Суть Высшей управляющей силы (Творца)
Наука каббала совершенно не занимается сутью самой Высшей силы и не пытается формулировать ее законы. Каббала определяет себя как экспериментальную науку и то, что не постигает, о том не говорит, в том числе, не отрицает того, что не постигается. Ведь определение отсутствующего явления имеет не меньшую ценность, чем определение существующего. Ведь, если посмотришь на какую-то сущность издали и познаешь в ней все отсутствующие компоненты, то есть все то, чего нет, это также будет считаться свидетельством и определенным осознанием, так как если бы эта сущность находилась действительно далеко, нельзя было бы различить в ней даже отсутствующее.
Поэтому основное положение в науке каббала гласит: «Непостигаемое не можем назвать по имени», где под именем имеется в виду начало какого-то постижения. А постигаемый внутри сосуда души Высший свет, ощущение Высшей управляющей силы (Творца), ее действий, излагается в каббале в не меньших подробностях и деталях анализа и эксперимента, чем в описании материальных исследований.
Духовное — это сила, не облаченная в тело
Каббала определяет «духовное» как не имеющее никакой связи со временем, пространством, материей и представляющее собой силу, не облаченную в тело, силу без тела.
Духовный сосуд называется силой
Когда речь идет о силе в духовном, говорится не о самом Высшем свете как таковом. Ведь свет находится вне сосуда — органа ощущения и постижения, а потому непостигаем (исходит из сути Творца и равен сути Творца). То есть, мы неспособны понять и постичь Высший свет, чтобы дать ему название и определение, поскольку название «свет» метафорично и не является истинным. Поэтому «сила» без тела подразумевает собой «духовный сосуд». Давая определение свету, каббалист говорит не о сути света, а выражает реакцию сосуда, его впечатление от встречи со светом в себе.
Сосуд и свет
Свет, то есть впечатление сосуда от света, можно постичь, при этом мы постигаем одновременно и материю и форму, так как впечатление — это форма, а сила — это «материя». Однако, порождаемое при этом в сосуде чувство любви определяется как «форма без материи». То есть, если мы абстрагируем любовь от подарка, как будто она никогда и не была облачена в какой-то конкретный подарок, и представляет собой лишь абстрактное название — любовь Высшей управляющей силы (Творца), — тогда она определяется как «форма». А ее обретение называется «получением формы». И это является конкретным исследованием, так как дух этой любви действительно остается в постижении совершенно абстрагированным от подарка понятием, то есть сутью света.
Материя и форма в каббале
Несмотря на то что ощущение сосудом любви является результатом подарка, оно неоценимо важнее самого подарка, поскольку оценивается величием дарящего, а не ценностью дара. То есть, именно любовь и проявленное внимание придают этому состоянию бесконечную ценность и значимость. А потому любовь совершенно абстрагируется от материи, являющейся светом и подарком. Так что остается только постижение любви, а подарок забывается и будто стирается из сердца. Соответственно, эта часть науки каббала носит название постижение «формы» и является наиболее важной ее частью.
Миры Ацилут, Брия, Ецира, Асия
Каббалисты различают четыре ступени любви, подобные ступеням любви в нашем мире: в момент получения подарка человек еще не считает, что дарящий любит его, тем более, если дарящий - важная персона, выше статуса человека, получающего подарок. Однако при увеличении количества подарков и постоянном их поступлении ощущается, что даже важную персону можно воспринимать как истинно любящего и равного. Ведь закон любви гласит, что любящие должны чувствовать равенство между собой.
В соответствии с этим в науке каббала определяются четыре ступени любви:
1. Дарение подарка называется мир Асия.
2. Увеличение числа подарков называется мир Ецира.
3. Раскрытие сути любви называется мир Брия. Здесь начинается изучение формы, так как на этой стадии любовь отделилась от подарка: свет удаляется из мира Ецира, и любовь остается без света, без своих подарков.
4. После окончательного отделения формы от материи, находясь в состоянии тьмы, человек обретает силы, чтобы подняться на ступень мира Ацилут, на которой возвращается ощущение формы, которая воплощается в материю, то есть свет и любовь ощущаются вместе.
Источник души
Все духовное воспринимается нами как сила, отделенная от тела, и поэтому не имеет никакого материального образа. Духовное является отдельным свойством и полностью отделено от материального мира. Но если у духовного нет никакого контакта с материальным, каким же образом оно может породить материальное и привести его в движение?
Сила — материя
Сила сама по себе является настоящей материей, не меньше, чем вся остальная материя реального мира. Несмотря на то, что она не обладает образом, приемлемым для восприятия человеческими органами чувств, это не понижает ее ценности.
Возьмем для примера кислород, который входит в состав большинства материалов в мире. Бутылка с чистым кислородом, не взаимодействующим с другим материалом, выглядит пустой. Поскольку кислород находится в газообразном состоянии, его невозможно уловить, он невидим для глаза, не имеет запаха и вкуса, нельзя воздействовать на него руками. Так же ведет себя и водород.
Но если соединить эти два вещества, они немедленно превратятся в жидкость — воду, пригодную для питья. А если добавить эту воду в негашеную известь, то вода немедленно впитается в известь, и жидкость станет твердым веществом, как и сама известь. Таким образом, химические элементы — кислород и водород, которые совершенно невозможно ощутить, превращаются в твердое вещество.
То же самое можно сказать и о силах, действующих в природе. Обычно они не считаются материей, потому что не подлежат познанию через ощущения. Но с другой стороны, мы видим, что ощущаемая реальность — твердые и жидкие тела, безусловно, постижимые в нашем реальном мире, при нагревании могут превращаться в газ, а охлажденный до определенной температуры газ, может вновь стать твердым веществом.
Отсюда ясно, что все ощущаемые картины происходят из основ, которые невозможно ощутить, и которые не считаются материей. А потому все зафиксированные в нашем сознании знакомые картины, с помощью которых мы определяем материю, непостоянны и не существуют сами по себе. Их форма является производной от различных факторов, например, от холода и тепла.
Итак, основа материи — это сила, заключенная в ней. Однако силы все еще не проявляются относительно нас сами по себе, как химические элементы. Возможно, когда-нибудь они раскроются нам как таковые.