Глава решения, предписания, испытания, удела, цен и сроков 7 страница
4. (492) Передали нам наш отец и Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передали Мухаммад ибн Йахья Аттар и Ахмад ибн Идрис от Мухаммада ибн Ахмада ибн Йахьи ибн Имрана Ашари от Али ибн Исмаила от Хаммада ибн Исы от Хариза от Зурары от Имама Бакира (А), что он сказал:
Когда настанет День Суда, Аллах – велик Он и свят! – подвергнет испытанию семь (групп): ребенок; тот, кто умер в период между двумя Пророками[292]; старый человек, который встретил Пророка, но не мог понимать (из-за слабости разума); тупоумный (аблаг); сумасшедший, который не обладает разумом; глухой и немой[293]. Каждый из них приведет свои доводы Аллаху – велик Он и свят. И тогда Аллах – велик Он и свят! – отправит к ним посланника, и он разожжет для них огонь и скажет: «Господь ваш приказывает вам броситься в этот огонь». И кто бросится в него – огонь станет для него прохладой и миром. А кто откажется – будет отправлен в Огонь (Геены).
5 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن الحسن الصفار، عن فضل بن عامر، عن موسى بن القاسم البجلي، عن حماد بن عيسى، عن حريز، عن زرارة بن أعين، قال: رأيت أبا جعفر عليه السلام صلى على ابن لجعفر عليه السلام صغير فكبر عليه، ثم قال: يا زرارة إن هذا وشبهه لا يصلى عليه، ولولا أن يقول الناس: إن بني هاشم لا يصلون على الصغار ما صليت عليه، قال زرارة: فقلت:
فهل سئل عنهم رسول الله صلى الله عليه وآله؟ قال: نعم قد سئل عنهم فقال: الله أعلم بما كانوا عاملين، ثم قال: يا زرارة أتدري ما قوله: الله أعلم بما كانوا عاملين؟ قال: فقلت:
لا والله، فقال: لله عز وجل فيهم المشية، أنه إذا كان يوم القيامة احتج الله تبارك وتعالى على سبعة: على الطفل، وعلى الذي مات بين النبي والنبي، وعلى الشيخ الكبير الذي يدرك النبي وهو لا يعقل، والأبله، والمجنون الذي لا يعقل، والأصم، والأبكم، فكل هؤلاء يحتج الله عز وجل عليهم يوم القيامة، فيبعث الله إليهم رسولا ويخرج إليهم نارا فيقول لهم: إن ربكم يأمركم أن تثبوا في هذه النار، فمن وثب فيها كانت عليه براد وسلاما، ومن عصاه سيق إلى النار.
5. (493) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Фазля ибн Амира от Мусы ибн Касима Баджали от Хаммада ибн Исы от Хариза от Зурары ибн Айана, что он сказал:
Я видел, как Имам Бакир (А) читал погребальный намаз над своим внуком, сыном Джафара Садыка (А), а потом сказал мне: «О, Зурара! Над (детьми), как он, не читают намаз, и если бы люди не стали говорить: “Род Хашима не читает намаз над своими детьми”, я не стал бы его читать». Я сказал: «Спрашивали ли о них у Посланника Аллаха (С)?» Он сказал: «Да, о них спрашивали у него, и он сказал: “Аллах лучше знает об их делах”». А потом спросил: «О, Зурара, знаешь ли ты, что означают его слова “Аллах лучше знает об их делах”?» Я сказал: «Клянусь Аллахом, нет». Он сказал: «У Аллаха есть замысел (машийа) о них. Поистине, когда наступит День Суда, Аллах – велик Он и свят! - испытает семь (групп): ребенок; тот, кто умер в период между двумя Пророками; старый человек, который встретил Пророка, но не мог понимать (из-за слабости разума); тупоумный (аблах); сумасшедший, который не обладает разумом; глухой и немой. Каждого из них Аллах испытает в Судный День. Аллах – велик Он и свят! – отправит к ним посланника, и он разожжет для них огонь и скажет: “Господь ваш приказывает вам броситься в этот огонь”. И кто бросится в него – огонь станет для него прохладой и миром. А кто откажется – будет отправлен в Огонь (Геены)».
6 - حدثنا أبي رحمه الله، قال: حدثنا سعد بن عبد الله، عن الهيثم بن أبي مسروق النهدي، عن الحسن بن محبوب، عن علي بن رئاب، عن الحلبي، عن أبي عبد الله عليه السلام، قال: إن الله تبارك وتعالى كفل إبراهيم عليه السلام وسارة أطفال المؤمنين يغذونهم من شجرة في الجنة لها أخلاف كأخلاف البقر، في قصور من در فإذا كان يوم القيامة ألبسوا وطيبوا وأهدوا إلى آبائهم، فهم مع آبائهم ملوك في الجنة
6. (494) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдиллях от Хайсама ибн Аби Масрука Нахди от Хасана ибн Махбуба от Али ибн Риаба от Халаби от Имама Садыка (А), что он сказал:
Поистине, Аллах – велик Он и свят! – поручил опеку над (умершими) детьми верующих Ибрахиму (А) и Саре. Они кормят их от дерева в Раю, у которого соски как соски коровы; они в дворцах там из жемчуга. Когда настанет День Суда, их оденут, надушат благовониями и приведут к их отцам. И они с отцами их – цари Рая.
7 - حدثنا محمد بن موسى بن المتوكل رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن يحيى العطار، عن محمد بن أحمد بن يحيى بن عمران الأشعري، عن أحمد بن محمد بن عيسى، عن علي بن الحكم، عن سيف بن عميرة، عن أبي بكر الحضرمي، عن أبي عبد الله عليه السلام في قول الله عز وجل: (والذين آمنوا واتبعتهم ذريتهم بإيمان ألحقنا بهم ذريتهم) قال: قصرت الأبناء عن عمل الآباء فألحق الله عز وجل الأبناء بالآباء ليقر بذلك أعينهم.
7. (495) Передал нам Мухаммад ибн Муса ибн Мутаваккиль, что передал Мухаммад ибн Йахья Аттар от Мухаммада ибн Ахмада ибн Йахьи ибн Имрана Ашари от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы от Али ибн Хакама от Сейфа ибн Амира от Абу Бакра Хазрами:
От Имама Садыка (А) по поводу слов Аллаха, велик Он и свят: «А те, которые уверовали и последовало за ними их потомство в вере, - Мы приведем к ним потомство их» (52: 21). Он сказал: «Дети оторваны от дел их отцов, но Аллах присоединит детей к отцам, дабы возрадовались их глаза».
8 - حدثنا أبي رحمه الله، قال: حدثنا أحمد بن إدريس، عن محمد بن أحمد بن يحيى، عن محمد بن الحسين بن أبي الخطاب، عن موسى بن سعدان، عن عبد الله بن القاسم، عن أبي زكريا، عن أبي بصير، قال: قال أبو عبد الله عليه السلام: إذا مات طفل من أطفال المؤمنين نادى مناد في ملكوت السماوات والأرض: ألا إن فلان بن فلان قد مات، فإن كان قد مات والداه أو أحدهما أو بعض أهل بيته من المؤمنين دفع إليه يغذوه، وإلا دفع إلى فاطمة صلوات الله عليها تغذوه حتى يقدم أبواه أو أحدهما أو بعض أهل بيته من المؤمنين فتدفعه إليه
8. (496) Передал нам наш отец, что передал Ахмад ибн Идрис от Мухаммада ибн Ахмада ибн Йахьи от Мухаммада ибн Хусейна ибн Аби Хаттаба от Мусы ибн Саадана от Абдуллаха ибн Касима от Абу Закарийи от Абу Басира, что он сказал:
Имам Садык (А) сказал: «Когда умирает ребенок верующего, взывает взывающий в царстве (малакут) небес и земли: “Умер такой-то сын такого-то”. И когда умирают его родители, или один из них, или кто-то верующий из его семьи, ребенка отдают ему, дабы он кормил его; а если нет, его отдают Фатиме (А), дабы она кормила его, пока не прибудут его родители или верующие из его семейства, и тогда его передают им».
9 - حدثنا الحسين بن أحمد بن إدريس رحمه الله، عن أبيه، عن محمد بن أحمد بن يحيى، قال: حدثنا محمد بن حسان، عن الحسين بن محمد النوفلي من ولد نوفل بن عبد المطلب، قال: أخبرني محمد بن جعفر، عن محمد بن علي، عن عيسى بن عبد الله العمري، عن أبيه، عن جده، عن علي عليه السلام في المرض يصيب الصبي؟ قال: كفارة لوالديه
9. (497) Передал нам Хусейн ибн Ахмад ибн Идрис от его отца от Мухаммада ибн Ахмада ибн Йахьи, что передал Мухаммад ибн Хассан от Хусейна ибн Мухаммада Науфали от Вульда Науфали ибн Абдульмутталиба, что передал Мухаммад ибн Джафар от Мухаммада ибн Али от Исы ибн Абдилляха Умари от его отца от его деда:
От Али (А) о болезни, поражающей ребенка: «Это искупление (каффара) для его родителей».
10 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن الحسن الصفار، عن العباس بن معروف، عن الحسن بن محبوب، عن علي بن رئاب، عن عبد الأعلى مولى آل سام، عن أبي عبد الله عليه السلام. قال: قال رسول الله صلى الله عليه وآله:
تزوجوا الأبكار فإنهم أطيب شئ أفواها وأدر شئ أخلافا وأفتح شئ أرحاما، أما علمتم أني أباهي بكم الأمم يوم القيامة حتى بالسقط يظل محبنطئا على باب الجنة فيقول الله عز وجل له: أدخل الجنة، فيقول: لا حتى يدخل أبواي قبلي، فيقول الله عز وجل لملك من الملائكة: ايتني بأبويه، فيأمر بهما إلى الجنة، فيقول: هذا بفضل رحمتي لك
10. (498) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Аббаса ибн Мааруфа от Хасана ибн Махбуба от Али ибн Риаба от Абдульали от Имама Садыка (А), что он сказал:
Посланник Аллаха (С) сказал: «Женитесь на девственницах, ибо их рты лучше, груди имеют больше молока, а матки шире. Разве вы не знаете, что я буду гордиться вами над всеми уммами в День Суда, даже выкидышами, которые воссядут в тени у дверей Рая? И Аллах – велик Он и свят! – скажет им: “Войдите в Рай!” Они скажут: “Нет, пока наши родители не войдут прежде нас”. И Аллах скажет ангелу из ангелов Своих: “Приведи их родителей” и повелит им всем войти в Рай. И скажет: “Это – от Моей милости к вам”».
11 - حدثنا أبي رحمه الله، قال: حدثنا أحمد بن إدريس، عن محمد بن أحمد ابن يحيى، قال: حدثنا محمد بن الوليد، عن حماد بن عثمان، عن جميل بن دراج، عن أبي عبد الله عليه السلام قال: سألته عن أطفال الأنبياء عليهم السلام فقال: ليسوا كأطفال سائر الناس، قال: وسألته عن إبراهيم ابن رسول الله صلى الله عليه وآله لو بقي كان صديقا؟ قال: لو بقي كان على منهاج أبيه صلى الله عليه وآله
11. (499) Передал нам наш отец, что передал Ахмад ибн Идрис от Мухаммада ибн Ахмада ибн Йахьи, что передал Мухаммад ибн Валид от Хаммада ибн Усмана от Джамиля ибн Дурраджа:
Я спросил Имама Садыка (А) о детях Пророков (А). Он сказал: «Они не таковы, как дети прочих людей».
И я спросил его об Ибрахиме, сыне Посланника Аллаха (С): «Если бы он остался в живых, был бы праведным?» Он сказал: «Если бы он остался в живых, то был бы на пути своего отца (С)».
12 - وبهذا الإسناد، عن حماد بن عثمان، عن عامر بن عبد الله، قال: سمعت أبا عبد الله عليه السلام يقول: كان على قبر إبراهيم ابن رسول الله صلى الله عليه وآله عذق يظله عن الشمس، فلما يبس العذق ذهب أثر القبر فلم يعلم مكانه، وقال عليه السلام: مات إبراهيم ابن رسول الله صلى الله عليه وآله وكان له ثمانية عشر شهرا فأتم الله عز وجل رضاعه في الجنة.
12. (500) И по тому же иснаду от Хаммада ибн Усмана от Амира ибн Абдилляха, что он сказал:
Я слышал, как Имам Садык (А) сказал: «На могиле Ибрахима, сына Посланника Аллаха (С), было дерево, бросавшее тень на могилу и защищавшее ее от солнца. Когда это дерево высохло, следы могилы также пропали, и ее место неизвестно». И сказал: «Когда Ибрахим, сын Посланника Аллаха (С), умер, ему было восемнадцать месяцев, и Аллах завершил его кормление молоком в Раю».
Комментарий составителя книги шейха Садука:
Средство познания справедливости и несправедливости и различения между ними – это не симпатия к какой-либо вещи или отсутствие таковой, но признание ее благой или злой с точки зрения разума. А потому не будет верным считать нечто отвратительным ввиду незнания его причин или выводить его за пределы справедливости только по его внешнему облику. Но когда мы хотим познать сущность какого-то дела, чья мудрость сокрыта от нас, должны обратиться к мудрости того, кто совершил это дело, и к доводам, которые его разъясняют. И если для нас выяснилось, что он не совершает ничего, кроме мудрости и блага, мы должны свести к этому все его деяния, независимо от того, знаем мы их причины или нет. Ибо, с точки зрения разума, это правило относится не к каким-либо частным деяниям, а ко всему им совершенному. Например, если мы установили через доказательства мудрость и справедливость такого-то отца, а он вдруг отрезал руку у своего ребенка или вывихнул ее, - при том, что нам не известна причина этого, - то мы не можем по причине нашего незнания отрицать его благость и справедливость, установленные через доказательства, как и его хорошие намерения по отношению к этому ребенку.
И таковы же дела Аллаха, Знающего об исходе и начале, - пречист Он! Если мы знаем, что всё совершённое Им есть мудрость и благо, то мы не может отрицать мудрость Его решений из-за того, что нам не известны подробности их причин. И в особенности если мы знаем о слабости нашего разума в познании причин явлений и невозможность охвата им значения подробностей и деталей. Это касаемо нашего желания познать то, что не объемлет наше неведение из Его решений, велик Он и свят! Если же мы хотим понять их значение и причины, то, хвала Аллаху, Он не оставил нас без возможности этого.