые научные методы обучения искусственны, в них нет необходимости, и, в общем, я не очень верю в эту систему Монтессори, как и в любую другую систему обучения. А вот идея поставить алтари, чтобы учить детей поклонению Божествам хороша. (ПШП Сатьябхаме, 28 февраля 1972)
72-05 Я видел здесь, в Лос-Анджелесе, твою жену Нандарани, она прекрасно себя чувствует. Я хочу, чтобы она помогла мне исправить ситуацию в далласской школе, поехав туда и взявшись за обучение детей. Если детям предоставить возможность играть, как играл Кришна со своими друзьями-пастушками, затем немного азбуки, затем даршан Божеств и арати, затем какой-то прасад, они таким образом будут постоянно переключаться с одного вида деятельности на другой и будут всегда веселы и жизнерадостны, и уже в раннем возрасте превратятся в твердых преданных. Маленькие дети лучше всего учатся всему этому от матери или вообще от женщин. Поэтому я думаю, что некоторые матери наших детей должны отправиться в Даллас и принять на себя ответственность за обучение детей, в особенности, за обучение их тому, как подражать играм маленького Кришны. Если попросить ребенка изобразить дерево, он тут же поднимет руки и скажет: «Вот, я дерево». Если попросить его быть коровой, он станет на четвереньки, и его можно будет погонять хворостиной и говорить: «Пошла, пошла!» А если какой-то ребенок будет плохо есть прасад, ему можно сказать: «Ты корова, сейчас корова должна поесть травки», — и от тут же станет на четвереньки и начнет есть прасад, как коровы едят траву. Так надо обучать наших детей в далласской школе, потому что я хочу, чтобы новое поколение преданных успешно несло эту великую миссию дальше. (ПШП Даянанде, 20 мая 1972)
72-06 Для обучения совсем маленьких детей лучше всего подходят женщины, особенно если они сами — матери, когда же дети становятся брахмачари, в пять-шесть лет, их уже должны учить мужчины. Если Стока-Кришне трудно управляться со всеми делами, найди ему в помощь нескольких человек из твоей зоны. Пусть он занимается организацией и будет ответственным за все, а остальные должны следовать его указаниям и освободить ему время, чтобы он мог за всем следить. (ПШП Сатсварупе, 16 июня 1972)
72-07 Я удивлен, что ты хочешь отдать своего ребенка другим людям, пусть даже и преданным. Для тебя поклонение ребенку [должно быть] важнее поклонения Божеству. Если у тебя не хватает времени на ребенка, прекрати исполнение обязанностей пуджари. Ты должна как следует заботиться о своем сыне, пока ему не исполнится, как минимум, четыре года, и если после этого у тебя не будет возможности заботиться о нем, я позабочусь о нем сам. Этих детей послал нам Кришна, они вайшнавы, и мы должны очень тщательно их оберегать. Это не обычные дети, это дети Вайкунтхи, и нам очень повезло, что у нас есть возможность помогать им прогрессировать в сознании Кришны. Это величайшая ответственность, не пренебрегай ею и не заблуждайся. Твои обязанности предельно ясны. (ПШП Арундхати, 30 июля 1972)
75-10 Создать детский сад — это очень хорошая идея. (ПШП Рамешвара-дасу, 17 октября 1975)
75-11 Программа развития детского сада очень важна. Хорошо, что матерей можно будет освободить, чтобы они больше внимания уделяли преданному служению. Женщины не должны ограничиваться простым воспроизводством, они тоже должны развивать свою преданность. (ПШП Джаятиртха-дасу, 20 ноября 1975)
76-04 Что касается занятий Химавати, то она организует здесь, во Вриндаване детский сад для малышей. (ПШП Хамсадуте Махарадже, 2 апреля 1976)